За удаленной партой

16 Апреля 2020 4.3

В то время как социальные сети и блогосфера обсуждают ляпы, допущенные участниками проекта «Всеукраинская школа онлайн», и сетуют на низкий уровень отечественного образования, стоит обратить внимание на фундаментальные изменения, которые несет «удаленный доступ» к знаниям.  

Куда же смотрит школа?

Когда эксперты различного рода говорят, что, пережив пандемию, мир уже никогда не будет прежним, то не в последнюю очередь имеют в виду и систему образования. Во время карантина необычайно популярными стали сервисы по интернет-репетиторству и различные курсы, предполагающие передачу знаний и технологий онлайн. В Китае во время эпидемии 170 млн. (!!!) учеников и студентов получали знания исключительно в удаленном доступе.

Украину вирус заставил буквально совершить скачок в цифровое будущее.   Неделю назад страна познакомилась с проектом «Всеукраинская школа онлайн». Дистанционное обучение для учеников 5-11 классов во время карантина было реализовано по инициативе президента Владимира Зеленского и его супруги Елены при участии профильных министерства и парламентского комитета, а также общественного союза «Освитория».

Съемки проводятся в Новопечерской школе Киева. В них, помимо 40 учителей, принимают участие украинские селебритис, такие как певица Светлана Тарабарова, борец Жан Беленюк и др. Видеоуроки доступны школьникам на YouTube-канале Министерства образования и науки (МОН), а также в эфире одиннадцати телеканалов. И первая волна претензий к проекту была связана как раз с площадками размещения контента.

Александр Козловский

В пуле участников трансляции оказались три телеканала, которые связывают с оппозиционным лагерем. И это не понравилось их политическим оппонентам. Например, директор Львовской школы восточных языков и боевых искусств «Будокан» Александр Козловский запретил учителям данного заведения использовать для подготовки онлайн-уроков контент с телеканалов NewsOne, 112 и ZIK. Свое слово сказали и некоторые медийные общественные организации. Независимый медийный совет, Общественное радио, Институт демократии им. Филипа Орлика и другие объединения в совместном заявлении потребовали от властей пересмотра участия указанных СМИ в проекте. Также они призвали другие телеканалы присоединиться к трансляции «Всеукраинской школы онлайн».

Ни по первому, ни по второму пункту ответа не последовало. Более того, ведущие ZIK, обсуждая сложившуюся ситуацию в эфире, все время обращают внимание на важный факт. Далеко не все каналы, аффилированные с теми или иными политическими силами, согласились поделиться со «школой» своим эфиром и рискнуть своими рейтингами.

Впрочем, телевизионщики немного кривят душой. Вопреки всем прогнозам, как раз с рейтингами у «Всеукраинской школы онлайн» все сложилось неплохо. «По данным компании Nielsen, в понедельник, 6 апреля, почти треть зрителей утреннего эфира смотрела именно «Всеукраинскую школу онлайн». Общая аудитория первого дня проекта — более 3,3 млн. «учеников» разного возраста», – сообщили в пресс-службе Офиса президента. На YouTube-канале зрителями 165 уроков первой недели стали более 3,5 млн. человек.

30-2=???

Миллионная аудитория не дает возможности оставить без внимания даже самые незначительные ошибки. Онлайн-учителя же допускают их предостаточно. Из того, что уже стало «хитом»: антарктические медведи (вместо арктических), ливанская война Ивана Грозного (вместо ливонской), Атлантический океан, омывающий Австралию (вместо Тихого и Индийского). Конечно, больше всего комментариев в социальных сетях набрало уравнение учителя математики, в котором при вычитании 2,2 из 30,2 получилось 18.

В результате на педагогов обрушился шквал критики: «Прячьте ваших детей подальше от телевизоров», «Выберите не идеологически правильных, а реально лучших учителей», «Лучше расскажу урок ребенку сама».

Родители стали массово интересоваться, кто же решил привлечь к проекту именно этих людей. Соответствующий запрос журналисты направили в Офис президента и получили ответ: «Поиском учителей, которые бы согласились принять участие в проекте, занималось Министерство образования и науки Украины совместно с общественным союзом «Освитория». При отборе учителей предпочтение отдавалось тем педагогам, которые уже имели опыт работы перед видеокамерой и были готовы оперативно включиться в работу».

Анны Сидорук

Правда, непосредственно «Освитория» в лице директора Анны Сидорук распространяет другую информацию. В понедельник, 6 апреля, в эфире Украинского радио она заявила буквально следующее: «Для большинства учителей это был первый опыт работы на камеру». Более того, из данного интервью г-жи Сидорук можно сделать вывод, что конкурса как такового не было вовсе. Брали тех, кто соглашался. И это не столько о качестве выбранных специалистов, сколько о спешке во время реализации проекта.

Игра на скорость

«От идеи создания курса до первого выхода в эфир прошло всего 2 недели. Все уроки выходили из продакшна ночью накануне выхода в эфир – около 30 видео в сутки. При таких сроках на обязательную проверку уроков не хватило времени», – оправдывается МОН на своем сайте.

Подтверждение этих организационных проблем можно найти и у учителя математики из КНУ им. Шевченко Дмитрия Номировского, который также принимает участие в проекте. «Никакой возможности просмотреть и внести правки в уже смонтированное видео не существует. Почему? А потому, что монтаж идет в ночь перед эфиром на ТВ. Говорят, что продакшн не успевает делать раньше. Подозреваю, что итоговое видео вообще никто не успевает смотреть – сразу в эфир. Я попробовал добиться просмотра своего первого урока. Дошел до продюсера. Получил от него по шапке, поскольку (цитата) «попадание в эфир более приоритетная задача, чем удовлетворение чьих-либо интересов»…» – написал на своей странице в Facebook г-н Номировский.

Защитники онлайновых учителей говорят об одном и том же. Педагоги ошибаются, так как мало времени на подготовку, отсутствует опыт работы перед камерой, и нет возможности отредактировать материал. И самое главное – педагоги в принципе ошибаются. Только раньше это видели только дети, а теперь впервые в школьные занятия погрузились родители.

Сергей Бабак

На помощь педагогам пришли народные избранники. 13 апреля в ходе внеочередного заседания парламента несколько депутатов из фракции «Слуга народа» провели перформанс, надев футболки с надписью «Маю право на помилку», а глава комитета по вопросам образования, науки и инноваций Сергей Бабак с трибуны ВР призвал хейтеров прекратить травлю «самого масштабного в истории Украины дистанционного образовательного проекта», на подготовку которого было всего лишь 2 недели, и его участников, которые «на волонтерских началах согласились помочь системе образования». 

Леся Хлипавка, учитель истории, аспирант кафедры педагогики высшей школы и образовательного менеджмента Черкасского национального университета им. Богдана Хмельницкого, пишет в соцсетях: «Конечно, ошибки будут, и «повылазит» то, на что многие раньше просто закрывали глаза и не интересовались, как там на самом деле происходит обучение в школе (все инструменты у родителей для этого были)».

Похожую мысль высказывает Елена Филоненко, учительница языка и литературы, в прошлом имевшая опыт работы как в крупных образовательных центрах городов-миллионников, так и в маленьких сельских школах Днепропетровщины. «Есть старое советское клише: «Куда же смотрит школа?» Оно четко показывает инфантильность наших людей. Мол, отдали ребенка в школу, а пусть уже учителя сами занимаются образованием и формированием личности будущего члена общества. Родители сохраняли за собой право критиковать учебные заведения, но совершенно не стремились брать на себя ответственность за развитие (в самом широком смысле) своего ребенка», – говорит Елена Альбертовна.

Этот подход перекочевал в современные реалии. И сегодня впервые за долгие годы показал всей стране свою порочность, всего лишь поменяв роли. «Внезапно учитель стал наблюдателем, а родители – людьми, на которых лежит ответственность за обучение ребенка. И большая часть мам и пап оказались не готовыми к такому повороту событий», – отмечает г-жа Филоненко.

Принудительный переход на новый уровень

Кристина Кудрявцева

Практикующий психолог и руководитель онлайнового образовательного проекта «Европейская школа психологии» Кристина Кудрявцева также говорит об ответственности. Внимание специалиста привлек распространенный нынче тезис о том, что все дети якобы совсем скоро разделятся на две категории: «у кого родители разбираются в интернете» и «у кого родители не разбираются в интернете».

«Онлайн – это будущее для образования, в том числе для школьного. Во всем мире это будущее наступало постепенно, а в Украине случилось экстренно и отчасти принудительно. И с этим надо смириться. Разбираются родители в интернете или нет – они должны учиться быть продвинутыми пользователями. Это их зона ответственности, если не хотят оставить своих детей вне глобальных образовательных тенденций», – утверждает психолог.

Особенно это важно для детей первых лет обучения, которые остались за бортом «Всеукраинской школы онлайн». Чтобы время карантина не пропало даром, учителя первоклашек создают группы в интернет-мессенджерах типа Viber, WhatsApp и др., куда ежедневно направляют домашние задания. Выполнив их вместе с детьми, родители пересылают их преподавателям и получают отклик.

И надо сказать, для постоянно занятых своими делами взрослых задача эта не из легких. На выполнение каждой «домашки» уходит по 2-3 часа и выполнить их качественно без родителей дети, как правило, не в состоянии.

Дистанционное обучение и от преподавателя требует особого подхода (вне зависимости от того, является ученик ребенком или взрослым). «В отличие от оффлайнового занятия человека нельзя заставить слушать. Надо вовлечь его, сделать так, чтобы было интересно. Это своего рода совместное творчество, которое очень далеко от банальной «зубрежки». Причем «зубрежки» того, что нашему современнику не надо постоянно держать в памяти, ведь под рукой всегда есть вся база энциклопедических сведений из интернета», – отмечает г-жа Кудрявцева.

Психолог не сомневается в том, что нынешняя негативная реакция части общества на «Всеукраинскую школу онлайн» имеет под собой глубинные корни. Все дело в механизмах нашей психики, которая очень плохо воспринимает что-либо новое. Это явление называется психическими защитами и конкретно в вопросах образования принимает порой самые неожиданные формы.

«Если мы говорим о взрослом, то бывает, что, даже приняв решение об участии в курсах, человек не может приступить к образованию. Якобы не срабатывает будильник, появляются срочные дела, теряется пароль от входа на нужный ресурс. Человек может даже попасть в больницу с тем или иным заболеванием. Вот так сильно сопротивляется психика, желая сохранить все в привычном для нее состоянии», – поясняет Кристина Кудрявцева, проецируя взрослые модели на то, что родителям может показаться банальной детской ленью.

В работе с собственным ребенком есть очень простой лайфхак. Дочки и сыновья берут наши модели поведения, а не теоретические знания, которые мы пытаемся «запихнуть» в их головы. «Не надо заставлять учиться. Дайте нужный пример. Покажите, как сами можете себя дисциплинировать, структурировать задачи и начать их выполнять. Посмотрите на себя со стороны: где вы делаете то, что надо, а где скатываетесь в полюс «делаю, что хочу». Сами для себя и для ребенка поставьте границу «НАДО». Если она не появится в детстве, то потом ребенок и во взрослой жизни не сможет сам для себя ее провести», – рекомендует психолог.

Дайте школе шанс

С учетом неопределенности, связанной с распространением коронавируса COVID19, пока даже сами участники «Всеукраинской школы онлайн» не знают, как долго он продлится. «Длительность проекта все время меняется. Вначале было 3 недели, потом 7, далее 8. Теперь, если не ошибаюсь, 10 недель», – пишет преподаватель Дмитрий Номировский. Периодически в сети появляются сообщения, что ряд учителей по причине чрезмерного и далеко не всегда доброжелательного к ним внимания отказываются записывать новые лекции.

Иванна Коберник

Как бы то ни было, после допущенных ошибок разбор полетов неминуем. В частности, советница министра образования и науки Украины Иванна Коберник в своем блоге заявила: «Из-за резонанса, из-за того, что уроки увидели миллионы, эти видеолекции перезапишут и ошибки исправят. В сети останутся отредактированные видео, а со следующей недели, насколько мне известно, все видео перед трансляцией будут проходить экспертизу». Другими словами, проект будет меняться. И это безусловный позитив. Потому как конкретно в этой ситуации «работа с колёс» может сыграть Украине на руку. Ведь когда вирус уйдет, онлайн-уроки останутся.

Интриги, сценарии, спектакли

Неделю назад мы констатировали, что состоявшаяся в Берлине встреча представителей...

Проблема паразитизма

О сворачивании социальной составляющей украинского государства мы предупреждали...

Опасная связь?

В последние годы много дискутируют по поводу того, опасна или нет мобильная связь, как...

Ставки высоки: ничего случайного

3 июля в Берлине состоялась встреча представителей «нормандского формата» по...

Паутина виртуала: как интернет вещей влияет на нашу...

По информации агентства Bloomberg, фитнес-индустрия, с суммарным доходом $368 млрл. в год,...

Пульт управления карантином и «защита от дурака»

Власть, стоя у кризисного пульта управления государством, не учла, что у системы...

Живой товар

Карантин одну за другой выявил неприглядные истории, о которых мы если и догадывались,...

Надежда здоровых сил

Множество признаков указывает на то, что система управления Украины пребывает в...

Дорога домой

Карантинные меры не позволяют вернуться тем, у кого закончился контракт, с кораблей...

США – Украина: полицейские параллели

Смерть никому не известного прежде афроамериканца Джорджа Флойда стала триггером для...

Постыдная известность

Победа Израиля в войне 1967 г. имела неожиданный ответ в Украине. В 1968 г. появилось...

Не «вертухай» с наганом, но – партнер

После успешного старта ракеты «Фалькон-9» с космонавтами на борту и стыковки...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка