Транзит умер – да здравствует транзит

26 Мая 2020 5

По сетям разгоняется весть: транзит российского газа через Польшу в Европу по газопроводу «Ямал--Европа» остановлен полностью. Ноль на счётчике. И следом хлынула волна бессмысленных и бесполезных комментариев.
Ну а как оно на самом деле?
Газопровод «Ямал--Европа» был первым экспортным детищем новой России. Договор о его создании подписан в 1993 году на уникальных условиях, ибо тогда отношения между Россией и Польшей были на историческом пике. Протяженность магистрали свыше 2 тыс. км -- от Торжка до Франкфурта-на-Одере. Польский участок насчитывает 683 км линейной части и пять компрессорных станций, мощность -- 33 млрд. куб. м в год. 

По условиям контракта трубой владеет совместное предприятие EuRoPol Gaz, в котором у России и Польши по 48%, а балансирующие 4% отданы польской частной фирме. До сих пор это единственный пример, когда Россия одновременно выступает ключевым совладельцем трубы, идущей по территории Евросоюза, и оператором-партнёром транзита. Больше такого не получалось нигде.
Кстати, по договору 1993 года предусматривалось строительство двух ниток по 33 млрд. куб. м мощности. И это было бы правильно. В нормальных условиях, если бы бросить вторую нитку по тому же маршруту, а ещё одну – с уходом на юг, в Словакию, то не понадобились бы ни «Северный», ни «Южный» потоки. Базовый транзит в Европу обслуживала бы одна наземная ГТС, в три раза более  дешёвая и экономичная. Но – не случилось. Отношения ухудшились, планы сорвались. И вместо кратчайшего маршрута по суше газовые пути пошли в обход по морям--по волнам.
Тем не менее, единственная нитка магистрали «Ямал—Европа» работает 17 лет исправно, без единого сбоя. Но долгосрочный контракт на транзит в нынешнем мае истёк.  Теперь придётся работать по-новому, т.е. в соответствии с газовой директивой Евросоюза.
В новой жизни мощность польской части трубы «Ямал--Европа» отныне распределяется на аукционах. Можно подавать заявку и выкупать лоты по объёму прокачки и времени --  от года до нескольких часов.

Уже на июнь мощности транзитной трубы выкуплены на 93%, на весь третий квартал -- на 80%.
6 июля состоится аукцион на следующий «газовый год» -- с октября 2020 по сентябрь 2021 гг.

Работа на новых условиях (и за поставщика, и отчасти за оператора транзита) потребует от российских газовиков быть современнее, умнее, гибче, глазастее и зубастее. Не сидеть на заднице на трубе, свесив ножки.
Кстати, переход на аукционную систему распределения транзитной мощности предстоит и оператору экспортной части украинской ГТС, что также поменяет очень многое и на украинском направлении.
Транзит продолжается. Но экономика России должна быстрее его перерастать – за счёт современных, дерзких и масштабных проектов.

Хрупкая конструкция

Большинство местных ячеек СН — это группировки местных элит, которые будут вести...

Мэр — всему голова

«А сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее, смотреть могут не только...

Подсчеты и парадоксы

Остаются лишь надежды, что не будет перемен к худшему. Это усиливает стихийный...

Грустные размышления и тревожные предчувствия

Местные выборы показали, что администрация Владимира Зеленского не обладает...

Преданность непоколебимому лицемерию

Льстят, испытывая глубокое презрение и безразличие к судьбе опекаемых

Долгий путь

Если на предстоящих местных выборах СН проиграет, это только усилит позиции «партии...

Спорт не всегда мир

Не все граждане народ: представителями «единой страны» считаются лишь те, кто...

Большой риск во имя мелких целей

Турция, Великобритания и Польша продвигают собственные интересы при содействии...

Визиты политические или церковные

Неясно, просчитывали ли в офисе Зеленского последствия приглашения патриарха, но...

Стратегия сквозь призму фамильярности

Конфронтация с РФ у Зеленского рассматривается как стратегическая и долговременная,...

Москитный флот

Соглашение о закупке британских катеров принципиально важно для Британского...

Она возвращается!

70—80 млн. т зерна в год — это хорошо, но чем правительству мешают тепловозы,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка