Железный секонд-хенд: казнить или помиловать?

№9(975) 4 – 10 марта 04 Марта 2021

Ситуация с евробляхерами — хозяевами легковушек на иностранных номерах — давно зашла в тупик и требует законодательного разрешения.

Штрафы и конфискации

Об остроте проблемы свидетельствует тот факт, что вопрос относительно 750 тыс. автомобилей на иностранной регистрации так и не решен. Около 500 тыс. из них до сих пор находятся на территории Украины с несоблюдением сроков и условий таможенных режимов временного ввоза или транзита.

Согласно статистике Гостаможслужбы в 2017 г. в Украину было ввезено в режимах транзита/временного ввоза, но своевременно не вывезено 95 тыс. авто, в 2018-м — 106 тыс., в 2019-м — 23,8 тыс., в 2020-м — 2,6 тыс. В таможенной базе числится 420 тыс. таких автомобилей, однако есть основания для сомнений, что они еще существуют, а не разобраны на детали.

При этом таможенники не сидят без дела. По данным Гостаможслужбы, только в январе—мае 2020 г. судами было рассмотрено 469 дел о нарушении таможенных правил, возбужденных по ч. 6 ст. 470 Таможенного кодекса (превышение срока доставки транспортных средств личного пользования более чем на 30 суток). Нарушителей оштрафовали на 10,2 млн. грн. и конфисковали авто на 705 тыс. грн.

Кроме того, было возбуждено 957 дел по ч. 6 ст. 481 (превышение срока временного ввоза транспортных средств личного пользования более чем на 30 суток). Штрафы составили 36,5 млн. грн., а сумма конфискаций — 547 тыс. грн.

Таможенники констатировали, что «предыдущие отсрочки по применению штрафных санкций не способствовали увеличению случаев декларирования гражданами автомобилей на иностранной регистрации в свободное обращение».

Самые популярные страны, откуда иномарки попадают в Украину, — Польша, Литва, Германия, Болгария и Чехия. Популярность польских и литовских авто объясняется тем, что именно сюда завозится старье со всей Европы: средний возраст легковушки здесь составляет 16—17 лет, тогда как в ЕС — 10,7 г.

Дабы подвигнуть евробляхеров к оформлению иномарок, народные депутаты в прошлом году разработали четыре законопроекта, но все они после активного обсуждения были отвергнуты.

Эксперты указали на то, что предлагаемые изменения могут привести к увеличению таких авто и уменьшению доходов бюджета. Очередная отсрочка привлечения евробляхеров к админответственности проблему не решает, а только «создает предпосылки для совершения правонарушений и в дальнейшем, что окажет негативное влияние на поступление таможенных платежей при ввозе автомобилей». Одной из главных проблем является отсутствие документов для осуществления таможенных процедур.

Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров указала на то, что законодательные инициативы не будут стимулировать развитие внутреннего рынка новых легковых автомобилей и легальный бизнес.

Ассоциация «Укравтопром» в свою очередь отметила, что упрощение налогообложения транспортных средств, бывших в употреблении, приведет к окончательному вытеснению с внутреннего автомобильного рынка новых колесных транспортных средств и будет способствовать ухудшению криминогенной и экологической ситуации как на дорогах, так и в общественной жизни в целом. Остановка собственного производства грозит потерей рабочих мест в машиностроении и связанных с ним отраслях производства.

Российские авто под запретом

C выводами экспертов нельзя не согласиться. В то же время дальнейшее игнорирование проблемы грозит ростом социальной напряженности в обществе, тем более что евробляхеры постоянно устраивают массовые акции протеста, указывая на то, что суммы налогов и сборов за иностранный железный секонд-хенд превышают его цену в разы.

В итоге в ВР приняли соломоново решение: создали рабочую группу, которая на основе предыдущих новаций разработала компромиссные законопроекты, связанные друг с другом. Они-то и были приняты ВР в первом чтении.

Законопроект 4643-д называется «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно взимания налогов и сборов, других обязательных платежей, объектом налогообложения которых являются транспортные средства».

Временно — на 180 дней со дня вступления в силу этого закона — для автобусов, легковушек, грузовиков массой до 3,5 т и прицепов, ввезенных на таможенную территорию Украины до 31 декабря 2020 г., предусмотрен акцизный налог, начисленный по специальной формуле.

В него входит базовая ставка, зависящая от года изготовления авто. Для машины в возрасте до 9 лет она нулевая, а для 15-летней составляет 150 евро.

К ней приплюсовывается коэффициент. Для авто с объемом двигателя внутреннего сгорания до 2000 куб. см он составляет 0,25 евро за каждый «кубик». Самый большой — 0,5 евро — за 1 куб. см двигателя с объемом цилиндров более 5 тыс. куб. сантиметров.

Далее плюсом идет ставка налога в евро за 1 ед. транспортного средства. Для машин, оснащенных двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и кривошипно-шатунным механизмом, она нулевая, а для дизелей — 100 евро. Для электрокаров и гибридных авто ставка нулевая.

Эта норма действует только на одну машину. Она не распространяется на транспортные средства, если они не соответствуют экологическим нормам Евро-2 и выше или имеют происхождение из страны-агрессора.

В прошлом году самой популярной моделью у отечественных любителей зарубежного железного секонд-хенда был Volkswagen. За авто возрастом до 9 лет и объемом двигателя 1800 «кубиков» им придется выложить 450 евро (0,25х1800). Дороже всего обойдется иномарка, оснащенная мощным двигателем, когда ее возраст превышает 15 лет. Например, за 5,5 «кубиков» придется заплатить 2750 евро. Но таких авто в Украине кот наплакал, так что ставка акцизного налога в среднем составит 500—1000 евро.

Второй законопроект №4644-д называется «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно временного упрощения таможенного оформления транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Украины».

Хозяева автобусов, легковушек, грузовиков массой до 3,5 т и прицепов, которые до 31 декабря 2020 г. были ввезены в Украину в режимах временного ввоза или транзита, на 180 дней освобождаются от таможенной и административной ответственности, если заплатят налог, указанный в законопроекте №4643-д, а также перечислят в госбюджет сумму, равную пятистам необлагаемым минимумам доходов граждан (8500 грн.).

Евробляхеры также получат право в течение 180 дней вывезти авто из Украины без каких-либо штрафов, если заплатят в госбюджет 8500 грн.

Все вышеуказанные льготы распространяются только на одну единицу транспортного средства, и воспользоваться ими можно только один раз.

По идее, если оба закона вступят в силу, это должно удовлетворить евробляхеров. Судите сами. Сегодня за просрочку транзитного ввоза на сутки придется заплатить 170 грн., до 10 суток — 3400 грн., от 10 до 20 суток — 8500 грн., от 20 до 30 суток — 85 тыс. грн. За просрочку более 30 суток, а также в случае потери или разукомплектации автомобиля предусмотрены штраф в 170 тыс. грн. или конфискация самой машины.

За нарушение правил временного ввоза предусмотрены следующие санкции. При просрочке не более трех суток — предупреждение или 850 грн., от трех до 10 суток — 5100 грн., от 10 до 20 суток — 17 тыс. грн., от 20 до 30 суток — 85 тыс. грн. Игнорирование правил ввоза на срок больше 30 суток, а также потеря или разукомплектация автомобиля обойдется в 170 тыс. грн. или авто конфискуют.

Зампредседателя Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Александр Ковальчук, инициатор обоих законопроектов, проделанной работой остался доволен: по его словам, они позволят избежать коррупционных схем и пополнить бюджет.

Однако далеко не все народные депутаты придерживаются такого мнения. Например, председатель фракции «Голос» Ярослав Железняк утверждает, что «давать скидки отдельным людям, которые уже нарушили законодательство, несколько раз не воспользовались возможностью растаможки и снова требуют льготы — это по меньшей мере несправедливо». Предлагаемый вариант, по его мнению, дает возможность растаможить Lamborghini по такой же цене, как и Skoda. И при этом никто не подсчитал, «сколько денег не получит государство, сколько не будет выплачено пенсий и зарплат врачам, и сколько не будет построено дорог».

Рядовые украинцы, не имеющие авто на иностранных номерах, тоже негодуют. «Люди плюют на закон, а им делают послабление. Так и будут завозить евробляхи, а через 1—2 года снова выйдут бастовать, и депутаты опять им сделают поблажку». «Какой-то противозаконный закон, несправедливый». «Теперь гражданин, купивший авто премиум-класса в той же Германии и затащивший его в Украину как «бляху» через литовскую фирму, сможет легализовать ее условно за 1,5 тыс. евро при фактической цене в 15—20 тыс. евро».

Нынешняя ситуация с евробляхерами напоминает крылатое выражение для описания двух взаимоисключающих возможностей: «Казнить нельзя помиловать».

Еще в конце 2019 г. директор столичного Института города Александр Сергиенко заявлял: «те, кто допустил ввоз в страну так называемые евробляхи, совершили чудовищное преступление по отношению ко всей Украине». Он имел в виду, что 80% загрязнения воздуха приходится на автомобили, т. о. из-за старых авто атмосфера в городах только ухудшается.

Украина подобно мощному пылесосу всасывает в себя не только древние «бляхи». Только в 2020 г. на украинские номера перешли 353,4 тыс. ввезенных из других стран подержанных легковых авто, тогда как количество новых иномарок составило 85,5 тыс. О какой экологии при таких раскладах может идти речь? Спрашивается, зачем было строить ветряки и солнечные станции, которые увеличили стоимость электроэнергии в разы, если существенно отравляют воздух не ТЭЦ, работающие на угле, а железный хлам на четырех колесах? Неужели нам недостаточно недавнего опыта «зеленого» Техаса, где ветряки покрылись корочкой льда, а солнечные панели снегом, в результате чего в этом штате наступил энергетический коллапс? А ведь Техас и Украина в отношении климата несопоставимы.

Между тем только в 2020 г. в «зеленую» энергетику в Украине инвестировали 1,24 млрд. евро. Не разумнее ли было направить эти средства на собственное производство легковушек, соответствующих Евро-5, в результате чего в нашей стране появились бы новые рабочие места и возросли отчисления в бюджет? Зачем было уничтожать отечественную автомобильную промышленность?

К примеру, в Словакии в 2019 г. было выпущено 1 079 978 новых легковушек; эта страна, в которой проживает всего 5,5 млн. человек, — мировой лидер по производству автомобилей на душу населения. На ее территории работают заводы таких всемирно известных автопроизводителей, как Kia, Citroen, Peugeot, Volkswagen, Audi, Porsche, Skoda, Land Rover и Seat.

Подводя итоги, можно констатировать, что сегодня дать какой-либо прогноз относительно дальнейшей судьбы обоих законопроектов невозможно. В процессе подготовки ко второму чтению их тексты могут измениться, вполне возможен и вариант, что они не наберут необходимого количества голосов и будут списаны в утиль, а эра евробляхеров продолжится.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Распад постсоветского пространства

Разделенная Украина остается гарантом продолжения разрушения постсоветского...

Как StopFake Адольфа Алоизовича не дал «подставить»

В украинском экспертном и околоэкспертном сообществе множество различных структур...

Демонстративные бунты и скрытые интересы

Ермак стал ключевой фигурой в системе украинской власти и фактическим лидером группы,...

Куда могут завести Владимира Зеленского мечты о...

В своем парламентском послании Владимир Путин ясно дал понять, что Россия полностью...

Памяти Александра Чистякова

26 апреля скончался Александр Владимирович Чистяков, глава Ассоциации рыболовов и...

Баттлы и намеки

Заявлениями Резникова и Ермака перейден очень важный рубеж – пожалуй, впервые за...

Ценою жизни

При проведении опытов в муках ежегодно погибает 150 млн. животных.

В декларациях «брехня», а в головах разруха

15 апреля на внеочередной сессии Верховной Рады в первом чтении был принят...

Быстрых «прорывов» ждать не стоит

Проявлять оптимизм чрезвычайно рано. На пути к «разрядке-2», который лежит через...

Интеллект гегемона

Ввиду того, что правящие в Украине силы открыто проявляют готовность следовать в...

Цифровая валюта рождает новый финансовый порядок

Цифровые валюты станут одним из тех инструментов, которые создадут форму и правила...

Постскриптум ко Дню космонавтики

День космонавтики и 60-летие первого полета человека в космос президент Владимир...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка