Игра со слухами — учим правила, ищем победителей

№11(764) 18 — 24 марта 2016 г. 17 Марта 2016 4.5

Картина нидерландского художника Яна Брейгеля Старшего «Слух», 1618 год

Главная сенсация недели — слухи о возможном назначении Рината Ахметова и Юрия Бойко главами «отдельных районов» (т. е. неподконтрольных Киеву территорий) — соответственно Донецкой и Луганской областей.

Слухи эти восходят к статье Сергея Рахманина «Хождение по Минскому полю». В этом материале, в частности, сказано: «Путин, по нашим сведениям, подтвердил готовность заменить Захарченко и Плотницкого менее одиозными персонажами. Порошенко, как нам стало известно, проявил интерес к «плану Медведчука», предполагающему создание в ОРДЛО администраций, которые возглавили бы фигуры, устраивающие и Киев, и Москву.

Сам же Виктор Владимирович, судя по всему, подсказал Петру Алексеевичу кандидатов — Рината Ахметова и Юрия Бойко. Говорят, кандидатуры президенту понравились. По нашим сведениям, он провел предварительные переговоры с обоими, и оба якобы согласились. Поверить в это (особенно в случае с Ахметовым) непросто, но источник ZN.UA настаивает на достоверности этой информации. Путина с этим предложением ознакомили, но согласия еще не получили».

Для автора статьи этот вариант неприемлем. А в качестве образца правильных действий в подобных ситуациях Рахманин приводит не традиционную уже в речах наших политиков и аналитиков историю с Хорватией и Сербской Краиной, а шестидневную войну 1967 г.

Аналогия, на мой взгляд, не слишком удачная, поскольку в той войне главной целью Израиля являлось не установление контроля над территориями, которые он считал своими, а уничтожение военной силы соседних арабских государств.

Конечно, разгром израильтянами многократно превосходивших их арабских войск — куда более эффектная операция, чем восстановление контроля над оставленной без какой-либо внешней поддержки Краиной. Но от одного такого сравнения украинская армия не станет по силе равной израильской (тем более что последняя никогда не терпела поражений, подобных иловайскому или дебальцевскому).

Похоже, и Рахманин считает, что повторить израильский опыт в ближайшем будущем Украина не сможет. Так что главное, на его взгляд, сейчас — не допустить нежелательного сценария мирного воссоединения Донбасса с Украиной в соответствии с Минскими соглашениями.

Слухи о том, что на Банковой готовится-таки политическое урегулирование, ZN уже почти год передает в стиле: «Все пропало, гипс снимают, клиент уезжает». Тем не менее и гипс, и клиент остаются на месте. Хотя, конечно же, у Сергея Рахманина есть определенные источники в коридорах власти. Другое дело, что такие источники — особенно когда они желают остаться анонимными — нередко вбрасывают целенаправленную дезинформацию.

Донбасс—Москва: перемещенные духом

Попробуем разобраться во всем самостоятельно. Т. н. план Медведчука этот политик раскрыл в интервью испанской газете «Эль Паис», опубликованном еще 17 февраля. Собственно, это не интервью в нашем понимании (т. е. не ряд вопросов и ответов), а принятый на Западе жанр, в соответствии с которым вопросы опускаются, а мнение собеседника приводится как в виде закавыченных цитат, так и в изложения журналиста.

В этой публикации Медведчук поясняет: «Если Минские соглашения невозможно выполнить, тогда надо руководствоваться духом Минска. И я считаю, что есть варианты для организации мирного буферного сосуществования, с временным правительством (в самопровозглашенных народных республиках на востоке страны, не признающих власти Киева. — «Эль Паис»), которое было бы приемлемо для всех, позволило бы разблокировать экономические отношения и дать толчок к развитию — в то время, как параллельно будет продлен срок Минских соглашений».

Тех донбасских лидеров, которые не адаптируются к этому «духу», экс-глава АП предлагает «перемещать в Москву». Т. е. отстранение Захарченко и Плотницкого вполне вписывается в этот план.

Материал «Эль Паис» тут же стал общедоступен — его перевод разместил популярный портал «Инопресса». Но интересно, что никто — ни в Украине, ни в РФ — не комментировал его до выхода статьи Рахманина, появившейся в интернете вечером 11 марта. И это несмотря на то, что в нашей стране традиционно принято демонизировать Медведчука, а в России нередко ссылаются на куда менее значимые его высказывания. Тем более никто не пытался поговорить с этим политиком и уточнить, что именно он имел в виду.

Только 14 марта конкретизировать идею Медведчука попробовал политолог Михаил Погребинский. Он написал в Фейсбуке: «Речь идет об инициативе о внесении изменений в Закон об особом порядке местного самоуправления для ОРДЛО, предусматривающих право президента назначить в эти районы временных глав администраций с тем, чтобы включить их в переговорный процесс по восстановлению экономических, социальных и гуманитарных отношений этих территорий с Киевом, прекращая блокаду и включая таким образом их в правовое поле Украины. Инициатива Медведчука, не успев обрести статус содержательного предложения, была переврана и дискредитирована рядом публикаций. В любом случае понятно, что публикация о несозревших инициативах в столь деликатном вопросе всегда не на пользу делу. Или на пользу (если считать, что цель в том, чтобы это дело похоронить).

Теперь о сути дела. Итак, во-первых, не соответствует действительности, что эти предложения идут взамен минского процесса, как поняли многие комментаторы. Я так уверенно говорю по той причине, что, насколько мне известно, Медведчук по-прежнему является сторонником этого процесса, и в частности — что надо строго держаться и буквы, и духа Минских соглашений.

Поэтому не «вместо», а «в дополнение» — пока процесс буксует, или во всяком случае, идет намного медленнее, чем хотелось бы... Представим себе даже оптимальную ситуацию: завтра ВР проголосует за специальный избирательный закон для ОРДЛО, все с ним согласятся (включая представителей Донбасса) и т. д. Так ведь даже в таком случае, пока в Донецкой и Луганской областях заработают новые законные органы власти, пройдет добрых полгода. А люди-то ведь хотят — кто получать свои законные пенсии, кто покупать продукты и лекарства, кто торговать с Крымом и прочее — хотят уже сегодня, или хотя бы через месяц, а не через полгода!

Соответственно, раз пока нет политического решения (это было бы лучше всего), надо искать временное. До сих пор никто ничего не предлагал, кроме бредовой идеи «войны до победы» — или, того лучше, «подождем, пока Россия развалится, и тогда мы быстро вернем Донбасс и Крым, а может и Ростов». А тут есть предложение, пусть и непростое для реализации».

Далее Погребинский пишет, что Медведчук не предлагал конкретные кандидатуры, поскольку это дело президента — «найти людей, которые были бы приемлемы и для Киева, и для Донецка, да еще были бы достаточно авторитетны. Найти трудно. Названные Рахманиным кандидатуры Р. Ахметова и Ю. Бойко, к примеру, явно не годятся по ряду причин. И прежде всего потому, что категорически не воспринимаются на Донбассе. Впрочем, если цель инициативу похоронить — то Рахманин (или его информаторы) выбрал вполне удачный ход».

Учитывая давние дружеские отношения Погребинского и Медведчука, можно обоснованно предполагать, что эксперт не столько высказывает собственное мнение, сколько договаривает то, чего сам политик не досказал «Эль Паис» (или испанский журналист опустил в своем материале). Прежде всего это касается целей данного плана и его соотнесенности с Минскими соглашениями.

Об утечках общественного мнения

Подчеркну — между публикацией в «Эль Паис» и статьей Рахманина прошло более трех недель. И если за это время СМИ так и не обратили внимание на данную инициативу, то на Банковой не заметить ее просто не могли. Более того, учитывая роль Медведчука в мирных переговорах, можно уверенно предполагать, что политик сам донес эту идею до президентской администрации.

Но информационная волна поднялась только сейчас — сперва в виде утечки в ZN, затем в виде попыток выяснить достоверность этой утечки. В итоге ни в АП (даже анонимные источники), ни у Ахметова, ни у Бойко ничего не подтверждают — и не опровергают. В общем, сохраняют интригу.

А вот по другую сторону «линии соприкосновения» инициативу уже забраковали. Причем я имею в виду не столько отзывы руководства «ЛДНР», сколько реакцию России.

Собственно, официально никто по этому поводу в РФ не высказывался. Но нельзя оставить без внимания запись в Фейсбуке директора российского Центра политической конъюнктуры Алексея Чеснакова, который долгое время работал в администрации Путина и считается близким к его помощнику Владиславу Суркову, куратору самопровозглашенных республик Донбасса.

Есть все основания полагать, что Чеснаков и сейчас очень плотно находится в теме минских переговоров, поэтому его публикации представляются важным источником как информации, так и дезинформации, отвечающих политической линии Кремля.

Итак, Чеснаков написал: «Сообщения украинских СМИ о планах Порошенко назначить главами неких «администраций отдельных районов Донецкой и Луганской областей» миллиардеров Ахметова и Бойко, безусловно, являются спланированным вбросом.

Порошенко таким образом опять пытается уклониться от выполнения Минских соглашений. Вообще, тактика Украины в минском процессе сводится именно к постоянным подобным вбросам нелепых и невыполнимых идей. Цель тут проста — заболтать тему, потратить время на обсуждение всякой чепухи. Идея с Бойко и Ахметовым — такая же чепуха, как уже предлагавшаяся Порошенко «международная свободная экономическая зона Донбасс» во главе с Виктором Медведчуком или замена минского формата переговоров Женевским. Или создание Мариупольской области и присоединение Луганской области к Харьковской».

Затронул российский аналитик в Фейсбуке и другую тему, о которой с беспокойством писал Рахманин. Речь о том, что работа над избирательным законодательством для «отдельных районов» ведется за рамками минских переговоров — представителями Киева (мол, по поручению президента «закон пишет Руслан Князевич»), Берлина и Парижа. Причем европейцы будто бы координируют свои позиции с Москвой.

Вот что написал Чеснаков: «Что касается т. н. «тайной подготовки украинской стороной вместе с немцами и французами специального закона о выборах для отдельных районов», то без согласования с представителями ДНР и ЛНР в рамках минской контактной группы этот документ не будет признан Россией соответствующим Минским соглашениям. Закон придется готовить и обсуждать с представителями тех местностей, к которым он будет применяться. Обсуждение модальностей — это не факультатив».

Обе записи появились 12 марта в середине дня, т. е. реакция российской стороны оказалась весьма оперативной.

А трезвый анализ информации из открытых источников позволяет реконструировать ситуацию следующим образом. «План Медведчука» действительно предлагался Администрации Президента — и был отвергнут. Причем изначальное отсутствие внимания к нему СМИ располагало к принятию решения в максимально спокойной обстановке.

Кстати, то, что этот план таки рассматривали в АП, мне известно и благодаря собственным каналам информации. И очевидно, что три недели — это более чем достаточно для принятия решения по крайне наболевшему вопросу. Речь, конечно, идет не о согласовании деталей, а о том, подходит ли идея в принципе (и тогда ее в дальнейшем можно конкретизировать) — или же она абсолютно неприемлема.

А вот когда «план Медведчука» уже отвергли, была вброшена информация о том, что идея обсуждается. Для чего это было сделано?

На мой взгляд, для того, чтобы сперва показать: в Киеве, несмотря на тупик в переговорах, все равно думают о поисках выхода. А затем заявить: мы, мол, и хотели бы компромисса, но вот общественное мнение настроено настолько негативно (доказательства — статья Рахманина и множество публикаций по следам воспроизведенных в ней слухов), что сделать, увы, ничего нельзя.

Для таких утечек журналистов лучше использовать втемную — тогда эмоции в духе «гипс снимают, клиент уезжает» проявляются неподдельно.

На Москву, конечно, такая игра не действует. Я убежден, что в Кремле оперативно узнали о том, как отнеслись на Банковой к «плану Медведчука». И поэтому, когда слухи о возможном назначении Бойко и Ахметова вырвались в публичную плоскость, россияне поспешили дать сигнал: такие губернаторы Донбассу не нужны. А ведь если бы в Киеве приняли этот план, реакция наверняка была бы иной.

Ведь не зря публикацию в «Эль Паис» в РФ как бы и не заметили. А вот когда Киев уже принял решение, Москве необходимо было срочно и резко отмежеваться от идеи с подобным назначением (отсутствие критики, по мнению российской стороны, показало бы Украине, что РФ слаба). И данную ситуацию Москва могла использовать лишь для того, чтобы послать сигнал фактическим властям Донецка и Луганска: «Успокойтесь. Путин вас не «сливает».

О миссии без выбора — теперь уже для Киева

Судя по всему, игра со слухами о назначении Ахметова и Бойко затеяна не так для РФ, как для Запада. И это может свидетельствовать о том, что зарубежные партнеры оказывают на Киев определенное давление в связи с Минскими соглашениями.

До последнего времени о каком-либо давлении не было известно ничего (хотя это не значит, что в непубличной плоскости Украину не пытались подтолкнуть к реализации договоренностей).

Но вот посол Украины в ФРГ Андрей Мельник заявил: Германия, дескать, проявляет слабость к РФ — и, похоже, не поддерживает Киев в вопросе о международной полицейской миссии для обеспечения безопасности выборов на Донбассе.

Эти слова вызвали бурную реакцию немецкой стороны. Спикер МИД ФРГ Мартин Шефер на правительственной пресс-конференции 11 марта весьма раздраженно дал понять, что для его страны неприемлема идея отправки многотысячного контингента «голубых касок» под видом полицейской миссии.

Объективно из этого комментария следует (как я и предполагал неделю назад), что Киев не сможет разговорами о миссии снять актуальность вопроса о выборах.

Теперь слова главы МИД ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера о том, что ОБСЕ должна до 31 марта сделать предложения по созданию такой миссии, воспринимаются иначе. Скорее всего, ОБСЕ (где сейчас председательствует Германия) выработает предложения, которые не совпадут с позицией Киева — но окажутся последним словом в этом разговоре. Т. е. если Украина не согласится с выдвинутым форматом, ничего другого ей все равно не предложат.

Впрочем, на минувшей неделе звучали и сигналы иного рода. Так, 9 марта правительственная пресс-конференция в Берлине началась с заявления спикера федерального кабинета Штефана Зайберта в поддержку Надежды Савченко.

Следует сказать, что в контексте переговоров по Донбассу ее дело оказалось для Украины очень выгодным. Западные страны теоретически могли воспользоваться ситуацией, дабы призвать и РФ, и Украину полностью выполнить Минские соглашения. Однако нечто подобное (и то скомкано и нерешительно) прозвучало лишь на брифинге в МИД Франции 9 марта: «В более широком смысле мы призываем все стороны к освобождению пленников по согласованному принципу «всех на всех».

Прочие комментарии, в т. ч. вице-президента США Байдена, госсекретаря Керри и главы дипломатии ЕС Могерини, свелись к однозначному осуждению России. Т. е. Запад дал понять, что различает степени нарушения Минских соглашений. С одной стороны — дело Савченко, которому там придают исключительный характер, с другой — все остальное.

Поэтому дипломатическое продвижение в урегулировании на Донбассе вряд ли будет возможно, пока Савченко не обменяют на кого-либо из россиян, заключенных в Украине. Ситуация сохранится как минимум до 21 марта, когда должно состояться объявление приговора.

А обмен не просто возможен теоретически. Для России — это желательный вариант, что дал понять пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Вопрос в цене. В Москве под освобождение Савченко могут попытаться решить проблему с выполнением пункта Минских соглашений, касающегося обмена пленными, который в последнее время застопорился. Такой вариант, в частности, озвучивали официозные российские СМИ.

В то же время Киеву выгодно, что это дело заслоняет политические аспекты минских договоренностей, а значит — стимул быстро решить вопрос Савченко отсутствует. Ведь даже такой умеренный политик, как Леонид Кравчук, 10 марта в интервью «Вестям» сказал: «Этот обмен был бы возможен, если бы мы были в самом начале переговорного пути, и фигура Савченко еще не была так заметна. А теперь поднялась волна... Сейчас было бы неправильно уравнивать нашу Надежду, ставшую символом борьбы, с кадровыми сотрудниками ГРУ».

Обратим внимание, что Петр Порошенко ни разу не призывал Надежду Савченко прекратить голодовку — в отличие от Владимира Гройсмана и Юлии Тимошенко. Он лишь, как говорил его пресс-секретарь Святослав Цеголко, направлял осужденной слова поддержки через ее мать и сестру.

В любом случае необходимо дождаться 21 марта.

О возможном пополнении в рядах политических девок

Тем временем в стране продолжаются пляски вокруг Кабмина. Арсений Яценюк, так и не дождавшись поддержки от главы государства, вроде бы согласился на отставку — но на определенных условиях: «Президент Украины и его фракция, которая является крупнейшей в Верховной Раде, берут на себя ответственность, представляют новый состав Кабинета Министров, нового премьер-министра, новую программу и проводят переговоры с парламентскими силами относительно поддержки как другого правительства, так и альтернативной программы» (данный пассаж прозвучал трижды — в воскресном телеобращении премьера, а также в выступлениях лидера фракции «Народного фронта» Максима Бурбака на согласительном совете и с трибуны ВР).

ШУТИМ

Сразу две террористические организации взяли на себя результаты деятельности правительства Яценюка за два года.

Тут возможны два варианта. Либо Яценюк ни в какую отставку не собирается, а призыв «взять ответственность» — не более, чем фигура речи, призванная продемонстрировать его жертвенность. Либо отставка возможна только в том случае, если интересы действующего премьера и его соратников по «НФ» будут должным образом учтены при формировании нового кабинета.

Лидер фракции БПП Юрий Луценко в свою очередь заявил: «Как только мы получим заявление об отставке премьер-министра, внесем кандидатуру. И мы давно ждем этого момента». И заверил: «У нас есть и кандидатура, и программа, и голоса».

Последнее утверждение вызывает сомнения, ведь без «НФ» собрать голоса практически невозможно. А в целом ситуация довольно комическая: что же сначала — стулья или деньги?

Как бы то ни было, 14 марта пресс-секретарь президента Святослав Цеголко сообщил, что Петр Порошенко рассматривает две кандидатуры на пост главы Кабмина: Андрея Садового и Натальи Яресько.

При этом предполагалось следующее: если коалиция договаривается о политическом правительстве, то возглавит его лидер «Самопомочі», а технократический Кабмин отдадут нынешнему министру финансов.

Яресько по сути отказалась — как свидетельствуют различные источники, она выдвинула очень серьезные условия, предусматривающие фактически полную автономность правительства от президента.

Не принял президентское предложение и мэр Львова. А глава фракции «Самопомочі» Егор Соболев озвучил три условия, при выполнении которых партия готова «к рассмотрению любых предложений»: назначение независимого генпрокурора, формирование независимой ЦИК и принятие нового закона о выборах, предусматривающего открытые партийные списки.

Заметим: два из трех условий касаются исключительно выборов — т. е. именно того, от чего призвано избавить страну формирование нового Кабмина. Совершенно очевидно, что «Самопоміч» рассчитывает значительно увеличить свое представительство в ВР. Более того, весьма похоже, что Андрей Садовой, стремится во что бы то ни стало сохранить «политическую невинность» (отсутствие негатива в глазах избирателей) с прицелом на выборы президентские.

И тут сразу вспоминается некогда молодой да перспективный деятель из соседней державы — Григорий Явлинский (кстати, уроженец Львова). Тот также категорически отказывался от любых предложений поработать в исполнительной власти (дескать, партнеры все не те), явно надеясь занять президентское кресло — да так и состарился в политических девках.

Кстати, как мне представляется, Андрею Садовому будет крайне непросто объяснить избирателям свой отказ от премьерства. Ведь он не просто уклонился от власти, которая сама падала ему в руки (а ради чего тогда он идет на новые выборы?) — но и по сути сохранил кресло под Яценюком.

На скорые выборы настроены и «Батькивщина» с Радикальной партией. Похоже, Ляшко уже не рассчитывает на золотую акцию в обновленной коалиции при премьере Яценюке. Об этом свидетельствует изменившаяся риторика главного «радикала».

В частности, Ляшко подверг критике квоты на экспорт сельхозпродукции в страны ЕС, предусмотренные Соглашением об ассоциации, а также обещание премьера продать 1 млн. га государственных земель. Стоит обратить внимание на то, что эти заявления явно ориентированы на сельского избирателя, ведь во всех регионах «радикалов» на селе поддерживают больше, чем в городах.

Об избирательной перемене заокеанского взгляда

Готовятся к выборам не только парламентские партии. И. о. замглавы Одесской ОГА Саша Боровик написал в Фейсбуке: «Скоро у нас будет политическая программа, по сути — предвыборная. Я надеюсь, это будет правоцентристская, фискально-консервативная и социально-либеральная программа. Это должна быть демократическая, европейская организация, в которой лидеры выбирались бы демократическим путем».

Конечно, вопрос о выборах далеко не решен. Арсений Яценюк подавать в отставку не торопится. Коалиция, как заявил Владимир Гройсман, де-юре существует и насчитывает 237 депутатов (он дал понять, что подписи «радикалов» не отозваны, хотя Олег Ляшко и утверждает обратное). И наконец, даже если возникнут формальные условия — президент вовсе не обязан распускать ВР. Вполне возможно, что он будет давать парламенту все новые сроки для формирования коалиции и Кабмина.

А главное — как же быть с «рекомендацией» вице-президента США Байдена: «Четыре года — никаких выборов»? Ведь сложно представить, что Саакашвили станет делать что-либо, что вызовет неудовольствие в Вашингтоне. Это же относится к Садовому и Тимошенко, которая недавно побывала в Вашингтоне.

Похоже, взгляд из-за океана на ситуацию в нашей стране изменился. Ведь как иначе расценивать одно из последних заявлений посла США в Украине Джеффри Пайетта: «Украина, конечно, не развивается так, как была бы должна. Конечно, нужно менять политическое руководство... Собственно, на 2016 год главная задача, главный вызов для Украины — сменить политический класс».

Все предельно откровенно (тем более для дипломата). Ну а естественным механизмом смены политического руководства, как известно, являются выборы.

Понятно, что действующую власть такие перспективы не устраивают, и она ищет варианты контригры.

Одним из них может стать эскалация конфликта на Донбассе — с целью поставить западных партнеров в такую ситуацию, когда они не смогут без серьезных имиджевых потерь отказать в поддержке нынешнему руководству Украины. И попросту вынуждены будут снять с повестки дня вопросы правительственных перестановок — и в целом преобразований в нашей стране.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Украинский газ — в квартире не у нас

Мечта фантастов сбылась в режиме трагифарса — наши энергоносители идут на восток....

Прямая любовь к власти

Новый «Прямой» канал и старые телевизионные «мэтры»

Очень по-французски

Вход на все мероприятия  — свободный

Бон-вояж в землі мертвих

Україна має унікальний шанс одним рішенням і подолати бідність, і мінімізувати...

Украина в ожидании «большой сделки»

Украина уже никогда не сможет усилить Россию

Загрузка...

Зачем власть повторяет «страшилки» от «2000»

Экологические проблемы могут заложить основу для устойчивого прекращения огня на...

Цифровое оскудение

Развитие нового «дела Тимошенко» покажет, какой степенью свободы от Запада...

Большая, но предварительная радость

Решение Стокгольмского арбитража дает надежду на возобновление отношений с...

Погребинский: «Если здесь что-то и может случиться, то...

Для Запада власть Порошенко легитимна до тех пор, пока она играет роль антироссийского...

У них — панический страх

Первомай и День Победы в этом году были, так сказать, обычными, не юбилейными. Тем не...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка