Карабах: победа больших, убытки для малых

№39(961) 13 – 19 ноября 11 Ноября 2020

В ночь на 10 ноября было подписано трехстороннее заявление лидеров Азербайджана, Армении и России о полном прекращении огня и всех военных действий в зоне конфликта в Нагорном Карабахе.

Заявление прекращает азербайджанско-армянский вооруженный конфликт, продлившийся полтора месяца. В ходе конфликта несколько раз объявлялось перемирие, которое, однако, почти не реализовывалось на практике. В отличие от этого новое соглашение эффективно кладет конец боевым действиям, а также достаточно четко обозначает, как будет регулироваться конфликт в регионе в ближайшей перспективе.

Итоги войны становятся тяжелым ударом для Армении и непризнанной Республики Арцах. Азербайджан возвращает под свой контроль весь т.н. «пояс безопасности» – ранее азербайджанские по населению территории, прилегавшие к бывшей Нагорно-Карабахской автономии, и с первой половины 1990-х гг. контролируемые армянскими силами.

Это означает, что Арцах лишается доступа к границе с дружественным Ираном, а связь между Армений и Арцахом будет осуществляться по единственному 5-километровому Лачинскому коридору. Армения, в свою очередь, должна позволить беспрепятственное сообщение между основной территорией Азербайджана и Нахичеванской Автономной Республикой. Помимо того, Азербайджан сохраняет за собой ряд занятых территорий собственно Нагорного Карабаха. Особенно болезненным для армянской стороны является потеря города Шуша, который расположен на стратегической высоте в непосредственной близости от Степанакерта, столицы непризнанного Арцаха.

Это ставит армянскую сторону в стратегически невыгодное положение; изменение линий разграничения приводит к невозможности защиты Нагорного Карабаха в ближайшем будущем.

Гарантом того, что военные действия не возобновятся, выступает Российская Федерация. Российские миротворцы должны осуществлять охрану Лачинского коридора, а также будут присутствовать вдоль линии соприкосновения. Всего предполагается разместить 1960 российских военнослужащих со стрелковым оружием, 90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники. Также пограничники ФСБ будут охранять сообщение между Западным Азербайджаном и Нахичеванской автономией.

Присутствие на территории Азербайджана турецких войск в совместном заявлении не оговорено. При этом Турция вводит своих миротворцев де-факто. Скорее всего, их присутствие будет регулироваться прямыми российско-турецкими договоренностями. Официально взаимодействие РФ и Турции будет проходить через координационный центр, располагающийся на территории Азербайджана, которая не примыкает непосредственно к Карабаху.

Итоги войны вызвали бурное ликование в Азербайджане – и эти итоги, безусловно, являются серьезным успехом для правительства Ильхама Алиева. Помимо основательной работы по укреплению вооруженных сил, Азербайджаном был выбран достаточно удачный с точки зрения международного положения момент. И это при том, что у Азербайджана, в общем-то, не было таких возможностей для лавирования, как у Армении: традиционного российского союзника, действующего члена Организации договора коллективной безопасности, в то же время, возглавляемой сравнительно прозападным правительством Никола Пашиняна, а также имеющей мощное этническое лобби во многих ведущих государствах мира. Однако никаких заметных внешнеполитических успехов правительству Армении достичь не удалось.

В то же время Азербайджан использовал фактор проведения президентских выборов в США (что минимизировало возможность их вовлечения на стороне Армении), противоречивых отношений между Российской Федерацией и Турцией (одновременно и соперников, и ситуативных союзников). А также собственное лобби в России – в результате (в том числе) чего политика РФ на Южном Кавказе была не столь прямолинейной, как можно было ожидать, исходя из соглашений ОДКБ.

Азербайджанско-турецкий союз также стоит признать удачей для правительств обоих государств. При этом он вовсе не такой естественный, как стало уже принято считать. Да, турки и азербайджанцы говорят на очень похожих языках, однако по религии они сунниты и шииты – соответственно. И в прошлом этот факт (как и вытекающие из него особенности политической культуры) служили основанием для конфликтов. Но десятилетия развития в качестве светских государств привели к уменьшению влияния этого фактора.

Военная помощь Турции, имеющей опыт ведения современных боевых действий в Сирии, неоценима. А одним из символов этой войны становится турецкий беспилотный летательный аппарат «Байрактар», активно применявшийся азербайджанской стороной и позволивший обеспечить господство в воздухе. При этом потеря беспилотных летательных аппаратов не приводит к гибели летчика – соответственно, не приносит дополнительного морального и материального ущерба. В то же время традиционные системы ПВО Армении и Арцаха показали свою низкую эффективность в борьбе с беспилотниками.

Армения производит легкий беспилотник «Крунк», однако на поле боя он заметно себя не проявил. Не слишком активно разработки беспилотников ведутся и в России – поэтому даже более активное сотрудничество с РФ тут вряд ли бы помогло. Однако это лишь один случай – а вот военная и международная политика армянского правительства стали объектом недовольства внутри самой Армении. Это и не всегда продуманные кадровые перестановки в силовых структурах, и ослабление традиционных связей с Россией (в надежде на помощь государств Запада). Не случайно в ходе протестов, вспыхнувших в Ереване после прекращения конфликта, был разгромлен офис Фонда Сороса – в Армении точно так же, как и в Украине, вызрело недовольство клиентами западных грантовых структур в политике, которых теперь винят еще и в военном поражении.

Остается, впрочем, спорным – насколько бы Никол Пашинян за два года при власти мог кардинально ухудшить положение дел в армянской армии. Проблемы явно накапливались задолго до него – и оказалось, что азербайджанская армия (при поддержке Турции) заметно опережает армянскую по технологической оснащенности. Разница фактически в поколение.

Армению и Арцах можно назвать проигравшими, но и Азербайджан нельзя назвать победителем. В обмен на возврат части неподконтрольных территорий он официально соглашается на присутствие российских войск на своей территории и закрепляет присутствие войск турецких.

Поэтому наибольшую выгоду от конфликта получают именно Россия и Турция. Россия расширяет свое военное присутствие в Южном Кавказе, подтверждает свой статус гаранта мира, а также резко усиливает влияние на политические элиты Армении. Неважно, останется ли при власти правительство Пашиняна – теперь курс Армении неизбежно становится более пророссийским. Другое дело, что усилилось разочарование в России среди рядовых армян, надеявшихся, что Россия более деятельно поддержит своего союзника. И этот фактор еще может сыграть в будущем.

Турция также закрепляет свое присутствие в регионе – причем в том регионе, который традиционно считался российской сферой влияния. Дополнительно испытаны новые военные разработки, а имидж Турции в исламском мире заметно возрос.

К победителям можно причислить и коллективную элиту Армении и Азербайджана – даже с учетом того, что персонально для нынешнего руководства Армении политическая карьера вполне может оказаться завершенной. Обострение внешнего конфликта, усиление националистических настроений позволит использовать риторику сплочения вокруг внешней угрозы – и, соответственно, внутренние проблемы будут отодвинуты на второй план.

Безусловно, в обеих странах есть антивоенные активисты. Так, 30 сентября вышло коллективное обращение молодых левых азербайджанцев, призывающее к прекращению конфликта. Однако большинство подписантов находились за границей, а накануне, 28 сентября, спецслужбы Азербайджана задержали анархиста Гияса Ибрагимова за антимилитаристские высказывания в интернете.

Между тем человеческие потери (явно идущие на тысячи) и материальный ущерб еще предстоит оценить. Во весь рост встает проблема беженцев, прописанная отдельным пунктом в трехстороннем заявлении. Широким массам война несет лишь убытки.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Евросоюз сбрасывает настройки федерации

В политических дискуссиях в Украине жестко табуированы сами попытки реалистического...

США: попытка «нормализации»

Наиболее вероятно «поправение» политики и риторики демократов. Неустойчивый...

Государственное управление и кубинская наука в...

Эволюция пандемии на Кубе за последние два месяца показывает, насколько политика...

Посткризисное устройство глобального мира

Пока мировые лидеры пытаются справиться с кризисом в рамках своих «национальных...

Байден наш!

Выбор между Трампом и Байденом — это выбор между национальным и транснациональным...

Трамп как угроза украинским интересам

Чем сложнее администрации Байдена будет справиться с последствиями деятельности...

Знаковая победа Китая

15 ноября подписано крупнейшее в мире торговое соглашение о свободной торговле:...

Майя Санду – новый президент Молдовы

Когда парламент и – соответственно – правительство контролируют социалисты,...

США: безальтернативность мышления

Ход событий может ужесточиться, но его суть вряд ли поменяется

Итоги и перспективы

Формирование сообщества единой судьбы – требование времени

Религиозный «НАТО-Альянс»

США пекутся не о самой свободе вероисповедания, а о своем влиянии на нее и в целом на...

Байден наш! «Соросята» празднуют победу

Выбор между Трампом и Байденом – это выбор между национальным и транснациональным...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка