Ставка на консервацию

№40(836) 6—12 октября 2017 г. 05 Октября 2017 4.3

4 октября Петр Порошенко внес в Раду «долгожданный» проект закона «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», в просторечье именуемого «законом о реинтеграции Донбасса».

Прежде всего новый закон легализует и делает правовой нормой сложившийся порядок вещей: он заменяет термин АТО на несколько неуклюжее «мероприятия по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживанию российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях». Непосредственное руководство этими действиями всех государственных структур, как и вся полнота власти в Донецкой и Луганской обл. (на территориях, подконтрольных Киеву), возлагается на Объединенный оперативный штаб Вооруженных сил. Он также будет определять порядок перемещения людей и грузов на «временно оккупированные территории».

Обращает на себя внимание акцент на руководящую роль ВСУ и подчиненное положение прочих силовых ведомств, в отличие от сегодняшней ситуации, когда действиями руководит «штаб АТО», в котором силовики представлены на «паритетной» основе, и в чем несложно увидеть отголоски нынешнего конфликта между президентом и Арсеном Аваковым (ВСУ остаются в сфере влияния президента).

Также президент получает право на роспуск любых органов местного самоуправления и замену их военными и военно-гражданскими администрациями. Отмечу, что поданная в парламент редакция закона фактически ограничивает это право Донецкой и Луганской областями и не распространяет его на прочую территорию, как было, судя по утечкам, в первых редакциях закона, которые рассматривались на Банковой.

Главное же, закон характеризует все происходившее и происходящее на востоке как агрессию Российской Федерации, а неподконтрольные территории признает оккупированными. Это, как считают «патриотические» эксперты, позволяет Украине не нести ответственность за происходящее там. В том числе не выплачивать пенсии, не заниматься коммунальными вопросами и выплатой компенсаций пострадавшим в ходе военных действий.

И то, что Россия названа страной-оккупантом и страной — участником конфликта, исключает ее деятельность как посредника и участника миротворческих операций. Ссылка же на 51-ю статью Устава ООН, которая признает «неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена ООН...», призрачно намекает на возможность силового решения вопроса.

Правда, «патриотические» критики, включая вице-спикера Оксану Сыроид, к недостаткам проекта относят ссылки на Минские соглашения, но в законопроекте особо отмечается, что речь идет только о положениях «с целью создания необходимых условий политического урегулирования согласно норм международного права и законодательства Украины».

В общем, можно констатировать, что новый закон, если будет принят, направлен на консервацию сложившейся ситуации и фактически хоронит Минские соглашения. Как к этому отнесутся западные партнеры? Накануне вице-спикер Оксана Сыроид, написала в Фейсбуке:

«Когда в пятницу мне сообщили, что со мной срочно хотят поговорить по телефону из Германии по поручению госпожи канцлер Меркель, я могла поспорить относительно предмета предстоящего разговора. И не ошиблась бы — просили проголосовать за продление действия Закона об особом статусе для оккупированных частей Донецкой и Луганской областей... Интерес к голосованию высказывали и другие представители международных партнеров.

Но и те аргументы, которые остались, выражаясь деликатно, являются неубедительными: «Если вы не проголосуете, то нам будет тяжело спорить с Россией, которая говорит, что Украина не хочет политическую часть Минска выполнять». Далее она полемизирует с «западными партнерами», но и президентский законопроект характеризует едва ли не как капитулянтский.

Понятно, что Сыроид руководствуется партийной логикой, требующей демонстрировать крайне патриотическую позицию, но мы видим, что после принятия президентского законопроекта западным партнерам действительно будет сложно «спорить с Россией» (а ранее было легко?). Но выход на Банковой найден. 4 октября в Раду было подано два законопроекта — о реинтеграции Донбасса и о продлении на год срока действия закона об особенностях местного самоуправления в Донбассе.

Естественно, это напоминает попытку скрестить ежа и ужа, которую, правда, сильно облегчает то, что «еж» (закон об особенностях местного самоуправления) давно фактически мертв и не выполняется. Очевидно, что формальной бумажкой он останется и в случае продления срока действия, а работать будет закон о реинтеграции. Но в качестве «фигового листка» для переговоров «закон об особенностях» (который в новой редакции называется «о создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей») свою функцию сохранит.

Как сообщает УП, на встрече с депутатами замглавы президентской администрации Константин Елисеев аргументировал введение такой нормы необходимостью сохранения международных санкций против России. «Он подал эту тему так, что если мы не продлим особый статус, то американцы и немцы могут воспринять это как выход Украины из Минска. А значит — отмена санкций», — говорит один из народных депутатов, который был на встрече.

Этот пункт стал дискуссионным не только в Раде, но и на заседании «стратегической девятки», которое состоялось за день до появления Елисеева в парламенте. В понедельник днем представители «Народного фронта» требовали, чтобы в законе о реинтеграции Донбасса не было упоминаний об особом статусе. «Даже у нас не все готовы отдавать голос за особый статус, потому что это репутационные потери. Например, Парубий против», — подчеркивает влиятельный депутат НФ, напоминая, что на спикера ВР ориентируются пятеро членов фракции. Крыло президента согласилось с пожеланием «фронтовиков». Поэтому во вторник закон переписывали, чтобы вынести продолжение особого порядка в отдельный законопроект.

Но «репутационные потери» при голосовании за отдельный законопроект однозначно куда выше, чем, когда речь идет о норме, запрятанной во множестве пунктов большого законопроекта. Т. е. достаточно очевидно, что «фронтовики» и многие другие за второй закон голосовать не будут, а значит, его шансы на принятие невелики, куда меньше, чем у закона о реинтеграции. Возможно, голоса будут собирать «по зернышку» (как было с другими сложными законопроектами), но, скорее всего, западных партнеров поставят перед фактом, мол, старались, но не получилось.

Не зря посольство США еще до официальной подачи законопроектов в ВР разместило в Твиттере сообщение: «Мы поддерживаем усилия Верховной Рады продлить действие особого статуса, что дает возможность мирного урегулирования конфликта на востоке Украины».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Предоставление Украине летальных вооружений чревато...

Шумиха по поводу поставок оружия Киеву может быть связана со стремлением как можно...

Боевые роботы для украинского конфликта

9 октября руководство украинской армии и представители оборонной промышленности...

Украина. Аграрный гибрид Маршалла—Моргентау

Эта политика ведет к обнищанию населения и подъему реваншистских настроений

Молодой человек на рельсах

Палаткам возле Верховной Рады посвящается

Влад Троицкий: «Энергия ГогольFestа просто так не...

Культурный контекст через кино, театр, литературу дает чувство достоинства. А...

Лишний повод «не спешить»

5 октября после весьма драматичного обсуждения Рада приняла два закона, связанные с...

Загрузка...

9 лет и 33 112 гривен

99% этого дела — незаконно добытые доказательства

Наследники готов наносят удар по испанской монархии

В бюллетене для голосования поставлен вопрос не только о независимости Каталонии, но и...

Каталонский референдум: ущербная реакция Мадрида

В минувшие выходные на референдум по вопросу независимости Каталонии Мадрид...

С Вашингтоном дружим или воюем?

У Вашингтона есть экономическая мотивация для того, чтобы не идти на какое-либо...

Сжечь гимназию и отменить науки?

«Діяльність Російського центру науки та культури в Києві має бути негайно...

Второе пришествие Саакашвили — 2

Перспектива украинской карьеры экс-президента Грузии пока больше зависит от него...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка