Век неба не видать

№15 (861) 13 — 19 апреля 2018 г. 12 Апреля 2018 3

Голубой мечтой отечественного авиастроения все еще остаются государственные деньги

В ноябре 2017 г. Александр Турчинов лично пообещал расстрелять Александра Кривоконя, и. о. президента ГП «Антонов».

Угрозу должны были привести в исполнение, если будут выявлены факты сотрудничества авиаконцерна с Россией, повышающего обороноспособность последней. Но странная шутка, по-видимому, на деле означала индульгенцию для построения новых схем — и «Антонов» стал прощупывать почву для участия в очень и очень скандальном проекте.

Так, чтобы обойти санкции, наложенные на РФ, концерн намеревался обслуживать российские самолеты через прокладку — сервисный центр в Беларуси. Минский завод гражданской авиации №407, участвующий в схеме, напрямую обслуживает российский оборонный заказ.

Однако Александр КРИВОКОНЬ не только не «расстрелян», но и рапортует о грядущих и, как всегда для «Антонова», туманных свершениях — кресло под ним, похоже, пока не шатается.

Мечта о госзаказе

— Александр Григорьевич, когда 15 августа 2017 г. вас назначили руководителем госпредприятия «Антонов», то представляли как кризисного менеджера, который успешно работал на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии (ХГАПП). В чем там был ваш успех? Какие кризисы удалось преодолеть?

— Когда год назад, в марте 2017-го, мы зашли в Харькове на авиазавод, то увидели горы мусора, неубранный снег, отсутствие тепла, электроэнергии, воды, стоящее предприятие — и огромные долги у ХГАПП, превысившие сумму в 3,2 млрд. грн.

Знаете, с чего мы там начали? Взяли в аренду несколько электрогенераторов и запустили часть производства. Потом убедили нескольких иностранных партнеров прислать свои самолеты на техническое обслуживание в ХГАПП. Нам поверили — и мы не подвели.

Благодаря этому выплатили зарплату работникам предприятия. Часть из них возвратились на завод. Если в 2016 г. расчеты по оплате труда (без налогов) составили на ХГАПП 17 млн. 440 тыс. грн., то в 2017-м — около 55 млн. грн. Сейчас на предприятии есть вода и централизованное электроснабжение, а теплообеспечение организовали свое — с помощью твердотопливных котлов. И работы по преодолению трудностей на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии продолжаются.

Нашей антикризисной командой, только год назад начавшей работать в Харькове, было заявлено, что пора заканчивать с давним системным антагонизмом между киевскими и харьковскими самолетостроителями, который мешает предприятиям работать и развиваться. К осени 2017-го эту проблему удалось преодолеть. А с недавних пор мы (ГП «Антонов» и ХГАПП) выстраиваем единую поведенческую позицию в переговорных процессах. Вместе мы боремся за рынки сбыта, посещаем зарубежные выставки, ведем переговоры с потенциальными партнерами, обмениваемся знаниями и опытом. Руководители ХГАПП — частые гости на «Антонове», а мы — у них. Надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным и взаимовыгодным.

— «Антоновым» вы руководите уже восьмой месяц. Тут о больших успехах пока не слышно.

— Начиная с 2014 г. и украинская авиастроительная отрасль в целом, и госпредприятие «Антонов» в частности оказались в сложном положении. Прежде всего — из-за разрыва многолетних тесных кооперационных связей с предприятиями России. Так, доля российских комплектующих в различных самолетах «Ан» составляла 50—60%.

Ныне стратегия заключается в том, чтобы обеспечить на существующих платформах самолетов «Антонова» использование комплектующих Airbus, Boeing, Embraer, Bombardier. Это позволит улучшить экономические и технические характеристики наших самолетов и упростить процесс их сертификации.

Первое и главное направление для предприятия — серийное производство самолетов, для чего, конечно, нужно завершить импортозамещение на этих машинах.

Второй приоритет — налаживание эффективной системы сервисного обслуживания эксплуатируемых самолетов «Ан». Одна из таких задач — продолжить развитие сервисного центра, созданного в Киеве. И тут наша цель — достичь показателя оборота в 100 млн. грн. в месяц. А глобальная задача — обеспечить доступность такого сервиса в каждом регионе, где эксплуатируются самолеты, созданные нашим предприятием.

В частности, ведутся переговоры с «Казахской авиационной индустрией» об организации нашего сервисного центра в Казахстане. Планируем также открыть сервисные центры в Африке и в Латинской Америке.

Еще одно направление, которое мы начали развивать, — это реинжиниринг и производство запасных частей к авиационной технике. Объем этого рынка и его динамика позволяют получать стабильную прибыль.

В целом будущее украинского авиапрома видится в обеспечении эффективной работы всего кластера предприятий этой отрасли. Такая структура была сформирована на базе госконцерна «Укроборонпром». В кластер были включены двадцать предприятий, в т. ч. ГП «Антонов», госпредприятие «Завод 410 гражданской авиации» (в Киеве), Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП), госпредприятие «Харьковский машиностроительный завод «ФЭД», ГП «Харьковское агрегатное конструкторское бюро», ГП «Новатор» и другие.

Необходимо сформировать мощный механизм, который будет действовать в соответствии с единой стратегией. Но главное — предприятия отечественного авиапрома должны получать государственный заказ.

— За более чем двухлетний период (с июня 2015 г. по август 2017-го), когда предприятием руководили два ваших предшественника — Михаил Гвоздев и Александр Коцюба, на нем не было построено ни одного самолета серийного производства. Не развернуто оно на «Антонове» до сих пор. А ведь именно отсутствие серийного производства — причина того, что у предприятия нет и не может быть значительных реальных контрактов?

— Нужно завершить процесс импортозамещения. А трудности в формировании портфеля заказов заключаются в том, что мы пока не можем ответственно назвать сроки поставки самолетов.

Существенной помощью может стать поддержка правительства в виде госзаказа, длинных денег, лизинга. Это — главное.

Тем не менее мы продолжаем продвигать самолеты «Антонова» на традиционных для нас рынках — в странах Ближнего Востока, Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Переговоры находятся на разных стадиях, но мы стремимся к подписанию конкретных контрактов.

Документации не жалко

— Много говорилось о перспективах работы с Саудовской Аравией по проекту многоцелевого транспортника Ан-132 (модернизация Ан-32). Так будут саудиты строить завод или нет?

— Мы продолжаем работу в этом направлении. Определенные шаги были предприняты «Антоновым» недавно — во время участия делегации нашего предприятия в выставке AFED-2018, которая проходила в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде.

Проект Ан-132 имеет в Саудовской Аравии государственное значение. Он является там частью госпрограммы Vision-2030, которая предусматривает развитие в королевстве научно-промышленного сегмента для снижения зависимости этой страны от ее природных ресурсов.

Сейчас мы обсуждаем с партнерами формирование схемы кооперации по производству самолетов. Начальная партия их будет построена у нас в Киеве — совместно с саудовскими партнерами и партнерами из других стран. В дальнейшем доля участия предприятий Саудовской Аравии будет постепенно увеличиваться.

А к 2021 г. планируется развернуть сборку самолетов Ан-132 и в королевстве, для чего запланировано построить завод в городе Таиф на западе страны. Мы со своей стороны разрабатываем технико-экономическое обоснование предприятия. Начать его строительство в Саудовской Аравии планируют в 2019 г., а на постройку предприятия отводится девять месяцев.

Наряду с этим мы с нашими партнерами приступили к организации в Украине учебного центра (с рабочим названием «Академия «Антонов»), где будут проходить подготовку саудовские специалисты, задействуемые в процессах производства, эксплуатации и обслуживания самолетов Ан-132.

Справка «2000». Карьера Александра Кривоконя примечательна тем, что по окончании Киевского государственного университета им. Т. Г.Шевченко в 1993 г. он почти немедленно стал работать на руководящих должностях. В т. ч. в 2003—2005 гг. — заместителем директора по капитальному строительству в ОАО «Черниговское химволокно», с 2005 г. в течение двух лет возглавлял Харьковский тракторный завод. Среди мест дальнейшей работы — госпредприятие «Завод им. В. А. Малышева» в Харькове (советник гендиректора по внешнеэкономическим связям), госпредприятие «Южный машиностроительный завод» им. А. М. Макарова в Днепропетровске (заместитель гендиректора по гражданскому производству), снова «Завод им. В. А. Малышева» в Харькове (заместитель гендиректора по гражданскому производству) и другие предприятия.

В авиастроительную промышленность Кривоконь впервые пришел в марте 2017 г., когда госконцерном «Укроборонпром» он был назначен руководителем Харьковского государственного авиационного производственного предприятия.

Через шесть месяцев, в середине августа 2017-го, Александр Кривоконь переводится в Киев: «Укроборонпром» назначил его и. о. президента ГП «Антонов», а с 4 декабря он стал президентом этого госпредприятия.

В ближайшее время мы должны подписать контракт на выполнение разработки варианта Ан-132 для серийного производства и начало его сертификации.

— Неясными остаются перспективы транспортного самолета

Ан-178. По какой причине были приостановлены эти летные сертификационные испытания опытного образца?

— Нельзя сказать, что испытания Ан-178 остановлены. Мы проводим программу наземных испытаний, в т. ч. погрузочного оборудования самолета, определения возможностей Ан-178 по загрузке и выгрузке различных грузов. Однако, конечно, испытания этого самолета не идут полным ходом, что опять-таки связано с программой импортозамещения.

Что касается заказчика на Ан-178, то у нас остается в силе контракт с Азербайджаном. Ныне осуществляются все необходимые подготовительные работы. Сроки выполнения контракта будут немного сдвинуты, и этот вопрос сейчас обсуждается с азербайджанской стороной. А для «Антонова» пожелания заказчика — приоритет.

— В сентябре 2016 г. тогдашний президент «Антонова» Александр Коцюба расписывал планы достройки для Китая второго экземпляра супертяжеловоза Ан-225 «Мрія». В каком состоянии сейчас этот прожект?

— Готовые компоненты планера Ан-225 сохраняются на нашем предприятии в хорошем состоянии. «Антонов» уже на протяжении многих лет ищет инвестора для достройки второго экземпляра самолета.

Еще несколько лет назад к нашему госпредприятию обратилась частная китайская компания — и представила свой стратегический план по созданию в будущем глобальной логистической сети, для функционирования которой будут нужны самолеты различных классов, в т. ч. и такие мощные, как Ан-225.

Согласно подписанному соглашению программа сотрудничества предусматривает на первом этапе достройку в ГП «Антонов» второго экземпляра Ан-225, но уже в его модернизированном варианте. А для постройки последующих самолетов этого типа предполагается создание совместного серийного производства на территории Китайской Народной Республики.

Этот проект украинско-китайского сотрудничества очень амбициозен и чрезвычайно сложен, требует детальной подготовки и проработки всех аспектов такого делового партнерства и его полной государственной поддержки — как в Китае, так и в Украине, а также прохождения специальных процедур для открытия финансирования и т. д.

В настоящее время китайская компания проводит такую работу у себя в КНР, и мы надеемся на успешное продвижение в этом направлении.

Пока компоненты планера Ан-225 будут пригодны для изготовления второй машины, планы по ее достройке останутся актуальными.

— Критики уверяют, что подобные проекты — ширма для теневой продажи технической документации.

— В случае организации совместного производства самолетов Ан-225 в Китае передача необходимой технической документации является обязательным условием. Но в этом нет ничего экстраординарного, так как то же самое делают и другие авиастроительные компании (например, Airbus) при организации производства своих изделий в КНР.

Подчеркну, что при осуществлении сотрудничества техническая документация будет передаваться только на основе соответствующих лицензионных соглашений. В них будут оговорены все условия использования интеллектуальной собственности, которая принадлежит и будет принадлежать только и исключительно «Антонову».

Ни Boeing, ни Airbus не боятся создавать производства самолетов в КНР, передавая при этом в Китай необходимую техническую документацию, но сохраняя за собой все права на интеллектуальную собственность.

— Каковы перспективы проекта Ан-77 — модифицированного варианта военно-транспортного самолета Ан-70 с короткими взлетом и посадкой? Работа над ним без госзаказа ведь не имеет смысла?

— Выполняются конструкторские проработки. Заказа на этот транспортный самолет пока нет. Но мы ищем стратегического партнера.

Относительно госзаказа ведем переговоры по самолетам Ан-148 различных модификаций: прежде всего это вариант санитарной машины, комплекс морского патрулирования и разведки, штабной вариант.

Мы также готовы к освоению новых направлений в создании авиационной техники в интересах Минобороны Украины.

Важным аспектом этого направления является и международное сотрудничество с различными партнерами. Например, сейчас мы работаем с оборонными компаниями Турции и Израиля. Решения, предлагаемые этими компаниями, позволят в кратчайшие сроки обеспечить украинскую армию новым передовым вооружением. Мы уже передали эти предложения в Минобороны — и ждем обратной связи.

— Еще один самолет, который существует только в единственном экземпляре, — биплан Ан-2-100. Зачем было нужно реанимировать и модернизировать древний Ан-2, если на него нет спроса?

— Проект Ан-2-100 был инициирован партнерами «Антонова» из акционерного общества «Мотор Січ». Там под него был разработан и новый двигатель МС-14.

Отмечу, что проект Ан-2-100 предусматривает не выпуск новых самолетов, а переоборудование существующих Ан-2 — с оснащением их новым двигателем и современными системами. Рассматривается возможность выполнения таких работ на одном из авиаремонтных заводов Украины.

Этот проект вызывает интерес у эксплуатантов самолетов Ан-2. Что подтвердилось во время участия нашего Ан-2-100 в Европейском слете любителей Ан-2, который проходил в 2017 г. в Польше — в городе Мелец.

В настоящее время по заказу АО «Мотор Січ» мы проводим дополнительные испытания самолета Ан-2-100.

— Настоящая революция в последнее время произошла в сегменте беспилотников. «Антонов» показывал свой прототип БпЛА «Горлица» как компонента перспективного тактического беспилотного авиационного комплекса. Удастся вам освоить новое направление? Все армии мира остро нуждаются в подобной технике.

— На «Антонове» проведена большая работа по созданию «Горлицы». Мы разработали соответствующую программу, защитили свой проект в Минобороны, ждем решения.

Хотел бы уточнить, что предыдущий этап по этому проекту был выполнен за собственные средства «Антонова». Мы готовы работать в этом направлении и дальше — при условии получения финансирования: ведь проект, о котором идет речь, — очень дорогостоящий.

Однако параллельно ищем и другое применение создаваемому беспилотнику — в гражданских целях. Причем планируем развивать проект таким образом, чтобы он был интересен не только в Украине, но и за рубежом.

«Мрією» богатея

— Основным донором простаивающих мощностей «Антонова» является компания «Авиалинии Антонова». Последняя эксплуатирует семь «Русланов», одну «Мрію» и несколько других грузовых самолетов. О необходимости выведения транспортной авиакомпании за скобки ГП «Антонов» говорили давно. Вы, конечно, не желаете потерять такой источник валюты?

— Я твердо убежден, что отсоединять от «Антонова» его «Авиалинии Антонова» нельзя! Ведь авиастроение — одна из немногих наукоемких отраслей, оставшихся в Украине. Эта отрасль приносит стране валюту. Сюда нужно вложить немного денег — и эти инвестиции оправдаются: мы потянем за собой десятки и сотни предприятий. А это налоги, рабочие места.

— От «Антонова» давно и неоднократно требовали разорвать отношения с российским партнером — группой компаний «Волга—Днепр». В свое время этой группой совместно с «Антоновым» были созданы и более десяти лет работали на международном рынке грузовых авиаперевозок две компании — Ruslan SALIS GmbH (зарегистрирована в Германии) и Ruslan International Ltd (зарегистрирована в Великобритании). В конце 2016 г. вместо двух названных совместных компаний «Антоновым» были учреждены (но уже без российского партнера) две новые компании в Германии и Великобритании. Кто владельцы этих структур, и как эти компании действуют?

— Разрыв партнерства «Антонова» с группой «Волга—Днепр» произошел ввиду политической ситуации. И с 1 января 2017 г. «Авиалинии Антонова» на рынке авиаперевозок работают самостоятельно.

Для продолжения участия в программе SALIS (перевозок в интересах НАТО) «Антоновым» была создана компания «Антонов-SALIS», единственным бенефициаром которой (в отличие от ранее функционировавшей компании Ruslan-SALIS) является наш «Антонов».

А компания Dreamlifts Ltd, которая базируется в Стенстеде (предместье Лондона), является генеральным торговым агентом «Авиалиний Антонова». В Dreamlifts Ltd работают 23 английских специалиста, имеющих большой опыт в организации авиаперевозок. Некоторые из этих специалистов довольно давно сотрудничают с нашей компанией, в т. ч. представляли интересы «Авиалиний Антонова» в Ruslan International.

— В околоавиационных кругах распространено убеждение, что госпредприятие «Антонов» продолжает оказывать услуги россиянам по авторскому продлению сроков эксплуатации и модернизации «Русланов».

— «Антонов» является разработчиком и держателем сертификата на самолет Ан-124-100. И именно поэтому продление ресурса этих машин является прерогативой исключительно нашего госпредприятия «Антонов».

ГП «Антонов» принимает участие в исследовании технического состояния тех Ан-124-100, которые имеются в парке авиакомпании группы «Волга—Днепр», и в продлении ресурсов и сроков службы этих самолетов, а также отдельных их агрегатов. Для выполнения этих работ наше предприятие получает соответствующие разрешения от Государственной службы экспортного контроля Украины.

Хочу также подчеркнуть, что военными модификациями самолетов в России мы («Антонов») не занимаемся.

Что еще монетизировать?

— Зачем «Антонову» два аэродрома — заводской в Киеве и испытательный вблизи Гостомеля? В прошлом году Владимир Гройсман назвал гостомельский аэродром «Антонова» в качестве одного из предполагаемых вариантов базирования лоукост-авиаперевозчиков. Можно ли совмещать на одном аэродроме испытательные полеты и рейсовые полеты пассажирских перевозок?

— Когда от Мининфраструктуры поступил запрос относительно использования аэродрома «Антонова» вблизи Гостомеля для лоукостов, наши специалисты проработали соответствующий проект. Такая принципиальная возможность есть — и это не будет помехой в проведении летных испытаний. Мы представили свои разработки, однако этот проект сейчас не рассматривается.

Мой личный приоритет — превращение гостомельского аэродрома в грузовой хаб. У него выгодное географическое расположение. Мы сможем большими транспортными самолетами перевозить грузы в европейские хабы, а дальше эти грузы будут доставляться небольшими самолетами по регионам.

Среди задач в этой сфере — диалог с такими крупными логистическими компаниями мирового уровня, как DHL, Fedex и другие, а также с различными авиакомпаниями. «Антонов» открыт для тех, кому такой проект интересен.

Заводской аэродром в Святошине более привлекателен по его расположению. Однако он сложнее с точки зрения безопасности полетов: ведь вокруг этого аэродрома расположены жилые массивы.

Презентация тактического беспилотника «Горлица» с ПТУР «Барьер-В» разработки ГП «Антонов»

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Во французском аэропорту Руасси — Шарль де Голль...

Столкновение произошло на взлетно-посадочной полосе, никто не пострадал

Из-за санкций США российский миллиардер Дерипаска...

Два из трех авиасудов выставлены на продажу по 29,95 млн долл каждое

Иракские самолеты ударили по позициям ИГИЛ в Сирии

Военно-воздушные силы Ирака нанесли удар по позиции террористов Исламского...

Загрузка...

Антимайдан в Париже

Промежуточным итогом акций протестов т. н. «желтых жилетов» во Франции стала...

Анбандлинг проведем, доходов от транзита не...

11 декабря в брюссельском медиацентре американского госдепартамента состоялся...

Бойко «накатал телегу»

Бывший лидер Оппозиционного блока Юрий Бойко написал заявление в полицию...

Канадский юрист о «низменных настроениях» в...

В 1943 г. в украинском городе Самбор нацистами уничтожено и захоронено свыше 1 200...

Украина: большой войны не будет

Российско-украинский военно-морской конфликт в Черном море не перерастет в мировую...

Не дайте Украине втянуть Америку в войну

Перспектива выхода президента во второй тур (а он почти наверняка состоится) выглядит...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка