Плейлист крушения PAX Americana

№42(964) 4 –10 декабря 04 Декабря 2020

В 1996 г. перед чемпионатом Европы по футболу, который принимала родина футбола Великобритания, родилась фраза: «Футбол возвращается домой».

На чемпионате мира по футболу 2018 г. в России успешное выступление сборной Англии воскресило неофициальный гимн сборной — песню Three Lions, ставшую хитом в 1998 г. Выход англичан в полуфинал прервал долгую полосу неудач футбольной дружины на мировом и европейском первенствах, а фанаты и британская спортивная пресса в один голос стали повторять: It's coming home! («Он (футбол) возвращается домой!»).

Приблизительно так можно описать то, что произошло и происходит в США, где апогеем «полуфинала» стали президентские выборы, а также социально-политический и экономический контекст, который оттенял всю избирательную кампанию. It's coming home! — десятилетиями экспортируемая американцами «борьба за демократические ценности и права человека» вернулась домой.

Империя наносит удар по собственной гегемонии

Процесс отступления империи как следствие обобщенного нарратива президентских выборов в США в отечественном экспертном пространстве очень точно сформулировал политконсультант Дмитрий Джангиров. В отличие от армии «говорящих голов» украинских околоэкспертных кругов, комментирующих ситуацию в США, Дмитрий Георгиевич активно отслеживает американскую повестку, и его оценки заслуживают особого внимания и доверия.

Джангиров отлично владеет, что называется, «матчастью», на базисе которой и строится его аналитика. Он является соавтором и редактором сборника «Победа невозможного над неприемлемым» — на отечественных просторах аналитической мысли наиболее структурированного, глубокого и разностороннего анализа контекста американских выборов 2016 г.

В «Большой шахматной доске» Збигнев Бжезинский определил, что для статуса империи (сверхдержавы) государство должно обладать четырьмя факторами глобального влияния: военным, экономическим, научно-техническим и культурным.

Между тем именно Дмитрий Джангиров первым в отечественных аналитических кругах описал процесс распада империи из-за утраты культурной притягательности или глобального морального авторитета.

«Мировое доминирование США в экономике держится на долларе, а в политике (сам люблю говорить, что на «канонерках», но нет), — на моральном превосходстве, которое позволяет использовать «канонерки» в подтверждение морального превосходства. Они потеряли это превосходство, показав изнанку своей политики и то, что там творится... Империя (в нейтральном определении Бжезинского) должна быть притягательной, она держится на моральном превосходстве. США это потеряли... Я вам по секрету скажу (хорошо, что нас никто не слышит) — уже сейчас нужно отвыкать от того, что есть США», — не без иронии отметил Джангиров.

Монументальный огонь «цивилизованного мира» в факеле Свободы уже не пылает так красочно и ярко. Больше коптит, источая гарь, которая мешает учуять запах свободы и рассмотреть образ глобального маяка демократии и либерализма.

Не претендуя на всесторонний анализ потери США культурного (морального) превосходства, попытаемся очертить этот процесс именно с помощью нескольких культурных кодов. Итак, обратимся к описанию отступающей/терпящей крах империи с помощью той масскультовой платформы глобального общества, с которой начали мы, — музыки и песен.

Имперская франшиза

В 2004 г. культовая немецкая металл-группа Rammstein выпустила свой 15-й и один из самых знаменитых синглов — America. Специально или нет, но порядковый номер песни совпадал с пятнадцатилетием падения Берлинской стены, что символизировало конец «холодной войны» и победу в ней Запада во главе с США.

В качестве небольшой справки отметим важную деталь. Название группы происходит от «Авиабазы Ramstein» (с одной буковкой «m»), которая расположена рядом с небольшим городком Рамштайн-Мизенбах (земля Рейнланд-Пфальц). Авиабаза основана в 1952 г., и со времен существования союзнической оккупационной зоны в Западной Германии этот объект является опорным пунктом военно-воздушных сил США, а позже штаб-квартирой ВВС США в Европе и базой НАТО.

В 1988 г. в результате катастрофы во время авиашоу погибли 70 человек, еще почти 350 получили ранения. Изначально группа немецких металлистов, выходцев, к слову, из ГДР, во главе с харизматичным Тиллем Линдеманном хотели назваться Rammstein-Flugschau («Авиашоу Раммштайн»).

Слова песни America — простой и понятный вербальный гимн лениво самоутверждающемуся победителю «холодной войны», который получил авторское право на написание свода правил функционирования глобального мироустройства.

Все скрипки прославляют свободу.

Из Белого дома доносится музыка,

А в предместьях Парижа

красуется Микки-Маус.

Мы все живем в Америке.

Америка — замечательная страна.

Мы все живем в Америке,

Америка, Америка.

Я знаю несколько

весьма впечатляющих па,

И я не дам вам сделать

неправильные движения.

А те, кто после всего этого

не хотят танцевать,

Еще не знают, что им

придется это делать.

Мы водим прелестный хоровод,

Я покажу вам, куда надо идти.

В Африку приезжает Санта-Клаус,

А в предместьях Парижа

красуется Микки-Маус.

Но весь смак и полноту гимна раскрывает видеоклип, в котором прославленные мастера искусно жонглируют образами, визуальными смыслами и символическими ссылками. Rammstein в образе американских астронавтов транслируют с Луны зажигательный металл, который с телеэкранов разносится по самым отдаленным уголкам планеты. Это — контекст обобщенного научно-технологического, политического и экономического доминирования США.

...Семья из архаичного африканского племени обедает пиццей перед телевизором, а чернокожих детей весело раскачивает на коленках добродушный Санта. А вот юные тибетские монахи на ходу уплетают гамбургеры, запивая все стаканом Pepsi. Любимая и очень знаковая деталь в череде образов картины «мы все живем в Америке» — индийский йог, прикуривающий сигаретку бренда Lucky Strike. Это старейшая из американских сигаретных марок и известнейшая линейка транснациональной табачной корпорации American Tobacco Company, а впоследствии — British American Tobacco.

Все это глобальные нити повальной моды на американскую культуру, простую, даже примитивную, но притягательную и понятную массам. Полагаю, сильнейший образ клипа — игра американскими астронавтами на игровом автомате Star Trek («Звездный путь»).

Во-первых, какой образ! Автомат для пинбола — примитивная игра, в которой игрок манипулирует несколькими механизмами, гоняя по игровому полю один-два металлических шарика. Примитивно, даже глуповато — но как этот процесс поглощает и притягивает игрока, у которого функций не более, чем у того же металлического шарика за стеклом.

Во-вторых — смысловой стержень: Star Trek — самая популярная и массовая американская научно-фантастическая медиафраншиза, включающая в себя несколько телесериалов, полнометражных фильмов. Этот медиапродукт оставался культовым явлением на протяжении десятилетий и приобрел миллионы поклонников по всему миру, называющих себя «треккерами» (следующие курсу). Американская культура, стиль и мода на «все американское» — это глобальная франшиза, вроде Star Trek. Это глобальный, очень продаваемый культурный симулякр — отражение несуществующего в природе массово пресыщенного благами образа жизни в США.

В определенном смысле американцы изобрели культурную общественную платформу «коммунизма с добрым лицом либерального Санта Клауса». Такой красочный, притягательно-лживый образ гегемона создали признанные виртуозы Rammstein 16 лет назад: «империя добра», расслабляющаяся в статусе победителя двухполюсной схватки, жующая жвачку, лениво попивающая колу и приучающая всех играть в пинбол по своим, единственно верным правилам.

Разъединенные Штаты Преград

В 2020 г. выборы президента США обнажили всему миру реальное положение дел в империи. Нет никакого бесплатного пинбола, вкусных и полезных бургеров, прохладной и утоляющей жажду колы — «американская мечта» оказалась симулякром даже в США. Как гласит «Политический словарь» Уильяма Сефайра, «Американская мечта — идеал свободы или возможностей, который был сформулирован «отцами-основателями»; духовная мощь нации».

Нет ни свободы, ни возможностей, ни духовной мощи. Остались только злоба и отчаяние. А это совсем не привлекает. Из таких ингредиентов не слепить массово продаваемую культурную франшизу.

Если 16 лет назад положение дел гегемона мастерски, символично ироничным металлом изобразили товарищи из Rammstein, то сегодняшнее неприглядное состояние США можно описать гневным речитативом Eminem. Хоть я и бесконечно далек от культурного пласта рэп-музыки, но нужно признать увлекательный и богатый контекст этого течения.

Становление Eminem как величайшего рэп-исполнителя (настоящее имя Маршалл Брюс Мэтерс III) — очень своеобразная, одиночная история движения за гражданские права чернокожих Civil Rights Movement, вывернутая наизнанку. Маршалл рос без отца, большая часть его детства прошла в рабочем районе Детройта в черном «гетто». Индустриальный город к тому времени уже вовсю агонизировал из-за масштабного коллапса машиностроительной отрасли в США.

Маршалл был гоним в «гетто», которые по законам своего существования впитывали в себя все социальные отбросы прекрасного общества «развитого капитализма». Умопомрачительное восхождение на вершину славы белого рэпера — это все равно что история успешного топового брокера-афроамериканца на Уолл-стрит в 70-х. История Eminem — иллюстрация того, насколько глубоки корни социального уродства зримой «американской мечты».

Достойной вербальной иллюстрацией современных США можно считать текст сингла White America, который вышел в 2002 г.

Я перенесусь на передовую линию

рэпа?

Откуда я мог знать, что

мои слова будут действовать так?

Я, наверное, действую на нервы

кому-то наверху,

Ведь конгресс продолжает

говорить мне,

что я создаю одни проблемы.

А теперь они говорят, что я

не в ладах с правительством —

мне это нравится.

Я разгребал дер@мо всю свою жизнь и теперь вываливаю его на них.

Хотя название песни «Белая Америка» как бы отсылает к расовой проблематике, однако Eminem играючи вскрывает это поверхностное «тематическое шелушение», указывая, что проблема кроется в более глубоких, нежели цвет кожи, социальных подтекстах.

Давай посчитаем,

если бы я был черным,

я бы продал только половину.

И мне не нужно заканчивать среднюю школу имени Линкольна, чтобы понять это.

Но я могу читать рэп,

так что плевать на школу,

я слишком крут,

чтоб возвращаться туда.

Дай мне микрофон, покажи,

где студия.

Когда я был в андерграунде,

всем было плевать

на то, что я белый.

В «гетто» Детройта и других неприглядных местах, где прошли детство и юность белого рэпера, все были равны в своем безнадежном статусе.

Мы просто меняемся, сидим

и смотрим на все это дер@мо.

Я такой, типа: «Мой цвет кожи —

неужели он стал работать

на меня?»

Ну а финал сингла — это концентрация гнева, направленного на омерзительное социально-экономическое положение общества, прикрывающегося лицемерной яркой оберткой общества благоденствия, общества — примера для подражания, этой экспортируемой на весь мир культурной медиафраншизе.

Я пистолет, направленный

на маленькую Эрику,

чтобы повлиять на ее характер.

Зачинщик всего этого цирка

с никчемными пешками,

Посланный маршировать

к стенам конгресса,

Ссать на лужайки Белого дома,

Сжечь флаг, заменить

его наклейкой

«Ненормативная лексика»,

Плюнуть в лицо

этой демократии лицемерия.

Пошла ты, мисс Чейни,

пошла ты, Типпер Гор!

Пошла н@хрен ваша

свободнейшая свобода слова,

Которую эти Разъединенные

Штаты Преград

позволяют мне иметь.

Пошли вы!

Эти строки вышли в свет 18 лет назад. Некоторым в США было уже тогда абсолютно понятно то, что многие сегодня с удивлением и ужасом наблюдают, тем не менее продолжая лихорадочно твердить: We're all living in Amerika. Amerika ist wunderbar («Мы все живем в Америке, Америка — замечательная страна»).

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Параллели: Украина – США

Общим для украинского и американского обществ стал их раскол на две примерно равные,...

Криптовалюта: варианты развития рынка

Инфодемия перевела потребителей онлайн, продемонстрировав преимущества виртуальной...

Перезагрузка отношений

Строительство ГЭС на Днестре грозит экологической катастрофой

Работающая политическая демократия вместо мозольной...

Позиция администрации Байдена будет определяться не американо-украинскими...

США – Куба: сближение возможно

Специалист Центра исследований полушария и Соединенных Штатов в Гаване академик...

Парламентарии разных стран не считают Кубу спонсором...

Парламентарии из разных стран в ответ на решение администрации завершающего...

Ограничения не только по карантину

Во взаимоотношениях СК—ЕС будут возникать новые проблемы, а восприятие старых...

100 лет КПК

Построение коммунизма на практике возможно не только в отдельно взятой стране, но и в...

Карлос Фернандес де Коссио: «Государственный...

Министерство иностранных дел Кубы решительно и категорически осудило квалификацию...

США: кризис идеологии

Трамп сохраняет базу для продолжения своей политической карьеры — возможно, в...

«Большевики» взяли власть в США

Технология «почтовой победы», примененная демократами в 2020 г., показала...

Две бомбы на бюджете

С отступающим Трампом поздравили американский народ сенаторы, преодолев вето...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка