Китай делает двойной оборот в развитии пятилетки

06 Ноября 2020 1

26—29 октября состоялся Пятый пленум Центрального Комитета Компартии Китая, который утвердил новый пятилетний план социально-экономического развития на 2021—2025 гг., а также определил цели перспективного развития Китая до 2035 г.

С 1953 г. Китай поступательно развивается пятилетками, обеспечивая стабильный ежегодный экономический прирост, а также увеличение доходов населения. Новая пятилетка — уже четырнадцатая со времени провозглашения КНР. Подготовка пятилетних планов — не только работа правящей партии, в этом процессе задействована вся система государственных органов как на уровне центральной власти, так и на местном уровне. Кроме того, в подготовке пятилетних планов активное участие принимает общество, предлагая и обсуждая разные инициативы. Согласно китайскому законодательству разработка и подготовка 14-го пятилетнего плана велась с 2018 г. Сейчас, на заключительной стадии, ЦК КПК, главный руководящий орган китайской правящей партии, рассмотрев все выдвинутые инициативы, резюмировал основные рекомендации к предстоящему пятилетнему развитию.

Юридически 14-я пятилетка будет утверждена китайским парламентом — Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) — в марте 2021 г., по результатам традиционных мартовских «двух сессий».

Специфика 14-й пятилетки характеризуется тем, что она будет проходить в изменившейся международной обстановке, в условиях глубокой корректировки международного баланса сил.

«В предстоящий период во внешней среде будет много нестабильности и неопределенности. Многие риски и скрытые опасности могут повлиять на внутреннее экономическое развитие Китая», — предостерегает — по результатам состоявшегося пленума — лидер Китая Си Цзиньпин.

Лидер Китая с целью предупреждения рисков и угроз и обеспечения дальнейшего развития страны выдвинул стратегическую инициативу «двойного оборота», а также поставил в приоритет стимулирование инноваций, развитие человеческого капитала, защиту экологии и повышение качества жизни граждан.

14-я пятилетка в определенном смысле символична как важный этап в современном развитии Китая.

Символизм новой пятилетки

14-я пятилетка открывает для Китая третье десятилетие в XXI в.

14-я пятилетка станет второй пятилеткой для лидерства Си Цзиньпина во главе государства.

Новая пятилетка продолжит реформы, начатые в предыдущий период. Но также добавит новые драйверы для дальнейшего развития.

С начала реформ, инициированных Си Цзиньпином, в Китае уже проведено три международные выставки China International Import EXPO, которая закрепляет формирование новой модели китайской экономики, ориентированной не только на рост производства, но и на развитие внутреннего рынка и потребительские нужды населения.

Символично, что в 2021 г. практически одновременно с 14-й пятилеткой стартует III Пекинский форум стратегической инициативы «Один пояс, один путь».

Стратегическая инициатива «Один пояс, один путь» является определяющей для поступательного развития Китая. Это и интересы экономики, безопасности, а также укрепление диалога между разными народами и культурами.

Кульминацией новой пятилетки станет общегосударственная программа Made in China 2025, которая на рубеже десятилетия будет способствовать созданию современных китайских брендов, абсолютно конкурентоспособных в масштабах мировой экономики.

Цели Made in China 2025 были поставлены в самом начале реформ, инициированных Си Цзиньпином, и ознаменуют их первый цикл. Учитывая, что по результатам конституционной реформы 2018 г. в Китае отменен «лимит» сроков пребывания во главе государства.

14-я пятилетка также призвана способствовать достижению «Первой столетней мечты» — к 100-летию создания Компартии Китая в 2021 г. — и заложить основы к достижению следующей перспективной цели — к 2035 г., обеспечив переход от среднезажиточного общества к уровню среднеразвитой страны (со средним уровнем дохода в $30 тыс. на душу населения).

14-я пятилетка обозначила основные приоритеты для достижения поставленных перспективных целей развития.

Основные приоритеты пятилетки

Во-первых, приоритет «двойного оборота» в развитии китайской экономики, который предполагает, с одной стороны, опору на внутренний рынок, с другой — способствует дальнейшей открытости на международных рынках.

«Двойной оборот» — это реальность, диктуемая временем.

Прежде всего это реальность новой модели развития китайской экономики, которая сформировалась за время реформ. Например, раньше китайская экономика развивалась на основе экспорта. Основное внимание уделялось развитию производства. Китай очень много производил, фактически превратившись в «фабрику мира», и много экспортировал, став даже мировым лидером по объемам экспорта. Прежняя модель развития экономики была экспортоориентированной. Но сейчас китайская экономика становится более сбалансированной. Китай по-прежнему не только много экспортирует, но и cтал больше импортировать, тем самым способствуя укреплению в международной торговле партнерства и взаимного сотрудничества.

Раньше приоритетом китайской экономики было привлечение иностранных инвестиций (особенно в производственный сектор). Сейчас для Китая, кроме инвестиций, важное значение имеет потребительский импорт. Тем более что это важно для удовлетворения потребительских нужд населения, в интересах повышения качества жизни.

К слову, новая модель экономики обуславливает также изменение оценки основных параметров макроэкономического развития. Темпы развития китайской экономики замедлились. Например, в предыдущие десятилетия валовой продукт в среднем возрастал на 7—8% в год. При новой модели развития темпы будут гораздо скромнее. Равно как и вообще прежние ориентиры на прирост номинального валового продукта не имеют больше принципиального значения. Это закономерный результат развития китайской экономики, особенно с учетом того, что в условиях развития внутреннего рынка во главу угла поставлены не количественные показатели, а качество. И теперь гораздо большее значение обретают средние показатели валового продукта на душу населения.

Кроме того, «двойной оборот» — это также потребности меняющейся международной обстановки, где возросла напряженность, усиливается конкуренция, а значит — стало больше неопределенности и как результат — разных непредсказуемых вызовов.

Тем более что подъем Китая отчасти способствует росту международной конкуренции. Под влиянием общемировых тенденций международная обстановка меняется. С одной стороны, поднимается ряд стран развивающегося мира: они становятся новыми драйверами мировой экономики. А с другой стороны, ослабевает влияние некоторых развитых стран. Как результат — общемировое развитие становится более сбалансированным.

В условиях роста международной напряженности наиболее оптимально развивать внутренний рынок. Только опора на собственные внутренние национальные силы может быть надежной гарантией самодостаточности и устойчивости.

Так, для Китая важно продолжать политику открытости на международных рынках. Но при этом важно также защищать отечественного производителя, особенно от давления политизированных и дискриминационных «санкций».

Опора на развивающийся внутренний рынок ни в коей мере не исключает прежнюю тенденцию к открытости. В 14-ю пятилетку политика открытости китайской экономики будет продолжена. Эта открытость касается не только торговой политики, поскольку на данном этапе актуальна более свободная валютная политика, которая обеспечит свободный оборот и перемещение капиталов.

Во-вторых, приоритет инновационного и высокотехнологического развития.

«Технологии будут играть ключевую роль в последующем развитии Китая. Это ключевая сфера, которой Китай будет уделять больше внимания, больше ресурсов и больше развития», — обозначил советник китайского правительства Ван Хайяо (WangHuiyao).

Роль инновационного развития для Китая на современном этапе огромна. Это и интересы развития и устойчивости экономики, и международной конкурентоспособности, и в то же время укрепления безопасности.

Китай в своей стратегии не придерживается принципа «догоняющего развития», а стремится идти в ногу со временем и даже на опережение, стимулируя передовые инновации и технологии, в т. ч. высокие технологии.

Кроме того, в Китае за время реформ уже сформировалась экономика новых высокотехнологичных отраслей (например, цифровая экономика), удельный вес которых в общей экономической структуре страны стабильно повышается. В перспективе новые отрасли станут не только одним из драйверов внутреннего развития, но и визитной карточкой Китая на международных рынках. Китайские компании по мере своего развития в своих рыночных отраслях и секторах становятся конкурентами для иностранных компаний на разных международных рынках.

На современном этапе Китаю по мере развития предстоит все чаще конкурировать не только в борьбе за ресурсы и инвестиции, но и за технологии. Тем более что на новом уровне развития чаще придется вступать в конкуренцию именно с инновационными экономиками.

К слову, приоритеты инновационного развития обуславливают также смещение акцентов в инвестиционной политике. Например, раньше основные инвестиции шли в производственный, финансовый и девелоперский секторы. Несомненно, при прежней модели развития эти инвестиции способствовали заметной динамике, хотя и были сопряжены с некоторыми рисками, как то: перегрев экономики, риски перепроизводства либо «пузыри» на финансовых рынках и рынках недвижимости. Сейчас в первоочередной приоритет поставлено инвестирование в науку, инновации, технологии.

Раньше Китай развивался путем организации свободных экономических зон, а сейчас приоритетом становится формирование современных инновационных кластеров. Китай сосредоточен на строительстве собственной Кремниевой долины.

Основополагающим источником национального богатства являются знания, интеллект, наука, изобретательство.

В-третьих, приоритет сохранения экологии в процессе экономического развития.

И это ставит перед Китаем в качестве основных задачу использования новых технологий, вместе с тем способствует повышению устойчивости китайской экономики. Экономика Китая должна стать более энергосберегающей. Стратегический интерес — повысить долю источников именно возобновляемой энергетики. Тем более что это также способствует защите экологии и обеспечивает снижение вредных выбросов, сокращая при этом долю угольных тепловых электростанций, которые являются одними из основных загрязнителей воздуха.

Экономика Китая также должна стать менее ресурсозатратной, что в свою очередь только повысит рентабельность конечной продукции.

Негативное влияние человека на природу в процессе производственной деятельности будет минимизировано. Прежде всего речь идет о том влиянии, которое провоцирует климатические изменения.

Кульминацией китайского «зеленого развития» поставлена амбициозная, но вполне реалистичная цель — к 2060 г. китайская экономика должна полностью избавиться от вредных выбросов, способствуя чистоте экологии.

Поворотным моментом к этой цели должен стать 2035 г., когда объем вредных выбросов, как ожидается, станет пиковым и в дальнейшем пойдет на спад.

Следует отметить, что стимулирование «зеленых» технологий является общемировой тенденцией. В конкуренцию за «зеленые» технологии уже вступили многие ведущие экономики, каждая из которых поставила свой собственный дедлайн для обеспечения нулевых вредных выбросов.

Итак, обобщающие выводы таковы.

1. Экономика Китая продолжит поступательное развитие, обеспечивая стабильный ежегодный рост. И 14-я пятилетка сохранит данную тенденцию.

Сразу следует отметить, что китайская экономика продемонстрировала рост даже за прошедший год, со времени предыдущего четвертого пленума, в экстремальных условиях, обусловленных эпидемией COVID-19 и проблемой всеобщих «локдаунов». Китай на общемировом фоне показывает сравнительно наибольший прирост экономики.

Китай первым в мире получил удар от пандемии COVID-19: этот удар был очень мощным и неожиданным, когда практически ни одна страна не была готова к противостоянию новой опасной инфекции.

Однако Китай смог оперативно стабилизировать ситуацию, взяв ее под контроль, обеспечить условия для посткоронавирусного восстановления и при этом, как видим, демонстрирует устойчивый экономический рост в столь непростой год.

Понятно, что после снятия ограничений, обусловленных эпидемией COVID-19, динамика в развитии добавится. Но главное, что 14-я пятилетка также добавит новые драйверы для обеспечения экономического роста. В Китае набирают темпы новые отрасли экономики, основанные на инновациях и современных технологиях. Соответственно — экономический рост станет еще более устойчивым.

2. Экономический рост — надежная гарантия ежегодного возрастания доходов населения. В 14-й пятилетке рост доходов населения продолжится.

Социальные интересы в развитии Китая являются приоритетными. Китай в процессе реформ не просто развивает рыночную экономику, но именно социалистическую рыночную экономику. Сам по себе экономический рост, в любых его параметрах, малозначим, если он не обеспечивает всеобщее социальное процветание.

В 2020 г. Китай вышел на уровень среднезажиточного общества, полностью обеспечив победу над бедностью. На современном этапе приоритетной задачей поставлено экономическое выравнивание и решение проблем социального неравенства. Важно не только то, что в стране стабильно возрастают доходы граждан, важно, чтобы не было большого разрыва между наименее зажиточными и наиболее богатыми.

Эпидемия COVID-19 дополнительно обострила проблемы социального неравенства, увеличивая разрывы в доходах между менее зажиточными и наиболее богатыми. Это проблема характерна не только для Китая, но в целом для общемирового развития (а значит, и требует не только эффективной политики на национальном уровне, но и скоординированных усилий всего международного сообщества).

Но прежде всего внимание будет сосредоточено на социально-экономическом выравнивании в развитии города и деревни. В 14-й пятилетке приоритетное внимание будет уделено развитию сел и сельского хозяйства.

При этом Китай также сохранит динамику в дальнейшей урбанизации, но на основе передовых технологий. Речь идет об обеспечении урбанизации нового типа. Например, строительство smart-city, инфраструктурно развитых агломераций.

3. Нынешняя 13-я пятилетка много внимания уделяла сбалансированному внутреннему региональному развитию между разными провинциями. 14-я пятилетка переводит основной акцент на сбалансированное развитие отдельных автономных районов и регионов. Тем более что в данном случае это интересы не только экономики, но и безопасности. Особенно на фоне роста напряженности международной обстановки. Речь идет об автономных регионах не только в Гонконге (Сянган) и Макао (Аомынь), но и в Тибете и Синьцзяне. Кроме того, в приоритет новой пятилетки также поставлено мирное воссоединение КНР и Тайваня.

4. Ну и в конечном итоге 14-я пятилетка будет способствовать достижению новой перспективной цели: переход от уровня страны со среднезажиточным обществом к построению среднеразвитой страны (moderately developed country) к 2035 г. (т.е. со средними показателями валового продукта на душу населения в размере $30 тыс.).

Игорь ШЕВЫРЕВ

Политика Байдена на постсоветском пространстве:...

Системное противостояние с Россией Байден рассматривает как финальную битву...

Китай готов к мирному сосуществованию со всеми...

Си Цзиньпин по результатам саммита «Большой двадцатки» призвал к формированию...

Дружеский бизнес на Кубе

Если кубинцы поверили в бизнесмена из чужой страны, для него откроются двери многих...

Евросоюз сбрасывает настройки федерации

В политических дискуссиях в Украине жестко табуированы сами попытки реалистического...

США: попытка «нормализации»

Наиболее вероятно «поправение» политики и риторики демократов. Неустойчивый...

Государственное управление и кубинская наука в...

Эволюция пандемии на Кубе за последние два месяца показывает, насколько политика...

Посткризисное устройство глобального мира

Пока мировые лидеры пытаются справиться с кризисом в рамках своих «национальных...

Байден наш!

Выбор между Трампом и Байденом — это выбор между национальным и транснациональным...

Трамп как угроза украинским интересам

Чем сложнее администрации Байдена будет справиться с последствиями деятельности...

Знаковая победа Китая

15 ноября подписано крупнейшее в мире торговое соглашение о свободной торговле:...

Майя Санду – новый президент Молдовы

Когда парламент и – соответственно – правительство контролируют социалисты,...

США: безальтернативность мышления

Ход событий может ужесточиться, но его суть вряд ли поменяется

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Владимир Теренин
11 Ноября 2020, Владимир Теренин

Исходя из маловразумительных предполагаемых посылок будущего развития, в Китае готовится, аналогично нашей, перестройка с китайским лицом. Результат может стать ужасающим для мира, когда полтора миллиарда китайцев, которых только социализм и способен прокормить, после его разрушения начнут разбегаться в поисках лучшей жизни.

- 2 +
Авторские колонки

Блоги

Ошибка