Что дает Киеву разрыв Договора о ликвидации РСМД?

18 Февраля 2019 2 3.5

Автор — Стивен ПАЙФЕР

8 декабря 1987 г., Белый дом, Вашингтон: президент США Рональд Рейган и президент Советского Союза Михаил Горбачев подписывают Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности.

1 февраля госсекретарь Майк Помпео анонсировал приостановку выполнения Соединенными Штатами обязательств по датированному 1987 г. Договору о ликвидации РСМД (ДРСМД). По словам Помпео, Россия годами нарушала это международное соглашение.

Уже на следующий день Госдепартамент уведомил российское посольство и дипломатические миссии других участников ДРСМД (в т. ч. и Украину) о намерении США выйти из договора. Президент Путин в тот же день сообщил: Россия тоже приостанавливает практику соблюдения обязательств по соглашению.

К сожалению, ДРСМД близится к полному разрыву.

Подписанный Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым в 1987 г. договор лишал США и Советский Союз возможности обладать наземными ракетами с дальностью полета от 500 до 5500 км. Термин в названии договора на английском языке — INF («ядерные средства промежуточной дальности») — технически неточен, поскольку договор не вводил никаких ограничений на «ядерные средства», а запрещал лишь обладание наземными ракетами промежуточной (малой и средней) дальности, вне зависимости от типа установленных на них боеголовок — как обычных, так и ядерных.

ДРСМД вступил в силу в июне 1988 г., а уже к июню 1991 г. США и Советский Союз уничтожили свои арсеналы, суммарно насчитывавшие почти 2700 ракет. В декабре 1991 г. Советский Союз распался.

Однако США и Россия вовсе не единственные стороны данного соглашения. В контексте положений ДРСМД правопреемниками Советского Союза являются еще 11 бывших советских республик, в т. ч. и Украина (три государства Балтии, считавшие незаконным факт своего включения в состав СССР и получившие независимость раньше, в 1991 г., в это число не входят).

Точно так же Россия, Беларусь, Казахстан и Украина согласно Лиссабонскому протоколу 1992 г. стали правопреемниками обязательств Советского Союза по подписанному в 1991 г. Договору о СНВ (START I). Беларусь, Казахстан и Украина взяли на себя обязательства по дальнейшей ликвидации всех находящихся на их территориях стратегических наступательных вооружений, а также — уже в качестве безъядерных государств — по соблюдению положений Договора о нераспространении ядерного оружия от 1970 г.

Что этот краткий экскурс в историю дипломатии дает Украине? Соединенные Штаты и Россия более не связаны ограничениями в рамках ДРСМД, а потому требовать соблюдения положений этого соглашения Украиной и другими государствами им будет непросто. Киев (в случае принятия соответствующего решения) сможет предпринять то, что Вашингтон совершил еще две недели назад — воспользоваться правом выхода из данного договора.

Украина останется связанной обязательствами по другим соглашениям. Так, Договор о нераспространении ядерных вооружений запрещает ей приобретение ядерного оружия. А условия Режима контроля за ракетными технология 1987 г. ограничивают право Украины на экспорт ракет, способных доставлять боеголовки весом 500 кг на расстояние более 500 км.

Срок действия договора о СНВ истек в 2009 г. Ему на смену в 2010 г. пришло новое двустороннее американо-российское соглашение СНВ-III. Можно утверждать, что Украина выполнила взятые на себя обязательства в рамках Лиссабонского протокола по ликвидации всех стратегических видов вооружений на своей территории, но при этом не брала на себя обязательства по отказу от приобретения подобных вооружений в будущем.

В то же время любая попытка создания межконтинентальных баллистических ракет (МБР), вне всякого сомнения, столкнется с решительным сопротивлением США, ведь потенциал американского арсенала МБР и других видов стратегических вооружений ограничивается соглашением СНВ-III.

А вот наземные ракеты средней и малой дальности — это уже иной вопрос. У правительства США просто не будет юридических оснований возражать против выхода Украины из ДРСМД, поскольку Киев таким решением лишь последует примеру Вашингтона.

Более того, с учетом непрекращающейся российской агрессии против Украины у правительства США не будет особых оснований для жалоб, если Киев придет к выводу о том, что ракеты средней и малой дальности способны укрепить потенциал Украины в вопросе сдерживания дальнейшей российской агрессии (естественно, при оснащении упомянутых ракет обычными, а не ядерными боеголовками).

Возражать могут другие страны. Против однозначно выступит Россия, но Москва нарушила Будапештский меморандум гарантий безопасности 1994 г., прибегнув к военной силе для незаконной аннексии Крыма и вторжения на Донбасс. Кроме того, РФ нарушила условия ДРСМД, размещая запрещенные договором крылатые ракеты промежуточной дальности и нацеливая их на Украину и другие страны Европы, а также приостановила соблюдение предусмотренных ДРСМД обязательств. Киеву простят полное игнорирование российских требований.

Обеспокоиться могут и некоторые европейские страны. С технической точки зрения они находятся в радиусе действия украинских ракет промежуточной дальности. Однако оснований опасаться украинских ракет с обычными боеголовками у членов ЕС и других европейских государств явно не больше, чем тревог относительно оснащенных обычными бомбами польских F-16. При этом до недавнего времени нарушение Россией условий ДРСМД не вызывало заметных протестов большинства стран Европы .

Конечно, речь вовсе не идет о подталкивании Украины к разработке и размещению наземных ракет средней и малой дальности. Украинскому правительству следует проанализировать политические и военные факторы, оценить издержки, а также сопоставить потенциальную выгоду от обладания такими ракетами с последствиями вероятных ответных действий РФ и, возможно, ряда других европейских государств.

Но если Киев примет решение о выходе из ДРСМД и задумается о разработке собственных ракет промежуточной дальности, негативной реакции США ему опасаться не придется.

ИСТОЧНИК — https://www.atlanticcouncil.org/blogs/ukrainealert/what-the-death-of-the-inf-treaty-means-for-kyiv


Справка «2000»

Стивен ПАЙФЕР — американский дипломат, посол США в Украине (1998–2000), старший научный сотрудник Института Брукингса — директор Инициативы по контролю над вооружениями

Перевод Константина ВАСИЛЬКЕВИЧА

загрузка...
Loading...

Загрузка...
Загрузка...

Последний компромисс?

При годовом плане в 1 млрд. грн за 8 месяцев 2019-го от растаможки в госбюджет поступило 7,1...

Прогноз неочевидного ускорения

Вместо экономического роста реформаторы могут получить долгосрочное сокращение...

Реформенный зуд

Продолжающаяся деиндустриализация свидетельствует о неспособности МОН выполнять...

В испытательный полигон превратили гражданскую войну...

Восточная Украина — самый важный плацдарм транснационального движения «борьбы...

Земля как последний форпост

Создание президентом Зеленским рынка земли в условиях плачевного состояния экономики...

Не разжигать пожар

Хрупкий мир в Украине может быть нарушен даже непреднамеренным вмешательством извне

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
pgrm

Статья лживая чуть менее чем полностью. Правда, что СШП не будут возражать против ещё большего нагнетания истерии и эскалации вооружённого конфликта. А вот то, что это не стремление подтолкнуть Украину к желанию иметь подобное вооружение правда лишь отчасти - скорее даже указание к действию.

- 0 +
Лёхин

Именно так и понимается последний абзац - США выдал "зелёныча". Но гладко было на бумаге - примет решение, задумается о разработке, а там и начнет разрабатывать. Всё в конечном итогу упрется в "Дайте денег". А на выходе получится такая же ракета как и на первом фото - промаркированная синей изолентой, а боеголовка обмотана желтым скотчем

- 0 +
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка