Гость из Австралии — предвестник новых рынков

№27 (866) 6 — 12 июля 2018 г. 04 Июля 2018 3

Приход в Украину глобальных зернотрейдеров открывает аграриям новые перспективы

Недавно украинские СМИ сообщили о приходе в Украину одной из крупнейших в мире компаний, торгующих зерном, — австралийской GrainCorp. Интересно, как к приходу глобальных зернотрейдеров относятся украинские компании, например, «Нибулон»? Считают ли его серьезным конкурентом?

Иван Сергеевич, читатель «2000», Николаев

Украина и раньше не была избалована невниманием крупных мировых зернотрейдеров, но они продолжают прибывать. В мае в нашей стране появился первый представитель пятого континента. Один из крупнейших австралийских зернотрейдеров — GrainCorp — зарегистировал дочернюю компанию GrainCorp Ukraine, которая, как и материнская структура, будет специализироваться на торговле сельскохозяйственным сырьем, зерном, семенами и кормами для животных. В Украине уже давно работают такие крупные транснациональные корпорации, как Cargill, Bunge, Louis Dreyfus, Soufflet Group и др. Тем не менее приход еще одной компании вызвал большой резонанс в СМИ.

Пояснить это можно разве что необычайно сложными погодными условиями в Австралии, которая традиционно является четвертым в мире поставщиком зерновых. Из-за чего в 2017—2018 маркетинговом году, по информации Австралийского бюро сельского хозяйства, экономики ресурсов и сельских наук, производство пшеницы там сократилось до 21,2 млн. т по сравнению с максимумом в 35,13 млн. т.

Этой весной погодные условия также были неблагоприятными. В основном зерновом регионе континента — Западной Австралии в марте—апреле выпало только 27% среднего количества осадков. Притом что влажность почвы была минимальной за пять последних лет. Т. о. надежда на хороший урожай у австралийцев практически отсутствует. Судя по всему, засуха и подвигла GrainCorp на освоение нового для себя рынка.

В связи с неурожаем в Австралии эксперты уже прогнозируют в текущем маркетинговом году выход российских и украинских аграриев на рынок Индонезии, которая является вторым по объемам закупок пшеницы, и Японии — пятого в мире импортера. Делать это лучше всего руками трейдеров, уже знакомых с особенностями этих рынков. Поэтому GrainCorp в Украине без работы не останется.

Следствием прихода транснациональных трейдеров, зачастую становится покупка или строительство ими новых элеваторов или мощностей по переработке агропродукции.

Так, Louis Dreyfus владеет шестью элеваторами в Винницкой, Черкасской и Запорожской областях. Bunge уже довольно давно приобрела один из крупнейших в Украине маслоэкстракционных заводов — «Олейна» (г. Днепр).

Несколько элеваторов и предприятие по производству кормов «Провими» — в активе Cargill. Кроме того, эта компания строит терминал в порту «Южный».

Впрочем, работать в нашей стране можно и без собственной перевалки. Эксперт агропортала Latifundist.com Константин Ткаченко рассказал «2000», что небольшие трейдеры зачастую скупают за наличные продукцию у фермеров. Правда, маржа, которую они при этом имеют (около 5%), примерно в два раза меньше аналогичной в России.

Украинские трейдеры тоже без особой ревности воспринимают приход в страну иностранцев. Возможно, потому, что все наши крупные торговцы зерном интегрированы с производителями и управляют большим земельным фондом.

Заместитель гендиректора ООО СП «Нибулон» по вопросам торговли Владимир Славинский

Заместитель гендиректора ООО СП «Нибулон» по вопросам торговли Владимир Славинский ответил на вопросы «2000», пояснив читателям, что меняется в отрасли с приходом глобальных компаний.

— Чи можна вважати, що з приходом глобальних агротрейдерів ціна на зерно зростатиме?

— Зміна ціни на ринку зумовлена низкою факторів, і не останню роль відіграє рівень конкуренції. Чим більше гравців, чим більший попит на зернові та олійні культури, тим більша вірогідність отримати кращу цінову пропозицію за інших рівних умов. Це, звичайно, не ключовий фактор. Основна причина зміни цін на ринку України — співвідношення попиту та пропозиції на глобальному ринку зернових та олійних культур, оскільки аграрний сектор нашої країни орієнтований на експорт.

— Отже може з'явитися нова інфраструктура?

— Загалом так. Український ринок зернових та олійних культур має значні перспективи розвитку. Є думки, що валовий збір може потенційно сягнути 70—80 млн. т на рік. Не дивно, що кожного року на ринку з'являються нові трейдингові компанії. Частина з них займається виключно торгівлею, проте в окремих випадках компанії, що представлені на ринку не перший рік, справді інвестують в інфраструктуру задля підвищення своєї конкурентоздатності.

Варто зазначити, що міжнародні компанії інвестують виключно у портові потужності, не бажаючи мати справу з модернізацією внутрішньої елеваторної системи та з розвитком логістики всередині країни. Втім, попри низку проблем, що існують в Україні, «Нібулон» на відміну від іноземних компаній активно інвестує в економіку країни: за роки діяльності вже майже 2 млрд. дол.

— Прорив у технологіях теж пов'язаний з глобальними трейдерами?

— Завдяки реалізації зернотрейдерами інвестиційних проектів упродовж останніх років відбувається модернізація насамперед портової галузі. Це важко назвати технологічним проривом, але рівень технічного забезпечення експорту, безумовно, зростає.

Розвиваючи річкові перевезення, споруджуючи високотехнологічні річкові перевантажувальні термінали та сучасний річковий флот, наша компанія робить прорив у технологіях у сфері торгівлі, логістики та експорту зернових та олійних.

Ми вкладаємо кошти не тільки у нарощення потужності нашої логістичної системи, а реально змінюємо її структуру, враховуючи як економічну складову, так і екологічність, соціальний ефект та перспективність розвитку. Розвиток перевезень зерна річковим транспортом дає нам змогу генерувати мультиплікативний ефект для економіки України (зменшення навантаження на дороги, створення робочих місць у суднобудівній галузі тощо).

Так, наприклад, всього за 10 місяців 2017—2018 маркетингового року (беручи до уваги, що 4 місяці судноплавство на річках було закрите) наша компанія вже транспортувала внутрішніми водними шляхами 2,2 млн. т вантажів, завдяки чому ми розвантажили автомобільні шляхи на понад 90 тис. вантажівок. В цілому за поточний МР ми плануємо транспортувати внутрішніми водними шляхами 2,5 млн. т вантажів.

В общем, украинские трейдеры пока не питают особых тревог по поводу прихода в страну зарубежных зерноторговцев. Урожайность растет. Погодные условия не дают повода для беспокойства. Места под солнцем хватает всем. Если же возросшая конкуренция позволит фермерам продавать свою продукцию дороже, чем годом ранее, то это принесет пользу и стране, и селу и, в первую очередь, самим аграриям.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Иллюзия гарантий

В ближайшем будущем Украину ждут мрачные времена усугубления междоусобиц и кризиса...

Санкции. Вид из Лондона. Откровение Дубилета

На минувшей неделе возмутителем спокойствия в украинском сегменте всемирной паутины...

День Государственного флага Украины

После провала ГКЧП в Москве 23 августа 1991 г. группа народных депутатов внесла...

Суперсозвездие

В мире отечественной музыки зафиксировано уникальное достижение

Конструктор

Когда 27 июля мы наблюдали «кровавую луну» — самое длинное в ХХI в. полное лунное...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка