Государственное управление и кубинская наука в противостоянии с COVID-19

24 Ноября 2020

В журнале Anales Кубинской академии наук президент Республики Мигель Диас-Канель Бермудес и профессор университета Хорхе Нуньес Ховер опубликовали объемную статью, посвященную государственному управлению и роли науки в противостоянии с COVID-19 на Кубе.

Натача Диас Агилера, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Куба в Украине и в Республике Молдова, любезно предоставила для публикации в нашем еженедельнике сокращенный вариант статьи.

COVID-19 на Кубе

Первый случай COVID-19 был обнаружен на Кубе 11 марта 2020 г. Однако страна отреагировала на эпидемию и разработала ответные меры задолго до этого. Это засвидетельствовало первые усилия, направленные на установление связи между государственным управлением и научно-техническим менеджментом и экспертными знаниями.

7 января 2020 г. китайские ученые идентифицировали возбудитель болезни – новый коронавирус, который позднее получил название SARS-CoV-2, а новое заболевание, вызванное вирусом, стали называть COVID-19. 30 января Всемирная организация здравоохранения объявила об эпидемии коронавируса.

С этого момента первый секретарь ЦК партии генерал армии Рауль Кастро Рус указал на необходимость разработки национальной стратегии. В результате 29 января Совет министров утвердил план (впоследствии он будет дополняться) по предотвращению и контролю за коронавирусом.

3 февраля начался первый этап обучения медицинских работников и работников органов центрального государственного управления по вопросам биобезопасности, а 12 февраля была создана Научная группа по борьбе с COVID-19.

17 и 26 числа того же месяца были созданы Обсерватория здоровья COVID-19 и Комитет по инновациям, соответственно.

28 февраля были утверждены первые пять исследовательских проектов по COVID-19. К 1 июня осуществлялось 460 исследовательских проектов, 85 из которых возглавляла Научная группа Национальной технической группы.

Эта краткая хронология показывает: как только в стране появились первые признаки потенциального кризиса, началось развертывание государственного управления, направленного на мобилизацию всех важных научных, технологических и профессиональных возможностей, которые позволили бы справиться с пандемией. В течение нескольких месяцев активизировалось государственное управление и участие ученых, специалистов и экспертов.

На виртуальном саммите Движения неприсоединившихся стран «Объединенные против COVID-19» было отмечено: «Для Кубы эта проблема была колоссальной. За месяцы до начала пандемии COVID-19 мы уже столкнулись с жестоким усилением экономической, торговой и финансовой блокады США, направленной на полное удушение нашей торговли, доступа к топливу и иностранной валюте.

Огромными усилиями и жертвами мы сумели сохранить в этих условиях всеобщую, бесплатную систему здравоохранения, состоящую из высококвалифицированных и преданных своему делу специалистов, признанную во всем мире, несмотря на грубые и клеветнические кампании могущественных противников».

В разгар этой удушающей экономической войны появились первые тревожные сигналы о возможности перерастания COVID-19 в пандемию, что увеличило масштаб вызовов.

Сразу же был разработан план действий, основанный на наших фундаментальных сильных сторонах: организованное государство, ответственное за здоровье своих граждан, и общество с высокой степенью участия в принятии решений и устранении имеющихся проблем.

Многолетняя работа, направленная на развитие и укрепление здравоохранения и науки, была подвергнута испытанию, и эволюция пандемии на Кубе за последние два месяца показывает, насколько политика социальных инвестиций может успешно влиять на решение самых серьезных и непредвиденных проблем.

Давайте более подробно рассмотрим некоторые аспекты, которые позволяют нам понять меры реагирования Кубы на COVID-19.

Даже в неблагоприятных условиях страна на протяжении десятилетий проводит политику всеобщего и бесплатного общественного здравоохранения, которая является абсолютно всеохватывающей. Куба выделяет 27,5% своего бюджета на поддержку расходов на здравоохранение и социальную помощь, что позволяет системе быть готовой к противодействию пандемии.

Одним из наиболее важных элементов этой политики является система первичной медико-санитарной помощи, близость которой к людям способствует прямому обмену с населением, облегчает доступ и позволяет быстро и эффективно реагировать как на укрепление здоровья, так и на любые неблагоприятные факторы.

Приведем некоторые данные согласно ежегоднику статистики здравоохранения.

Итак, на Кубе работает 479 623 медицинских работника, что составляет 6,6% населения трудоспособного возраста, 71,2% из них – женщины. Соотношение жителей и врачей составляет 116,866 врачей на 10 000 жителей, а соотношение жителей и стоматологов – 566,177 специалистов на 10 000 населения.

В стране насчитывается 150 больниц, 20,0% – на 400 коек и более, 62,7% – на 100-399 коек и 17,3% – на менее чем 100 коек. Национальная система здравоохранения располагает 110 отделениями интенсивной терапии, 120 муниципальными отделениями интенсивной терапии, 449 поликлиниками, 111 стоматологическими клиниками, 132 родильными домами, 12 научно-исследовательскими институтами, 680 медицинскими библиотеками, 155 домами престарелых, 295 домами бабушек и дедушек, 52 гериатрическими службами и 30 психолого-педагогическими медицинскими центрами.

Подготовка людских ресурсов в области здравоохранения осуществляется в 13 университетах и на 9 факультетах медицинских наук, 4 стоматологических факультетах, 1 факультете сестринского дела, 1 факультете медицинских технологий, 3 факультетах технологий и сестринского дела, 12 факультетах медицинских наук, Латиноамериканской школе медицины и в Национальной школе общественного здравоохранения.

Здравоохранение населения дополняется наличием в секторе важного научного потенциала, в т.ч. институтов и центров, осуществляющих научные исследования, разработки и инновации, повестки дня которых определяются исходя из проблем здравоохранения страны.

Огромную поддержку кубинской системе здравоохранения оказывает медико-фармацевтическая промышленность, которая является мощной, способной исследовать, производить и передавать населению ресурсы, необходимые для охраны здоровья человека. Эта отрасль в условиях ограниченных возможностей прибегает к различным технологическим вариантам, включающим передовую науку, и разрабатывает сотни инноваций, в т.ч. такие, которые классифицируются как радикальные. Это позволяет Кубе иметь рациональный уровень технологического суверенитета в секторе здравоохранения.

Наряду с собственными возможностями сектора страна обладает значительным человеческим потенциалом, который работает в университетах и научно-технических и инновационных структурах, способных реагировать на различные непредвиденные ситуации. Сюда входит подготовка студентов и аспирантов, в т.ч. докторов наук, по таким профилям, как биология, микробиология, биохимия, фармацевтика, психология, биомедицинская инженерия и по другим, имеющим отношение к данной сфере.

Несомненно, имеются важные профессиональные, научные и технологические возможности. Но, пожалуй, наиболее значимой частью этого контингента являются ценности, которые они исповедуют: солидарность и преданность делу, которые заложены в этих возможностях и которые в условиях, подобных нынешним, с особой интенсивностью. Наука, технология и ценности в совокупности дают Кубе возможность искать ответы на старые и новые непредвиденные ситуации. Более 28 000 медицинских работников, которые сегодня работают в 59 странах, очень хорошо иллюстрируют особую этическую сущность наших специалистов, ученых и техников. Следует отметить, что 34 кубинские медицинские бригады, состоящие из более чем 2500 сотрудников, предложили свои услуги в рамках проявления солидарности с целью смягчения последствий пандемии в 26 странах по просьбе их правительств.

В 2003 г. Фидель сказал: «Эта страна будет жить преимущественно за счет своего интеллектуального производства, хотя и не исключительно за счет этого; она будет жить во все большей степени благодаря своему интеллектуальному продукту, благодаря своей науке, благодаря развитию своих медицинских услуг и продукции».

В настоящее время можно сказать, что созданный интеллектуальный ресурс в значительной степени помогает стране преодолеть пандемию.

Управление государством во взаимодействии с учеными

Предыдущие разделы помогают понять важность активного государственного управления, способного мобилизовать имеющийся научный потенциал для поиска наилучших ответов в отношении COVID-19.

Ключевыми элементами осуществляемого управления были прямой диалог экспертов, ученых и специалистов с правительством, содействие межучрежденческому и межсекторальному сотрудничеству, междисциплинарное участие, интенсивная работа по ускорению реагирования и активная коммуникация с общественностью с целью повышения качества информации и эффективности деятельности населения.

Для этого была проведена система работ, основными элементами которой являются:

– создание Национальной временной группы во главе с президентом и премьер-министром, которая проводит ежедневные заседания;

– еженедельные встречи с экспертами и учеными для оценки результатов исследований и возможностей их практического применения;

– активизация работы провинциальных Оборонных советов на всей территории страны;

– ежедневные пресс-конференции для информирования граждан об обновлении Плана по предотвращению и борьбе с новым коронавирусом (COVID-19);

– ежедневные «круглые столы» для получения последней информации по различным темам, связанным с Планом по предотвращению и борьбе с COVID-19;

– проведение еженедельных рабочих сессий с Экономической консультативной группой для рассмотрения вопросов, связанных со стратегией социально-экономического развития;

– посещение центров, где работают исследователи;

– презентация в Совете обороны провинции Гавана результатов математических моделей, а также исследований по геолокации и географической привязке, проведенных исследователями факультетов математики и географии Гаванского университета (UH);

– анализ во всех провинциальных Советах обороны распространения эпидемии с помощью картографирования, выполненного географами UH;

– конференция Консультативной группы в рамках ежемесячной подготовки Совета Министров относительно воздействии COVID-19, сценариях и необходимых продуктивных преобразованиях;

– утверждение и осуществление стратегии на этапе восстановления после COVID -19;

– интенсивная постоянная работа над концепцией социально-экономической стратегии на этапе укрепления экономики в условиях затяжного кризисного сценария.

Этот процесс управления и инноваций включает в себя:

а) рабочие заседания временных групп каждого центрального органа государственного управления (ЦОГАУ) для разработки стратегии;

б) заседания с каждой временной группой для предоставления предложений по стратегии руководства правительства;

в) подготовка и представление стратегии Политическому бюро;

г) презентация стратегии Исполнительному комитету Совета Министров;

д) презентация и утверждение стратегии в Совете Министров;

е) реализация и мониторинг стратегии.

При этом были предприняты следующие шаги:

– разработка и обновление математических моделей для прогнозирования, противостояния и оценки развития пандемии;

– геолокационная система, применяемая для эпидемиологического управления;

– шкала классификации тяжелых пациентов;

– изучение прогностических биомаркеров тяжести заболевания;

– картирование клинико-эпидемиологических зон риска с представлением групп риска людей в возрасте 60 лет и старше на национальном уровне;

– использование ультра микроаналитической системы (SUMA) как средства диагностики для обследования населения;

– разработка и производство средств защиты медицинского персонала;

– проектирование и разработка кубинских прототипов экстренных легочных вентиляторов;

– разработка и проектирование ультрафиолетовой лампы для обеззараживания ультрафиолетовым светом;

– использование методик обработки больших данных (big data) для оценки мобильности населения во время пандемии;

– разработка пяти кубинских образцов вакцины;

– применение моноклонального антитела Anti-CD6, пептида CIGB258 и геберферона у пациентов с COVID-19;

– проведение клинических испытаний для лечения критических и тяжелых пациентов;

– модификации терапевтического протокола по результатам ранней PCR-негативизации с использованием альфа-2b и альфа плюс гамма-интерферона;

– оценка результатов в компьютерных приложениях: COVID-19-InfoCU, Репозиторий* COVID-19, cистема управления и анализа вспышек заболеваний, виртуальный исследователь, COVID-19CUBADATA, Андариего, активные исследования CINESOFT;

– симпозиум по моделированию, мониторингу и эпидемиологическому вмешательству COVID-19;

– разработка и систематизация кубинской модели клинико-эпидемиологического управления для противодействия и контроля COVID-19;

– утверждение и использование протокола по уходу за больными;

– 460 исследований и разработок в плане изучения COVID-19 (85 национальных и 375 провинциальных); в среднем за неделю анализируются и утверждаются 8,3 исследования и разработки изделий медицинского назначения, оборудования и приборов;

– программа исторической памяти против COVID-19;

– участие общественных наук в смягчении последствий, коллективная совместная ответственность за заботу, участие людей и сообщества, новаторские инициативы против изоляции, этическое и ответственное использование средств информации, осуждение антикубинской кампании.

Проведение многочисленных расследований, в частности:

а) разработка статистических информационных систем и веб-сайта по стандартизации и визуализации информации (COVID19cubadata.github.io);

б) развитие геоинформационных систем и автоматизация эпидемиологического паука;

в) разработка приложения для мобильных устройств с целью проведения активных исследований и эпидемиологического обследования населения;

г) оценка эпидемиологических параметров: основные (начало эпидемии) и эффективные (оценка мероприятий) репродуктивные показатели, сила заражения;

д) анализ распространения заболевания, его расширения и риска передачи по провинциям, муниципалитетам и районам здравоохранения, а также его взаимосвязи с факторами риска;

е) прогнозирование эпидемии COVID-19 путем анализа климатических факторов, температуры и относительной влажности;

ж) сетевое моделирование для мониторинга контактов и оценки контроля над эпидемиологической цепью передачи;

з) оценка воздействия мер по сокращению мобильности населения;

и) оценка воздействия внедрения биотехнологических продуктов на снижение тяжести и смертности от COVID-19;

к) разработка многоуровневых моделей искусственного интеллекта для сравнения поведения эпидемии на Кубе с другими странами региона и мира;

л) учет численности носителей заболевания;

м) прогнозирование окончания эпидемии и постэпидемического поведения;

н) разработка параметров для ослабления мер борьбы с эпидемией;

о) применение Biomodulina-T в учреждениях длительного ухода за престарелыми;

п) клинико-эпидемиологическая характеристика кубинских детей и подростков с COVID-19;

р) программы вмешательства в область психического здоровья и психологической поддержки в условиях пандемии COVID-19.

Из всего сказанного выше можно сделать следующие итоговые заключения.

Кубинская наука внесла значительный вклад в успешное и эффективное противостояние COVID-19, содействуя в рамках различных исследований прогнозированию, разработке методов противостояния, совершенствованию терапевтических протоколов, управлению процессом противостояния пандемии и совершенствованию моделей действий по уменьшению рисков и уязвимости перед эпидемией.

Была создана база данных, которая стала справочным материалом и подспорьем для государственного управления в борьбе с пандемией.

Мобилизация экспертных знаний для противодействия пандемии включала в себя в качестве очень важного элемента работу всей системы здравоохранения, в частности врачей, медсестер и студентов, которые ежедневно взаимодействовали с населением.

Разработано и проведено значительное количество исследований и клинических испытаний.

Созданы новые продукты и разработки, которых в стране прежде не было и которые также становятся будущим производственным потенциалом национальной промышленности для замещения импорта и содействия новым экспортным возможностям.

Проведена важная научная работа, которая нашла свое выражение в 66 публикациях статей кубинских авторов в журналах и других национальных (57) и международных средствах массовой информации (9). В процессе подготовки – 21 новая статья.

Применяемые кубинские биотехнологические продукты в значительной степени предотвратили смерть критичных и тяжело больных, и 80% из них были спасены, в то время как 80% тяжело заболевших в мире умирают.

Кубинская наука выросла, предлагая ценные решения в чрезвычайно сложное время. Она укрепила свои связи с обществом, с различными экономическими и социальными субъектами. Их участие и вклад были решающими.

Подтверждена несомненная ценность научной деятельности с точки зрения актуальности и социальной ответственности, близкой к концепции науки об устойчивости. Она демонстрирует важность консолидации передового опыта и лучших ценностей нашего общества в осуществлении научной политики в целях решения сложных проблем, стоящих перед обществом.

Эти достижения и результаты являются убедительным примером того вклада, который кубинская наука вносит в это противостояние, и свидетельствуют о потенциале многодисциплинарной работы и межведомственного сотрудничества: «они рождают много стимулов, придают много сил и показывают, что существует также целостный подход к управлению наукой и инновациями, поскольку в нем задействованы все научные знания».

Перед лицом пандемии мы добились достойного, весьма достойного результата. И это тем более показательно, если учесть условия, в которых страна это сделала (...) научный результат, которого мы добились, придал стране огромную наглядность и авторитет в качестве одного из основополагающих компонентов противостояния пандемии. В частности, вклад кубинской биотехнологии в борьбу против COVID-19 является выдающимся как с моноклональным антителом против Anti-CD6, так и с молекулярной иммунологией, а также с пептидом CIGB-258 Центра генетической инженерии и биотехнологии.

Борьба с COVID-19 приносит знания, которые обогащают будущий опыт. Были подтверждены способность и целесообразность тесного сотрудничества между учеными и правительством.

Выводы и взгляд в будущее

Опыт противодействия COVID-19 подтверждает большие возможности, предоставляемые тесным и интерактивным сотрудничеством между учеными и правительством. Эта тема представляет интерес для всех стран. Принято считать, что формулирование и оценка государственной политики должны всегда основываться на экспертных знаниях. Однако достичь этого сложно. Не всегда удается закрепить гибкую и понятную взаимосвязь между академическими кругами и политиками.

В первой части статьи были очерчены некоторые из проблем, порожденных неолиберализмом. Наличие альтернативного, социалистического, социального проекта открывает перед Кубой прекрасные возможности для того, чтобы заставить науку эффективно действовать в качестве преобразующей социальной силы.

Опыт, накопленный в борьбе против COVID-19, показывает, что в условиях Кубы это возможно и очень полезно для достижения общих целей. Это сотрудничество базируется на этических и политических основах, которые были заложены Революцией.

Подтверждается актуальность рассмотрения инноваций, компьютеризации и социальной коммуникации в качестве основ управления кубинским правительством, что привело к новаторским решениям в области науки, к разработке компьютерных прикладных программ, направленных на борьбу с пандемией, к осуществлению мероприятий в области социальной коммуникации, которые внушают доверие и служат ориентиром для населения, и в то же время обеспечивают достойное общественное признание вклада медицинского персонала и ученых.

Накопленный опыт также показывает, что сотрудничество между правительством и учеными должно быть постоянным стилем работы. Это должно способствовать глубокому проявлению новаторского мышления, которого требует развитие страны. Цель должна заключаться в том, чтобы «достичь производственной трансформации, которая нужна стране в настоящее время, которая гарантирует процессы с большей эффективностью, производительностью, полезностью и доходом, которые удовлетворяют внутренние потребности, что дает нам возможности для экспорта, а также способствует благополучию, развитию и процветанию». В частности, «если мы должны вложить все наши мысли во что-то и привести их к концепции, отличной от того, что мы осуществляем, то это производство продуктов питания».

Речь идет о скорейшем применении того, что было утверждено на VI и VII съездах Партии, о принятии Руководящих принципов экономической и социальной политики Партии и Революции, а также Концепции кубинской экономической и социальной модели социалистического развития, которая задумана как трансцендентальная инновация, ожидающая своего применения.

В этой работе ключевую роль играют научные консультации, важнейшее значение имеют экспертные знания, а опыт, обсуждаемый в данной статье, является важным фундаментом.

Источники: https://www.presidencia.gob.cu и https://www.revistaccuba.sld.cu

*Репозиторий — место, где хранятся и поддерживаются какие-либо данные

Мигель Диас-Канель Бермудес,
Президент Республики Куба

Хорхе Нуньес Ховер,
Заведующий кафедрой «Наука, техника и общество» Гаванского университета, Куба

Криптовалюта: варианты развития рынка

Инфодемия перевела потребителей онлайн, продемонстрировав преимущества виртуальной...

Перезагрузка отношений

Строительство ГЭС на Днестре грозит экологической катастрофой

Работающая политическая демократия вместо мозольной...

Позиция администрации Байдена будет определяться не американо-украинскими...

США – Куба: сближение возможно

Специалист Центра исследований полушария и Соединенных Штатов в Гаване академик...

Парламентарии разных стран не считают Кубу спонсором...

Парламентарии из разных стран в ответ на решение администрации завершающего...

Ограничения не только по карантину

Во взаимоотношениях СК—ЕС будут возникать новые проблемы, а восприятие старых...

100 лет КПК

Построение коммунизма на практике возможно не только в отдельно взятой стране, но и в...

Карлос Фернандес де Коссио: «Государственный...

Министерство иностранных дел Кубы решительно и категорически осудило квалификацию...

США: кризис идеологии

Трамп сохраняет базу для продолжения своей политической карьеры — возможно, в...

«Большевики» взяли власть в США

Технология «почтовой победы», примененная демократами в 2020 г., показала...

Две бомбы на бюджете

С отступающим Трампом поздравили американский народ сенаторы, преодолев вето...

Куба: новые вызовы в новом году

Для Кубы 2021 год ознаменует собой новый этап вызовов и изменений на фоне блокады со...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка