Мирный план, который остановит войну

№15 (903) 12 – 18 апреля 2019 г. 10 Апреля 2019 1 3.2

Семейные фото разбросаны на полу полуразрушенного в результате обстрелов дома в Широкино, на украинской территории

За пять лет украинцы научились выживать. Но мы до сегодняшнего дня не имеем четких и внятных ответов на вопросы: как остановить вооруженный конфликт на Донбассе? Как достичь мира? Как восстановить единую и миролюбивую страну? Какое будущее у украино-российских отношений? Не закроется ли «окно возможностей» дальнейшей европейской интеграции Украины — из-за войны и кризиса?

Ответ на это содержит документ, подготовленный Институтом стратегических исследований «Новая Украина» и его директором Андреем Ермолаевым, — «Мирный план для Украины. Предложения к действию». Документ подготовлен год назад, но не утратил своей актуальности, поскольку содержит не декларативные заявления, а конкретный план по выходу из тупика.

Мирный план для Украины. Предложения к действию

Украина опирается на широкую международную поддержку. Санкции в отношении РФ со стороны США и ЕС, поддержка усилий Украины по восстановлению границ, дипломатическая помощь в переговорном процессе и позиция ведущих международных организаций (ООН, ОБСЕ, ПАСЕ) — неоспоримое преимущество Украины.

Вместе с тем, дальнейшая эскалация конфликта и тупик в украино-российских отношениях, отсутствие какого-либо внутреннего диалога, сложнейшее экономическое положение страны и потерянное время работают против Украины.

Следует также осознать свою долю глобальной ответственности за общую ситуацию в Европе. Война на Донбассе, ухудшение отношений стран ЕС и РФ в связи с санкциями, нарастающая волна национализма в Украине и в Центральной Европе в целом — все это подрывает общеевропейскую стабильность, укрепляет позиции европессимистов.

** Самое трагичное — разрыв социальных связей, растущее взаимное недоверие, отчуждение и постепенное признание того, что у Украины и Донбасса может быть разное будущее

1.Как остановить вооруженный конфликт на Донбассе

Прекращение вооруженного конфликта должно основываться на Минских соглашениях (протокольные обязательства сторон Минской контактной группы 2014 и 2015 гг.), признанных международным сообществом (резолюция ООН, решения ОБСЕ, Европарламента, ЕС, заявления «Нормандской группы»).

Новым инструментом, обеспечивающим реализацию Минских соглашений, должна стать международная миротворческая миссия под эгидой ООН из двух составляющих:

— вооруженная миротворческая миссия (вооруженный международный контингент ООН);

— невооруженная миротворческая миссия (организации, аффилированные с ООН, и негосударственные общественные и благотворительные организации).

Компетенция и время осуществления миротворческой миссии должны определяться одним решением (резолюцией) СБ ООН и быть тесно привязаны к плану-графику реализации Минских соглашений.

Особое внимание нужно уделить реализации п. 7 Минских соглашений (сентябрь 2014-го) об организации инклюзивного национального диалога. С этой целью необходимо создание внутренней консультационной группы с участием представителей ОРДЛО и постоянно действующего Форума примирения (условно — «Мариупольский формат» Приложение 1).

2. Политико-дипломатический механизм «запуска» и реализация миротворческой миссии

Первый этап — политико-дипломатический, подготовительный

(5—6 месяцев)

«Нормандская группа» (лидеры Германии, Франции, Украины, РФ) принимает Нормандский меморандум — документ, содержащий гарантии сторон по прекращению конфликта на Донбассе на основе Минских соглашений и гарантии сотрудничества по преодолению последствий конфликта (беженцы и переселенцы, экономика и экология региона), а также — инициативное обращение к СБ ООН о принятии решения по организации международной миротворческой миссии под эгидой ООН.

Минская контактная группа (МКГ) принимает соответствующий протокол, подтверждающий готовность сторон—подписантов Минских соглашений участвовать в миротворческой деятельности и способствовать работе миротворческой миссии под эгидой ООН.

Усиление состава МКГ за счет включения в состав делегаций парламентов Украины, РФ и МА ОБСЕ, превращение Трехсторонней контактной группы (ТКГ) в переговорную группу. Создание в рамках МКГ новой подгруппы — украино-российской. С Россией нужно начинать серьезный двусторонний диалог — о недопущении межгосударственной войны, о переходных правилах и условиях мирного сосуществования, о путях решения конфликтов, которые угрожают новой войной и Украине, и миру (в т. ч. — и «крымский вопрос»).

Целесообразно привлечь в качестве участников МКГ уполномоченных от Народных (законодательных) Советов — самопровозглашенных парламентов республик (т.н. ДНР и ЛНР).

Это может существенно повлиять на договороспособность сторон и сделает более продуктивным переговорный процесс о будущем статусе местных органов власти, что особенно важно ввиду вакуума с технологией «мирного перехода» от самопровозглашенных республик и их структур к региональным органам власти с согласованным статусом и степенью автономности в обновленном законодательном поле Украины.

В качестве инструмента для текущих переговоров и консультаций необходимо создать Мариупольскую консультационную группу в составе представителей Верховной Рады, Кабинета Министров Украины (в т. ч. МО), местного самоуправления и представителей ОРДЛО (самопровозглашенные органы региональной власти, местное самоуправление). В последующем Мариупольская консультационная группа может быть трансформирована в постоянно действующий Форум примирения, сопровождающий реализацию миротворческой миссии под эгидой ООН.

Решение СБ ООН о международной миротворческой миссии определяет мандат миротворцев, перечень стран-участников (вооруженная составляющая) и организаций (невооруженная составляющая), количественный состав, время и этапы разворачивания миссии.

Вооруженная составляющая

Стороны конфликта подписывают соответствующий меморандум/договор о миротворческой миссии в Украине.

Резолюция СБ ООН и обеспечивающие ее акты определяют перечень стран—участников миссии, порядок управления вооруженным контингентом ООН, компетенцию и структуру Командования миротворческими силами, бюджет миссии и порядок его формирования, гарантии и ответственность сторон конфликта за содействие в реализации миротворческой миссии.

Состав — до 30 тыс. участников, включая правоохранительный и гуманитарный корпуса.

Участники миссии — государства с нейтральным статусом или проводящие внеблоковую политику.

Невооруженная составляющая

Участниками международной невоенной миротворческой миссии могут стать Организация «ООН-женщины», Международный Красный Крест в Украине, Международная организация здравоохранения (МОЗ), Всемирная организация труда (ВОТ), Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, ЮНИСЕФ и т. д. А также — структуры и программы ОБСЕ.

Кроме того, инициатива международной невоенной миротворческой миссии будет учитывать опыт реализации плана гуманитарного реагирования для Украины на 2017 г., который реализовывается национальными и международными неправительственными организациями и агенциями ООН при посредничестве украинских властей.1

Деятельность организаций, аффилированных с ООН, и их украинских и международных партнеров должна быть объединена в общую программу с консолидированным бюджетом.

Одним из инициаторов и активных участников невооруженной миротворческой миссии может выступить Совет Старейшин, основанный в 2007 г. Нельсоном Манделой (1918—2013). Совет Старейшин имеет успешный опыт предотвращения и разрешения конфликтов по всему миру2. Старейшины могут быть привлечены в качестве модераторов процесса урегулирования конфликта, так как имеют международный мандат и могут в силу своей политической незаангажированности контактировать со всеми участниками конфликта, включая представителей ОРДЛО.

Второй этап — разворачивание миротворческой миссии по линии соприкосновения (3—4 месяца)

Создание демилитаризированной нейтральной территории (ДНТ, до 20 км) с особым режимом обеспечения порядка со стороны участников миротворческой миссии под эгидой ООН, с участием ОБСЕ. Отведение всех видов войск и вооружений за пределы ДНТ (Приложение 2).

Задачи на этом этапе:

— Деинтернационализация состава участников конфликта. Все неграждане Украины должны покинуть зону конфликта в фиксированный период времени.

— Принятие решений (ВР Украины) об амнистии участников и особом порядке расследования совершенных военных преступлений в отношении мирного населения с обеих сторон (переходное правосудие).

— Демилитаризация территории (ДНТ), контроль над тяжелым вооружением по линиям разведения.

— Снятие экономической блокады ОРДЛО, расчеты в национальной валюте (гривня).

— Сворачивание военного присутствия ВСУ в регионе, отведение тяжелой техники в места дислокации боевых частей, ограничения по присутствию частей ВСУ по линии ДНТ.

— Добровольное разоружение частей ВС сепаратистов, размещение тяжелой боевой техники на контрольных площадках, доступных для миссии ОБСЕ, подготовка техники к передаче под контроль вооруженных миротворческих сил.

— Создание социальной инфраструктуры по работе с населением ОРДЛО (социальные услуги, медицинская помощь, торговые площадки, помощь людям с особыми потребностями).

— Принятие законодательства об особом статусе самоуправления в регионе (ВР Украины), с определением даты выборов в новые органы местного и регионального самоуправления (при необходимости — с внесением изменений в Конституцию, либо — временный Конституционный договор по аналогии с Конституционным договором 1995 г.) (Приложение 3).

— Законодательное решение о создании и порядке формирования муниципальной (местной) милиции (ВР Украины).

Третий этап — работа миротворческой миссии на всей территории Донбасса (до границы включительно)

Создание временной государственной администрации с особым статусом (ВГАОС), с включением в ее руководящий состав международных участников (уполномоченные комиссары) и согласованных представителей ОРДЛО. Создание механизма взаимодействия ВГАОС с руководящими органами (штабом) миротворческой миссии.

Завершение каденции действия сепаратистских органов управления на добровольной основе (президентура, народные собрания, местные органы власти) и передача полномочий ВГАОС.

Гражданский паспортный режим на всей территории Донбасса.

Восстановление единого финансово-экономического пространства, переведение всех видов расчетов и платежей в национальную валюту (гривня).

Полное восстановление социальных выплат и пенсий, разворачивание сети банковских учреждений.

Начало экологических и строительных восстановительных работ на территории Донбасса.

Четвертый этап — выход миссии ООН на украино-российскую границу

— Обеспечение полноценного пограничного режима (перемещение людей и грузов через границу).

— Обеспечение условий для восстановления полноценного контроля за границей силами национальной пограничной службы.

— Перепись населения региона.

— Подготовка к местным выборам (в органы местного и регионального самоуправления).

— Участие жителей Донбасса в выборных национальных кампаниях (президентские и парламентские выборы).

Вооруженная международная миссия под эгидой ООН должна быть завершена за три месяца до назначенной даты выборов в органы местного самоуправления.

Невооруженная международная миссия под эгидой ООН продолжает свою работу с учетом и в координации с правительством Украины и администрациями Международных фондов (структур, созданных для поддержки программ реабилитации Донбасса. (Приложение 4).

1Согласно Плану гуманитарного реагирования на 2017 г., представленному Координатором системы ООН в Украине Нилом Волкером, помощь получают 2,6 млн. человек, пострадавших на Донбассе. План разрабатывался в сотрудничестве и координации с Министерством по вопросам временно оккупированных территорий. Речь идет о проектах в таких сферах: водоснабжение, санитария и гигиена, защита, здравоохранение и продовольствие, продовольствие и обеспечение доходов, жилье, образование.

2Совет Старейшин — группа известных и авторитетных общественных и политических деятелей, использующих свою решительность, мудрость, лидерство в борьбе с трудноразрешимыми проблемами и конфликтами. В мае 2014 г. Совет Старейшин был среди международных структур, которые призывали международное сообщество консолидировать усилия для мирного разрешения разгоравшегося конфликта на Донбассе.

***

Приложение 1

Мариупольский формат национального диалога

Создание Мариупольской консультационной группы может быть инициировано сторонами МКГ как оперативный механизм согласования и взаимодействия по обеспечению работы миротворческой миссии ООН (вооруженной и невооруженной составляющих).

В состав Мариупольской консультационной группы могут войти депутаты ВР Украины (уполномоченная межфракционная группа), представители Кабинета Министров (в т. ч. Министерства обороны), представители госадминистраций и местного самоуправления, уполномоченные представители Народных Советов и самоуправления самопровозглашенных т. н. ЛНР и ДНР, представители миссии ООН, ОБСЕ, представители общественных и благотворительных организаций, участвующих в программах помощи населению Донбасса.

Основные задачи:

— Разработка компромиссной позиции по нормативно-правовому и политическому урегулированию конфликта на Донбассе.

— Взаимодействие в реализации проекта «Демилитаризированная нейтральная территория».

— Развитие социально-экономических связей с неподконтрольными территориями.

— Возобновление полноценной социальной и хозяйственной деятельности в регионе.

— Создание условий для свободного перемещения граждан.

— Обеспечение беспрепятственной работы инфраструктуры и инженерных коммуникаций, проведение экологического мониторинга и мониторинга состояния техногенно небезопасных объектов, разминирование территорий, организация работ по возобновлению.

В дальнейшем на основе Мариупольской консультационной группы может быть организован постоянно действующий Форум примирения — как форма организации национального диалога о мире. К мероприятиям форума (конференции, встречи, консультации) могут быть привлечены представители политических партий, общественно-политических организаций и движений, аналитические центры, представители бизнеса, науки, культуры.

Цель — выработка общей платформы примирения и взаимопонимания, формулирование долгосрочных программ по восстановлению единого социального, экономического и культурного пространства Украины.

Приложение 2

Демилитаризированная нейтральная территория (ДНТ)

Цели ДНТ:

— создание ДНТ под контролем сил ООН и ОБСЕ в качестве пилотного проекта по урегулированию конфликта в регионе в целом;

— достижение устойчивого перемирия и создание предпосылок для дальнейшего устойчивого мира, восстановление единого гражданского, гуманитарного и экономического пространства Украины;

— организация и налаживание гражданского диалога в рамках возвращения к гражданской модели самоорганизации и самоуправления, с учетом уникального уровня урбанизации и индустриализации региона, плотности населения.

Основой для создания ДНТ на востоке Украины должны стать нормы международного гуманитарного права (ст. 60 Дополнительного протокола I), которые предоставляют возможность создания такой территории по соглашению воюющих сторон (как в мирное время, так и после начала военных действий). Соответствующее соглашение будет включать в себя взаимные заявления о статусе соответствующей территории, ее границах и контроле.

Решение о создании ДНТ может быть представлено в форме многоуровневого консенсусного соглашения.

Параметры и требования к ДНТ:

— Ширина территории — не менее 20 км вдоль всей протяженности линии соприкосновения.

— Учитывая высокую плотность населения и высокий уровень индустриализации территории, проект является беспрецедентным в истории, фактически — социальная инновация.

— Власть на местах осуществляет временная государственная администрация с особым статусом (ВГАОС) и органы местного самоуправления.

— Действует вооруженная миссия ООН с СММ ОБСЕ с целью поддержания законности и порядка. Как новация может быть реализован механизм местной «муниципальной милиции» в качестве вспомогательного института.

— Все подразделения комбатантов, ВСУ, МВД, добровольческих вооруженных формирований Украины, а также мобильное боевое вооружение и мобильное военное снаряжение должны быть эвакуированы за пределы ДНТ.

— ДНТ должна быть открыта для свободного перемещения гражданских лиц, с учетом особенностей режима правопорядка на данной территории.

— Деятельность политических партий, политическая пропаганда и агитация в пределах ДНТ должны быть временно ограничены (до периода проведения выборов, референдумов, плебисцитов).

— Любая деятельность, связанная с военными действиями, должна быть прекращена.

Для обустройства и эффективного функционирования территорий безопасности потребуется пакет мер по следующим направлениям:

1) Обустройство сервисной инфраструктуры для гражданского населения в т.н. «зонах коммуникации».

Это охраняемые территории, где размещаются:

— пункты оказания консультативной и юридической помощи гражданам (в т. ч. по вопросам переселения, получения паспортов, документов, актов гражданского состояния и т. п.);

— центры предоставления административных услуг (в т.ч. для предпринимательства);

— нотариальные конторы для оформления договоров;

— медицинские пункты для обследования и оказания медицинской помощи независимо от места проживания;

— банковские пункты/банкоматы;

— рынки и магазины с «социальными» ценами;

— волонтерские и благотворительные проекты, пункты распределения гуманитарной помощи;

— общежития/гостиницы/пункты временного проживания.

2) Социальная сфера (для населения ДНТ):

— Создание новых рабочих мест; использование общественных работ для восстановления транспортной и жилищной инфраструктуры. В рамках борьбы с безработицей целесообразно активно использовать общественные работы.

— Обеспечение социальным жильем граждан, которые потеряли жилье в результате боевых действий, содействие переселению в другие области Украины.

— Гарантированный перечень минимума медицинских услуг, которые являются бесплатными для граждан.

— Информационная и культурная политика на Донбассе должны формироваться с учетом особенностей традиций и культуры региона.

Необходимо создать условия, чтобы социальные инициативы и общественная самоорганизация граждан стали частью политического процесса на местах. Для этих целей должны использоваться технологии совещательной демократии — гражданские конференции, гражданские жюри, подача петиций (законотворческая инициатива), участие представителей громады в принятии решений, местные плебисциты и т.п.

3) Сфера обустройства вынужденных переселенцев:

— Создание экономических стимулов для трудоустройства вынужденных переселенцев. (В первую очередь — содействие в приеме на работу в госучреждения и на предприятия).

— Учет жилья, которое не используется и не имеет владельцев, прежде всего — в сельской местности и депрессивных районах. Создание механизмов для передачи такого жилья в собственность, а в дальнейшем — нуждающимся в таком жилье (подобная практика уже существует).

— Содействие переезду на новое место жительства, обеспечение вынужденных переселенцев всем необходимым для обустройства — предоставление земельных участков, жилья, инвентаря, беспроцентных ссуд и т. д.

4)Налаживание диалога с населением временно неподконтрольных территорий:

— упрощение процедур пересечения линий разграничения, увеличение количества пропускных пунктов, в т. ч. «зеленых коридоров»;

— выплата пенсий и социальной помощи жителям Восточного Донбасса, независимо от наличия статуса вынужденного переселенца;

— создание правовых и экономических стимулов, способствующих трудоустройству жителей Восточного Донбасса на подконтрольной территории, прежде всего — в госучреждениях и на предприятиях;

— предоставление возможности жителям Восточного Донбасса получать медицинские услуги в государственных медучреждениях на подконтрольной территории, независимо от места их регистрации или реального проживания.

5) Кадровая поддержка и пост-кризисное урегулирование:

— Создание механизмов мониторинга конфликтогенных ситуаций.

— В частности, привлечение к работе по предотвращению конфликтов и поддержке гражданского диалога общественных организаций, в т.ч. Ассоциации местного самоуправления, Общественного совета по восстановлению Донбасса и др., а также использование возможностей местного самоуправления.

— Реализация идеи «патроната» районов Донецкой и Луганской областей областными советами Украины (сначала — на прилегающих к зоне конфликта территориях, а в дальнейшем — на всех территориях Донбасса).

— Важна кадровая политика и подготовка персонала для работы в зонах коммуникации.

— Разворачивание служб психологической реабилитации.

Приложение 3

Подходы к определению правового статуса территорий

Предлагается:

Отказаться от закрепления в Конституции Украины перечня основных административно-территориальных единиц.

Определить в качестве составляющих административно-территориального устройства Украины регионы (в т. ч. регионы с автономным статусом), районы (поветы) и громады.

Т. о. трехуровневое административно-территориальное устройство Украины должно включать в себя:

— громады,

— районы (повет),

— регионы, в т. ч. регионы с автономным статусом.

Приложение 4

Финансовые инструменты по реабилитации и возрождению Донбасса

— Преодоление последствий войны, обеспечение мирного развития и реформирования Украины предполагает:

С украинской стороны:

— Создание бюджетного фонда в объеме средств, которые поступают от предприятий, которые находятся на территории автономных регионов в составе унитарной Украины, организация полноценной деятельности Агентства по возрождению Донбасса, финансирование государственных компаний, которые задействованы в программах возрождения.

Со стороны международных партнеров:

— Создание Международного фонда возрождения Донбасса и Украины (МФВДУ) (безвозвратная финансовая помощь, страны-подписанты Будапештского меморандума).

— Создание Международного инвестиционного фонда (МИФ), который мог бы консолидировать компании стран-гарантов, а также других государств и межгосударственных союзов (ЕС), привлекаемые при поддержке национальных правительств к инвестированию в украинскую экономику в рамках новых программ реформ и модернизации экономики Украины. Иностранные компании-инвесторы должны получить максимальные преференции правительств стран—участников МИФ, включительно с возможностью государственных гарантий со стороны правительств стран—участников МИФ.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Уже не смешно – бессвязный диалог в кулинарном...

Иногда казалось, что необычный формат общения с прессой избран именно для того, чтобы...

Зеленский назвал прекращение войны своей миссией

Президент Украины Владимир Зеленский назвал прекращение войны на Донбассе своей...

Спецпредставитель ОБСЕ напомнил, что Крым ранее...

На международном форуме в австрийском Зальцбурге отметил, что Крымский полуостров...

В «Слуге народа» заявили, что Украина не может просто...

Украина не сможет без последствий отказаться от имплементации так называемой формулы...

Пристайко: железнодорожное сообщение с Донбассом...

Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко заявил, что есть вероятность...

Пристайко рассказал о планах Зеленского по отводу...

Министр иностранных дел Вадим Пристайко рассказал о планах президента Владимира...

Загрузка...

В испытательный полигон превратили гражданскую войну...

Восточная Украина — самый важный плацдарм транснационального движения «борьбы...

Земля как последний форпост

Создание президентом Зеленским рынка земли в условиях плачевного состояния экономики...

Не разжигать пожар

Хрупкий мир в Украине может быть нарушен даже непреднамеренным вмешательством извне

Украина на втором месте в мире по числу жертв...

Жить в современной Украине, во всяком случае, судя по данным SIPRI и GICHD, гораздо опаснее,...

Страхи и тревоги демобилизации

Вы узнаете: какова подоплека высказываний Макрона и Путина относительно Донбасса; что...

Идеология, а не защита языка

Молдаване, считающие свой язык идентичным румынскому, получают «послабления», а...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Виктор
11 Апреля 2019, Виктор

Хотелка по переводу невыгодных для украины минских соглашений во чтото более приемлемое . И врядли можно назвать конкретным план, где предпологаются односторонние уступки со стороны России. Опять за лохов принимают. И ясно это не будет иметь продолжения в реальной жизни.

- 2 +
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка