Партия «Гирчи» («Шишка»), когда появилась в политическом пространстве страны, заявила о себе весьма необычным образом.
Члены партии направили свои стопы на административную границу с непризнанной в Грузии Южной Осетией, сняли штаны и, повернувшись спинами к воображаемому неприятелю, показали свои зады.
В мае нынешнего года партия отметила пятилетие. Среди ее учредителей — бывшие члены партии Михаила Саакашвили — «Единого национального движения». Возглавлял «Гирчи» все эти годы Зураб Джапаридзе, экс-депутат парламента Грузии, ранее занимавший пост генсека «националов». Как сказано в программе «Гирчи», партия выступает за легализацию наркотиков, отмену всеобщей воинской повинности и переход на контрактную армию, отказ от государственных пособий и субсидий, минимальное вмешательство государства в экономику. На политическом лексиконе это называется либертарианской ориентацией.
За прошедшие пять лет «Гирчи» часто удивляла, смущала, шокировала. Началось с того, что члены «Гирчи» стали не только ратовать за легализацию марихуаны, но и открыто, несмотря на запрет, сами стали ее употреблять, а однажды устроили демонстративную высадку этого наркосодержащего растения в своем офисе.
В июле 2018 г. Конституционный суд удовлетворил иск лидеров «Гирчи» против парламента Грузии и упразднил административное наказание за употребление марихуаны.
Несколько лет назад «Гирчи» чуть было не сорвала призыв в вооруженные силы Грузии, придумав хитроумный способ уклонения от воинской повинности. Дело в том, что, согласно грузинскому законодательству, на служителей религиозных культов не распространяется военная обязанность. Так вот, лидеры «Гирчи» придумали какую-то несуществующую религию, зарегистрировали ее, как полагается, в министерстве юстиции и стали выдавать призывникам свидетельства о том, что они являются-де служителями этого культа и по этой причине имеют право в армии не служить.
Эта выходка крайне разозлила шефа минобороны, но дальше возмущений и протестов, судя по всему, дело не пошло.
Естественно, выходки «Гирчи» оживленно комментируются в грузинских медиа. Недавно один коллега весьма остроумно, на мой взгляд, сравнил «Гирчи» с голым человеком, который выбежал на поле при переполненных трибунах стадиона и носится взад и вперед, преследуемый нарядом полицейских.
Зато и популярность партии росла. На президентских выборах 2018 г. кандидат от «Гирчи» Зураб Джапаридзе получил в первом туре 2,26% голосов и занял шестое место. Еще большего успеха партия добилась на недавних парламентских выборах (2,89%), сумев провести в парламент четырех своих представителей и опередив многие традиционные партии, возглавляемые признанными тяжеловесами грузинской политики.
Но подобные достижения, как известно, имеют серьезный недостаток, проявляющийся, в частности, в том, что у лидеров возникает желание разделить славу и успех на «свое» и «не свое». Это, видимо, и сыграло злую шутку с «Гирчи».
Надо сказать, что до выборов 31 октября никого из лидеров «Гирчи», за исключением Зураба Джапаридзе, население просто не знало. Лидер партии заменял всех и говорил за всех. После выборов ситуация изменилась. В телеэфире то и дело стали появляться и другие ведущие деятели «Шишки» — Яго Хвичия, Вахтанг Мегрелишвилии, Сандро Раквиашвили. Никого это не удивляло: как-никак будущие парламентарии. И вдруг, как гром среди ясного неба, — заявление главного «шишечника». Как написал Зураб Джапаридзе в соцсети, он решил разорвать свои отношения с бывшими однопартийцами. И — никаких объяснений, лишь комментарий: не слишком длинный, но выразительный: «Наши пути разошлись. Больше с Яго, Вахо и Сандро делать «Гирчи» не собираюсь!»
«Я не могу сказать, что стало причиной решения Зураба. Он ничего не объяснил, от встречи с нами отказался», — так откликнулся на слова Джапаридзе Раквиашвили. Впрочем, Сандро думает, что «речь, скорее всего, идет о цензуре: что нам следует говорить на людях, а что — нет».
Неожиданный поворот, не правда ли? Партия, продвигающая в качестве своего приоритета принцип свободы во всех ее проявлениях, — и вдруг такие запреты. «То, что в «Гирчи» кто-то может устанавливать цензуру и ограничивать членов партии в выражении своих мыслей, совершенно непостижимо», — говорит Раквиашвили.
Но так ли уж это непостижимо? Попробуем раскрыть скобки. Была партия «Гирчи», и был у нее признанный лидер — Зураб Джапаридзе. Он ее рупор, глашатай, выразитель всех нюансов политической линии партии. Перефразируя Маяковского, можно сказать: «Мы говорили Джапаридзе — подразумевали «Гирчи», мы говорили «Гирчи» — подразумевали Джапаридзе». Куда уж дальше: на парламентские выборы 31 октября партия пошла именно под таким брендом: «Гирчи» — Джапаридзе».
После 31 июля ситуация изменилась. Вдруг выяснилось, что в «Гирчи», кроме Джапаридзе, есть, оказывается, и другие лидеры, причем весьма неглупые люди, способные иметь собственную точку зрения на происходящие процессы и даже публично ее высказывать. Но, по всей вероятности, сказанное Яго, Вахо и Сандро не всегда совпадало с тем, что говорил Зурико. Например, как и все его бывшие однопартийцы—«националы», Зураб Джапаридзе поддерживает бойкот парламента Грузии, тогда как Яго Хвичия занимает более взвешенную позицию и говорит, что окончательное решение по этому вопросу должно быть зафиксировано после завершения переговоров оппозиции и «Грузинской мечты»: «Как можно отказываться от депутатских мандатов, если переговоры продолжаются, ведь не исключено, что спорные вопросы будут урегулированы и компромисса удастся достигнуть».
Прямо скажем: из всех партий, объявивших о бойкоте нового законодательного органа, именно партия «Гирчи» меньше всего должна быть заинтересована в таком финале. Ведь «Шишка» — молодая партия, которая вела предвыборную кампанию без особых затрат, на энтузиазме сторонников, на деньги, собранные активистами. Этой партии как воздух нужна парламентская трибуна: ей надо заявить о себе, надо показать и доказать, на что она способна. Не ждать же будущих выборов, которые, скорее всего, состоятся лишь через четыре года! Кто знает, что за это время произойдет и как электорат будет воспринимать скандальную партию через столько лет.
Но, судя по всему, Зураб Джапаридзе на попятную идти не собирается. Во-первых, он уже демонстративно отказался от своего депутатского мандата, а во-вторых — объявил о созыве учредительного съезда новой партии, обрезав таким образом все нити, связывавшие его с бывшими соратниками.
«Я знаю, что «Гирчи» уже надоела какой-то части общества, но теперь будет две партии под таким названием. Следовательно, будет конкуренция, которая и покажет, кто лучше делает свое дело», — говорит Джапаридзе. Он пообещал, что старый логотип партии — зеленая шишка — останется и у новой партии. Название партии хотя и изменится, но не намного: она будет зарегистрирована как «Больше свободы — Гирчи».
На учредительном съезде обновленной «Гирчи» изберут нового лидера — им, разумеется, станет сам Джапаридзе. Как анонсировал будущий председатель, в партии соберутся как новички, так и ее старые члены. Но: «Те люди, которые были спикерами и сильно в последнее время выделялись, остались в старой «Гирчи», где и продолжат свою деятельность», — «успокоил» личных сторонников Джапаридзе, выразив сожаление, что ему не удалось подобрать «правильных людей» для той цели, которая подразумевает строительство сильного и развивающегося «политического организма».
Недоброжелатели потирают руки: самая крикливая и неуправляемая партия Грузии опростоволосилась на глазах.
Что будет дальше, трудно сказать. Войдет ли триумвират оставшихся «гирчевцев» в парламент или нет? И кому что от нынешней «Гирчи» достанется, если ее лидеры уже режут политическую организацию, как говорится, по живому?
Что ж, жаль. Жаль, что «Гирчи» больше никогда не соберется в прежнем составе, как некогда на административной границе с Южной Осетией, не выстроится, скажем, на какой-нибудь столичной площади и, не снимая, разумеется, штанов, не покажет своим недоброжелателям большой торжествующий кукиш — в знак единения, солидарности и того, что партия продолжает жить.
Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Строительство ГЭС на Днестре грозит экологической катастрофой
Позиция администрации Байдена будет определяться не американо-украинскими...
Специалист Центра исследований полушария и Соединенных Штатов в Гаване академик...
Парламентарии из разных стран в ответ на решение администрации завершающего...
Во взаимоотношениях СК—ЕС будут возникать новые проблемы, а восприятие старых...
Построение коммунизма на практике возможно не только в отдельно взятой стране, но и в...
Министерство иностранных дел Кубы решительно и категорически осудило квалификацию...
Трамп сохраняет базу для продолжения своей политической карьеры — возможно, в...
Технология «почтовой победы», примененная демократами в 2020 г., показала...
С отступающим Трампом поздравили американский народ сенаторы, преодолев вето...
Для Кубы 2021 год ознаменует собой новый этап вызовов и изменений на фоне блокады со...
Унилатерализм обречен на поражение, и только мультилатерализм является истинным...
Комментарии 0