Беларусь: исчезающие возможности для Украины

17 Сентября 2020

15 сентября Верховная Рада Украины 228 голосами поддержала обращение о непризнании результатов выборов президента Беларуси.

Проект соответствующего постановления был подан еще 31 августа. Авторами выступили нардепы Александр Мережко, Елена Хоменко, Ольга Руденко и Марина Бардина (все — «Слуга народа»). В заявлении отмечается, что «официально обнародованные результаты выборов Президента РБ не отражают реального волеизъявления белорусских граждан».

Народные депутаты заявляют, что «Украина уважает суверенитет Беларуси, поддерживает ее независимость и придерживается принципа невмешательства во внутренние дела. В этой связи мы решительно отвергаем обвинения белорусской стороны в причастности к дестабилизации ситуации в Беларуси. Беларусь всегда была и будет для нас братским государством, с которым мы родственны исторически, культурно и духовно».

Данный пункт выглядит явным ответом на заявления Александра Лукашенко от 3 сентября, в которых он обвинил Украину в организации белорусских протестов.

Заявляется также, что народные депутаты Украины присоединяются к «оценкам Европейского Союза по недемократическому характеру президентских выборов в Беларуси и поддерживают введение санкций в отношении ответственных за фальсификации результатов выборов и применение насилия против протестующих». Властям Беларуси украинские парламентарии предлагают провести «новые свободные и демократические выборы с участием независимых международных наблюдателей от ведущих европейских институтов».

Данное заявление, принятое минимальным большинством, — не первый пункт на пути стремительного ухудшения украинско-белорусских отношений за последние полтора месяца.

14 августа Беларусь передает Российской Федерации задержанных в конце июля россиян — предположительно, бойцов частной военной компании «Вагнер», которых изначально обвинили в подготовке силовых акций против действующей власти Беларуси. Официальный Киев тогда решил обозначить свой интерес в этой истории: ряд задержанных в Беларуси бойцов ЧВК, предположительно, участвовали в боевых действиях на Донбассе на стороне сепаратистов, а девять из них и вовсе обладали украинским гражданством. Однако просьбу об их выдаче в Украину Минск отклонил — под предлогом того, что офис украинского генпрокурора не прислал своего представителя в Минск для многосторонних консультаций по этому вопросу.

Вскоре Украина отзывает своего посла из Минска, сославшись на «недопустимые действия Минска». Подобный инцидент имел место в двусторонних отношениях в первый раз.

Президент Украины Владимир Зеленский в интервью телеканалу Euronews во второй половине августа солидаризовался с требованиями назначить в Беларуси повторные президентские выборы. Это заявление вызвало обмен жесткими репликами между МИД Беларуси и Украины.

«Если посмотреть новейшую историю Украины, то, конечно, опыта в некоторых вопросах им не занимать. Вот только результат этих политических экспериментов уж точно не убеждает украинцев, да и не только их, в их правильности и полезности», — заявил пресс-секретарь МИД Беларуси Анатолий Глаз.

«Для нас Беларусь — соседнее государство, с которым мы всегда стремились и стремимся к дружеским отношениям. Понимаем эмоциональную перегруженность коллег из белорусского МИД, но советуем не отвергать ценных дружеских советов... Опыт украинской Революции Достоинства учит именно тому, что не слушать мнение общества и советов друзей, а вместо этого прокладывать себе путь вперед дубинками — это путь в никуда», — говорится в ответном заявлении украинского МИД.

Не слишком удачным для двусторонних отношений можно считать тот факт, что именно с сентября вступает в силу постановление Кабинета Министров Украины «О частичном приостановлении действия Соглашения между Кабинетом Министров Украины и правительством Республики Беларусь о безвизовых поездках граждан», принятое еще в мае этого года. Согласно ему Украина вводит для своих граждан необходимость иметь загранпаспорт для поездок в Беларусь (ранее было достаточно внутреннего паспорта).

8 сентября Украина фигурирует в загадочной истории с исчезновением белорусских оппозиционеров Антона Родненкова, Ивана Кравцова и Марии Колесниковой. В итоге выясняется, что Родненков и Кравцов находятся в Украине (куда их не то выдворили власти Беларуси, не то они уехали добровольно), а Колесникова осталась в Беларуси.

Сложившаяся кризисная ситуация объективно требовала принципиального решения властей обеих стран. Хотя бы из-за прочных экономических связей. В январе—декабре 2019 г. товарооборот между двумя странами составил 5,8 млрд. долл. и вырос на 6,9% к январю—декабрю 2018 г. Импорт белорусских товаров в Украину составил 4,1 млрд. долл. Экспорт украинских товаров в Беларусь — 1,7 млрд. долл. Такая величина отрицательного сальдо поясняется тем, что основу импорта из Беларуси составляют нефтепродукты. В то же время объемы поставок минеральных удобрений и грузовых автомобилей в Украину примерно эквивалентны по стоимости поставкам соевых бобов и изделий из черных металлов в Беларусь.

Помимо экономики, важны и политические аспекты украино-белорусских отношений. Первое, что стоит упомянуть, это, конечно же, Минск как площадка для переговоров по мирному урегулированию конфликта на Донбассе. Несмотря на все проволочки в выполнении Минских соглашений, пока они остаются единственной официально принятой, а потому обязательной для выполнения «дорожной картой» урегулирования. Помимо них, Минск сохранял свое значение и как относительно нейтральное пространство для переговоров.

Однако сейчас наметился курс на отход от норм Минских соглашений со стороны Украины в части проведения выборов на неподконтрольных территориях, что используется как предлог со стороны России для перекладывания на Украину ответственности за пробуксовку мирного процесса. И вариантов не так много — либо стороны и дальше будут договариваться в привычном «минском» формате, либо он вообще теряет свою актуальность.

А здесь, следует отметить, проблема действительно на стороне Беларуси. «Минский формат» был возможен во многом благодаря последовательно «многовекторной» политике Беларуси. Близкое и экономически выгодное сотрудничество с Россией (с официально заявленным курсом на развитие Союзного государства) удавалось совмещать с последовательным ростом сотрудничества с Украиной (причем в самые острые периоды украино-российского противостояния). Параллельно с этим Александру Лукашенко удалось добиться фактической легитимации своего режима со стороны «старой Европы».

Однако усиление давления на Беларусь что с запада, что с востока привело к тому, что лавирование между различными центрами силы становилось все более затруднительным. Последние действия Александра Лукашенко, включая его встречу с Владимиром Путиным в Сочи, показывают, что вектор белорусской политики качнулся в сторону России.

Т. о. решение Верховной Рады выглядит вполне последовательным. В нем, в частности, содержится следующее утверждение: «Считаем недопустимым любые намерения привлечь силы РФ и ОДКБ для урегулирования ситуации в Беларуси. Будем считать такой шаг прямой угрозой для общеевропейской безопасности и безопасности Украины».

Однако это не снимает вопроса: а могла ли Украина повести свою политику в сложившихся обстоятельствах по-иному? И приходится признать, что — как минимум — теоретические возможности для этого были. Во-первых, можно было в принципе уклониться от принятия подобного решения. Отношения с Беларусью в последние два месяца и так заметно ухудшились, в то же время экономические связи диктуют необходимость сохранения связей политических.

Во-вторых, если Украина при Петре Порошенко смогла сохранить (и развить) отношения с Беларусью, несмотря на голосование той в ООН против осуждения России за аннексию Крыма, то тем более это можно было сделать и сейчас. А новые обстоятельства внешней политики Беларуси предоставляли дополнительные возможности для укрепления роли Украины.

В отличие от Польши и Литвы, прямо заинтересованных в смене действующего белорусского президента и радикальной смене внешне- и внутриполитического курса, Украина, генерально являясь союзником США, имела дружественные отношения с действующими властями Беларуси. В условиях сокращающегося пространства для маневра властей Беларуси Украина в силу своей специфической роли в этой паутине международных отношений могла бы выступить в уникальной переговорной роли.

Предпринимались ли подобные действия со стороны что белорусского, что украинского руководства — мы пока не знаем. Едва ли не самое печальное — что говорить о проработанной позиции по этому вопросу украинских властей не приходится. Свидетельство — голосование президентской политсилы по данному заявлению.

Из 247 депутатов «за» проголосовали только 151. Необходимые голоса были набраны за счет «Европейской солидарности», «Голоса», «Батькивщины» и депутатов мелких групп (ни одного голоса «за» не дала только «Оппозиционная платформа —За жизнь»). Т. е. не похоже, что этот вопрос был принципиальным для президентской политсилы.

А между тем — с учетом значения экономических и политических связей с Беларусью — должен был бы быть.

Декарбонизированное харакири

При тактическом совпадении коммерческого интереса западные «партнеры» и...

Карантин, налоги, война

Ведущие кланы Колумбии не раз решали свои противоречия путем гражданских войн. Однако...

Санду добилась досрочных парламентских выборов

Чтобы партия не теряла своих сторонников, Додон должен уйти.

Доживет ли ЕС до 2045 года

Европа снова разделена новой «холодной войной», продолжение которой может...

Чаус раздора и узурпация власти

В Молдове продолжается политическое противостояние между президентом Майей Санду и...

Дипломатия гибридной войны

США дисциплинируют антироссийскую черноморскую ось, и грузинский посол им нужнее в...

Выход из Союза – выход из Королевства: почему...

Невнимание британского премьер-министра Бориса Джонсона к обострению в Северной...

Остров зари багровой

«Куба – любовь моя», – слова этой некогда популярной советской песни,...

Мест за «круглым столом» хватит всем

Неуемное желание оппозиционеров любыми способами отстранить от власти «Грузинскую...

Почему Финляндия не вступает в НАТО

Для нынешних руководителей нашего государства этот вопрос не представляет особого...

МОЛОДО-ЗЕЛЕНО не только в Украине

На смену 67-летней Ангеле Меркель, которая в нынешнем году собирается уйти из канцлеров...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка