Что дает Киеву разрыв Договора о ликвидации РСМД?

18 Февраля 2019 2 3.5

Автор — Стивен ПАЙФЕР

8 декабря 1987 г., Белый дом, Вашингтон: президент США Рональд Рейган и президент Советского Союза Михаил Горбачев подписывают Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности.

1 февраля госсекретарь Майк Помпео анонсировал приостановку выполнения Соединенными Штатами обязательств по датированному 1987 г. Договору о ликвидации РСМД (ДРСМД). По словам Помпео, Россия годами нарушала это международное соглашение.

Уже на следующий день Госдепартамент уведомил российское посольство и дипломатические миссии других участников ДРСМД (в т. ч. и Украину) о намерении США выйти из договора. Президент Путин в тот же день сообщил: Россия тоже приостанавливает практику соблюдения обязательств по соглашению.

К сожалению, ДРСМД близится к полному разрыву.

Подписанный Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым в 1987 г. договор лишал США и Советский Союз возможности обладать наземными ракетами с дальностью полета от 500 до 5500 км. Термин в названии договора на английском языке — INF («ядерные средства промежуточной дальности») — технически неточен, поскольку договор не вводил никаких ограничений на «ядерные средства», а запрещал лишь обладание наземными ракетами промежуточной (малой и средней) дальности, вне зависимости от типа установленных на них боеголовок — как обычных, так и ядерных.

ДРСМД вступил в силу в июне 1988 г., а уже к июню 1991 г. США и Советский Союз уничтожили свои арсеналы, суммарно насчитывавшие почти 2700 ракет. В декабре 1991 г. Советский Союз распался.

Однако США и Россия вовсе не единственные стороны данного соглашения. В контексте положений ДРСМД правопреемниками Советского Союза являются еще 11 бывших советских республик, в т. ч. и Украина (три государства Балтии, считавшие незаконным факт своего включения в состав СССР и получившие независимость раньше, в 1991 г., в это число не входят).

Точно так же Россия, Беларусь, Казахстан и Украина согласно Лиссабонскому протоколу 1992 г. стали правопреемниками обязательств Советского Союза по подписанному в 1991 г. Договору о СНВ (START I). Беларусь, Казахстан и Украина взяли на себя обязательства по дальнейшей ликвидации всех находящихся на их территориях стратегических наступательных вооружений, а также — уже в качестве безъядерных государств — по соблюдению положений Договора о нераспространении ядерного оружия от 1970 г.

Что этот краткий экскурс в историю дипломатии дает Украине? Соединенные Штаты и Россия более не связаны ограничениями в рамках ДРСМД, а потому требовать соблюдения положений этого соглашения Украиной и другими государствами им будет непросто. Киев (в случае принятия соответствующего решения) сможет предпринять то, что Вашингтон совершил еще две недели назад — воспользоваться правом выхода из данного договора.

Украина останется связанной обязательствами по другим соглашениям. Так, Договор о нераспространении ядерных вооружений запрещает ей приобретение ядерного оружия. А условия Режима контроля за ракетными технология 1987 г. ограничивают право Украины на экспорт ракет, способных доставлять боеголовки весом 500 кг на расстояние более 500 км.

Срок действия договора о СНВ истек в 2009 г. Ему на смену в 2010 г. пришло новое двустороннее американо-российское соглашение СНВ-III. Можно утверждать, что Украина выполнила взятые на себя обязательства в рамках Лиссабонского протокола по ликвидации всех стратегических видов вооружений на своей территории, но при этом не брала на себя обязательства по отказу от приобретения подобных вооружений в будущем.

В то же время любая попытка создания межконтинентальных баллистических ракет (МБР), вне всякого сомнения, столкнется с решительным сопротивлением США, ведь потенциал американского арсенала МБР и других видов стратегических вооружений ограничивается соглашением СНВ-III.

А вот наземные ракеты средней и малой дальности — это уже иной вопрос. У правительства США просто не будет юридических оснований возражать против выхода Украины из ДРСМД, поскольку Киев таким решением лишь последует примеру Вашингтона.

Более того, с учетом непрекращающейся российской агрессии против Украины у правительства США не будет особых оснований для жалоб, если Киев придет к выводу о том, что ракеты средней и малой дальности способны укрепить потенциал Украины в вопросе сдерживания дальнейшей российской агрессии (естественно, при оснащении упомянутых ракет обычными, а не ядерными боеголовками).

Возражать могут другие страны. Против однозначно выступит Россия, но Москва нарушила Будапештский меморандум гарантий безопасности 1994 г., прибегнув к военной силе для незаконной аннексии Крыма и вторжения на Донбасс. Кроме того, РФ нарушила условия ДРСМД, размещая запрещенные договором крылатые ракеты промежуточной дальности и нацеливая их на Украину и другие страны Европы, а также приостановила соблюдение предусмотренных ДРСМД обязательств. Киеву простят полное игнорирование российских требований.

Обеспокоиться могут и некоторые европейские страны. С технической точки зрения они находятся в радиусе действия украинских ракет промежуточной дальности. Однако оснований опасаться украинских ракет с обычными боеголовками у членов ЕС и других европейских государств явно не больше, чем тревог относительно оснащенных обычными бомбами польских F-16. При этом до недавнего времени нарушение Россией условий ДРСМД не вызывало заметных протестов большинства стран Европы .

Конечно, речь вовсе не идет о подталкивании Украины к разработке и размещению наземных ракет средней и малой дальности. Украинскому правительству следует проанализировать политические и военные факторы, оценить издержки, а также сопоставить потенциальную выгоду от обладания такими ракетами с последствиями вероятных ответных действий РФ и, возможно, ряда других европейских государств.

Но если Киев примет решение о выходе из ДРСМД и задумается о разработке собственных ракет промежуточной дальности, негативной реакции США ему опасаться не придется.

ИСТОЧНИК — https://www.atlanticcouncil.org/blogs/ukrainealert/what-the-death-of-the-inf-treaty-means-for-kyiv


Справка «2000»

Стивен ПАЙФЕР — американский дипломат, посол США в Украине (1998–2000), старший научный сотрудник Института Брукингса — директор Инициативы по контролю над вооружениями

Перевод Константина ВАСИЛЬКЕВИЧА

Форма сути не заменит

Меморандум законодательно закрепляет возможности иностранных граждан влиять на...

Черная метка Украины

Вместо того чтобы заниматься выполнением гособоронзаказа, приходится обороняться от...

Два взгляда на историю

В соответствии со школьными учебниками истории становление нашей страны как...

До развала Союза оставался один шаг

К 30-летию принятия Декларации о государственном            суверенитете...

Лікарняне харчування: проблеми і низькі стандарти

Реалії харчування в лікарнях України — це мізерне фінансування, застарілий підхід...

Портрет либерального фашизма

Масса людей, оказавшихся на разных руководящих должностях, представляет собой класс...

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
pgrm

Статья лживая чуть менее чем полностью. Правда, что СШП не будут возражать против ещё большего нагнетания истерии и эскалации вооружённого конфликта. А вот то, что это не стремление подтолкнуть Украину к желанию иметь подобное вооружение правда лишь отчасти - скорее даже указание к действию.

- 0 +
Лёхин

Именно так и понимается последний абзац - США выдал "зелёныча". Но гладко было на бумаге - примет решение, задумается о разработке, а там и начнет разрабатывать. Всё в конечном итогу упрется в "Дайте денег". А на выходе получится такая же ракета как и на первом фото - промаркированная синей изолентой, а боеголовка обмотана желтым скотчем

- 0 +
Авторские колонки

Блоги

Ошибка