В риторике касательно утраченных Украиной территорий «реинтеграция» все больше заменяется «деоккупацией», предполагающей силовое решение территориальных вопросов.
На фоне выступления президента Зеленского, назвавшего Крым сердцем Украины (а какой тогда орган Киев?), с призывами к крымчанам возвращаться его однопартийцами зарегистрированы проекты законов о коллаборационизме (сотрудничестве с врагом), по сути отрезающие пути добровольного возвращения.
Проектом закона № 5144 предлагается ввести уголовную ответственность за коллаборационистскую деятельность, дополнив Уголовный кодекс Украины (его раздел о преступлениях против основ национальной безопасности) статьей 111-1. Статья включает восемь частей, в которых дифференцируются виды коллаборационизма и меры наказания, а также примечания.
К нетяжким видам преступлений относится, в частности, публичное отрицание гражданином Украины осуществления вооруженной агрессии против Украины и установления временной оккупации.
Фактически на обсуждение данных тем предлагается наложить табу под угрозой лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, дабы не нервировать тех, кто в азарте получения власти в начале 2014 г. забыл об угрозах целостности страны. Тем самым ограничивается право граждан на оценочные и критические суждения. В частности, задаваться вопросами об общем контексте ситуации, при которой был утрачен контроль над украинскими территориями, о наличии и степени вины тогдашних высокопоставленных лиц и т. п. Все законодательство о праве на свободное выражение собственных взглядов в данном случае можно свернуть в трубочку, через которую смотреть на солнце, чтобы сильно не щуриться.
На упомянутые темы тогда лучше вообще не говорить, поскольку любые суждения, кроме трафаретных, учитывая, как у нас научились делать экспертизы, могут быть расценены как преступные. Однако трафаретные утверждения не помогают совместить в сознании противоречия в отношении того, что отпор вооруженной агрессии осуществляется (как следует из заявления ВРУ от 21 апреля 2015 г. № 337-VIII), а режим военного положения не введен.
Вышеуказанный запрет, очевидно, не в интересах истины. А кому он выгоден, так это представителям т.н. партии войны, «воюющим» в киевских салонах и телестудиях и в кульминационный момент дискуссий укоризненно осаждающих оппонентов суровым напоминанием: «Не забывайте, что Украина воюет». В случае криминализации возражений они получили бы весомое конкурентное преимущество в дискуссиях.
Норма, касающаяся призывов к непризнанию распространения государственного суверенитета над временно оккупированными территориями Украины, является подспорьем тем, кто любит выкрикивать «Чей Крым?» в расчете на то, что вопрошаемый замешкается или не проявит достаточной для них благонадежности.
В этом же ряду нетяжких составов преступлений – публичные призывы к сотрудничеству с государством-агрессором. Например, это могут быть утверждения о необходимости закупать российскую вакцину или наладить ее выпуск на имеющихся у нас мощностях. Криминализация таких призывов, равно как и «осуществление хозяйственной деятельности во взаимодействии с государством-агрессором» (ч. 4 ст. 111-1 УК), выглядит довольно своеобразно, учитывая фактически существующее экономическое сотрудничество и даже настаивание на нем в вопросе прокачки российского газа. А в случае с некоторыми персонажами, наконец-то развязавшимися, как видно, с бизнесом в России и теперь призывающими немедленно принять закон о коллаборационизме, налицо яркий пример лицемерия и двуличия.
Стоит обратить внимание на отнесение к числу особо тяжких преступлений «информационной деятельности во взаимодействии с государством-агрессором», направленной на поддержку государства-агрессора, при отсутствии признаков государственной измены.
Очевидно, что речь идет об экспертах, политологах, блогерах, репортерах, участвующих в общественно-политических программах российских телеканалов или выполняющих редакционные задания российских медиа. Сейчас в отношении некоторых их них ведутся уголовные дела по госизмене, но они, как говорится, «не налазят». В случае приятия ст.111-1 обвинения имеют больше шансов «налезть». Особенно если учесть упомянутое выше преуспевание в манипуляциях при осуществлении экспертных заключений, когда подрывной деятельностью объявляется пропаганда многоязычия или выражение недоверия к власти. При ознакомлении с такого рода «экспертными выводами» вопрос Понтия Пилата к Иешуа Га-Ноцри, в чем истина, выглядит смешным и надуманным.
Криминализация добровольного занятия гражданами Украины в незаконных органах власти должностей, не связанных с осуществлением организационно-распорядительных или административно хозяйственных функций (ч. 2, нетяжкое преступление, предусмотрена возможность конфискации имущества), очевидно, имеет в виду в качестве субъектов неруководящий состав указанных органов – разного рода специалистов, секретарей, водителей, технический персонал и т. д. Для руководящего состава предусмотрена ч. 5 (тяжкое преступление), для занимающих должности в незаконных судебных и правоохранительных органах, членов незаконных вооруженных формирований, лиц, оказывающих таким формированиям помощь в проведении боевых действий, – ч. 7 (особо тяжкое преступление).
Оценочное количество потенциальных субъектов ст. 111-1, включая инакомыслящих, огромно. Оно измеряется сотнями тысяч, если не миллионами. Правоохранительная, судебная и пенитенциарная системы в случае вступления указанной статьи в силу попросту не в состоянии будут «переварить» столько подозреваемых, подсудимых и осужденных. Для привлечения их к ответственности понадобилось бы упрощенное судопроизводство и массовые репрессии, при которых рассказы о сталинских временах уже никого не впечатляли бы, на протяжении многих лет. Потому дело прогнозируемо свелось бы к выборочным репрессиям, преимущественно в отношении политических конкурентов.
С другой стороны, представляя общее количество на неподконтрольных территориях лиц, отнесенных законопроектом к коллаборантам, вкупе с членами их семей, можно оценить перспективы добровольного возвращения этих территорий. Напрашивается вывод, что рассмотренная здесь законодательная инициатива как раз и является подтверждением стремления сжечь все мосты к реинтеграции.
Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Украине нужно учиться у Турции проводить политику в эгоистических национальных...
Судя по всему, такие примеры, где мужчина является формальным главой семьи и...
За год г-н Лещенко совершил головокружительный карьерный скачок – от депутата...
Игры на обострение, в которых каждая из сторон пытается получить свой тактический...
Первым Авторизованным экономическим оператором в Украине стал швейцарский табачный...
«Застой» в урегулировании завершается, но в какую сторону пойдет развитие...
«Просвещение и патриотизм создают нации; невежество и эгоизм – чернь», –...
Противоборствующие стороны готовы использовать все доступные методы для ограничения...
Всех олигархов сажают на крючок, показывая, что «плохое поведение» будет иметь...
Когда очарование нынешним государственным руководством было достаточно велико, армии...
Не перевелись еще в Украине люди, для которых Антарктида — не только место...
Ложки нашлись, но осадочек остался
Комментарии 0