Вопрос готовности

№43(927) 25 — 31 октября 2019 г. 24 Октября 2019 4

События, произошедшие со времени архиерейского собора Элладской церкви, показали: к случившемуся очень многие оказались не готовы.

Причем неготовность эта касается даже оценок происходящего.

Так, «украинский вопрос», несущий угрозу уже всеправославного раскола, требует ответить: а где и когда, собственно, можно говорить о расколе? Стоит вспомнить, что и в 1054 г. (ныне считающемся окончательной датой разделения православных и католиков) однозначной уверенности в том не было. Понимание пришло позже — а католическая церковь, кстати сказать, и вовсе считает окончательной вехой Ферраро-Флорентийской собор второй четверти XV в. И, к примеру, почитает великого православного подвижника Сергия Радонежского как своего святого.

За последующее тысячелетие с угрозой расколов в глобальном масштабе православная церковь не сталкивалась. Древние каноны, регулирующие вопросы взаимодействия (или, точнее, невозможности сослужения) с раскольниками, сохранились. Но теперь стоит вопрос: как с наибольшей, соответствующей ситуации чуткостью применить их к актуальным событиям?

Ведущий совместное богослужение с раскольниками сам считается уклонившимся в раскол. Константинопольский патриархат активно сослужит с представителями ПЦУ, которых считают раскольниками абсолютное большинство православного мира; более того — глава ПЦУ Епифаний уже проводит хиротонии для клириков Константинопольского патриархата. Однако самих константинопольцев раскольниками на данный момент не называет даже Русская церковь, разорвавшая с КПЦ евхаристическое общение.

Или свежий пример сослужения предстоятеля Элладской церкви архиепископа Иеронима и константинопольского патриарха Варфоломея: был помянут и Епифаний как глава ПЦУ. Однако поминал его диакон Константинопольской церкви — а значит, окончательного признания ПЦУ со стороны церкви Греции так и не произошло.

Таких, казалось бы, «частных» вопросов накопилось великое множество. Постановление синода Русской православной церкви, регулирующее взаимоотношения с Элладской церковью на данном этапе (сохранять общение с теми иерархами ЭПЦ, которые не признают ПЦУ, и прерывать с теми, кто признает), видится выверенным и едва ли не единственно возможным. Однако новые события будут ставить новые вопросы. Так, ряд греческих епископов заявляют о том, что не собираются признавать ПЦУ — другие же, напротив, деятельно к тому готовятся. Как может быть оценена такая ситуация — фактического раскола в одной из церквей с глобальными аспектами?

«Украинский вопрос» показал, что в мировом православии накопилось немало проблем, требующих обсуждения на уровне всех поместных церквей. Дальнейшие события лишь подтверждают это мнение, которое высказывалось с самого начала церковного кризиса в Украине. Но не следует забывать, что нынешний кризис спровоцирован в первую очередь политическими причинами. А время в политическом мире течет гораздо быстрее, чем в мире религии. Соответственно, с точки зрения мирской логики, в данном случае церковные структуры оказываются уязвимыми — из-за невозможности подстраиваться под заданный политиками темп.

Впрочем, политические структуры, подходящие к религиозной политике системно, эту особенность учитывают. К примеру, политика Константинопольского патриархата тесно связана (об этом «2000» уже писали) с глобальными интересами еще с 1948 г. Тогда было произведено смещение патриарха Максима V, не желавшего поддерживать курс «холодной войны»: он принял участие в праздновании 500-летия автокефалии Русской церкви и отказался встать на сторону монархического правительства в гражданской войне в Греции. Этого хватило, чтобы объявить его недееспособным, а на Константинопольский престол возвести Афинагора, провозгласившего борьбу с коммунизмом одной из основных задач своей деятельности.

Вряд ли случайными, не связанными с последними событиями в православном мире, являются уже состоявшаяся встреча госсекретаря США Майка Помпео с председателем отдела внешних церковных связей РПЦ митрополитом Илларионом, а также готовящаяся (на момент написания данных строк) его же встреча с главой ПЦУ Епифанием. Подробности пока остаются неизвестными. Однако факт системной работы налицо.

В этой связи факты, изложенные в статье «Опасная евангелизация украинской власти» («2000»,

№42(926), 18—24.10.2019 г.), представляют особый интерес для всех украинцев — в т. ч. и для той части украинских элит, которая уверена, что сотрудничество с различными западными группами влияния обеспечивает их политическое будущее.

Попытки создания «государственной церкви» при Петре Порошенко в целом не выходили за рамки обычного в церковной истории подчинения религиозной «вертикали» светской. И хотя, к примеру, многие клирики ПЦУ продолжили поддерживать Порошенко и после победы Зеленского, а активные участники процессов создания ПЦУ сохраняют свои должности при новой власти (и пытаются торпедировать курс президента на религиозное урегулирование), говорить о том, что хоть какая-то украинская политическая группировка обладает полностью «своей» церковью, не приходится. Для этого не хватает ни ресурсов, ни навыков.

Это с одной стороны. А с другой — в украинской политике (да и бизнесе) распространено мнение, что в обход власти, какой бы она ни была, сделать ничего нельзя. Можно лишь конкурировать за доступ к ней и влияние на текущий государственный курс. Это касается и построения религиозной политики: чтобы обеспечить мощь новой структуры, надо, мол, дать ей максимальную господдержку.

В то же время американские «политические протестанты» работают системно: они вполне предсказуемо укрепляют свои структуры за счет влияния на представителей власти. Однако их успешное развитие возможно и без поддержки со стороны государства. Лишь бы оно не оказывало организованного противодействия.

В таких условиях можно постепенно наращивать численность и влияние вплоть до превращения в самостоятельного субъекта уже внутриукраинских процессов. С которым будет невозможно не считаться.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Стенограмма апрельской беседы президентов Трампа и...

Что же интересного в беседе президентов? В ответ хочется процитировать репортера...

В поисках смягчающих обстоятельств

Гуманитарные подвижки маловероятны, а переход к политической части Минска...

Мастера политического айкидо

Глобальная торговая война, бесконечный Брекзит, молдавский «звоночек» для...

Направляющая сила в новых условиях

«Слуга народа» вступает на поле идеологии ввиду необходимости обозначить себя...

Фиона Хилл о летальных вооружениях, почти утраченном...

Санкции, введенные против РФ, бьют не столько по ней, сколько по европейским...

Приглашение от Трампа – не повод для визита

Американские аналитики, сотрудники посольства и другие специалисты тщательно...

Загрузка...

Фетиш слабого лидера

Поведение нашей элиты, готовой выкладывать сотни тысяч долларов за возможность...

"Ивана Грозного" Украина так и не дождалась

10 ноября 2019 года. Воз и ныне там – разрекламированное украинским посольством в...

Как украинцев в Вашингтоне за дверь выставили

Обстоятельства июльской встречи Данилюка и Ермака с Болтоном обрастают все новыми...

Змеиное гнездо украинской прокуратуры

Глава ГПУ «вступил в сговор с коррумпированным чиновником» ради развала...

Как министр внутренних дел на генпрокурора в госдеп...

Юрий Луценко 9 января побывал с частным визитом в США, где встретился с Руди...

Растет число "свидетелей звонка"

Ни Белый дом, ни Банковая так и не опубликовали полный и исчерпывающий перечень...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка