Жизнь на воде

21 Июля 2020 0

Я «водяной»… Именно так отреагировал мой знакомый на вопрос о месте своего проживания. ОН уже более трех лет назад, продав квартиру, построил себе дом на воде. И он в этом не одинок – все больше людей перебираются в плавучие дома.

У нас есть устойчивые стереотипы, определяющие житейское благополучие: дом, квартира, дача. Но в них никак не вписывается жизнь в плавучем доме –  чересчур смело и в то же время несерьезно, зыбко и экстравагантно.

Фактически каждый знает об этом распространенном в других странах явлении – жизнь на воде. Там существуют целые плавучие жилые кварталы. Наверное, многие в минуты тоски, наступающей под давлением бетонных джунглей, задумывались об обретении свободы. И у кого-то она ассоциируется с независимой от муравьиной суеты наших многоэтажек жизнью в собственном плавучем доме. Чтобы засыпать и просыпаться с видом на реку, дышать относительно чистым воздухом и знать, что в любое время ты можешь поменять пейзаж за окном, переехав на швартовку в другое место. Осуществить эту мечту решаются лишь единицы – чрезмерно, в обыденном понимании, это кардинальное изменение всей жизни, да и поддержит ли семья…

Недвижимость давно вышла за пределы многоэтажек и частных особняков. Уже никого не удивишь домом на колесах или модульным, а новости о сооружении зданий на 3D принтере перестали вызывать шок. Плавучие дома –  хаусботы или дома на воде – приобретают все большую популярность. Долгое время они оставались заграничной диковинкой, но в последние годы все чаще появляются в Украине не только в качестве ресторанов, офисов и дач, но и в виде полноценного места для жизни. Попробуем поближе познакомиться с их особенностями, недостатками и преимуществами, а также поговорить о законодательных аспектах строительства таких домов.

Что такое плавучий дом

Плавучий дом – жилое помещение на воде, которое может быть как мобильным, т.е. иметь двигательную систему и автономные инженерные коммуникации, так и стационарным (неподвижный дом, пришвартованный/прикрепленный к берегу).

Можно выделить три типа плавучих домов:

  • автономные баржи, которые могут независимо перемещаться, имеют запас топлива, электроэнергии, воды, систему сбора отходов;
  • суда, которые перемещаются с помощью буксира;
  • стационарные дома на понтоне, которые связаны с городскими системами энерго- и водоснабжения.

Дома на воде популярны: они используются, проектируются и модифицируются во многих странах. Во Франции преимущественно распространены грузовые катера, переделанные под жилье (или Péniche, как называют их французы). В Германии и США принято строить дома на понтонах (так называемые hausboot) или использовать понтонные лодки. В Нидерландах широкую популярность получили плавучие дома, пришвартованные к берегу.

Самые распространенные и максимально ориентированные на постоянное в них проживание стационарные дома, т.е. статус «плавучих» у них весьма условный – они лишь расположены на воде.

Архитектура не стоит на месте, и сегодня вам могут предложить все работы под ключ – от экстравагантных проектов до скромных жилищ дачного типа.

Но, как и в любом деле, не обошлось без плюсов и минусов.

Главная фишка домов на воде – близость к природе и возможность иметь свой тихий оазис в шумном мегаполисе.

Такие дома мобильны: при желании с помощью буксира сооружение можно переместить на другую локацию. Сегодня в Украине не наблюдается массовой застройки прибрежной части, поэтому мест для швартовки более чем достаточно.

К большим плюсам следует отнести быстрый срок реализации заказа: как правило, дом строится до полугода. При этом проектировочная и строительная часть падает на плечи компании, реализующей проект. Заказчик вовлекается в процесс лишь на некоторых этапах.

Дома на воде могут быть долгожителями: срок их эксплуатации от 50 до 80 лет при условии надлежащего ухода и выбора при постройке качественных материалов.

Считается, что такая «водная» недвижимость является неплохой инвестицией, так как хорошо вписывается в туристический сектор. Плавучий дом можно сдавать в аренду, а наличие в нем бани или сауны сделает его востребованным круглый год. К тому же все большей популярностью пользуются так называемые «ботели» – плавучие отели. Но это если рассматривать коммерческие объекты.

В каждом деле есть свои «но». Они есть и в «водной жизни».

В первую очередь необходимо подумать о безопасности нахождения на воде детей и животных. Погодные условия изменчивы, бывает сильный ветер, дожди, зимний период привносит свои трудности жизни на воде. Реки в основном замерзают, и конструкции дома подвергаются более сильным внешним нагрузкам. Влажность и порывы ветра могут наносить значительный вред внешней отделке и понтону.

Также перед выбором места швартовки дома необходимо подумать о парковке вашего автомобиля или в пешей доступности станции метро или остановки общественного транспорта. Подойдите очень внимательно к будущему расположению вашего дома: учтите, что если дом расположен не на частной территории, то мимо него может ходить большое количество людей, что не всегда комфортно и безопасно.

Инфраструктура рядом с водоемами часто менее развита, чем в центре города или на массивах, а близость к магазинам, школам, садикам, больницам и прочим объектам имеет не последнее значение при выборе жилья.

Подключение домов на воде к наземным инженерным сетям часто оказывается проблематичным, так как власти, прикрываясь мнимой заботой об экологии и безопасности судоходства, с большой неохотой дают разрешение на размещение и стоянку домов. Заранее подумайте о том, во сколько может обойтись использование автономных и энергоэффективных технологий, как вы обеспечите дом электроэнергией, теплом, питьевой водой, организуете утилизацию отходов, вывоз мусора и т.д. Коррупция отечественных чиновников может стать непреодолимым барьером для комфортного жилья на воде… Нужно помнить о наших реалиях.

Протяни руку ветру

Дом семьи Панченко пришвартован неподалеку от моста имени Патона в столице. До Крещатика пятнадцать минут на велосипеде. Рыбу ловят, сидя на веранде, в снежные зимы расчищают каток возле дома на замершей реке. Шесть лет назад семья сменила квартиру на дебаркадер, переоборудованный под жилье. И не пожалели.

– Просыпаешься утром – а берега нет. Шторм был нешуточный, порывы ветра достигали 60 километров в час, – вспоминает декабрьский сильный шторм глава семейства Владимир. – Наш дом сносило ветром против течения. Толстые канаты натягивались, как струны. Огромная балийская люстра звенела всеми своими перламутровыми чешуйками. С верхней палубы сдуло стулья, тревожно раскачивались лампады. Но обошлось. Чего не скажешь про других жителей залива. Дебаркадер знакомого унесло — пришлось срочно искать буксир…

Владимир объясняет, что и в обычные дни можно ощутить небольшую зыбь от волны прошедшей баржи или промчавшегося на всей скорости катера. Но в ту ночь мотало особенно сильно.

До «водного» переселения семья жила в обычной «трешке» на Борщаговке. В какой-то момент впятером стало тесно.

– Мы с женой растили трех дочерей, но я мечтал о сыне. Супруга тоже хотела еще детей, однако понимала, что вшестером будет непросто. Варианты подбирали: думали поменять квартиру на загородный дом. Столько вариантов пересмотрели… Но как-то ни один не пришелся по душе, — вспоминает Владимир.

И вот в один из дней, перебирая очередную стопку объявлений, они наткнулись на продажу заброшенного дебаркадера, на котором раньше располагалась пожарная часть. Сразу вспомнили о впечатлениях от увиденного в Амстердаме – там все каналы в жилых домах. Воспоминание окатило семью чистым речным воздухом, повеяло романтикой. Сначала решили из любопытства съездить посмотреть на этот дебаркадер. А потом, шаг за шагом мысленно планируя жизнь на воде, вся семья втянулась в реализацию мечты. 

Уложились за год. За несколько дней до окончания отделочных работ в семье родился сын Серафим. Из роддома — на новоселье.

– Знаете, на той неделе нам на веранду положили букет полевых цветов. Таким образом ребята, выезжающие с лодочной станции, извинились за причиняемые  неудобства. Мелочь, но приятно. На воде своя жизнь… – улыбается Елена Панченко.

По словам Владимира, цена платформы сопоставима со стоимостью недешевой квартиры. Однако площадь — раз в пять больше.

– Наш дебаркадер — «трехэтажный». Внизу — технические помещения, в т.ч. септик для канализационных стоков и котельная. Два уровня занимает жилая зона: пять кают-комнат (при каждой — душ и туалет), а также просторная гостиная, есть кабинет и отдельная гардеробная. Та третьем «этаже» – открытая палуба для творческого пространства: повесили гамаки, установили батут. Есть еще небольшая смотровая площадка на крыше.

Жизнь на воде все же дороже, чем на берегу. Основная статья расходов — обогрев в зимний период. Запитан электричеством дом с берега, для слива отходов на платформе — 20-тонный бак, периодически нужно вызывать машину для выкачки.

Впрочем, как считает семья Панченко, затраты того стоят: они просыпаются под крики чаек, дышат свежим воздухом и любуются красивейшими закатами. Кроме того, на дебаркадере есть причал для моторной лодки. В кладовке — запас удочек. Рыбу можно ловить прямо с борта.

Дебаркадер — конструкция мобильная. Если надо, можно передвинуть с помощью буксира. Один раз дом уже переезжал: «Когда купили платформу, она стояла на другом берегу реки. Но там шла стройка – пыль, гам… В общем, так себе соседство. И мы перебрались в этот залив».

Люди, живущие на воде, между собой очень дружны, всегда придут на помощь. Есть среди жителей этого залива даже известный режиссер. Правда, они себя не афишируют.

– Вся эта «известность» жителям на воде потом выходит боком. Проверками замучают, — объясняет Владимир. — Ведь большой дебаркадер фактически приравнивается к теплоходу. И правила безопасности такие же строгие. Например, у нас дети никогда не выходят на нижнюю палубу без спасжилета. Накинуть его не сложно. Так спокойнее.

Так создаются хаусботы

Любая постройка начинается с фундамента. Но в плавучем доме он как таковой отсутствует, его роль выполняет понтон – платформа, напоминающая плот, которая помогает удерживать тяжести на воде. Важно максимально точно рассчитать грузоподъемность основания будущей постройки, выбрать подходящий материал и конструкции, чтобы она была прочной, долговечной и устойчивой. Более полную информацию о постройке, регистрации и эксплуатации плавучего дома можно получить на специализированном сайте  https://buildersclub.com.ua

При выборе материалов для строительства в первую очередь нужно брать в расчет постоянную повышенную влажность его эксплуатации.

Проверенный жизненным опытом совет: не занимайтесь отсебятиной, не нужно изобретать велосипед – есть множество строительных фирм, имеющих достаточный опыт сооружения подобных домов. Тем более что они дают гарантию своим детищам, помогают в оформлении всех необходимых документов.

В то же время в силу множества особенностей плавучего дома специалисты рекомендуют страховать недвижимость, чтобы уберечь себя от различных рисков.

На данный момент строительство на воде осуществляют пять компаний: три из них – Floating House, «Фортуна 21» и «Новые зодчие» – функционируют в столице.

Сейчас в Киеве существует около 300 домов на воде.

Сколько стоит дом построить

Стоимость плавучего дома зависит от множества факторов: используемых материалов, квадратуры, типа конструкции здания и понтона и т.д.

В интернете можно найти обустроенные и подключенные к сетям дома площадью 160м² стоимостью от $42 000 (под Киевом). В столице цены значительно выше. К примеру, дом с пятью спальнями напротив Осокорков с закрытой охраняемой территорией, подключенный к сетям, интернету, с контролем доступа по всему периметру доступен от $80 000.

Многие ошибочно считают, что плавучие дома, как и в Европе, – вариант экономного жилья. Это не так. Поскольку в Украине нет массовой практики заселения людей в домах на воде, владельцы сталкиваются со многими трудностями, в т.ч. бюрократическими, которые требуют больших вложений – как временных, так и денежных.

Подключение к инженерным сетям

Идеально, когда дом располагается в черте города, и есть возможность подключения к инженерным сетям. Чтобы жизнь была комфортной, нужно реализовать работу водопровода, электрической сети, системы отопления, водоотведения и канализации.

Если нет возможности подключиться к электросети, придется продумать систему автономного энергоснабжения. На помощь приходят дизельные или ветряные генераторы, солнечные батареи. Но следует учесть, что их установка обойдется в дополнительную копеечку.

В случае с водопроводом, при невозможности подключения к центральным сетям, есть вариант бурения скважины на берегу рядом с домом или установки фильтров воды. В любом случае необходимо оформить на это разрешительные документы.

Самый болезненный и проблемный вопрос, как показывает практика, – подключение к системе водоотведения и канализации. Чаще всего подсоединение к канализационному коллектору просто невозможно. Чтобы все переработанные продукты жизнедеятельности не оказались в водоеме, необходимо установить цистерну для хранения сточных вод или систему автономной канализации с биологической очисткой. Последний вариант более практичен, но и стоит дороже.

Что касается отопления, то лучше всего подходят вакуумные гелиоколлекторы. Можно использовать более понятный и всем знакомый котел, который подбирается в соответствии с индивидуальными потребностями по производительности, виду топлива и модели. Поскольку вопрос электричества стоит остро, системы отопления, основанные на них, рекомендовать не имеет смысла. К тому же такой вариант достаточно дорогостоящий в эксплуатации.

Законодательные аспекты  

Еще одна трудность, которую придется преодолеть будущему обладателю дома на воде, – это сбор необходимой документации, а также получение различных разрешений. Данная сфера регулируется Регистром судоходства Украины.

Дом на воде относится к плавучим средствам, поэтому такую недвижимость сложно зарегистрировать, а тем более – прописаться в ней. Один из способов исправить ситуацию – купить небольшой участок у дома, с выходом к водоему. Поскольку дом пришвартовывается к нему, то появится возможность присвоить почтовый адрес и недвижимости.

В целом алгоритм действий таков: после завершения строительных работ необходимо обратиться в Регистр судоходства Украины. Дом пройдет освидетельствование, владелец получит судовой билет и номер, который обязательно нужно повесить на «борт».

Разрешение на швартовку выдает региональная Инспекция по безопасности судоходства. Соответственно, нужно обращаться в той акватории, где планируется остановка.

При вводе дома в эксплуатацию необходимо пройти пожарную и санитарно-эпидемиологическую инспекции, а также заплатить налоги.

Мировой опыт проживания в плавучих домах

Многим кажется, что плавающий дом на воде покупают эдакие романтики, стремящиеся сбежать от суеты мегаполиса и наслаждаться природой. На деле все немного прозаичнее. К примеру, в Голландии, Франции и Германии такое жилье является экономичным и не облагается налогом, поэтому пользуется спросом.

В ООН смотрят на плавучие дома еще глобальнее. В прошлом году на одном из заседаний стоял вопрос создания плавучих поселений. В рамках данной инициативы архитектурное бюро Bjarke Ingels Group совместно с океаническими инженерами и некоммерческой организацией Oceanix BIG разработали проект плавучего города с населением до 10 000 человек. Проект получил название BIG Oceanix City.

В Амстердаме создаются искусственные острова для реализации проекта под названием IJBurg: будет построено 18 000 домов для 45 000 жителей, создана вся необходимая внутренняя инфраструктура и комфортные условия проживания и транспортировки.

Еще одним известным и нетривиальным местом с плавучими домами является озеро Тонлесап в Камбодже. Жизнь на воде для местных давно привычна и не является диковинкой, а дома отличаются скромностью и простотой. Живут в этой местности преимущественно за счет туристов, которые приезжают посмотреть на местный быт.

Ноев Ковчег

В мировой прессе неоднократно поднимались вопросы, касающиеся разработок архитекторов и проектировщиков целых плавучих островов в океане. Из книг фантастов города на воде все больше обретают осязаемые очертания. Считается, что такие решения очень удачны для спасения людей от многих угроз – глобального потепления, экологического кризиса, истощения природных ресурсов, перенаселения суши, ведь гидрополисы – это самодостаточные экосистемы на воде.

Ученые идут дальше и высказывают более смелые предположения постройки городов даже под водой.

Сегодня уже есть несколько интересных проектов, но они трудоемки и требуют использования сложных технологий.

Основное препятствие для создания гидрополисов, с точки зрения проектировщиков, – отсутствие отработанных технологий и готовности у общества к экспериментам.

В то же время у «водных» городов есть свое рациональное зерно. В связи с интенсивным таянием ледников в ближайшем будущем уровень Мирового океана поднимется, что может привести к затоплению многих островных государств, пострадают прибрежные территории многих стран.

Ученые ведут поиск решения надвигающейся на нас катастрофы. Они обратили внимание на то, что природа сама дает им подсказки – некоторые острова адаптируются к растущему уровню моря. В первую очередь это касается рифовых островов: гребень острова поднимается вместе с повышением уровня моря, что позволяет острову не тонуть при росте уровня Мирового океана. Эта природная способность, по мнению ученых, может защитить миллионы людей от вынужденной климатической миграции, которая им угрожает.

Но если рифовые острова, не ожидая помощи от человека, спасают себя сами, то проекты плавучих искусственных островов могут стать для человечества современным Ноевым Ковчегом.

Совпадения, комбинации, перспективы

Тема мирного урегулирования на Донбассе становится трендовой для любого политика

Children of Soros

Наблюдаем редкий случай: слово, придуманное и введенное в обиход в Украине, получило...

Об «уникальном шансе» вернуть Крым

Вновь активизировалась широкая дискуссия о скором (или не очень)  возвращении...

Цугцванг и не только

Страна вздохнула с облегчением, когда эпопея с захватом заложников в Луцке...

Терроризм в законе и вне его

Инцидент с захватом заложников в Луцке – вне зависимости от возможного наличия и...

Конец «Минска» и предвыборный ажиотаж

15 июля Рада приняла, на первый взгляд, совершенно «техническое» постановление о...

Интриги, сценарии, спектакли

Неделю назад мы констатировали, что состоявшаяся в Берлине встреча представителей...

Проблема паразитизма

О сворачивании социальной составляющей украинского государства мы предупреждали...

Опасная связь?

В последние годы много дискутируют по поводу того, опасна или нет мобильная связь, как...

Ставки высоки: ничего случайного

3 июля в Берлине состоялась встреча представителей «нормандского формата» по...

Паутина виртуала: как интернет вещей влияет на нашу...

По информации агентства Bloomberg, фитнес-индустрия, с суммарным доходом $368 млрл. в год,...

Пульт управления карантином и «защита от дурака»

Власть, стоя у кризисного пульта управления государством, не учла, что у системы...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка