«Стерилизация» через нейтрализацию

18 Февраля 2005 0

Методика и приемы борьбы с возможной оппозицией

О своем видении стратегической внешней политики Украины новая власть заявила и без обиняков — «Вперед на Запад!» С внутренней дела обстоят несколько сложнее — о ее целостной концепции открыто никто не говорит. Но существует ли у Ющенко и его команды глобальное видение общественно-политического развития государства? Смеем думать, что да. А что оно не озвучивается во всеуслышание — на то есть веские причины.

Главная — нежелательность преждевременного выброса информации, поскольку речь идет о необходимости проведения широкомасштабной операции по нейтрализации возможных оппозиционных настроений в государстве. На это указывают события последних недель, связанные с кадровым вопросом, — основным индикатором внутриполитической перспективы.

Исходных точек несколько. Наиболее заметные среди них — конфликт вокруг только-только назначенных руководителей Хмельницкой и Днепропетровской облгосадминистраций, явление стране бывшего министра образования и одного из руководителей СДПУ(О) Василия Кременя в ипостаси замгоссекретаря, а также сообщение Юлии Тимошенко о существовании четкого «математически выверенного» принципа распределения исполнительной власти между Соцпартией (1/6 должностей), БЮТ (1/4) и «НУ» (все остальное).

Особняком стоит речь Ющенко в Донецке во время «презентации» нового губернатора, хотя она также представляет интерес в качестве доказательства сформулированного выше тезиса.

Итак, имеем: а) новую власть, у которой свое видение развития государства; б) представителей власти старой, желающих сотрудничать с властью новой, поддерживать ее начинания, но здесь возникают сомнения в искренности; в) представителей власти старой, принципиально не настроенных на диалог с победителями, обладающих собственной идеологической платформой, не подверженной конъюнктуре момента; г) некий промежуточный вариант — людей из команды Кучмы, которые пока сохраняют прежнее влияние в силу неподотчетности их статуса (например, парламентского) Президенту.

По совокупности три последних пункта перевешивают первый, что создает для «новых» ощутимый дисбаланс сил и вероятность сильного противодействия. У Ющенко — несколько путей выхода из ситуации с целью минимизации общественного конфликта:

1) пытаться найти точки соприкосновения с большинством «старых» на том основании, что «Украина у нас одна, и давайте работать ей во благо»; 2) дать ситуации возможность развиваться естественным путем, т. е. ждать завершения создания новой общественно-политической конфигурации в виде классического треугольника «власть — центр (в т. ч. и «болото») — оппозиция»; 3) сузить поле деятельности для оппонентов путем качественной работы; 4) осуществить то же самое, но с помощью закулисных интриг и админресурса.

Выбран последний вариант, что можно считать в некоторой степени вынужденным шагом, вызванным выборами-2006. Времени ждать нет. Договариваться с кем-то — делиться властью. На позитив деятельности тоже рассчитывать не приходится — год слишком малый срок, чтобы простой украинец почувствовал перемены к лучшему.

Но люди на это надеются, и если надежды напрасны, то голоса будут до марта 2006 г. не отданы политсилам из лагеря, противоположного президентскому. Что в свете политреформы для Ющенко (и особенно для тех, кто рядом с ним) выглядит удручающе. Выход один — сделать все, чтобы выбор был невелик и отождествлялся исключительно с президентской командой. Т.е. ставка на «российский вариант», который позволил Путину в 2003-м взять под контроль госдуму.

Очертим круг сил, которые потенциально могут стать серьезными соперниками команде Ющенко в борьбе за симпатии избирателей, а значит — за власть. Это Владимир Литвин и его теперь уже просто Народная партия Украины; Виктор Медведчук и СДПУ(О); Виктор Янукович с «регионалами». Замыкают «хит-парад» «заклятые» союзники в лице Александра Мороза и Юлии Тимошенко.

При «нейтрализации» применяется индивидуальный подход. Для друзей из СПУ и БЮТ — должности в процентном соотношении. Однако и «морозовцы», и «тимошенковцы» получили места заведомо «грязные». МВД, СБУ, аграрный сектор, образование, да и кресло премьера — сферы в высшей степени опасные для репутации политика и силы, которая за ним стоит. Навести порядок — проблематично и трудоемко. «Потерять лицо» — легко, особенно если «президентский центр» сознательно дистанцируется, сославшись на «хотели — работайте».

Конечно, социалисты и «бютовцы» сами выбрали государственную судьбу, но в силах Президента ее поломать. Когда авгиевы конюшни будут расчищены, «чернорабочих» (скажем, Луценко или Турчинова) отодвинут, а на их место придут некие «люди в белом», которые позитив смогут приписать себе при одновременном списании негатива, естественно, на предшественников. Тем более что такая методика успешно апробирована в 2000—2001 гг. на премьерском уровне.

Но если это — размышления о возможном будущем, то в настоящем имеет место откровенная игра Президента против спикера. Нельзя не согласиться с политологом Костем Бондаренко в том, что сейчас Литвин — единственный в Украине «реальный политик», обладающий властью и понимающий ее базовые основы и принципы функционирования в изначальном смысле — как «способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств, — воли, авторитета, права, насилия».

Владимиру Михайловичу более всего подходит «с помощью авторитета», ибо если Ющенко — это «волевой политик» (обещал в 2001 г. «Я уйду, но я еще вернусь» — и своего достиг), то Литвин — уважаемый, сиречь авторитетный. Чем и опасен новой команде, поскольку контролирует самую востребованную в демократическом государстве ветвь власти — законодательную. И вряд ли захочет этот контроль уступить.

Отсюда задача: ослабить Литвина при внешнем соблюдении приличий. В открытую ссориться со спикером Виктору Андреевичу не с руки — слишком много законопроектов, определяющих госполитику в интерпретации Президента, необходимо принять. Здесь парламентский предводитель — ключевая персона. Однако стенами ВР его влияние и должно быть ограничено.

Литвин на «оранжевой волне» серьезно и недвусмысленно заявил о себе как о политике национального масштаба. При этом он — лидер партии, претендующей на электорат как раз Ющенко. Для главы государства — это очень опасно. Он прекрасно осознает, что выиграл в значительной степени не «благодаря», а «вопреки».

Выбор значительно шире, и коли Виктор Андреевич Президент, то народ далее будет определяться по иным персоналиям, и Владимир Михайлович — среди главных претендентов на симпатии. Литвин ничем не хуже Ющенко — ни биографией, ни карьерой, ни внешностью. И главное — его без негатива воспринимают регионы. Он — консолидирующая фигура, что тоже не на руку власти. Поэтому как раз к регионам и не следует спикера допускать.

Центр регионального влияния — облгосадминистрация. Если раньше ее глава четко ассоциировался с президентом, то теперь — с определенной политической силой. И весь негатив или позитив деятельности губернатора автоматически переносится на стоящих за ним партию и лидера.

НПУ Литвина получила в регионах двух представителей — Виталия Олуйко (Хмельнитчина) и Сергея Касьянова (Днепропетровщина). По странному стечению обстоятельств, уже через несколько дней после назначения именно «литвиновские» губернаторы попали под общественную обструкцию. Хронология событий такова:

4 февраля — подписывается президентский указ о назначениях новых глав ОГА; 9 февраля — «около 120 представителей общественности Хмельницкой области» митингуют у зданий президентского Секретариата (бывшая Администрация Президента) и Кабмина, протестуя против назначения Олуйко, который тут же подает в отставку; 11 февраля — губернатор называет свое решение «эмоциональным» и принятым под «психологическим давлением»; 14 февраля — появляется сообщение, что отставка Виктором Ющенко принята.

В этом же временном промежутке, а именно — 11 февраля — «Интерфакс-Украина» обнародует следующую информацию: «В Днепропетровске на площади перед зданием обладминистрации около 30 сторонников блока «Наша Украина» проводят митинг, требуя отправить в отставку главу Днепропетровской обладминистрации Сергея Касьянова... Участники митинга заявили журналистам, что считают действующего главу обладминистрации ставленником спикера, а не наиболее эффективным руководителем области... Собравшиеся держат плакаты «Ющенко — так, Касьянову — нет!», «Касьянов — не наш губернатор»...

Странно получается: две недели назад были назначены 25 председателей ОГА, большинство из которых весьма проблематично назвать «наиболее эффективными руководителями». Но протестуют только против двух, непосредственно связанных со спикером. Да и массовыми митинги общей численностью 150 человек вряд ли могут считаться — все-таки в Хмельницкой области проживает 1,4 млн. человек, а в Днепропетровской — 3,5 млн.

Но Президент посчитал, что полторы сотни протестующих — достаточно, чтобы уволить человека, который их не устраивает. И хотя пострадал пока что один Олуйко, Касьянов выглядит «очередником», его судьба может напрямую зависеть от того, насколько Литвин согласится быть послушным инструментом в руках команды Ющенко. «Подрезая крылья» председателю ВР таким незамысловатым образом, ему ограничивают поле для предвыборной борьбы, что и является главным условием интриги.

Совсем иное дело — эсдеки и Медведчук. Для их нейтрализации, судя по некоторым признакам, будет применен комплексный подход в виде админдавления и создания партии-фантома. Признаки — арест экс-губернатора Закарпатья Ризака (выпущен под подписку о невыезде) и назначение экс-министра образования Кременя заместителем госсекретаря.

С Ризаком все очевидно — классическая демонстрация, «что со всеми остальными будет, если...» Не случайно аресту предшествовало заявление Ющенко в Донецке.

Нервничает Виктор Андреевич, запугивает, не желает наличия тех, кто может против его политики слово молвить. Стратегически это, кстати, неправильно. У Виктора Суворова об этом сказано: «...главная сила стратегии во внезапности. Умей скрывать свои замыслы».

Ющенко — не стратег. Более того, даже не тактик. Он — фаталист, ибо привык полагаться во всем на судьбу. Поэтому там, где речь идет о неких сложных схемах, его причастность весьма условна. Говоря «Президент», мы подразумеваем тех из окружения главы государства, кто под видом «обеспечения его деятельности» прагматично создает себе базис для длительного пребывания у «кормила».

Определяющий человек здесь — Александр Зинченко, администратор-практик с сильным идеологическим уклоном. И если он пригласил бывшего однопартийца Василия Кременя в заместители по части внутренней, то с большой долей вероятности можно предположить — скоро мы станем свидетелями создания партийного проекта, альтернативного СДПУ(О).

Благо в стране есть еще два социал-демократических объединения — СДПУ Юрия Буздугана и УСДП Василия Онопенко. Одну из этих партий при определенном финансовом вливании и администрировании власть вполне может превратить в «пахаря электорального поля», которое сегодня объединенные эсдеки считают своим. Цель, чтобы Буздуган или Онопенко прошли в парламент, не ставится. Главное, чтобы туда не попал Медведчук.

И последнее — Партия регионов и Янукович. Их основная проблема — сильная привязанность к крупному бизнесу как регионального, так и общенационального масштаба. Но бизнесу, как выразился недавно Виктор Медведчук, по определению «некомфортно в оппозиции». Отсюда — разброд и шатание в стане «регионалов» в отношении видения принципов взаимоотношений с новой властью.

Уже можно было говорить о надвигающемся расколе партии, но Президент лично притормозил этот процесс выступлением в Донецке. Возможно, в выступлении крылся некий замысел (запугать), но эффекта следует ожидать обратного — бизнес не любит конфликтовать с властью, но еще более он не любит, когда существует прямая угроза его интересам.

Вся совокупность описанных выше предполагаемых и очевидных приемов сводится к единому знаменателю — нейтрализации возможных оппозиционных проявлений в Украине по отношению к действиям Ющенко и его команды и как следствие — «стерилизация» внутриполитической жизни государства.

**Странно получается: две недели назад были назначены 25 председателей ОГА, большинство из которых весьма проблематично назвать «наиболее эффективными руководителями». Но протестуют только против двух, непосредственно связанных со спикером

Опасные игры «заинтересованных сторон»

Без нейтрализации «партии войны», которая ощущает свою абсолютную...

О чем не сказал Трамп

Трамп перед выборами может заняться урегулированием донбасского конфликта, добиваясь...

Кривбасс штормит

Если добиться ухода с КЖРК «приватовской» команды не получается, то сделать это...

Долговая грусть

Оздоровление банковской системы позволило бы увеличить до 600 тыс. грн. гарантированный...

Виртуально и на самом деле

Россия и Германия не заинтересованы в переводе отношений в режим долговременной...

Налог с хомячков и попугаев

Новый законопроект от «Слуг народа» вроде бы прогрессивный, однако его...

Зе-команда в польском сиквеле «Огнем и мечом»

Активное участие Украины в польских восточноевропейских маневрах контрпродуктивно

Киев подражает и проигрывает

Украина могла бы стать идеальным модератором урегулирования внутриполитического...

Некоторые мысли о нынешних событиях

«Уходи!», которое прозвучало на улицах белорусских городов, — это не просто vox...

В Европу с черного хода

Мы не знаем, какая ситуация с потенциальными донорами внутри страны, но вывоз органов...

Рост напряженности по всем направлениям

Если российско-немецкий кризис не будет разрешен и дело дойдет до срыва СП-2, процесс...

Не согласны? Будем лечить принудительно

Законопроект дает возможность установить отдельный порядок, который позволит...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка