В поисках смягчающих обстоятельств

№46(930) 15 — 21 ноября 2019 г. 13 Ноября 2019 4

На фоне сложнейших внешнеполитических переговоров, тяжелых решений в угоду МВФ и обострения борьбы между группировками внутри властных коридоров, Банковая стремительно теряет нити управления государством.

Разведение сил в районе Петровского, начатое 9 ноября, официально было подтверждено лишь 12 ноября. Силы «ДНР», в количестве 47 вооруженных лиц и трех единиц бронетехники отошли на оговоренные 1—2 километра за час, а ВСУ на это запросили прописанные в регламенте разведения трое суток. Так, спикер штаба ООС Александр Штупун сообщил: «На данный момент тактическое положение сменили 20 наших военных и три единицы БМП».

Сколько остается на месте, он не уточнил, отметив, что пока не владеет информацией о разведении войск противоположной стороной: «ОБСЕ никогда ни нам, ни противоположной стороне не говорит о процессах, которые происходят на другой стороне. Это они отображают только в своих отчетах. Наши украинские воины готовы вернуться назад, как только будут провокации или обстрелы. Решение принимает командир части на месте».

Как бы там ни было, но выставленные Москвой предварительные условия встречи в Нормандском формате выполнены, а значит можно переходить к ее непосредственной подготовке, т. е. выработке на экспертном уровне решений, которые предстоит окончательно согласовать лидерам стран.

Помощник президента России Юрий Ушаков во время брифинга в понедельник (11 ноября) заявил, что считает возможным проведение саммита до конца года. «Я думаю, что, конечно, саммит будет проведен, несомненно. Я думаю, что в этом году. Ведутся активные разговоры на этот счет и между помощниками соответствующими, и между лидерами в ходе телефонных разговоров. Сегодня этот вопрос будет затронут (Путиным) с Меркель», — сказал Ушаков.

При этом, комментируя сообщения украинской прессы, что саммит может пройти 24-го или 26 ноября, помощник президента заметил, что пока конкретные даты не обсуждаются. «Пока рассматривается возможность проведения саммита сама по себе. Я не знаю, кто называет эти даты, но они на моем уровне не обсуждались», — добавил он.

По его словам, «наблюдаются подвижки» по подготовке. В их числе принятие «формулы Штайнмайера», согласование проекта итогового документа (на это я бы особо обратил внимание. — С. Б.), проведение отвода сил и средств. Ушаков заметил, что все это будет учитываться при рассмотрении вопроса о проведении саммита.

А вечером того же дня пресс-служба Кремля сообщила о телефонном разговоре Владимира Путина и Ангелы Меркель. Это уже третий разговор двух лидеров за непродолжительное время и три недели назад. Комментируя первый из них, я отмечал, что «в сообщении кремлевской пресс-службы нет формулировок вроде «стороны согласились», приводится лишь высказанная позиция российской стороны, а договорились собеседники только о продолжении соответствующей работы».

План Б отменяется

На этот раз сообщение пресс-службы куда как более оптимистично. «Президент России и канцлер Германии отметили важность полного и неукоснительного соблюдения минского «Комплекса мер» 2015 года и других договоренностей, направленных на содействие урегулированию внутриукраинского конфликта. Подчеркнута необходимость закрепления особого статуса Донбасса в законодательстве Украины (последнее предложение можно понимать так, что подчеркивал это только российский президент. — С. Б.). Подтвержден настрой на дальнейшую координацию усилий России и Германии в «нормандской четверке», в том числе в плане подготовки возможного саммита в этом формате» (т. е. по официальной позиции Москвы, саммит пока лишь «возможен». — С. Б.).

По внешним признакам, Париж и Берлин отказались от попыток кардинального пересмотра Минских соглашений в соответствии с пожеланиями Киева, одновременно указав Владимиру Зеленскому на недопустимость каких бы то ни было разговоров о плане Б и т. п. Очевидно, последнее произошло во время встречи президента Украины с автором формулы Штайнмайера, после чего подобные заявление со стороны Банковой стихли.

Определенным сигналом об отказе от плана Б стало назначение очевидного сторонника мягкой линии в отношении Донбасса Сергея Сивохо советником секретаря СНБО. В частности, он заявил, что первым шагом в вопросе реинтеграции неподконтрольных территорий должно стать улучшение условий пересечения контрольно-пропускных пунктов на линии разграничения.

Но, видимо, сохраняется надежда добиться смягчения позиции России непосредственно во время встречи с Путиным: скажем, по пункту об изменениях в Конституцию. Именно поэтому Москва, по всей вероятности, требует «хорошей подготовки» к саммиту. В этом плане показателен еще один эпизод, связанный с процессом урегулирования.

После новости о телефонном разговоре с Меркель сайт Кремля сообщил о звонке Путину экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева: «в ходе которого затронуты некоторые вопросы двусторонней и международной повестки дня, включая урегулирование на Украине». Понятно, что давние партнеры не просто так решили посудачить о международном положении.

Утром следующего дня Назарбаев сообщил: «Я встретился с господином Зеленским, послушал его. Буквально вчера говорил с Владимиром Путиным на тему, как дальше решать эту проблему... Я считаю, что нужна отдельная личная встреча президентов России и Украины. Я уже получил согласие Зеленского на тет-а-тет. Об этом сообщил президенту России. Теперь посмотрим, если нейтральная площадка нужна, я предложил Казахстан».

Ответ Москвы устами Дмитрия Пескова последовал быстро: «Путин сам говорил, что он никогда не отказывается от подобных встреч и этой встречи тоже, но считает, что встреча ради встречи принесет мало пользы, она должна быть хорошо подготовлена». Он подчеркнул, что Москва сосредоточена на подготовке саммита в «нормандском формате»: «Для этого, конечно, должны быть выполнены все обязательства, которые стороны взяли на себя в Минске».

Скептически высказался о возможности такой встречи и Вадим Пристайко: по его словам, в ответ на желание экс-президента Назарбаева помочь в организации встречи Зеленский просто вежливо согласился принять любую помощь. Как отметил Пристайко, для Украины предпочтительней «нормандский формат», поскольку «Франция и Германия являются теми силами, которые позволяют нам вести переговоры с немножко другой позиции, чем когда мы говорим тет-а-тет».

При этом он привел предварительное содержание документа, который, по его словам, удалось согласовать на уровне советников: «Документ условно выглядит следующим образом: лидеры встретились такого-то числа. Пустое место, ведь даты неизвестны. Лидеры отметили прогресс в направлении разведения; лидеры отметили прогресс в направлении применения формулы Штайнмайера; лидеры предлагают своим министрам МИД продвигаться этим путем и продемонстрировать прогресс на таких-то следующих направлениях. Это тот документ, который в простой форме был оговорен, ничего больше мы с ними не согласовывали».

Если это так, то можно сделать следующий вывод: в ответ на то, что Франция и Германия не будут чересчур активно поддерживать Зеленского в стремлении пересмотреть Минские соглашения, Москва согласилась на встречу без решительных итогов, и сейчас идут последние согласования.

Как я уже отмечал, упорство Москвы может сделать ее виновной в отсутствии прогресса, что имеет прямое отношение к вопросу о продлении антироссийских санкций ЕС. При этом нельзя исключать, что их отмена относится к тем неафишируемым условиям российской стороны, вокруг которых продолжается торг (или Москва просто ждет соответствующего предложения от европейских партнеров).

Другим «сопутствующим» вопросом может быть и комплекс газовых проблем после 1 января, где Москва также заинтересована в более лояльном отношении к себе европейцев.

В общем, наиболее вероятный прогноз выглядит так: саммит до конца года действительно состоится, но ни к каким прорывным решениям не приведет. Стороны продемонстрируют «стремление к миру», весьма вероятны новые обмены удерживаемыми лицами, видимо, договорятся интенсифицировать процесс разведения сил на линии противостояния. Это будет обозначено, как прогресс, поскольку о трех участках, разведение на которых удалось с таким трудом осуществить, договорено было еще на предыдущем саммите в 2016 г.

Гуманитарные (возобновление различных связей с неподконтрольными районами) подвижки маловероятны, а переход к политической части Минска практически исключен. Киев к этому не готов и судя по усиливающимся тенденциям, в дальнейшем эта «неготовность» будет только усиливаться.

Управленческое бессилие

В целом способность нынешней власти к принятию каких бы то ни было серьезных, непростых решений сужается. Всю прошлую неделю информпространство продолжали сотрясать скандалы, связанные с различными ветвями власти, что является следствием внутренних междоусобиц, соперничества между уже оформившимися внутривластными группировками.

На данном этапе основное противостояние развернулось между группой, ориентированной на Игоря Коломойского и «птенцами Сороса», фактически контролирующими Кабмин. Судя по валу компромата, захлестнувшего сеть, конфликт принял очень жесткий характер.

Нужно отметить, что в истории немало случаев, когда правители специально провоцировали конфликты в своем окружении и умело играли на возникающих противоречиях, не давая кардинально усилиться ни одной из группировок. Но ключевое в данной ситуации слово «умело», чего, конечно, о Зеленском сказать нельзя: для него уместней говорить о ситуации между двух огней.

Более того, при слабости первого лица группировки начинают вести свою игру, все меньше на него оглядываясь. Это уже проявляется в действиях премьер-министра Алексея Гончарука, который, напомню, не скрывал, что голосовал на выборах за Порошенко. Так, на минувшей неделе он назначил своим штатным советником по вопросам внешней политики Светлану Залищук, известную радикальным неприятием мирного урегулирования в Донбассе.

Кроме того, на нынешней неделе ряды фракции «Европейская Солидарность» вместо выбывшей Ирины Луценко пополнил экс-директор Института национальной памяти Вячеслав Вятрович, что, как считают, усилит позиции ЕС в глазах целевого электората. При этом освободившееся после Луценко место должна была занять Наталья Бойко, но недавно Гончарук именно ее назначил представителем Кабмина в НАК «Нафтогаз Украины».

Назначение видной (место в третьей десятке) представительницы наиболее оппозиционной в отношении нынешнего президента партии на такой пост само по себе выглядит вызывающим, особенно учитывая ее влияние на принятие решений в газовой сфере, ведь «Европейская Солидарность» старается торпедировать договоренности с Россией. Но распространилось мнение, что эту рокировку Гончарук и провел для того, чтобы провести в Раду Вятровича.

Тем не менее попытка провести одно из таких, крайне сложных решений, на текущей неделе предпринята. Речь идет о земельной реформе, которая разрешит куплю-продажу земли в Украине, соответствующие законопроекты на текущей пленарной неделе должна была рассмотреть Верховная Рада.

Причина, по которой в нынешней непростой политической ситуации власть пошла на этот шаг, очевидна: этого требует МВФ, сделав одним из ключевых условий возобновления кредитования Украины, без которого украинскую экономику ждут крайне непростые времена. Показательно, что фактически пришлось принять требование о допуске к скупке сельхозугодий иностранцев, закамуфлировав его расплывчатыми формулировками и обещанием провести референдум по этому вопросу (именно о допуске иностранцев).

А миссия МВФ прибывает в Украину 14 ноября, т. е. с вынесением законопроекта, как водится, дотянули до самого последнего момента. И на момент написания этих строк ясности с судьбой документа нет. Его рассмотрение перенесли со вторника на среду, и по поступающей информации, власть лихорадочно ищет голоса, но их пока нет (в т. ч. против законопроекта выступает около 50 «слуг народа»). Показательно, что публично против реформы накануне высказался нардеп-мажоритарщик Александр Дубинский, которого считают неформальным лидером т. н. группы Коломойского внутри «Слуги народа».

И как бы ни относиться к самой продаже сельхозугодий, нужно констатировать: провал голосования по законопроекту на нынешней неделе (читатели к моменту выхода номера уже будут знать результат) будет означать полную неспособность нынешней власти контролировать ситуацию в стране.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Озвучены условия очередного транша МВФ

Для достижения договоренностей с МВФ Украине необходимо решить некоторые проблемные...

НБУ ожидает в 2021 году три транша МВФ на 2,2 млрд...

Украина ожидает получить 2,2 млрд долларов в виде трех траншей от Международного...

Сергей Сивохо признался, что его заставило похудеть...

В программе «Зірковий шлях» на канале «Украина» шоумен Сергей Сивохо...

Украина договорится с МВФ по тарифам, - Шмыгаль

Правительство Украины и НАК "Нафтогаз Украины" проводят активные консультации с...

Кабмин в январе возобновит переговоры с миссией МВФ –...

Второй раунд переговоров с миссией Международного валютного фонда начнется в январе...

Миссия МВФ по пересмотру программы stand by для Украины...

Миссия МВФ начнет первый пересмотр кредитного соглашения для Украины в формате stand-by в...

Железный секонд-хенд: казнить или помиловать?

Зачем строить ветряки и солнечные станции, которые увеличили стоимость...

Голосовое общение — признак элитности

«Элитарность» нового приложения способствует его популярности у украинских...

Политическое самоубийство в рамках борьбы с...

Понимает ли власть, что движется к электоральной катастрофе?

Круговое наступление

Любые силы, которые могут аккумулировать протестные настроения, должны быть...

Интерпретация преследований

Вследствие девальвации определенных понятий повелось объявлять политзаключенными...

«Налог на Google»: новые риски

Сфера интернет-рекламы будет привлекать больший объем средств рекламодателей и более...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка