Китай и США: новый тип отношений или новая «холодная война»?

07 Августа 2020 0

Китай и США проходят через напряженный период –  в условиях беспрецедентной турбулентности за все годы со времени установления дипломатических отношений.

Между двумя крупнейшими мировыми державами в реалиях современной меняющейся международной обстановки формируется новый тип отношений.

Дипломатические отношения между Китаем и США официально были установлены в 1979 году. Но подготовка к этому историческому событию началась десятилетием ранее. По результатам «челночной дипломатии» Генри Киссинджера в 1971 г., а также исторического визита президента США Ричарда Никсона в Китай в 1972 году.

Но с тех пор международная обстановка кардинально изменилась.      

Китай и США: смена геополитики 

Полвека назад США призывали Китай к реформам и открытости, агитируя к модели рыночного развития по западному образцу. В политике США доминировал рыночный прагматизм, а Китай верно следовал идейному пути социалистического развития. Тогдашний миропорядок основывался строго на биполярной советско-американской системе, а мир находился в состоянии «холодной войны». Между Пекином и Вашингтоном в обстановке «холодной войны» было много недоверия и подозрительности.

США считали себя «сверхдержавой» («лидером демократии»), выступали «мировым жандармом» на международной арене и, расшатывая мировой порядок, пытались установить свою «гегемонию» над всем миром.

Китай по всем параметрам отличался от США, последовательно выступал на мирное развитие, а также призывал к справедливости, чтобы мир развивался сбалансированно, с учетом не только эгоистичных (гегемонистских) интересов западных стран, но и развивающегося мира.

За прошедшие полвека многое в мире изменилось. Советско-американского биполярного мироустройства больше нет, политическая карта мира запестрела множеством новых государств, «холодная война» закончилась, мир стал превращаться в «глобальную деревню», но появились также новые угрозы безопасности.

За прошедшие полвека Китай в ускоренном темпе провел многие реформы, стал более открытым, модернизировал экономику, достиг успехов в построении потребительского рынка, каждый год работая по улучшению качества жизни населения. И стал укреплять свои позиции на международной арене, подтягивая за собой развитие других стран –  как лидер развивающегося мира.

Подъем Китая, а также всего развивающегося мира повлек изменения в сложившихся международных раскладах. Узкие рамки прежнего миропорядка, который основывался на хищнической эксплуатации ресурсов всей земной планеты в интересах только считанных семи западных держав, стали тесноватыми. Как результат –  в западном мире участились внутренние конфликты, а развивающийся мир, продолжая укреплять свои позиции на международной арене, стал активнее призывать к справедливости при перераспределении, а также к рациональному и бережному использованию природных ресурсов.

Сейчас уже Китай как лидер развивающегося мира призывает к реформам и открытости, развивать дух партнерства, придерживаться свободного экономического сотрудничества и здоровой добросовестной конкуренции.

США тем временем, сосредоточившись на попытках восстановить былую «гегемонию», ослабленную за прошедшие десятилетия, активнее стали использовать протекционистские меры, провоцировать внутренние конфликты. Особенно –  среди стран развивающегося мира.

Произошли также существенные изменения в обществах.

В Китае и развивающемся мире в общественных настроениях выросли прагматизм, здоровое партнерство, солидарность в совместном миротворчестве и мироустройстве. Напротив, в США и западном мире в этот же период усилились национализм и нетерпимость, которые даже стали обретать характер расовой дискриминации, с персональными переходами на личности. Особенно в США выросли националистические и ксенофобские настроения, направленные непосредственно против Китая.

Нынешняя предвыборная президентская кампания в США выкристаллизовала тенденцию, которая планомерно формировалась на протяжении десятилетий.

Президентская предвыборная кампания, которая в сезоне 2020 г. характеризуется зашкаливающей политизацией, повышенной скандальностью и жесткой непримиримой борьбой, а также стремительное развитие экономической конкуренции между крупнейшими державами, вышедшей на новый технологичный уровень, совокупно и дали тот беспрецедентно тяжелый политический кризис, через который сейчас проходят Китай и США.

Эпидемия коронавируса COVID-19 на этом общем фоне только дополнила многочисленные глубинные противоречия, которые накапливались в течение всего предыдущего периода.

Тем не менее выборы как политическая кампания приходят и уходят. Но основу для нового типа отношений между Китаем и США нужно создавать уже сейчас. С учетом изменившейся международной ситуации,  складывающихся тенденций.

Ведущие аналитические центры Китая и США сосредоточились на соответствующей работе.

Сначала в Пекине состоялся крупный китайско-американский медиафорум с участием аналитических центров, в рамках которого глава МИД и член Госсовета КНР Ван И сделал доклад «Придерживаться правильного пути и идти в ногу со временем, чтобы отстаивать верное направление отношений» (9 июля).

Затем госсекретарь США Майк Помпео в ходе официального мероприятия в Национальной библиотеке им. Ричарда Никсона выступил с докладом «Коммунистический Китай и будущее свободного мира» (23 июля).

Т.о. Пекин и Вашингтон концептуально обозначили собственные позиции относительно развития китайско-американских отношений на современном этапе.

Китай призывает к сотрудничеству

Политика Китая в отношении США остается неизмененной. Что, впрочем, закономерно. Даже при нынешнем расшатывании отношений из-за многочисленных провокаций, отнюдь не со стороны Китая. Например, одностороннее повышение импортных пошлин, предпринятое американской администрацией с нарушениями правил международной торговли, привело к «торговым войнам». Политика санкций, необоснованных и дискриминационных, по наиболее политизированным вопросам двусторонних отношений стабильно пользуется двухпартийной поддержкой в США.

Безусловно, есть также ряд других политических раздражителей, которые способствуют росту напряженности в отношениях между Китаем и США.

Официальный Пекин на этом фоне последовательно выступает в поддержку курса на диалог и развитие сотрудничества. В надежде на то, что США в своей политике будут придерживаться более объективного и хладнокровного восприятия Китая, с рациональным и прагматичным настроем.

Глава МИД КНР Ван И в вышеупомянутом выступлении перед ведущими аналитическими центрами обозначил основные принципы развития китайско-американских отношений.

Во-первых, принцип уважения к суверенитету, территориальной целостности, а также политическому курсу развития каждой страны.

Глава МИД Китая подчеркнул разницу в двух путях, а также в моделях, по которым развиваются Китай и США. 

«Китай и США не должны стремиться переделать друг друга. Наоборот, должны работать вместе, чтобы найти пути к мирному сосуществованию различных систем и цивилизаций. Каждая страна идет своим путем развития на основе своих культурных и исторических традиций», – подчеркнул Ван И.

Во-вторых, уважение было также отдано национальной специфике развития каждой из стран и соответственно –  принципу недопустимости вмешательства во внутренние дела.

«Китай не копирует модели других стран и не экспортирует свою собственную в другие страны. Мы никогда не требовали и не будем требовать, чтобы другие страны копировали то, что делаем мы», –  подчеркнул глава МИД Китая.

В-третьих, принцип взаимного уважения и равноправия, соблюдение норм международного права в развитии китайско-американских отношениях.

«Китай и США должны идти навстречу друг другу, уважать нормы международного права, вести равный диалог и консультации», –  заявил Ван И.  

Он подчеркнул, что Китай готов развивать китайско-американские отношения без конфликтов и конфронтации на основе взаимоуважения и взаимовыгодного сотрудничества, базирующихся на координации, сотрудничестве и стабильности.

В-четвертых, Китай подчеркнул приверженность принципу мультилатерализма в международных отношениях.

«Мир не должен быть бинарным, а различия в системах не должны приводить к игре с нулевой суммой. Китай не будет и не может быть второй Америкой. Правильный подход – это уважать друг друга,  ценить друг друга, заимствовать друг у друга, дополнять друг друга в целях достижения успехов», –  призывает глава МИД Китая.

В-пятых, курс на диалог и совместное сотрудничество как основное направление в развитии китайско-американских отношений.

Ван И обозначил конкретную методику, по которой может быть выстроен такой курс на диалог и совместное сотрудничество, призвав сформировать три списка: список направлений сотрудничества, список диалога, список вопросов дополнительного контроля.

И конкретным хорошим поводом, шансом на то, чтобы выстроить такое совместное сотрудничество, уже сейчас было обозначено противодействие общим угрозам. Особенно в обстановке пандемии COVID-19.

«Перед лицом пандемии сотрудничество должно быть приоритетом. Китай готов поделиться с США информацией о профилактике и сдерживании COVID-19, а также своим опытом борьбы с эпидемией.  Мы также готовы к более тесному обмену с США в вопросах диагностики и терапии, вакцинации и восстановления экономики. Нет ничего ценнее человеческих жизней. Нет ничего более неотложного, чем спасение жизней. Мы глубоко сочувствуем американскому народу в связи с несчастьями, вызванными эпидемией», –  призывает глава МИД Китая к совместному сотрудничеству против опасных вирусов.

США в поисках «нового курса»

Госсекретарь США Майк Помпео свое программное выступление о перспективах китайско-американских отношений сделал в национальной библиотеке им. Никсона.

Символизм данному выступлению придает то, что именно в период президентства Ричарда Никсона был дан старт восстановлению китайско-американских отношений, а также сформирована нынешняя модель развития между двумя крупнейшими державами.

Весьма символично и то, что округ Ориндж (штат Калифорния), где находится библиотека, является родным не только для Ричарда Никсона, но и для Майка Помпео.

Американский госсекретарь, безусловно, отдал дань уважения 37-му президенту США.

Но едва ли не в каждом тезисе своего программного выступления Майк Помпео обозначил отход от политики Никсона, а также дал старт к формированию «нового курса» в китайско-американских отношениях.

И вообще: судя по содержанию указанного выступления, в администрации Трампа в большей степени привержены политике президентства Теодора Рузвельта, нежели Ричарда Никсона (если уж проводить подобные –  весьма условные –  исторические параллели).

«Как очень ясно дал понять президент Трамп, нам нужна стратегия, которая защищает американскую экономику, а также наш образ жизни. Свободный мир должен восторжествовать над этой новой тиранией», –  заявил госсекретарь Помпео.

«Президент Никсон однажды сказал, что боится, что создал «Франкенштейна», открыв мир для КПК, и вот к чему мы пришли», –  далее подчеркнул он.

«Люди доброй воли могут спорить о том, почему свободные страны позволяли этим негативным явлениям происходить все эти годы. Возможно, мы были наивны в отношении яростной разновидности китайского коммунизма, или страдали триумфализмом после нашей победы в «холодной войне», или проявляли капиталистическую осторожность, или были обмануты разговорами Пекина о «мирном росте».

Если мы хотим иметь свободный XXI век, а не «китайский век», о котором мечтает Си Цзиньпин, старая парадигма слепого взаимодействия с Китаем просто не сможет это обеспечить. Мы не должны продолжать ее и не должны возвращаться к ней», –  госсекретарь США призвал к изменениям в политике.

«Единственный способ по-настоящему изменить коммунистический Китай – действовать не на основе того, что говорят китайские лидеры, а на основе того, как они себя ведут. И вы можете видеть, как американская политика реагирует на этот вывод. Президент Рейган сказал, что имел дело с Советским Союзом на основе принципа «доверяй, но проверяй». Когда дело доходит до КПК, я говорю, что мы должны не доверять и проверять», –  обозначил позицию американской стороны Майк Помпео.

Концепт «нового курса», о котором заявил госсекретарь, не только кардинально отличается от политики, которую в прежние времена осуществлял Никсон, но уже сам по себе вступает в конфликт с курсом, к которому последовательно призывает Китай.

Во-первых, демонстративное неуважение к действующей власти Китая, которую представляет Компартия, а также осуществляемому под ее руководством политическому курсу.

Во-вторых, грубое вмешательство в китайские внутренние дела, попытка не только сбить со своего пути развития, но и навязать западную модель развития.

В-третьих, стремление восстановить былую «гегемонию» США –  под лидерство в «новом альянсе демократий», формирование которого Помпео анонсировал в своем программном выступлении.

США всегда себя позиционировали как «лидер демократии». Но в современном мире, где очень многие страны сделали выбор в пользу демократического развития, лидерство США пошатнулось. Чтобы восстановить это лидерство, с учетом изменившихся условий, США взялись за попытки переиграть «альянс демократий»: от лидерства в «старом альянсе» к лидерству в «новом альянсе» демократий.

Госсекретарь США в своем выступлении дипломатично не назвал, какие конкретно страны он хотел бы видеть в этом «новом альянсе демократий».

Но этот «альянс» отнюдь не является «политической выдумкой». Более того, уже сейчас вполне активно формируется в рамках концепта по строительству Индо-Тихоокеанского региона (согласно стратегической инициативе Free and Open Indo-Pacific), который был создан еще в 2018 г., кстати, по инициативе непосредственно Помпео.

 «Мы не можем справиться с этим вызовом в одиночку. Организация Объединенных Наций, НАТО, страны «Большой семерки», «Большой двадцатки», наша объединенная экономическая, дипломатическая и военная мощь, безусловно, достаточны для преодоления этого вызова, если мы направим эту мощь четко и с большой смелостью. Может быть, пришло время для новой группы стран-единомышленников, нового союза демократий», –  призывает Помпео.

Речь идет не о сдерживании. Не совершайте ошибки. Речь идет о сложном новом вызове, с которым мы никогда раньше не сталкивались. СССР был закрыт от свободного мира. Коммунистический Китай уже находится в пределах наших границ», –  предостерег госсекретарь.

«Но наш подход не может просто быть жестким. Это вряд ли приведет к желаемому результату. Мы также должны привлекать к диалогу и расширять возможности китайского народа – динамичного, свободолюбивого народа, который совершенно отличается от Коммунистической партии Китая.

Это начинается с личной дипломатии», –  Майк Помпео оставил своеобразное «окно» для диалога.

Следует также отметить, что в нынешнем выступлении госсекретарь США отказался от прежней тактики «стратегических растяжек», которую часто использовали в отношении союзников. По словам Помпео, США больше не будут призывать своих союзников сделать однозначный выбор между Китаем и США по принципу «или-или».

Безусловно, выступление Помпео важно воспринимать сквозь призму нынешней президентской предвыборной кампании. Но есть и более глубинные основы – устойчивый рост антикитайских настроений, наблюдаемый в США.

В США рекорды антикитайских настроений

Недавно американское рейтинговое агентство Pew Research Center обнародовало свежие социологические данные о мнении американцев относительно развития китайско-американских отношений.

Соцопрос проводился с 16 июня по 14 июля 2020 года.

Несколько обобщающих выводов по результатам соцопроса.

Во-первых, это уже третий подобный опрос Pew Research за два года (с весны 2019 г.). И третий опрос подряд в США фиксирует рост антикитайских настроений. Т.е. налицо тенденция. И это устойчивая тенденция. 

К тому же есть схожие данные других рейтинговых агентств. Например, Gallup фиксирует, что доверие американцев к Китаю сейчас даже ниже, чем в конце 80-х – начале 90-х годов.

Pew Research фиксирует постепенное снижение доверия и –  соответственно –  рост недоверия к Китаю с 2005 года. В 2017 г., т.е. на старте президентства Трампа, уровень негативного восприятия составлял 47%. Всего за три года этот показатель вырос до 66% (к марту текущего года). 

За месяцы пандемии рейтинг недоверия вырос еще на 7%. Т.о. по данным свежего соцопроса, уже 73% американцев негативно воспринимают Китай, побив «антирекорд» 15-летней давности.

Во-вторых, среди американцев вырос общественный запрос на жесткую линию в торговых и экономических отношениях.

68% американцев считают, что экономические отношения между Китаем и США являются плохими, а 25% –  очень плохими. И только 30% опрошенных считают, что нынешние экономические отношения между странами являются «хорошими». 

Учитывая, что основным «виновником» ухудшения американцы воспринимают именно Китай, –  отсюда и рост общественного запроса на более жесткую экономическую политику (персонально в отношении Китая).

В-третьих, жесткость в политике по отношению к Китаю имеет двухпартийную поддержку –  как среди республиканцев, так и демократов.

63% республиканцев считают, что китайско-американские отношения сейчас в плохом состоянии (рост за год на 15%). Соответствующие показатели среди демократов –  73% (12%).

Совокупно поддержка жесткой политики в торговой и экономической политике США за год выросла на 11%. В частности, среди республиканцев –  на 12%, а среди демократов –  на 14%.

В-четвертых, хотя общественные настроения направлены на усиление давления на Китай, но есть также понимание недостаточной эффективности нынешней тактики сдерживания.

73% американцев ставят в приоритет интересы защиты прав человека в Китае, даже если это будет вступать в противоречие с экономическими интересами.

И только 23% американцев считают, что экономические отношения важнее, чем принципиальность в вопросах защиты прав человека.

В-пятых, красноречива смена восприятия Китая в сознании американцев.

Если в 2012 г. 66% американцев воспринимали Китай как «экономического конкурента», то сейчас этот показатель даже немного снизился – до 57%.

Но заметно растет число американцев, которые воспринимают Китай именно как «врага» –  26% (против 15% в опросе 2012 г.). Среди республиканцев враждебность к Китаю особенно выросла – на 21%. Среди демократов –  на 8%.

И только 16% американцев стабильно воспринимают Китай в качестве «партнера».

Т.о., с учетом вышеуказанных общественных настроений, предвыборная президентская кампания в США фактически превратилась в состязание основных кандидатов, кто жестче в своей предвыборной риторике ударит по Китаю, –  чтобы таким образом попытаться понравиться избирателям.

Республиканцы в этом отношении наиболее усердствуют в своих политических заявлениях.

Демократы, в свою очередь, с резко набрасываются на администрацию республиканцев, критикуя за «недостаточную жесткость». При этом демократы в своей политической тактике ставят в приоритет именно проблематику защиты прав человека. А этот инструментарий на практике является гораздо более жестким, чем сугубо экономическое давление.

Подчеркнем, мы сейчас даже не называем конкретных имен основных кандидатов. Речь идет сугубо о политических интересах, настроениях в американском обществе, а также о складывающихся тенденциях.

Про тенденции

1.Политически отношения между Китаем и США уже сейчас сведены к предельному минимуму. А возврат к формату «стратегического диалога» предполагает наличие основного условия – доверия.

Но с учетом зашкаливающих антирекордов недоверия это выглядит весьма проблематично. И президентские выборы вряд ли существенно изменят эту ситуацию.

Это первая тенденция. Но есть и более глубинные предпосылки – экономика.

2.Экономически Китай и США стремятся максимально снизить зависимость друг друга. «Торговые войны», а также политика санкций этот процесс ускорила. Обе страны и в дальнейшем будут искать способы к диверсификации своей политики на международной арене.

Для Китая в складывающихся международных условиях особенно возрастает роль национальной инициативы «Один пояс, один путь», которая позволяет выстраивать сухопутные стратегические коридоры, объединяющие между собой разные континенты. В т.ч. путь между Европой и Азией.

Стратегически «Один пояс, один путь» является абсолютно беспроигрышным и имеет большие выгоды для всех участников, строясь на принципах шанхайского духа сотрудничества (классический win-win в практическом действии). У инициативы «Один пояс, один путь», безусловно, большие перспективы. Но, с точки зрения сегодняшних реалий, этот крупный геополитический проект предстоит выстроить и развить, преодолевая конкурирующее сопротивление западных стран.

США тем временем основное внимание сосредоточили на попытках взять под контроль основные коридоры морской торговли, которая на данный момент по-прежнему доминирует в международной внешнеторговой деятельности. Проекты в рамках FOIP подчинены этой цели, а также  попыткам расшатать международную безопасность Китая.

Ко всему прочему, стремление выстроить новый «альянс демократий», в т.ч. с участием некоторых азиатских стран, это также, с одной стороны, попытки США укрепить позиции в двусторонних отношениях с Китаем. А с другой –  это политическая игра на провоцирование противоречий внутри азиатского мира. Хотя на данный момент стратегическая инициатива FOIP тоже нуждается и в построении, и в развитии.

3. В современной международной политической ситуации есть некоторые предпосылки к возникновению новой «холодной войны» между Китаем и США. Особенно на фоне скандальной политизации отношений, провоцируемой преимущественно западными странами, а также усиления конкуренции в сфере новых технологий и экономики.

Вместе с тем, в современной меняющейся обстановке есть также не менее существенные предпосылки к недопущению «новой холодной войны». Особенно –  на общемировом фоне укрепления всеобщего взаимодействия между разными странами в интересах совместного сотрудничества.  

4. В переменчивой международной обстановке особенно возрастает роль Евразии, которая находится на самом передовом краю между Европой и странами Азии и через которую проходят многие основные транспортные сети, коридоры коммуникаций, объединяющих разные континенты.

Именно преимущественно за ресурсы Евразии развернется основное противостояние между западным миром, который развивается под лидерством США, и свободно развивающимся миром, интересы которого стремится представлять Китай.

Украина является одной из ведущих стран этого пространства Евразии.

Украина может выполнить важную роль в укреплении мира и безопасности, а также построении пути взаимодействия, который объединит разные страны, народы, культуры и континенты, а также сработает на упреждение с целью недопущения возникновения новых разломов и противостояний.

5. В завершение –  немного позитива относительно тенденций развития китайско-американских отношений. Согласно проведенным соцопросам, негативное и недоверчивое отношение к Китаю характерно преимущественно для зрелой и пожилой категории граждан. В то время как среди молодежи, в худшем случае, доминирует нейтральное отношение.

А значит, перспективы у китайско-американских отношений есть. Но многое зависит от качества образования и воспитания.

Игорь ШЕВЫРЕВ

71 год КНР: на пути к воплощению Мечты

Главным ориентиром развития потребительского рынка КНР является повышение качества...

Навигационная система «Бэйдоу» демонстрирует...

«Бэйдоу» — это инфраструктура цифровой инфраструктуры и основа основ

Железные дороги Китая

Потребление электроэнергии на душу населения в расчете на 100 км может быть снижено на...

Цифровизация делает производство умнее

Интеллектуальное производство стало мощным оружием предприятий в повышении качества...

Мультимодальные перевозки

Грузовое ж/д сообщение Китай — Европа способствует развитию международных...

Рост потребления придает импульс развитию

Потребление — важная составляющая улучшения материальных условий жизни, а также...

СМИ Украины и Китая должны объединить усилия, чтобы...

China Media Group стремится укреплять сотрудничество с украинскими коллегами

Пріоритети і перспективи

Ініціатива «Один пояс, один шлях» — глобальний проект, спрямований на те, щоб...

В Китае технология 5G стремительно входит в...

Еженедельно в КНР устанавливается по 15 тысяч базовых станций 5G

Благоразумие знающих

По мнению участников опроса, успехи в Китае обеспечены тем, что коммунисты сохраняют...

Поступательное восстановление китайской экономики...

Устойчивое восстановление китайской экономики вселяет уверенность в глобальную...

Особенности условий труда в Синьцзян-Уйгурском...

Экономическое развитие страны держится прежде всего на том, как обеспечены трудовые...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка