Умалять бизнес дальше некуда

№34 (136) 23 - 29 августа 2002 г. 23 Августа 2002 0

15 июля Леонид Кучма выступил на Всеукраинском совещании по вопросам развития малого и среднего бизнеса. Казалось бы, тема совещания экономическая. Но выступление Президента было отчетливо политическим. Что, учитывая «возраст проблемы», было констатацией неблагополучия в сфере мелкого предпринимательства.

Ситуация сегодня

Проблемы малого и среднего бизнеса давно стали привычной популистской темой, столь же декларативной, как заявления о необходимости рыночной экономики. Но зачастую обычно учитывают бизнес крупный, а еще лучше — экспортный. Малому же и среднему бизнесу в лучшем случае достаются отдельные профильные законы, не увязанные в общую систему. А по отдельности они работают плохо. От малого и среднего бизнеса часто откупаются созданием различных комитетов и фондов его поддержки. Но, как отметил Президент на совещании, «даже мизерные средства, предусмотренные на выполнение национальной программы содействия развитию малого предпринимательства в Госбюджете 2001 года (27 млн. гривен) так и не попали по назначению...»

В целом проблемы малого бизнеса принято трактовать как проблемы предпринимательства неполноценного, ущербного, которому надо дать некие социальные подачки, а не то перед Европой будет неловко. Поэтому выступление Л. Кучмы 15 июля следует расценивать как беспрецедентно системное и, учитывая количество уже произнесенных на эту тему речей, кризисное.

Первым лицом государства были сведены в общую систему отдельные темы, что, несомненно, позитивно, поскольку меняет подход к проблемам мелкого и среднего бизнеса. Рассматриваемые по отдельности параметры бизнеса такого типа нивелировались даже без злого умысла. Банки, скажем, не заинтересованы в том, чтобы снизить проценты за кредиты, если они не включены в общую систему, а решают только частную проблему кредитования и приносят сиюминутную выгоду.

Президент обобщил экономические требования по НДС, налоговой реформе, дебюрократизации — все они рассматриваются с точки зрения их значения для малого и среднего бизнеса как равноправного участника рынка. Речь идет об организации конструктивных правил рынка, который невозможен без существенной доли малого и среднего предпринимательства.

Конечно, те цифры, которые привел Л. Кучма (за последние три года возникло всего лишь 150 тысяч малых предприятий, а общая доля малого предпринимательства в ВВП — всего-то 9—10% против 70% в странах ЕС), еще не означают утрату частнопредпринимательского энтузиазма, но свидетельствуют о плохих правилах игры. Да, заявление Президента определяет «вертикаль экономики» страны, невозможную без мелкого и среднего бизнеса. Но это все еще только декларация намерений.

Впрочем, здесь возможно любопытное сравнение с Россией, которая пошла по пути выстраивания другой вертикали — «вертикали власти». Там предпочли путь бюрократической консолидации страны. И это уже начинает тормозить развитие рыночных тенденций, которые чем дальше, тем все больше сводятся к проблемам естественных монополий, ТЭКа, экспортных компаний и крупного бизнеса. Разумеется, все это весьма привлекательно для представителей выстраиваемой и укрепляемой бюрократической «вертикали власти». Привлекательно по причинам, очень далеким от государственных интересов. Украина же еще не утратила шанс обустроить свою экономику более цивилизованно, вот только время уходит...

Общественный аспект

Да, развитие мелкого и среднего бизнеса повлечет за собой рост количества налогооблагаемых субъектов, что повлияет на рост ВВП и развитие экономики страны. Но речь идет и об изменениях в структуре общества. На пресс-конференции глава ГНА Украины Николай Азаров привел цифры, согласно которым наибольшую нагрузку по наполнению бюджета несут рядовые граждане (8,4 млрд. грн. уплатили те, чей ежемесячный доход не превышал 400 грн., то есть 76,65% работающих). В таких условиях частное предпринимательство позволит увеличить бюджет, кроме того, нынешняя бедность граждан лишний раз доказывает: потенциал частного предпринимательства не исчерпан. Надо только дать людям возможность вести свое дело. Но в прошлом году рентабельность малого и среднего бизнеса составила всего 3%, а 38% малых предприятий работали с убытками, где уж тут говорить о среднем классе...

Региональный аспект

Мартовское голосование — повод не самым добросовестным комментаторам рассуждать на тему федерализации Украины. Малый и средний бизнес в силу их мобильного и разветвленного партнерства объективно являются консолидирующим фактором. Рыночная среда не может быть различной в разных регионах страны. Установление единых правил рынка объединит и регионы. Но региональная политика обязана стать продолжением общегосударственной. Неправильно, что в Николаеве разрешение на предпринимательскую деятельность можно получить «в одном окне», а в других городах требуется обходить отдельно санэпидстанцию, пожарную службу, органы охраны труда и т.п. Но, кажется, пока речь не идет о том, чтобы обязать все области следовать примеру Николаевской или Херсонской областей.

В списке поручений, данных Президентом после совещания, эта тема упоминается косвенно — в поручении А. Кинаху обеспечить к 1 октября реформирование системы государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности с учетом европейского опыта внедрения упрощенных механизмов создания и ликвидации субъектов предпринимательской деятельности. В то же время Л. Кучма упомянул о том, что уровень развития малого и среднего бизнеса может стать одним из основных критериев оценки результатов деятельности региональных и городских властей. Критерий понятен, однако рост количества субъектов рынка в регионе «может стать» определяющим, а это еще не означает, что станет таковым. В регионах всегда умеют ссылаться на местные особенности.

Конструктивность законодательства

Когда конкретные интересы малого и среднего бизнеса не учитываются при разработке экономических стратегий, то вся бизнес-среда выстраивается по теоретическим калькам: как это сделано где-то. Но что делать частному предпринимателю с законами и уложениями, в которых могут разобраться только юридические и финансовые подразделения крупных корпораций?

Поэтому высказанное Президентом требование о полном освобождении от налогообложения на продолжительное время для новообразованных предприятий и упоминание указа 1998 года об упрощенной системе налогообложения (принесшей в 2000 году 600% от запланированных доходов по единому налогу) выглядят еще и как прямой совет Раде заняться наконец принятием необходимых законов. ВР будет дан и другой сигнал, А. Кинаху поручено до 1 сентября подготовить и внести на первоочередное рассмотрение пакет законопроектов, направленных на дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса, предложенный Госкомитетом по вопросам регуляторной политики и предпринимательства.

Дальнейшее прогнозируется с трудом. Принятие законов еще не означает их реального вступления в силу. Какие формы контроля и ответственности предполагаются?

Коррупция

В условиях бюрократической коррупции шансы развития прозрачного малого и среднего бизнеса равны нулю. Л.Кучма констатировал, что 61,3% взрослых жителей страны полагают, что мелкое и среднее предпринимательство находится сейчас в теневой сфере. Поводы для взяток названы четко: проблемы с налогообложением, затрудненность лицензирования, многочисленные послерегистрационные процедуры, немотивированные проверки, нормативные акты исполнительной власти, противоречащие основам дерегуляции, поборы в различные фонды, не предусмотренные законами Украины. В президентском поручении А.Кинаху говорится о том, что премьер также должен принять меры по недопущению издания нормативных актов, которые «приводят к увеличению количества видов предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию».

Есть еще поручение до 1 октября подготовить проекты указов Президента о внедрении заявочного принципа на основании безлицензионной деятельности субъектов предпринимательства; о внедрении бланков ордеров и отрывных талонов ордеров на проведение проверок; о дополнительных мерах по изучению и усовершенствованию работы рынков по продаже продовольственных и непродовольственных товаров. Все это сузит возможности произвола для чиновников на местах, но вряд ли устранит его полностью, поскольку не разработан механизм контроля и не установлена мера ответственности за саботаж.

Трудно себе представить и то, как можно прекратить поборы в те же незаконные фонды — такие дела можно обставить вполне неформально. Это проблема не только эффективности бизнеса, очевиден и ее общественный аспект, а именно — открытость общества, возникновение доброжелательного общественного климата. А теневая сфера и коррупция неразделимы.

Каким будет ответ на сигнал?

В своем выступлении Президент сказал о том, что и без того хорошо известно находящимся в зале. Но одно дело, когда люди знают положение дел в рамках своей компетенции и личного опыта, и совсем другое, когда их мнение подтверждается главой государства. Речь идет и о достижении баланса между всеми элементами системы. Не так, что состояние общества — это одно, а законодательство — совсем другое, проблема с НДС — третье, а кредиты коммерческих банков — четвертое. Президент заявил о своем желании превратить все эти составляющие в работающий механизм, способный привести в движение экономику страны.

Л. Кучма поставил конкретную задачу: ежегодно создавать не менее чем 100 тысяч субъектов малого бизнеса с 1 млн. рабочих мест. Разумеется, результаты придут не скоро. Но задача детализирована в поручениях Кабмину, ГНАУ, Госкомпредпринимательства и фонду Госимущества, срок исполнения каждого — не позднее 1 ноября. Поскольку на их выполнение отводятся максимум три месяца, а не годы, то они скорее всего будут выполнены в такие сроки аппарат имеет мало возможностей поручения «замотать». Но что будет после?

В процесс должны будут вступить новые, гораздо более многочисленные участники, а это как минимум предполагает создание системы контроля. Программа, обнародованная 15 июля Л.Кучмой, слишком серьезна и насущна, чтобы допустить ее провал. Вопрос в том, осознал ли свою ответственность бюрократический аппарат.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Кривбасс штормит

Если добиться ухода с КЖРК «приватовской» команды не получается, то сделать это...

Долговая грусть

Оздоровление банковской системы позволило бы увеличить до 600 тыс. грн. гарантированный...

Виртуально и на самом деле

Россия и Германия не заинтересованы в переводе отношений в режим долговременной...

Налог с хомячков и попугаев

Новый законопроект от «Слуг народа» вроде бы прогрессивный, однако его...

Зе-команда в польском сиквеле «Огнем и мечом»

Активное участие Украины в польских восточноевропейских маневрах контрпродуктивно

Киев подражает и проигрывает

Украина могла бы стать идеальным модератором урегулирования внутриполитического...

Некоторые мысли о нынешних событиях

«Уходи!», которое прозвучало на улицах белорусских городов, — это не просто vox...

В Европу с черного хода

Мы не знаем, какая ситуация с потенциальными донорами внутри страны, но вывоз органов...

Рост напряженности по всем направлениям

Если российско-немецкий кризис не будет разрешен и дело дойдет до срыва СП-2, процесс...

Не согласны? Будем лечить принудительно

Законопроект дает возможность установить отдельный порядок, который позволит...

Игра в кошки-мышки

Не исключено, что Витольд Фокин чрезвычайно смелыми заявлениями провоцирует...

Как понять, чего добивается Россия от Украины

Москва хорошо видит просчеты украинской власти, но при этом предъявляет к ней...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка