В 2020 г. саммит «Большой двадцатки» впервые за двадцатилетнюю историю этого международного объединения прошел под председательством Саудовской Аравии. (Читайте также в материалах Дмитрия Галкина «Трамп как угроза украинским интересам» в №40 (962) от 20–26.11.2020 г., Романа Губриенко «Посткризисное устройство глобального мира» в №41 (963) от 26.11.–2.12.2020 г. и «Знаковая победа Китая» №40 (962) от 20–26.11.2020 г. или на сайте газеты «2000» www.2000.ua)
В «Большую двадцатку» входят лидеры наиболее влиятельных в мире стран: США, Евросоюз, Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Канада, Бразилия, Аргентина, Мексика, Турция, Саудовская Аравия, Австралия, Индонезия.
Почетными гостями саммита в нынешнем году также стали Испания, Сингапур, Швейцария и Иордания.
Среди международных организаций и учреждений были приглашены ООН, ВОЗ, ОЭСР, МВФ, Мировой банк, ФАО, МОТ, ВТО.
Совокупно участники «Большой двадцатки» представляют более двух третей населения Земли, а также 85% мирового валового продукта и 75% мировой торговли.
«Большая двадцатка» за двадцать лет своего существования смогла решить ряд важных проблем, имеющих международное значение. В частности, вывести мировую экономику из глобального кризиса 2008-2009 гг.
Но «двадцатка» также сталкивалась с проблемами в системе глобального управления.
Нынешний саммит 20.2020 наиболее остро продемонстрировал, что в системе глобального управления необходимы структурные изменения.
Традиционно лидеры стран–участниц «двадцатки» собираются на совместный итоговый саммит в конце каждого года.
Но в 2020-м впервые за все время своего существования «двадцатка» на уровне лидеров стран–участниц в течение одного года собиралась дважды.
Так, в конце марта по инициативе Саудовской Аравии, которая в этом году председательствует в «двадцатке», был созван экстренный саммит на уровне лидеров. А в конце ноября лидеры стран–участниц собрались на саммит, чтобы подытожить уходящий год и обозначить задачи перед следующим председательством.
Основной темой обсуждений «двадцатки» как в начале, так и в конце нынешнего года стали угрозы эпидемии COVID-19, а также преодоление негативных последствий эпидемии. Особенно – перед угрозами экономической рецессии.
Со времени мартовского саммита «двадцатка» для борьбы с COVID-19 совокупно выделила $11 трлн., в т.ч. сугубо в поддержку медицины – $2,7 млрд.
За год, по инициативе саудовского председательства состоялось ряд важных саммитов на министерском уровне, чтобы предотвратить и урегулировать негативные последствия эпидемии во многих сферах (финансы, торговля, туризм, экология, проблемы долгов).
Но даже сейчас относительно посткоронавирусного восстановления мировой экономики по-прежнему остается много неопределенностей. А в функционировании «двадцатки» просматривается ряд структурных проблем, которые требуют усовершенствования системы глобального управления в мире.
По оценкам МВФ, в 2020 г. под влиянием эпидемии мировой валовой продукт сократится на 4,4%. Но и посткоронавирусное восстановление тоже обещает стать болезненным, затяжным, неравномерным и неопределенным (для разных стран и регионов).
По-прежнему закрыты границы между многими государствами с целью профилактики распространения COVID-19. Мир по-прежнему в обстановке глобального локдауна, и это, в частности, оказало влияние на рабочий режим формата проведения лидерского саммита «двадцатки»: впервые саммит на уровне лидеров стран–участниц прошел в режиме онлайн-конференции.
Со многими проблемами «двадцатка» столкнулась ввиду деструктивной политики уходящей администрации Трампа, которая, продвигая национал-популистские лозунги AmericaFirst, поставила мир перед угрозами изоляционизма, разрыва коммуникаций и многочисленных конфликтов. Но это только дополнительно усугубляет проблемы в системе глобального управления, которая оказалась весьма уязвимой вследствие политики какого-либо участника «двадцатки».
Лидер Китая Си Цзиньпин в своем выступлении перед странами «Большой двадцатки» призвал к реформированию системы глобального управления.
Во-первых, лидер Китая подчеркнул уникальную роль «двадцатки» в противодействии эпидемии COVID-19, призывая страны–участницы к бОльшей координации международных усилий.
«Большая двадцатка» в своей работе должна придерживаться мультилатерализма, открытости, взаимовыгоды, а также идти в ногу со временем», – подчеркнул Си Цзиньпин.
Во-вторых, лидер Китая призвал «двадцатку» к активному сотрудничеству с ООН. В частности, со Всемирной организацией здравоохранения, которая в обстановке эпидемии непосредственно оказалась в авангарде противодействия распространению опасного вируса.
Международное сообщество в рамках ВОЗ выработало глобальный механизм по противодействию COVID-19 (ACT-Accelerator). Но страны «двадцатки» должны быть более активными в наполнении соответствующих медицинских фондов, которые сейчас критически важны для противодействия пандемии. Так, по результатам саммита «двадцатки», дефицит в рамках ACT-Accelerator зафиксирован в размере $4,5 млрд.
В-третьих, лидер Китая подчеркнул необходимость решения проблемы социального неравенства.
Проблемы социального неравенства, огромной дистанции в уровне развития (а также расходов на потребление) в мире остро обстояли и до нынешней эпидемии. Но в обстановке пандемии эти проблемы только обострились, а дистанция между развитыми и развивающимися странами – возросла.
Лидер Китая выступил в поддержку интересов стран развивающегося мира, которые в пандемии COVID-19 оказались наиболее уязвимыми.
Конкретным проявлением проблемы социального неравенства и несправедливости стала ситуация с перспективами распределением COVID-вакцины. Китай является активным участником ооновской программы COVAX, которая гарантирует доступность вакцины для стран с низким уровнем доходов, призывая мировые державы тоже активно присоединиться к данной программе.
Проблемы растущих госдолгов также стали одной из основных тем, обсуждавшихся на саммите «двадцатки».
Массовые локдауны привели к приостановке многочисленных бизнесов: миллионы компаний потеряли прибыль, а десятки миллионов людей – и работу. Обстановка экономического спада усугубила и долговые проблемы для многих стран.
По оценкам Мирового банка, под влиянием эпидемии в крайнюю нищету рискуют попасть более 100 миллионов человек.
«Большая двадцатка» смогла договориться о создании механизма для решения долговых проблем по наиболее бедным странам – Debt Service Suspension Initiative (DSSI), на реализацию которого в 2020 г. было выделено $5,7 млрд. Правда, этот механизм предусматривает только мораторий на обслуживание госдолга (выплату процентов по долгу) на период эпидемии. Хотя и с этим на практике возникли проблемы: к настоящему времени только 46 из 73 стран воспользовались возможностями данного механизма.
Китай в помощь самым бедным странам, оказавшимся наиболее уязвимыми в период эпидемии, не только отменил выплату процентов, но и вообще списал $1,3 млрд. госдолга.
В-четвертых, лидер Китая также обозначил меры в поддержку международной торговли и экономики, оказавшихся под ударами в обстановке локдаунов.
У Китая для этого накоплен достаточный опыт. Так, именно Китай самым первым принял на себя удар пандемии, и этот удар год назад оказался наиболее мощным, неожиданным. Но Китай сумел взять ситуацию под контроль, а также активизировать усилия по разработке вакцины.
Следует отметить в этом контексте инициативу Си Цзиньпина о «QR-кодах здоровья» – для каждого гражданина при перемещениях через границы. Это позволило бы сдержать распространение вируса: примерно так же, как способствовало стабилизации ситуации при внутренних поездках в Китае.
«Сначала мы должны взять вирус под контроль в своих странах. И на этой основе укрепить международное сотрудничество, чтобы помочь всем нуждающимся», – обозначил поэтапный алгоритм выхода из эпидемии лидер Китая.
«Сдержав вирус, необходимо восстановить безопасную и бесперебойную работу глобальных производственных цепочек и цепочек поставок. Необходимо также снизить тарифы и отменить барьеры, а также изучить возможности либерализации торговли основными товарами медицинского назначения», – подчеркнул Си Цзиньпин.
«Большая двадцатка» должна продвигать свободную торговлю, защищать права и свободу развития для развивающихся стран», – призывает лидер Китая.
В целом пандемия коронавируса высветила существенные структурные недостатки в системе международного управления.
Т.о. лидер Китая Си Цзиньпин по результатам саммита «Большой двадцатки» призвал к формированию новой архитектуры глобального управления в современном мире. «Китай готов к мирному сосуществованию со всеми странами на основе взаимного уважения, равноправия и взаимовыгоды. Мы сможем преодолеть любые разногласия – путем диалога, разрешить споры – путем переговоров и приложить совместные усилия по построению мира и обеспечению всеобщего развития разных стран», – подчеркнул Си Цзиньпин.
Игорь ШЕВЫРЕВ
Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Строительство ГЭС на Днестре грозит экологической катастрофой
Позиция администрации Байдена будет определяться не американо-украинскими...
Специалист Центра исследований полушария и Соединенных Штатов в Гаване академик...
Парламентарии из разных стран в ответ на решение администрации завершающего...
Во взаимоотношениях СК—ЕС будут возникать новые проблемы, а восприятие старых...
Построение коммунизма на практике возможно не только в отдельно взятой стране, но и в...
Министерство иностранных дел Кубы решительно и категорически осудило квалификацию...
Трамп сохраняет базу для продолжения своей политической карьеры — возможно, в...
Технология «почтовой победы», примененная демократами в 2020 г., показала...
С отступающим Трампом поздравили американский народ сенаторы, преодолев вето...
Для Кубы 2021 год ознаменует собой новый этап вызовов и изменений на фоне блокады со...
Недоброжелатели потирают руки: самая крикливая и неуправляемая партия Грузии...
Комментарии 1
"В «Большую двадцатку» входят лидеры наиболее влиятельных в мире стран: США, Евросоюз, Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Канада, Бразилия, Аргентина, Мексика, Турция, Саудовская Аравия, Австралия, Индонезия." Стесняюсь спросить: А куда автор дел Россию и ЮАР?