Соединяя разъединенное: нам нужны соседи

№18-19 (365) 11 - 17 мая 2007 г. 04 Мая 2007 0

В 2007—2013 гг. ЕС будет проводить новую, более активную политику добрососедства в Европе. Один из ее ключевых элементов — международное сотрудничество с участием регионов по обе стороны внешних границ Евросоюза. Важно, что с последним расширением ЕС и принятием в него Болгарии и Румынии восточные границы ЕС увеличились на 1300 км. Теперь ЕС простирается до Черного моря, полностью охватывает Западные Балканы и имеет новую границу с Молдовой протяженностью 500 км. Граница ЕС с Украиной сегодня почти вдвое длиннее, чем до 2007 г.

Но существует ли потенциал для прочного приграничного сотрудничества на уровне регионов? Если оценить ситуацию на границах ЕС, то очевидно, что близлежащие европейские регионы зачастую недостаточно по сравнению с другими развиты. Так обстоят дела в приграничных регионах Польши, Финляндии, Венгрии, Словакии, Румынии, Греции или Болгарии. То же справедливо и в отношении регионов по другую сторону границы Евросоюза — в частности, в России, Украине и на Балканах, в особенности Западная Украина значительно отстает по уровню развития от восточных регионов; в Калининграде, Пскове и Вологде показатели ВВП на душу населения и индекс развития населения существенно ниже, чем в среднем по России. Из этого правила есть только два положительных исключения — окрестности Санкт-Петербурга и западные регионы Турции.

Ввиду разделяющего фактора внешних границ, а также из-за различий в способе и степени развития экономический обмен между регионами, находящимися по обе стороны границы ЕС, значительно ниже потенциального уровня. Прибалтийский регион — возможно, наиболее функциональный согласно показателей экономической географии — является в данном случае хорошим примером. И если торговля между странами Прибалтийского региона находится примерно на ожидаемом уровне — в соответствии с географическими расстояниями и уровнем экономического развития, то торговля с Россией упала до уровня, значительно ниже ожидаемого. Несколько лет назад Калининградскую область называли прибалтийским Сингапуром. Однако в за последние годы развитие региона лишь незначительно превысило средний уровень по России и, в отличие от Сингапура, этот рост практически не связан с участием в глобальных рынках. В основном развитие было обеспечено за счет экспорта в Россию, состоящего из импортируемых товаров, которые после сборки отправлялись в основную часть российской территории.

В целом для восточных или юго-восточные внешних границ ЕС не характерны значительные потоки товарного обмена или инвестиций как извне, со стороны близлежащих регионов, так и в обратном направлении. Это обусловлено многими причинами, но основные порождены обстановкой по другую сторону границы ЕС: централизованная государственная власть и ограниченные полномочия региональных и местных органов управления, не достаточно благоприятные условия для бизнеса, иногда — отсутствие торжества закона, а также другие препятствия для торговли и прямых иностранных инвестиций. Требования, которые вводятся в соответствии с правилами, действующими в ЕС в области законодательства и внутренней политики, играют здесь меньшую роль. Примером может служить польско-украинская граница, где введение визового режима привело лишь к краткосрочному уменьшению перевозок через границу. Большее значение имеет недостаточно развитая инфраструктура как на региональном, так и на национальном уровнях.

Все это является важной причиной для того, чтобы поставить приграничное сотрудничество на межрегиональном уровне в центр нашей политики добрососедства. Невысокий уровень экономического сотрудничества говорит о большом неиспользуемом потенциале. Так, в отчете о Прибалтийском регионе фактически сделан вывод, что экономическая интеграция с Россией сулит региону большие экономические перспективы. В будущем ожидаются новые значительные события. Наиболее важное из них — планируемые на 2007—2013 гг. в рамках региональной политики огромные инвестиции в приграничные районы ЕС, в частности, в государства, недавно вступившие в Евросоюз. Данная инвестиционная программа в течение ближайших семи лет раскроет потенциал роста этих регионов и поможет компенсировать внутри ЕС отставание периферии от центра. Кстати, из 10 регионов с наилучшими возможностями для повышения конкурентоспособности 7 расположены на восточной окраине Евросоюза (5 в Польше и 2 в Словакии).

Все это открывает в ближайшие годы огромные возможности развития Украины, у границ которой большинство этих инвестиций и экономический рост будут иметь место. Но чтобы воспользоваться этой ситуацией в полной мере, нам необходимы более масштабные инвестиции, облегчающие пересечение границы и проекты, направленные на развитие инфраструктуры, которые связывали бы области с обеих сторон.

Особенно важно, что помимо финансирования со стороны Европейского механизма политики добрососедства и партнерства (ENPI), приграничные регионы впервые могут финансировать проекты на территориях стран, не входящих в Евросоюз. Это означает, к примеру, что совместный словацко-украинский проект может получить поддержку структур региональной политики Евросоюза и для украинской стороны это составит до 10% объема финансирования такой международной программы.

Таким образом, потенциал для реализации принципа «просачивающихся» и «перетекающих» ресурсов, установления межотраслевых связей и увеличения спроса на товары и услуги в приграничных регионах за пределами ЕС реально существует. Связанные с инфраструктурой проекты — это новые автомобильные и железные дороги, порты и пункты пересечения границ, что сделает приграничные регионы более открытыми для новых потоков товаров и людей. Это в свою очередь может повлечь за собой новые миграции рабочей силы, включая ежедневные поездки к месту работы или учебы, подобные тем, которые бытуют сегодня на границе Хорватии и Словении. Региональная политика в этом отношении может служить катализатором.

Для полноценной реализации таких планов необходимо одно условие — подход к приграничному сотрудничеству должен быть направлен на перспективу и сфокусироваться на конкретных потребностях. Поэтому мы должны приложить все усилия для устранения дисбаланса в отношении полномочий местных и региональных властей стран, входящими и не входящими в ЕС. Один из способов этого добиться состоит во включении пункта о взаимодействии на уровне регионов в международные договоры о сотрудничестве. Это уже реализуется: в рамках программы TACIS (Техническая помощь Содружеству Независимых Государств) оказывается поддержка новому подходу к региональной политике в Украине, аналогичные положения включены также в договоры о стабильности и сотрудничестве с Западными Балканами. Другим важным шагом могло бы стать расширенное участие в международных программах с целью вовлечения более широких социальных групп. Примером в данном случае может служить решение ЕС о включении Украины и России в программу «Эрасмус»: студенты из этих стран, проживающие в приграничной зоне, могут обучаться по ту сторону границы. А в будущем они будут налаживать связи между регионами.

Существуют и другие, помимо экономических, аспекты. Опыт международного сотрудничества на польско-украинской границе, пусть и ограниченный по времени, демонстрирует множество положительных результатов. Сотрудничество — пока даже незначительное в экономическом отношении — позволило познакомиться с соседями, с их жизнью, обычаями и проблемами. Это в свою очередь развеяло негативные стереотипы и отрицательные представления, преобладавшие ранее по обе стороны границы. В определенной степени это служит подтверждением старой социологической истины — регулярные контакты между людьми препятствуют возникновению негативных стереотипов.

Комиссар ЕС по вопросам региональной политики, специально для «2000»

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Долгий путь

Если на предстоящих местных выборах СН проиграет, это только усилит позиции «партии...

Спорт не всегда мир

Не все граждане народ: представителями «единой страны» считаются лишь те, кто...

Большой риск во имя мелких целей

Турция, Великобритания и Польша продвигают собственные интересы при содействии...

Визиты политические или церковные

Неясно, просчитывали ли в офисе Зеленского последствия приглашения патриарха, но...

Стратегия сквозь призму фамильярности

Конфронтация с РФ у Зеленского рассматривается как стратегическая и долговременная,...

Москитный флот

Соглашение о закупке британских катеров принципиально важно для Британского...

Она возвращается!

70—80 млн. т зерна в год — это хорошо, но чем правительству мешают тепловозы,...

«Приоритетное внимание» Евросоюза к Украине

Пересмотру условий договора о евроинтеграции, на чем настаивает Киев, внимания...

На грани фола

Антироссийская риторика до какого-то момента нарастала, однако, достигнув...

Постковидное банковское озеленение

Украинские города получат кредиты на электротранспорт и утилизацию отходов

Химия с титаном

Скандальное увольнение наемного иностранного менеджера — свидетельство теневой...

Нишевый эффект и ряд мелких услуг

Главной проблемой для власти после выборов будут имиджевые потери

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка