В момент ареста Ника Мелия – недавно избранный председатель партии «Единое национальное движение» (ЕНД) – пытался выжать из себя хоть какой-нибудь приличествующий случаю афоризм. Нечто такое, что запомнилось бы на годы. Или на месяцы. Или хотя бы на неделю. Но ничего не получилось.
Было видно, что мысли политика витают где-то далеко. «Когда наши дети увидят видеокадры моего задержания, они будут гордиться своими отцами», – только и выдавил он из себя.
...Операция по задержанию Мелия началась 23 февраля примерно в половине восьмого утра. Расположенный на Кахетинском шоссе в Тбилиси офис ЕНД был окружен полицией. К стенам здания были подогнаны эвакуаторы, пожарные машины и автомобили «скорой». Санкцию на арест Мелия выдал Тбилисский городской суд.
Многочисленные сторонники Мелия, пообещавшие его «физически защитить», с утра все входы и выходы в офисе ЕНД заперли. Проходы между этажами и входы в кабинеты были перегорожены мебелью. Полицейским пришлось применить гидравлические инструменты и пожарные лестницы, чтобы попасть внутрь здания. Спецназ вошел в штаб-квартиру организации как через центральный вход, так и через крышу.
Собравшиеся встретили полицейских с поднятыми руками. До ареста Мелия силовики вывели из партийного офиса активистов и лидеров других политических движений, пришедших поддержать Мелия.
Сам Ника Мелия был помещен в машину и вывезен с территории центрального офиса ЕНД.
«Я была с Никой до конца, его задержали грузинские «Гавриловы», – говорит Хатия Деканоидзе, не преминув напомнить о событиях 20 июня 2019 г., когда задержанный лидер «националов» призывал своих сторонников, разъяренных визитом в грузинский парламент депутата российской Госдумы, идти на штурм парламента.
«Мы будем бороться до последней капли крови, борьба будет бескомпромиссной, борьба будет до конца, борьба заключением не закончится, она только начинается», – возмущается один из защитников офиса ЕНД, член партии «Европейская Грузия» Гиги Угулава, осыпая дежурными проклятиями бывшего лидера «мечтателей» Бидзину Иванишвили. «Лично я обещаю, что сегодняшний день станет для олигарха водоразделом. В этот день он сам себе подписал приговор. Он больше не сможет жить в этой стране», – грозится Угулава.
Напомним, что Мелия фигурирует в деле об организации массовых беспорядков на митинге возле парламента 20 июня 2019 г. Прокуратура требовала, чтобы он был помещен в предварительное заключение на время следствия.17 февраля 2020 г. суд удовлетворил ходатайство прокуратуры. Мелия обвинил власть в том, что его пытаются изолировать от политических процессов, и фактически объявил неповиновение решению суда.
Оппозиция в Грузии уже три месяца требует проведения досрочных выборов и бойкотирует работу парламента десятого созыва. 51 депутат от оппозиции отказались от своих мандатов, т.к. посчитали выборы сфальсифицированными. В настоящее время в парламенте из 150 депутатов на заседаниях присутствуют только шесть оппозиционеров.
Остальные – в сухом отказе.
К переговорам оппозицию и правительство Грузии неоднократно призывали госдепартамент и высокопоставленные сенаторы США, МИД Литвы, а также партии и отдельные депутаты Европарламента. Но из этого пока ничего не вышло.
Некоторые подробности задержания Мелия утром 23 февраля были изложены в заявлении МВД Грузии, в котором сказано, что полиция при аресте оппозиционера применила пропорциональную силу и специальные средства, предусмотренные законом.
«Правоохранители предложили гражданам, собравшимся в офисе ЕНД, не препятствовать исполнению решения суда и дали на это разумный срок. Однако собравшиеся не подчинились законному требованию полиции и оказали сопротивление», – заявили в министерстве внутренних дел.
Сторонники Ники Мелия винят в инциденте власть. Но так ли это на самом деле?
Председатель партии «Грузинская мечта» Ираклий Кобахидзе считает, что в задержании лидера ЕНД никто, кроме него самого, не виноват. Он объяснил, почему произошел штурм офиса ЕНД, упомянув события т.н. «ночи Гаврилова», в связи с которыми, в частности, и был вначале осужден, а теперь уже задержан Ника Мелия.
После парламентских выборов 2020 г. Мелия «организовывал вторжение в здание Центральной избирательной комиссии и насилие над полицейскими».
«Мелия является одним из главных инициаторов парламентского саботажа, – сказал Кобахидзе. – Многие помнят его неоднократные призывы к революции. После парламентских выборов 2020 г. он демонстративно выбросил электронный браслет, чем оскорбил государство. Его обязали внести залог, который он не выплатил в течение двух месяцев, чем еще раз оскорбил государственные институты. Его дерзкие выходки, видимо, были по достоинству оценены единомышленниками, и он был назначен формальным председателем «Национального движения». После определения прокуратурой окончательного срока выплаты залога он еще раз нанес оскорбление государству, заявив, что никакого залога платить не будет, а задержать его никто не осмелится. «И не заплатил. Но его задержали, точнее, он сам себя поймал», – завершил свой рассказ Кобахидзе.
Лидер правящей партии поблагодарил шефа МВД Вахтанга Гомелаури и каждого полицейского в отдельности, которые, «обеспечили проведение довольно сложной операции примерным образом, без чрезмерного применения силы, защитили честь государства и обеспечили исполнение закона».
Кобахидзе назвал имена оппозиционных политиков, которых считает «радикальной оппозицией» и одновременно современными «большевиками»: Михаила Саакашвили, Ники Гварамия, Гиги Бокерия, Никанора Мелия, Нино Бурджанадзе, Нато Чхеидзе и Ираклия Окруашвили. Сам Мелия, по словам Кобахидзе, является «особо опасным для общества». Он напомнил, что ранее Мелия проходил по делу о банкротстве банка «Карту» в 2012 г. (речь идет о банке, принадлежавшем Бидзине Иванишвили в тот период, когда Мелия работал в следственной службе минфина Грузии. – Ред.). «Впрочем, эта публика не сможет навредить Грузинскому государству», – подытожил Кобахидзе.
Арест Никанора Мелия многие в Грузии связывают с назначением 22 февраля на пост премьер-министра Ираклия Гарибашвили. Гарибашвили – бывший министр обороны и внутренних дел, возглавлял правительство страны. Предполагалось, что после его назначения на этот пост и будет приведено в действие судебное решение об аресте Мелия, отложенное из-за отставки прежнего премьера Георгия Гахария.
Гахария подал в отставку 18 февраля на фоне напряженной ситуации, возникшей вокруг готовящегося ареста Мелия. Он объяснил, что причиной отставки стали разногласия с правящей партией относительно исполнения решения суда о помещении лидера самой крупной оппозиционной партии под стражу.
Как видим, предположения оправдались. На следующий же день после назначения Гарибашвили отдал приказ о задержании оппозиционного лидера. «Все граждане, независимо от политической принадлежности, обязаны подчиняться закону», – предупредил новый премьер-министр, назвав Никанора Мелия криминалом, замешанным в ряде противоправных действий. Сейчас он арестован по делу, связанному с организацией штурма парламента, который, как отметил премьер, он и его сторонники спланировали, «решив проверить прочность государства».
Арест лидера оппозиции уже осудили посольства западных стран, представители конгресса США, НАТО, европарламентарии и авторитетные эксперты.
«Это вызывающий обеспокоенность шаг. Головной офис оппозиционной партии взят штурмом. Призываю правительство Грузии прекратить эти драматические действия», – написал в социальной сети американский конгрессмен Адам Кинзингер.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен откликается на события, развернувшиеся в офисе «Национального движения», и призывает стороны к сдержанности. «То, что произошло в Грузии, вызывает тревогу. Первый, кто проигрывает, это грузинский народ. Мы поддерживаем тех, кто соблюдает верховенство закона и демократию в Грузии», – пишет Андерс Фог Расмуссен в Twitter.
Министры иностранных дел Эстонии, Латвии и Литвы также выразили обеспокоенность по поводу событий, связанных с задержанием председателя партии «Единое национальное движение».
Посол Великобритании в Грузии Марк Клейтон написал в соцсети, что шокирован увиденным. «Насилие и хаос в Тбилиси – последнее, что сейчас нужно Грузии. Я настоятельно призываю все стороны действовать сдержанно сейчас и в дальнейшем», – заявил дипломат.
Выразило обеспокоенность в связи с задержанием Ники Мелия и посольство США. «Мы сожалеем, что призыв Соединенных Штатов и других международных партнеров к сдержанности и диалогу был проигнорирован. Мы встревожены агрессивной риторикой руководства Грузии в условиях кризиса. Сила и агрессия не являются решением политических разногласий Грузии. Сегодня Грузия свернула с пути евроатлантической интеграции и укрепления демократии», – сказано в заявлении.
Что ж, обеспокоенность международных партнеров по поводу последних событий в Грузии вполне естественна и понятна, – считает лидер партии «мечтателей» Ираклий Кобахидзе, поспешивший на специальном брифинге в офисе партии успокоить зарубежных наблюдателей, страхи которых, по его словам, лишены каких-либо оснований.
«Сегодня мы выслушали заявления ряда международных партнеров по поводу ареста Никанора Мелия. Нам понятно: существует обеспокоенность в связи с поляризацией определенных процессов в Грузии, создающих риски отдалить политическую систему страны от западных стандартов. Однако наши международные партнеры очень быстро убедятся в том, что путь к уменьшению политической поляризации проходит через непоколебимую защиту чести и достоинства государства и реализацию принципа безусловного верховенства закона», – сказал Кобахидзе. Он также напомнил фразу, которую и раньше неоднократно произносил в связи с темой углубления политической поляризации, на что правительству Грузии часто с упреком указывают западные партнеры: «Поляризацию в обществе определяет не пребывание в тюрьме так называемых политиков, а присутствие в политике криминалитета», – заключил Ираклий Кобахидзе.
Еще один лидер «Грузинской мечты» – глава ее парламентской фракции Мамука Мдинарадзе признал в беседе с журналистами, что для его партии острая реакция западных партнеров на арест Мелия не стала неожиданностью.
При этом Мдинарадзе сообщил, что в этой ситуации «Мечте» пришлось делать выбор между двумя перспективами. Первая: «Состоится или не состоится Грузия как государство?» и вторая: «Будут или не будут зарубежные партнеры наше государство критиковать?»
Естественно, что выбор был однозначно сделан в пользу Грузинского государства. И причина этого выбора ни у кого не должна вызывать вопросов: если у нас не будет государства, способного защитить свои достоинство и честь, и если такие субъекты, как Ника Мелия, своими наглыми выходками смогут это государство постоянно разрушать, а мы, общественность, с этим мириться, то никаких шансов оказаться в семье европейских народов, к чему уже длительное время стремится Грузия, у нас никогда не будет.
Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Во второй половине дня в понедельник, 5 апреля, генеральный директор по вопросам США...
Организаторам туристического бизнеса в Грузии, владельцам отелей, ресторанов и...
Чернокожий человек визжит, кричит, упирается, явно в школу идти не хочет. Что делать...
Жадность турфирм, организующих восхождение, большие деньги и амбиции постепенно...
Игра переходит в эндшпиль. Россия остается ферзем китайского короля, а Украина играет...
В Турции вот-вот стартует грандиозный логистический мега-проект, известный как канал...
Китай будет отстаивать доступность вакцины для развивающихся стран, сделав ее...
Активизация противостояния с КНР может быть вызвана не только объективными...
Авария контейнеровоза, вследствие которой был заблокирован Суэцкий канал, показала,...
25 марта он удостоился возможности поучаствовать в заседании совета глав государств и...
45-й президент США Дональд Трамп вовсе не собирается оставлять в покое 46-го президента --...
Беспрецедентное решение КС нивелирует роль парламента и толкает Молдову к...
Комментарии 0