Вслед за вертолетами Авакова — геликоптеры Полторака?

№48 (885) 30 ноября — 6 декабря 2018 г. 29 Ноября 2018 1 3.2

После визита Порошенко в Турцию у Украины появились виды на турецкие вертолеты

Легкий ударный вертолет АО «МОТОР СИЧ»

В условиях военного конфликта на востоке страны, а сейчас — и с введением в ряде регионов Украины военного положения тема обеспечения ВСУ техникой и вооружением отечественного производства приобретает особую актуальность. Чтобы не быть зависимыми от капризов мировой политической и экономической конъюнктуры, не стать заложниками чьих-то бизнес-интересов и нечестных методов конкуренции, Украина просто обязана всячески поддерживать отечественный ВПК, а не идти по легкому, но недальновидному пути приобретения вооружений извне.

Эта тема активно обсуждалась во время конференции, проведенной еженедельником «2000», где за «круглым столом» собрались авторитетные ученые, промышленники, эксперты, политические деятели и журналисты. Ее мы поднимаем и на страницах газеты, говоря о конкретной проблеме — будущем отечественного вертолетостроения и его поддержке со стороны государства.

Одним из казусных информационных итогов двухдневного ноябрьского визита украинского президента в Турцию стали широко растиражированные СМИ сообщения о намерениях Украины построить судоходный канал между Черным и Азовским морями. Этот проект позволил бы перебрасывать грузы (в т. ч. военные) из Азова в Одессу и другие порты, минуя Керченский пролив.

Строительство канала превращало бы Крым в остров. И именно эту тему Петр Порошенко якобы обсуждал с президентом Турции Реджепом Эрдоганом и вроде бы даже получил согласие и поддержку в этом вопросе.

Однако очень скоро оказалось, что новость о канале — фейк. А вот планы по закупке Украиной турецкого оружия, похоже, соответствуют действительности. В середине ноября министр обороны Степан Полторак сообщил, что Украина ведет переговоры с рядом стран о возможности поставок для ВСУ боевых беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), артиллерийских систем и боевых вертолетов.

Итоги реальные и мнимые

При этом глава военного ведомства, по-видимому, был не совсем откровенен с журналистами и не стал оглашать планов по закупке новых вооружений. Он, в частности, отрицал информацию о заключении по итогам визита 3—4 ноября контракта на закупку для ВСУ турецких тактических средневысотных БПЛА Bayrаktar TB-2.

Но в них ВСУ действительно нуждаются. Информацию об этом опубликовали десятки украинских СМИ. Посещение компании Baykar Makina — производителя БПЛА — было одним из пунктов официального визита Петра Порошенко в Турцию. Сообщалось также, что сборку турецких БПЛА хотят наладить на мощностях госпредприятия «Антонов».

В вопросе закупок вертолетов министр обороны совсем запутал аудиторию. Комментируя тему приобретения МВД более чем на полмиллиарда долларов бэушных французских вертолетов, однозначно негативно воспринятую в оборонном секторе Украины, Степан Тимофеевич, с одной стороны, встал на сторону отечественного ОПК. Он заявил, что «мы должны налаживать производство в Украине», потому что наличие собственного оборонного производства в условиях войны исключает риски зависимости армии от импортной оборонной продукции, «когда нам не будут продавать».

С другой стороны, министр по сути признал, что это его мнение разделяют не все чиновники. Либо же он слукавил. «Кстати, мы тоже (Минобороны. — Я. Д.) ведем переговоры с нашими партнерами о закупке боевых вертолетов. Они, конечно, стоят больше, у них совсем другое оснащение. Такая работа проводится. Надеюсь, что она будет успешной. Самое главное, чтобы нам хватило финансового ресурса», — завил руководитель военного ведомства.

В качестве примера зарубежного аналога, отвечающего потребностям ВСУ, г-н Полторак назвал стоящие на вооружении армии США ударные вертолеты Apache производства американского концерна McDonnell Douglas, которые министр считает «очень эффективной машиной в боевых условиях».

Что ж, пополнение вертолетного парка ВСУ давно назрело и, наверное, куда более актуально, чем сделка министра МВД Авакова по покупке вертолетов Airbus Helicopters. Однако закупка американских ударных вертолетов типа AH-64 Apache (наряду с советскими и постсоветскими Ми-24, наиболее распространенными в мире ударными вертолетами) кажется маловероятной.

На сегодняшний день минимальные потребности ВСУ оцениваются в несколько десятков винтокрылых машин. При стоимости одного Apache от $35 млн. и дополнительных затратах на переподготовку экипажа и вооружение (цена лишь одной ракеты AGM-114 Hellfire — основного вооружения вертолета — $117 тыс.) сделка по приобретению американской техники элементарно перевалила бы за миллиард долларов. А если говорить о полной замене существующего вертолетного парка ВСУ и покупке 50 новых вертолетов, то цена сделки достигла бы почти $2 млрд. Удешевить ее Украина могла бы, закупив вертолеты секонд-хенд. Однако такой вариант, наверное, вряд ли будет пользоваться поддержкой у военных.

Как утверждают эксперты, гораздо более реальным вариантом является закупка новых турецких вертолетов T-129 ATAK. Этот вертолет был создан при помощи итальянско-британского концерна LeonardoHelicopters (бывшая Agusta-Westland) и представляет собой дальнейшее развитие итальянского ударного вертолета A-129 «Мангуста».

T-129 ATAK только в 2014 г. поступил на вооружение ВС Турции. В настоящее время в эксплуатации находятся 40 вертолетов в турецкой армии и 4 вертолета — в составе жандармерии. Кроме того, был подписан твердый контракт на поставку 30 вертолетов T-129 для Пакистана.

Есть версия, что закупки этих вертолетов (наряду с другим вооружением) и были предметом переговоров украинской делегации в Стамбуле в начале ноября.

Впрочем, как и у сделки МВД Украины с Airbus Helicopters, у гипотетического турецкого контракта есть свои слабые стороны. А именно: возможность украинских производителей обеспечить ВСУ аналогичной техникой за гораздо меньшие деньги. Чтобы убедиться в этом, необходимо рассмотреть требования, которые заказчик — наше военное ведомство — предъявляет к винтокрылой технике. Напомним, что ВСУ собираются закупать «ударные вертолеты», т. е. снабженные комплексом наступательного вооружения. В западной классификации такие вертолеты военного назначения проходят по классу attackhelicopter. Их также часто называют штурмовыми, поскольку их основная задача — уничтожение целей на земле.

В звене фронтовой (армейской) авиации ударные вертолеты выполняют две основные функции: а) обеспечение авиационной поддержки наземных войск непосредственно на поле боя (основной критерий — живучесть) и б) борьба с бронированной техникой (основной критерий — возможности противотанкового вооружения).

Исходя из этих задач, их вооружение может включать неуправляемые и управляемые реактивные снаряды, высокоточные ракеты класса «воздух—земля», авиабомбы, крупнокалиберные пулеметы, малокалиберные пушки. Некоторые ударные вертолеты оснащаются для самообороны ракетами класса «воздух—воздух».

Существуют как специализированные ударные вертолеты, так и многоцелевые, способные, кроме ударных функций, выполнять и другие (транспортные, поисково-спасательные) задачи.

По классу максимальной взлетной массы ударные вертолеты подразделяются на средне-тяжелые, средние и легкие. В настоящее время, в украинской армии в качестве ударных используются вертолеты двух типов — Ми-24 и Ми-8(17). И те, и другие, кроме комплекса вооружения, имеют десантную кабину для перевозки личного состава. При этом разработкой вертолетной техники в Украине занимаются сразу несколько частных компаний, а одна из них — ПАО «Мотор Сич» — обладает всеми возможностями для производства украинского ударного вертолета. Предприятие имеет сертифицированное ОКБ и опыт глубокой модернизации вертолетов Ми-2 и Ми-8. Более того, модернизированная техника уже знакома украинским военным. «Мотор Сич» имеет несколько контрактов с Министерством обороны Украины на поставку вертолетов Ми-2МСБ и Ми-8МСБ-В.

Как сообщили еженедельнику «2000» на запорожском предприятии, поставки по этим договорам выполняются своевременно и без срывов. Контракт на 2019 г. на вертолетную технику с Минобороны Украины уже подписан, а с Нацгвардией ведутся переговоры.

«Мотор Сич» работает также над проектом легкого ударного вертолета взлетной массой 4100 кг. Это несколько меньше, чем у турецкого проекта (5065 кг), но применение современного вооружения и авионики позволяет украинскому легкому вертолету полноценно решать поставленные задачи.

Легкий композитный вертолет для спецопераций

Как и у турецкого T-129, в украинском проекте заложено широкое применение композитных конструкций, что существенно снижает радиолокационную заметность машины.

Однако в отличие от T-129, в котором экипаж размещается по схеме «тандем», украинский ударный вертолет предусматривает размещение летчика и оператора вооружения «бок о бок». Это улучшает взаимодействие между членами экипажа.

Кроме того, вертолет ПАО «Мотор Сич» будет иметь десантное отделение для перевозки личного состава, что особенно важно при выполнении спецопераций. Т. о. украинский разработчик пошел по пути создания многоцелевого боевого вертолета, совмещающего ударные функции с возможностью выполнять транспортные, десантные и поисково-спасательные операции.

Как правило, страны-эксплуатанты стремятся оснастить вертолеты вооружением собственного производства, чтобы не стать заложником непредвиденных геополитических ситуаций. В том же Т-129, несмотря на широкую кооперацию с итальянским разработчиком, используется турецкий комплекс вооружения. Его основу составляет бортовая вычислительная система, созданная компанией «Аселсан». Она интегрирована с комплексом вооружения и авионики. Для наблюдения и прицеливания в передней части фюзеляжа установлена оптико-электронная станция AselFLIR-300T. Также используется нашлемная система целеуказания AVCI.

Для легкого вертолета «Мотор Сич» также предусмотрен единый вычислительный комплекс. Его основу составляет вычислительный блок, предназначенный для выбора вооружения и хранения данных его баллистических траекторий.

Захват и сопровождение цели осуществляются с помощью обзорно-прицельного модуля, включающего в себя телевизионный и тепловизионный каналы, а также лазерный дальномер. В составе модуля предусмотрен канал лазерного управления высокоточным вооружением.

Вычислитель обзорно-прицельного комплекса учитывает данные о внешней среде и состоянии вертолета. «Картинка» подается на монитор или индикатор на лобовом стекле (ИЛС). Комплекс позволяет управлять всеми типами вооружения, заменяя собой сразу несколько управляющих систем. Предусмотрена возможность передачи координат цели на землю (внешнее целеуказание). Разработка ведется с помощью нескольких украинских предприятий.

Ракетное вооружение — традиционно сильная сторона украинских предприятий. И если турецкий вертолет использует противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) с ракетами UMTAS, также известными как Mizrak-U, дальностью до 8 км, то на украинских вертолетах уже испытаны ракеты «Барьер-В» киевского КБ «Луч» с дальностью стрельбы 7,5 км. КБ «Луч» уже работает над ракетой дальностью до 12 км.

В отличие от противотанковых управляемых ракет (ПТУР) UMTAS, использующих дорогостоящие головки самонаведения, украинские ракеты при том же порядке дальности стоят в разы дешевле благодаря системе управления по лазерному лучу.

Системы бортовой защиты вертолета T-129 ATAK в комплектации, заказанной турецкими военными, включают в себя автоматы выброса ложных тепловых целей, экранно-выхлопные устройства, систему обнаружения ракетной атаки. Т-129 может быть оборудован станцией оптико-электронных помех ALQ-144 производства США.

Но в Украине также есть комплекс бортовой защиты, отдельные элементы которого уже прошли испытания в составе вертолетов «Мотор Сич». Что касается проекта легкого ударного вертолета, то он предусматривает использование ЭВУ «Адрос» АШ-02В, автоматы выброса и станцию оптико-электронного подавления «Адрос» КТ-01АВ. В перспективе предусмотрена установка системы предупреждения о ракетной атаке.

Т. о. всемирно известный производитель авиадвигателей ПАО «Мотор Сич» в кооперации с другими отечественными предприятиями готов к созданию легкого ударного вертолета для Минобороны Украины. Этот вертолет по большинству показателей не будет уступать лучшим зарубежным аналогам.

Запорожское предприятие готово взять на себя как общую сборку вертолетов, так и изготовление большинства ключевых систем — трансмиссии, лопастей несущего винта, подвески вооружения. Для изготовления фюзеляжа, шасси, топливных баков, авионики и комплекса вооружения будут привлечены другие отечественные предприятия, с которыми уже налажена кооперация.

Цена украинского вертолета, как и стоимость его эксплуатации, гораздо ниже произведенного за рубежом. Закупки иностранной вертолетной техники потребуют строительства дополнительных ангаров (вертолеты «Мотор Сич» не нуждаются в ангарном хранении). К дополнительным затратам следует также отнести затраты на переобучение летного и технического состава, закупку дорогостоящих комплектов для установки целевого оборудования и средств наземного обслуживания. Стоимость ремонта, замены агрегатов и продления ресурсных показателей также в разы превышает аналогичные затраты на эксплуатацию техники украинского производства.

Принимая решение о закупке вооружения, нельзя снимать с повестки дня сугубо экономические вопросы. Миллиардные импортные контракты — это прежде всего увеличение отрицательного внешнеторгового сальдо, излишнее давление на национальную валюту и дальнейшая девальвация гривни.

Закупка вооружения на отечественных предприятиях — это тысячи новых рабочих мест, создание новых технологических цепочек, развитие высокотехнологичных отраслей экономики, а в конечном счете — новые экспортные возможности и приток валюты. Выбор очевиден!

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Антимайдан в Париже

Промежуточным итогом акций протестов т. н. «желтых жилетов» во Франции стала...

Анбандлинг проведем, доходов от транзита не...

11 декабря в брюссельском медиацентре американского госдепартамента состоялся...

Бойко «накатал телегу»

Бывший лидер Оппозиционного блока Юрий Бойко написал заявление в полицию...

Канадский юрист о «низменных настроениях» в...

В 1943 г. в украинском городе Самбор нацистами уничтожено и захоронено свыше 1 200...

Украина: большой войны не будет

Российско-украинский военно-морской конфликт в Черном море не перерастет в мировую...

Загрузка...

Не дайте Украине втянуть Америку в войну

Перспектива выхода президента во второй тур (а он почти наверняка состоится) выглядит...

Опасное вторжение

В потоке сегодняшних новостей невозможно избежать сообщений об угрозе...

Морской бой с конфессиональными последствиями

Военное положение позволит окружению президента быстро укрепить престиж новой...

Желанная пора автокефалии

Линией на пропаганду исторических успехов власти стало тиражирование «успехов»...

Главное — соблюдение обрядов

Вы узнаете: какие дивиденды получила Украина вследствие инцидента в Керченском...

Смертельно опасное непонимание

Москва и Киев пытаются нанести друг другу как можно больший ущерб, подталкивая самих...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Владимир Онавамнадо
29 Ноября 2018, Владимир Онавамнадо

Понятно, что ПАО «Мотор Сич» не откатит да и побоятся требовать, а с турков откат сдерут и чихать им на собственную промышленность. Выскакали себе ворье от барыги до 450.

- 7 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка