Дипломатия без понятия

19 Февраля 2019 4.9

Как известно из публичных речей, Украина проводит на международной арене независимую политику. Правда, под протекторатом США. Их наша пропаганда представляет чуть ли не братьями и мессиями.

Американцам по большому счету безразлично, какие идеи витают на подмандатной территории, чем они чреваты и насколько соотносятся с хвалеными демократией и правами человека, если они не затрагивают напрямую их интересов. В частности, радикальный украинский национализм как катализатор русофобии проблемы не составляет. В другом качестве – скажем, как носитель антисемитизма — он вызывает озабоченность.

Тем временем происходит ухудшение отношений Украины с европейскими соседями — странами из лагеря, в который Украина якобы самозабвенно стремится. Это определенный парадокс, но, впрочем, не больший, чем другие противоречия современного мира.

Особенно обострились отношения с Венгрией. Дошло до того, что венгерский премьер В. Орбан недавно заявил о недоговороспособности нынешнего украинского руководства и выразил надежду на «создание президентской администрации, которая желает взаимодействовать с Венгрией» после выборов. Что называется, приехали.

Ситуация с Закарпатьем, которое и является эпицентром дипломатической конфронтации, запутанная и запущенная. Венгерская сторона давно проводит там свою политику и опекает местных венгров, опираясь на европейские нормы о правах национальных меньшинств, недостатка в которых нет. Для некоторых нынешних украинских правителей, успевших побывать в прошлом во главе Совета национальной безопасности и обороны и Службы безопасности Украины, это точно не должно бы быть откровением.

Закарпатские венгры долгое время «плавились» вместе с украинцами в интернациональном советском котле. Однако времена поменялись.

Советский Союз, при котором Украина приросла Закарпатьем, был объявлен преступным. Место левой идеологии заняла правая, сглаживание национальных различий и создание коммунистической общности сменилось подчеркиванием национальных особенностей, интересов и претензий. Вместе с тем обозначились принципиальные противоречия, которые сами собой не решаются.

И в Венгрии, и в Украине теперь популярны правые, националистические идеи. И если в отношении Украины они преимущественно играют роль средства удержания власти правящими силами, то для Венгрии они стали элементом внешней политики. А украинские антикоммунисты в довесок к наслаждению реваншизмом получили неприятную ложку дегтя в виде идеи оспаривания территориальных приобретений времен СССР.

Венгрия, руководствуясь своими национальными интересами, как она их понимает, предоставляет этническим венграм в Украине свое гражданство и вкладывает ресурсы для сохранения венгерского по менталитету и языку Закарпатья в контексте прошлой истории. Этому находятся формальные обоснования.

Представителям нынешней украинской власти, проникшимся националистическими идеями, понятное дело, это не нравится. Они хотели бы большей лояльности и чтобы Закарпатье было украинским. И этому тоже есть обоснования.

Но здесь нужны серьезные финансовые вливания, притягательная идеология и престижное государство, которых нет. Украинская власть запуталась в самой себе и в противоречиях между прозападностью и национализмом, требованиями демократии и потребностями властвования, немалыми амбициями и неспособностью их реализовать и делает спорадические шаги (вроде введения языковой нормы в законе об образовании), которые ведут только к нарастанию напряженности. В связи с не столь недавним инцидентом в Берегово чиновников ставят в затруднение некоторые резонные вопросы венгерской стороны: об основаниях для преследований за получение венгерского паспорта, выборочности такого преследования.

В этих обстоятельствах, чтобы не наломать дров и не получить на своей границе новую горячую точку, необходим поистине гений государственного строительства и дипломатии. Однако это явно не о руководстве парламентского комитета по иностранным делам и МИД Украины.

Со стороны руководителя украинского внешнеполитического ведомства П. Климкина то и дело следуют заявления, дающие основания усомниться в том, что он на самом деле дипломат. Чего стоит только его предупреждение об опасности для украинцев посещения Беларуси аккурат в канун визита туда украинского президента, ехавшего, как сообщалось, не поучать, а просить о содействии.

Где-то в таком же стиле улаживаются Климкиным и украинско-венгерские отношения.

В частности, в ответ на заявление министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто о том, что выдача венгерских паспортов гражданам Украины не противоречит украинским законам, Климкин написал в Twitter: «Мы не дискутируем с венгерской стороной, как должны толковаться украинские законы на украинской территории. Именно это и много других важных вопросов обсудим на украинско-венгерских консульских консультациях 28 ноября в Киеве, а также во время моих последующих встреч с Петером Сийярто».

Конечно, можно по-разному относиться к попыткам иностранной стороны толковать законы твоего государства. Можно реагировать на это с воинственным пафосом записного патриота, щеголяя мнимой самостоятельностью. Можно помогать иностранным партнерам разобраться в тонкостях твоего законодательства и указывать на их ошибки.

Но во всяком случае нужно самому его знать и правильно понимать. А складывается впечатление, что руководитель украинского МИД, как и некоторые другие высокопоставленные лица, не вполне его понимают и руководствуются «революционной целесообразностью». К примеру, генпрокурор Луценко после инцидента в Берегово заявлял, что «получение двойного гражданства категорически запрещено украинской Конституцией… Двух толкований быть на может».

Похоже, высокие чиновники разделяют массовое заблуждение, что второе (множественное) гражданство в Украине запрещено.

Это заблуждение основывается на том, что, как записано в Конституции, в Украине существует единое гражданство. Однако здесь имеется в виду невозможность гражданства административно-территориальных образований. Исходя из этого, к примеру, украинским законодательством запрещено гражданство самопровозглашенных образований «ДНР» и «ЛНР». Нарушение этого запрета рассматривается как преступление против территориальной целостности.

В отношении же гражданства других государств такого запрета не существует, потому что не установлены соответствующие уголовные или административные санкции, являющиеся его необходимым условием. Точно так же, если бы не было предусмотрено наказание за убийство и насилие, они не были бы запрещены. Попытки ввести соответствующие санкции делались, но безуспешно — ввиду противоречия демократическим и правозащитным канонам.

Видимо, на этом, а также на правовом принципе, согласно которому гражданину разрешено все, что прямо не запрещено законом, и основывается венгерская сторона. Притом что это не Венгрия стучится в ЕС и НАТО, а Украина.

Не собираясь обсуждать с венгерской стороной этих моментов, о чем в таком случае намерен консультироваться и разговаривать на последующих встречах с венгерским министром Климкин, особенно в свете упомянутого заявления Орбана о недоговороспособности высшего украинского руководства?

Результаты таких консультаций и бесед легко предсказать, равно как и последствия основанных на позерстве и несостоятельности потуг по урегулированию межгосударственных отношений. На основании опыта последних лет, зная повадки наших «реформаторов», можно предположить, что они начнут объяснять кознями Венгрии свои заведомо предопределенные неудачи на пути евроинтеграции, которая претендует на конституционное закрепление. И тогда венгерские демарши будут им даже выгодны.

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Венгрия предложила России объединиться для защиты...

В первую очередь речь пойдет об изучении языка

В Закарпатье предлагают выделить Венгерский район

Места компактного проживания венгров в нем будут объединены

Ради интересов венгров: Венгрия ветировала...

Будапешт не нашел в декларации положений, которые «обязывали бы Украину вернуть...

Называли «гражданской войной»: МИД предъявил...

"Не только не соответствует действительности, но противоречит официальной позиции...

МИД Венгрии: законом о языке Украина нарушила право...

«Закон об украинском языке противоречит международным обязательствам», —...

Загрузка...

Последний компромисс?

При годовом плане в 1 млрд. грн за 8 месяцев 2019-го от растаможки в госбюджет поступило 7,1...

Прогноз неочевидного ускорения

Вместо экономического роста реформаторы могут получить долгосрочное сокращение...

Реформенный зуд

Продолжающаяся деиндустриализация свидетельствует о неспособности МОН выполнять...

В испытательный полигон превратили гражданскую войну...

Восточная Украина — самый важный плацдарм транснационального движения «борьбы...

Земля как последний форпост

Создание президентом Зеленским рынка земли в условиях плачевного состояния экономики...

Не разжигать пожар

Хрупкий мир в Украине может быть нарушен даже непреднамеренным вмешательством извне

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка