Три юбилея Вячеслава Богуслаева

№43 (880) 26 октября – 1 ноября 2018 г. 24 Октября 2018 4.7

Вячеслав Богуслаев

28 октября народный депутат, Герой Украины Вячеслав Богуслаев отпразднует очередную круглую дату своего рождения. Но как выяснили «2000», это не единственный юбилей президента ПАО «Мотор Сич» и генерального конструктора вертолетостроения Украины

В нынешнем году исполнилось 45 лет, как Вячеслав Александрович стал директором одного из подразделений запорожского производственного объединения «Моторостроитель» — Волочисского машиностроительного завода (Хмельницкая область), где его до сих пор с искренним восхищением вспоминают самыми теплыми словами. В бурные времена перестройки 30 лет назад он возглавил и само запорожское моторостроительное объединение, которое позже, по его предложению, получило имя «Мотор Сич».

Почти полвека директорского стажа, из которых три десятилетия приходится на руководство коллективом, насчитывающим на сегодняшний день 27 тыс. человек, безусловно, выдающийся результат.

В теории менеджмента есть много определений типов руководителя. Одни стараются быть похожими на отцов, другие заботятся о производстве в первую очередь, а о людях — по остаточному принципу. Среди директоров есть «демократы» и «возносящие себя на пьедестал», плюралисты, оппортунисты, фасадисты и пр.

В некоторых классификациях топ-менеджеров даже уподобляют богам и полубогам — Аполлону, Дионису, Прометею. Хотя теория, наверное, и существует, чтобы, получив образование менеджера, руководитель научился сочетать в себе хорошие черты различных типов руководителей и минимизировать плохие качества.

Впрочем, некоторые руководители могут быть наделены выдающимися способностями от рождения или приобрести их в результате умелого воспитания, и последующие жизненные перипетии только укрепляют эти черты характера. Именно таким, похоже, является тип руководителя Вячеслава Богуслаева.

Говоря о нем, соратники упоминают сочетание в нем таких разных и противоположных качеств, как забота и внимание к людям, с требовательностью к себе и подчиненным, многообразие талантов и гениальность, строгое следование логике процессов и интуицию, одинаково глубокие знания в технических и гуманитарных вопросах, профессиональное занятие спортом в молодости и серьезную научную деятельность в зрелом возрасте, феноменальную работоспособность и умение выкроить в плотном рабочем графике время для отдыха.

В бурлящем море украинской экономики, как столпы, возвышаются уникальные и единичные предприятия, которые, сохранив традиции советского периода, сумели превзойти свои прошлые достижения и совершили головокружительный переход от административно-командной экономики к системе свободных рыночных отношений. Один из ведущих лидеров среди таких предприятий — ПАО «Мотор Сич».

За последние три десятилетия жизнь неоднократно испытывала и продолжает испытывать на прочность запорожских моторостроителей. Без надежного рулевого преодолеть такие фундаментальные перемены невозможно. Наверное, поэтому, изучая события любого масштаба, мы приходим к необходимости изучения истории через призму влияния на нее личности.

В истории ПАО «Мотор Сич» и Запорожья личность Вячеслава Богуслаева такая же легендарная, как и фигура его предшественника — Василия Омельченко, который с 1958-го по 1988 г. руководил Запорожским моторостроительным заводом, а затем и объединением «Моторостроитель».

Волочисская веха

«Так получилось, что, будучи одногодками, мы и пришли на завод в одно время — в 1961 г., не зная друг друга. И мы люди разных специальностей — он инженер-механик, а я чистый строитель — вместе росли на предприятии», — рассказывает близкий соратник и сосед Вячеслава Богуслаева Михаил Березовский. Ближе познакомились они в 1973 г., когда Богуслаев был назначен директором строящегося Волочисского машиностроительного завода.

Волочиск — небольшой городок в Хмельницкой обл., расположенный в 830 км от Запорожья. В начале 70-х гг. прошлого века он имел статус поселка городского типа, но по сути мало чем отличался от села. На весь городок — два двухэтажных домика в центре, никаких асфальтированных дорог — сплошные лужи в непогоду. В осенне-весеннюю пору самая популярная обувь — резиновые сапоги, а запорожцы приехали в Волочиск строить новый завод... в туфлях.

И когда на первом же собрании малочисленного тогда трудового коллектива новый директор пообещал заводчанам, что женщины будут ходить на работу на каблуках, а мужчины — в модельных туфлях, все дружно засмеялись. Но так и случилось.

Местному партийному руководству Богуслаев тоже запомнился. На вопрос, надолго ли к ним приехал, он ответил: «Навсегда». С ним вместе в «ссылку» отправилась и супруга — учитель русского языка и литературы Елена Серафимовна.

Как бы то ни было, но за полтора десятилетия директорства Вячеслава Богуслаева Волочисский машиностроительный завод стал лидером по строительству жилья для своих сотрудников. Рядом с заводскими цехами каждый год множились жилые дома и разрасталась социальная инфраструктура. На предприятие потянулись лучшие выпускники моторостроительных вузов и молодые семьи специалистов из Запорожья и Харькова. Богуслаев давал им возможность получить квартиру за 1—2 года, тогда как если бы они работали на головном предприятии в Запорожье, очередь растягивалась бы на 15 лет.

В Волочиске начали строить девятиэтажки, что на тот момент было просто немыслимо для населенных пунктов подобного уровня и масштаба. Богуслаев лично добился разрешения в Госстрое УССР на выделение для предприятия специализированной организации-подрядчика, техники и стройматериалов, необходимых для возведения высоток.

К середине 80-х на заводе уже числилось 3,5 тыс. сотрудников, предприятие было признано лучшим в Хмельницкой обл. по большинству показателей. Население Волочиска к тому времени выросло более чем в 5 раз — до 16 тыс. человек. И что самое главное — женщины ходили на завод в туфельках, а сам Вячеслав Богуслаев ни разу не надел резиновые сапоги.

Богу слава, что в заводе Богуслаев Слава есть!

Бывший директор ПО «Моторостроитель» Василий Омельченко и нынешний президент ПАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев по характеру были полными противоположностями.

«Я когда с Омельченко приезжал в министерство — все расступались. Это был человек-огонь, — рассказывает Михаил Березовский, — но то был «сталинский директор» крутого нрава, при этом высочайших знаний.

Богуслаев, имея такие же, а то и выше, как показали опыт и время, знания, смог собрать вокруг себя сильнейшую команду. Большой талант руководителя и одна из самых положительных черт Богуслаева — способность найти человека на руководящую должность и не просто командовать им, а выслушивать и вместе принимать решения», — продолжает Михаил Наумович.

15-летний период директорства на Волочисском машиностроительном заводе позволил Вячеславу Богуслаеву заявить о себе как о безоговорочном лидере и безусловном преемнике Василия Омельченко. Тем более что к тому времени слава о заводе в Хмельницкой обл. и о его директоре широко распространилась по всей Украине.

И когда в феврале 1988 г. Василия Ивановича Омельченко не стало, подавляющее большинство сотрудников объединения (на то время — 45 тыс. человек) видели нового руководителя только в Богуслаеве.

Согласно веяниям того времени, в духе гласности и перестройки, директора объединения избирали на собрании трудового коллектива. Конкуренты у Вячеслава Александровича, конечно, были. Своих кандидатов на должность руководителя ПО «Моторостроитель» продвигали партийные органы и профильное министерство. Но они отвергались заводчанами. За Богуслаева тогда проголосовали около 90% трудового коллектива.

Правильность этого выбора подтвердилось уже через несколько лет, когда предприятие, как и десятки тысяч других, преодолевая результат демонтажа административно-командной вертикали, должно было заново налаживать кооперацию со смежниками и отношения с покупателями своей продукции, которые переживали такие же радикальные перемены.

Следующий яркий этап биографии Богуслаева — создание ассоциации запорожских предприятий «Содружество», в которую, помимо «Мотор Сичи», вошли другие крупные предприятия — «Запорожсталь», «Запорожский абразивный комбинат», ЗАлК и другие.

Идея объединения их в ассоциацию сводилась к совместному удовлетворению потребностей растущего строительного рынка региона в стройматериалах и изделиях для комплектации жилья: за счет нового вида деятельности они подняли собственное производство.

В рамках деятельности «Содружества» «Мотор Сич» тогда построила два кирпичных завода, один из них до сих пор в строю; «Запорожсталь» наладила производство специальной арматуры периодического профиля; Запорожский абразивный комбинат начал выпускать сантехнику; завод запорной арматуры расширил номенклатуру задвижек; ЗАлК — алюминиевые окна и т. д.

Фактически благодаря ассоциации «Содружество» в Запорожье удалось сохранить тысячи рабочих мест, а Вячеслав Богуслаев заслужил уважение не только трудового коллектива, но и большинства авторитетных руководителей запорожских предприятий, многие из которых во времена СССР были предприятиями общесоюзного значения, а их руководители были отмечены Звездами Героев Социалистического Труда и другими высокими наградами.

Немногословная любовь к истории

На предприятии говорят, что за 30 лет руководства сначала ПО «Моторостроитель», а затем ПАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев всего один раз был в отпуске. Ездил на малую родину — в Уральск (Казахстан). Тем не менее отдыхать Богуслаев умеет и знает в этом толк. Любимое хобби — охота — связано с детскими впечатлениями, когда дед учил его обращению с оружием и повадкам зверей.

На охоту президент моторостроительного холдинга обычно отправляется после субботней оперативки, а возвращается в воскресенье днем. Говорят, может всю ночь просидеть в засаде, в лесу ничего не боится и даже в одиночку ходит на кабана. Метко стреляет и прекрасно владеет оружием. Недаром же приучен с детства.

Однако свою коллекцию охотничьего оружия Вячеслав Александрович передал для экспозиции техническому музею предприятия. Об этом нам рассказал директор музея техники — кандидат исторических наук Олег Варяник.

«Богуслаев интересуется и техникой, и политикой, но он еще и патриот Украины и Запорожья и очень бережно относится к истории. Поэтому для меня — как ученого и историка — нет большего патриота, чем Богуслаев. Потому что не кричит, а делает», — подчеркивает историк.

Без ресурсов завода создание такой экспозиции, какой обладает музей, конечно же, было бы немыслимо. На открытой площадке под чистым небом размещено немало образцов военной техники — артиллерийские орудия и бронетехника, беспилотные летательные аппараты и вертолеты. По личному распоряжению Богуслаева наземная часть экспозиции доступна для непосредственного изучения детьми. Пушки можно пощупать, а на танке — полазить.

Самые же главные экспонаты размещены в двухэтажном здании бывшего училища, которое в свое время пришло в упадок и было выкуплено специально для создания музейного комплекса.

На первом этаже почетное место занимает экспозиция, посвященная истории моторостроительного завода: на основе архивных документов, воспоминаний специалистов и организаторов производства в хронологической последовательности восстановлена вековая история создания и развития предприятия.

Вниманию посетителей представлена уникальная коллекция поршневых и реактивных авиадвигателей, выпускавшихся предприятием в разные периоды его истории.

Это двигатель М-11, его устанавливали на самолеты У-2 (По-2), УТ-1, УТ-2, Як-6, Як-10, Як-18, АИР-6, АИР-12, Ш-2, Ще-2 и др. Он ознаменовал собой целую эпоху в истории отечественной авиации.

9-цилиндровый М-22 для самолетов И-4, И-16, АИР-7, К-5, К-12. АШ-82ФН — для самолетов Ла-5ФН, Ла-7, на которых воевал трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб.

В музее демонстрируется и первый вертолетный двигатель АИ-26В, который устанавливался на экспериментальные вертолеты конструктора Ивана Братухина Б-5, Б-9, Б-10 и на вертолет Ми-1 Михаила Миля.

Ценители авиации могут увидеть натурный образец двигателя АШ-62ИР для легендарного самолета Ан-2, которому аналогов среди самолетов по долголетию нет нигде в мире.

По качеству отлитых деталей, сложности конструкции деталей и их внешнему виду можно оценить уровень технологий того времени, интеллект и мастерство людей, которые их проектировали и изготавливали.

Из более современных изделий — двигатели РД-45Ф для реактивного самолета МиГ-15; РД-500 — для беспилотных радиоуправляемых самолетов-ракет ФКР-1; АИ-20 — его серийное производство начато в 1957 г. и продолжается до сих пор благодаря высокой надежности и большому ресурсу.

В экспозиции музея представлены также двигатели АИ-24 для самолетов Ан-24, Ан-26, Ан-30, АИ-25 — для самолета Як-40, Д-36 — для самолетов Як-42, Ан-72,

Ан-74, Ан-74ТК-300 и др.

Особое место в музейной коллекции занимает самый востребованный вертолетный двигатель ТВ3-117 для современных вертолетов марки «Миль» и «Камов».

Венцом моторостроительной части музея является уникальный двигатель Д-18Т, который устанавливается на крупнейшие в мире транспортные самолеты Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрія».

На втором этаже музея разместилась коллекция мотоциклов иностранного и отечественного производства от 30-х до 80-х гг. прошлого века. Количеству и сохранности мототехники могут позавидовать многие специализированные автомузеи — вся она на ходу.

Неподдельное восхищение вызывает коллекция фарфоровых Дон Кихотов, переданная в музей родственниками бывшего генерального конструктора КБ «Ивченко-Прогресс» Федора Михайловича Муравченко.

Здесь же частная коллекция самоваров, музыкальных инструментов и множество другой домашней утвари. Есть даже действующий велосипед с большим колесом типа «пенни фартинг».

«Я всем говорю, что у музея два руководителя — я и Богуслаев», — рассказал Олег Варяник. Музейное пространство было создано за рекордно короткий срок: начали 3 января 2012 г., а открыли музей 12 октября того же года, хотя здание фактически находилось в аварийном состоянии.

С тех пор музей зажил интересной насыщенной жизнью. За 6 лет — порядка 350 тыс. посетителей из Запорожья, разных стран и регионов. Именно на площади перед музеем работники «Мотор Сич» теперь проводят основные городские мероприятия, такие как День Победы и День освобождения Запорожья.

Из последних открытий музея Богуслаева — зал Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы уроженцев Запорожской обл. Среди них — такие известные герои своего времени, как летчица Полина Осипенко или пограничник Никита Карацупа.

Есть в музее и зал выдающихся уроженцев региона. Пока в нем представлено 14 экспозиций, посвященных таким людям, как Нестор Махно, Николай Доллежаль — конструктор первых ядерных реакторов и один из создателей атомной бомбы, Борис Луцкий — пионер автомобилизма, много лет проработавший в Германии. Ему принадлежит около 250 патентов на изобретения, в т. ч. те, которыми мы пользуемся до сих пор. Например, патент на автомобильную коробку передач.

«Вячеслав Богуслаев бывает в музее едва ли не каждый день, а может приехать и несколько раз за день. И всегда интересуется: что у вас нового. Он требует, но он же дает возможность работать, и это очень приятно», — утверждает Олег Варяник.

Мои собеседники восхищаются феноменальной памятью Вячеслава Александровича: он не пользуется записными книжками, помнит телефоны людей, которые ему нужны, и с годами нисколько не утратил эту способность.

Умеет построить работу так, что подчиненные стараются не просто выполнить задание, а выполнить его лучше, чем поручено. Они знают, что генеральный всегда сумеет задать такие вопросы, на которые невозможно ответить, не владея вопросом досконально, и стараются докопаться до сути проблемы.

Вертолет не роскошь, а средство передвижения

Не секрет, что ныне нас настойчиво пытаются убедить в технической отсталости и никчемности советского периода. Часто можно услышать, что технические разработки тех лет — ничто по сравнению с западными аналогами. Примеры, как правило, берутся из области технологического ширпотреба.

Даже если какое-то украинское предприятие и сегодня с лучшей стороны проявляет себя на мировой арене, это тоже объявляется «проеданием советского наследства». И опять — ничего выдающегося и достойного внимания.

Хотя в совсем еще недавней ретроспективе в нашей общей истории были и первые полеты в космос, и изучение ближайших планет автоматическими комплексами, и ядерные реакторы, и ледоколы, и лучшие самолеты, и такие же непревзойденные авиадвигатели. И вот как раз историко-просветительская деятельность Вячеслава Богуслаева позволяет не забыть лучшее, что было в нашей истории. А о худшем нам и так расскажут.

Да и наследие советского периода «Мотор Сич» вовсе не проедает. Запорожское предприятие является, вероятно, единственным в мире среди моторостроительных, которое развивает собственное производство и капитальный ремонт вертолетов.

Одно из самых последних ответвлений древа «Мотор Сич» — тренажерный комплекс для пилотов, который предприятие развивает вот уже шестой год. Непосредственной реализацией проекта занимается заслуженный летчик-испытатель Герой Украины Юрий Тишков.

Александр Прудников в кабине тренажерного комплекса для пилотов

Инструктор-пилот тренажерного комплекса, в прошлом военный летчик Александр Прудников рассказал «2000», что тренажерных комплексов в Украине несколько. Но только в запорожском пилоты вертолетов могут пройти квалификационную подготовку и переподготовку, устранить перерывы в летной деятельности, отработать варианты отказов и особых случаев на всей линейке вертолетов с двигателями «Мотор Сич». Подобных амбиций нет даже у таких предприятий-конкурентов «Мотор Сичи», как Rolls-Royse или PrattWhittney.

В настоящее время здесь представлены тренажеры для вертолета Ми-8МСБ с новым двигателем ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е, а также транспортного вертолета Ми-8Т.

Для вооруженных сил Украины создан тренажер Ми-8МСБ-Ф. На нем летчики ВСУ и Нацгвардии Украины, а также из некоторых других стран проходят подготовку, позволяющую пройти не только пилотирование в особых случаях, но и боевое применение. На этих тренажерах можно осуществлять пуски ракет, бомбометание, летать парами, садиться в горной местности, на морские суда и т. д.

В этой же линейке есть тренажер для пилотов вертолетов Ми-2 с базовым двигателем ГТД и с новым двигателем АИ-450М производства «Мотор Сич».

Кроме того, только в этом месяце запустили в работу тренажер для вертолетов Ми-24, на котором навыки и умения будут отрабатывать летчики ВСУ и других армий.

Как считает Александр Прудников, если в Украине повысится уровень жизни и капитал будет инвестироваться в страну, а не выводиться из нее, то украинцы станут значительно чаще пользоваться услугами вертолетного транспорта.

Судя по всему, именно на эти перспективы и делали ставку предприятие и его президент, разрабатывая легкий вертолет МСБ. Т. о. на «Мотор Сич» теперь есть возможность не только производить двигатели и вертолеты, но и обучать пилотов, обслуживать эту технику, что значительно удешевляет процесс эксплуатации.

Вертолеты МСБ экономичнее своих зарубежных аналогов, не требуют ангарного хранения, а процесс обслуживания и обучения пилотов значительно короче зарубежных. И знаете, в устах сотрудников «Мотор Сич» слова о том, что «вертолет — не роскошь, а средство передвижения», звучат весьма убедительно.

Отвечая на вопрос «2000» о вкладе ПАО «Мотор Сич» в валовый региональный продукт Запорожья и области, директор по связям с общественностью, председатель наблюдательного совета ПАО «Мотор Сич» Анатолий Малыш рассказал, что лишь в 2017 г. предприятие перечислило в бюджеты различных уровней более 3 млрд. грн.

«Это, конечно, не те цифры, которые были до 2014 г. в валютном эквиваленте, — сетует Анатолий Николаевич. — Но и сегодня «Мотор Сич» — второй по величине налогоплательщик в регионе. Только в Пенсионный фонд Украины предприятие отчисляет столько, что хватает на выплату пенсий половине пенсионеров Запорожья.

Естественно, труд моторостроителей — фундамент социальной инфраструктуры не только самого завода, но и Шевченковского района города, и всего Запорожья, для которого «Мотор Сич» является градообразующим предприятием.

«В моей жизни не было более сильного руководителя, хотя я работал и директором НИИ «Компрессормаш» в Сумах, и городским головой г. Лебедин в Сумской обл., встречался с губернаторами, министрами, премьер-министрами.

Все поражаются тому, как быстро Богуслаев принимает решения, и фактически все его решения правильные — столь большим объемом информации он владеет и может ее переработать в считанные минуты и секунды. И если какое-то его решение поначалу кажется нелогичным или кем-то не воспринимается, то через время оказывается, что он был прав.

Остается только удивляться, как можно было принять решение, которое противоречило всем законам производства, даже казалось опасным, а оно оказалось верным. Наверное, это и характеризует Вячеслава Богуслаева как менеджера, в т. ч. антикризисного, высшей категории», — говорит Анатолий Малыш.

Примечательно, что Вячеслав Богуслаев остается одним из немногих руководителей в сегодняшней Украине, который не стесняется, когда его называют «красный директор». Он действительно был воспитан тем временем и теми отношениями, которые складывались тогда в производстве, и впитал в себя самые лучшие черты «красных директоров» — уважительное отношение к людям в сочетании с лучшими качествами современного менеджера.

За годы своего существования «Мотор Сич» с ее громадным человеческим и интеллектуальным потенциалом действительно стала большой школой совершенствования характеров, основанной на традициях и производственных отношениях. И их достойным продолжателем является президент моторостроительного холдинга Вячеслав Богуслаев.

Секрет, похоже, в том, что феномен развития сложного производственно-человеческого механизма, каким является производство авиадвигателей, равно как и другой высокотехнологичной продукции, связанной со стремлением человечества к совершенствованию и новым высотам, включает в себя не только материальный, но в большей степени — духовный интерес.

Это цепь преемственности поколений, понимание огромных усилий, вложенных в развитие предприятий и технологий, понимание невосполнимости утраты и огромного деградационного эффекта для общества, если с карты промышленной Украины исчезнут оазисы космической, авиационной, машиностроительной отраслей. А что тогда останется?

Кем вырастут и вырастят своих детей следующие поколения? Юбиляр посвятил свою жизнь тому, чтобы перед следующими поколениями украинцев открывались широкие пути и возможности.

Пожелаем же юбиляру, чтобы его внутренний «мотор» всегда был надежен и, сохраняя мощь, нес Вячеслава Богуслаева к новым вершинам, а в график полета непременно были бы включены более частые встречи с любимыми, близкими, друзьями и коллегами для задушевных бесед за чашкой чая! И не только.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Новые схемы рейдерства против новых технологий и...

Последняя неделя апреля на ПАО «Мотор Сич» началась с маски-шоу. В понедельник 23...

Украинская биржа остановила обращение акций «Мотор...

Дата и причина принятия такого решения не сообщаются

СБУ обыскивает «Мотор Сич» в Запорожье

Обыски проводятся в рамках ст. 113 УК Украины

В Запорожье состоялась презентация первого...

Для создания «Надии» разработчикам потребовалось 10 лет

Должностных лиц компании «Мотор Сич» подозревают в...

Служебные лица ПАО приобретали «мусорные» ценные бумаги, перечислив более 350 млн...

Кубив: китайская Skyrizon планирует инвестировать в...

Skyrizon и «Мотор Сич» планируют построить завод в Чунцине, где будут производить и...

Загрузка...

Новая Реконкиста

14 ноября 2018 г. (то есть через два года и четыре месяца после референдума) Тереза Мэй по...

Он был большим ученым с большой совестью

16 ноября 2018 г. в Лондоне на 94-м году жизни скончался Жорес МЕДВЕДЕВ — выдающийся...

Юго-восточная карта может стать козырной

Обнародованные 13 ноября данные соцопроса, проведенного тремя ведущими...

Коэн: украинский языковой закон — шаг в неверном...

Средства массовой информации сегодня повсеместно испытывают немалые сложности: это и...

«Больше никогда»?

Для поклонников «европейских ценностей» военный переворот в ФРГ, да еще и с...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка