Новые схемы рейдерства против новых технологий и инвестиций

№17 (863) 27 апреля — 3 мая 2018 г. 26 Апреля 2018 1 4.3

По словам Вячеслава Богуслаева, чтобы создать первый украинский вертолет, понадобилось 10 лет

Чтобы руководителя и акционера обвинили в диверсии, достаточно добросовестно развивать предприятие и планировать его развитие на десятилетия вперед

Последняя неделя апреля на ПАО «Мотор Сич» началась с маски-шоу. В понедельник 23 апреля в 7 утра на предприятии появились неизвестные в масках. «Нейтрализовав» сотрудников военизированной охраны, в т. ч. женщину, они перешли к обыскам в кабинетах должностных лиц компании.

Как выяснилось, нападающие оказались следователями и оперативниками центрального офиса СБУ. Обыски проводились не только в заводоуправлении, но и в отделе ценных бумаг предприятия, а также по месту жительства некоторых должностных лиц ПАО.

По версии СБУ, выемка документов производилась в рамках досудебного производства, которое ведется по ст. 113 ч. 1 УКУ (диверсия) — «по фактам подготовки и совершения действий, направленных на ослабление государства вследствие разрушения стратегического предприятия ПАО «Мотор Сич».

Вячеслав Богуслаев убежден в своей правоте

Представители предприятия с такой постановкой вопроса не могут согласиться по определению. Ведь формулировка статьи «диверсия» подразумевает «умышленные подрывные действия в виде разрушений зданий, поджога или радиоактивного заражения». «Мы ничего не взорвали, не подожгли и с радиоактивными элементами дела не имели», — подчеркивает президент ПАО Вячеслав Богуслаев. Да и зачем, спрашивается, владельцам предприятия «разрушать» его! Какого-либо осмысленного ответа на этот риторический вопрос у участников маски-шоу, безусловно, нет.

А вот то, что «представление» устроили на предприятии за два дня до проведения ежегодного собрания его акционеров, для организаторов шоу действительно имеет большой смысл. Очевидно, кому-то было выгодно, чтобы собрание не состоялось вообще либо же проходило в атмосфере страха и неопределенности.

Как правило, спутником вмешательства силовых структур в деятельность частной компании является обвал стоимости акций предприятия. Но на недоразвитом украинском рынке ценных бумаг это не имеет никакого значения, а на международных рынках — невзирая на давление силовиков — стоимость акций ПАО «Мотор Сич» только растет. Так что же происходит?

Руководство запорожского предприятия говорит, что им пришлось столкнуться с откровенным рейдерством под прикрытием государства. «Технологии рейдерского захвата расписаны и известны. Он состоит из трех этапов: вброс дезинформации высшими руководителями страны, обыски и вооруженный захват предприятия. Как вы понимаете, все команды спускаются сверху. Мы — лакомый кусочек для «отцов» рейдерского движения, погрязших в коррупции. Именно поэтому в Украине до сих пор не создан антикоррупционный суд, идет межведомственная борьба», — убежден Вячеслав Богуслаев.

Обвинения руководства ПАО в диверсии также имеет свою подоплеку. На самом деле столь грозная формулировка связана то ли со сделкой, то ли с меморандумом о намерении «Мотор Сич» и китайской компании Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co о строительстве новых мощностей по производству двигателей в Китае и инвестициях в запорожское производство.

Основной претензией украинских властей к этому является якобы продажа китайцам 56% акций ПАО «Мотор Сич» через физических лиц-акционеров, в т. ч. Вячеслава Богуслаева.

Однако объяснить, в чем незаконность такой продажи (даже если бы эта информация и подтвердилась), силовики до сих пор не удосужились. В чем в таком случае стратегический интерес государства, которое еще в начале 90-х сделало ставку на приватизацию ПАО и за прошедшие годы не озаботилось производством собственных самолетов и вертолетов, непонятно. Кроме того, ко всем наиболее значительным проектам на авиарынке СНГ — производство украинских самолетов Ан-140 и Ан-148 — привлекались иностранные инвестиции.

В отличие от десятков предприятий, всплывавших в околоприватизационных скандалах, ПАО «Мотор Сич» никогда в них не было замечено. «Мотор Сич» всегда выполняла социальные обязательства, оговоренные в коллективном договоре, который по итогам 2017 г. признан лучшим в Запорожской области. Даже в самых непростых условиях последних лет, когда предприятие потеряло основной для себя — российский — рынок, «Мотор Сич» продолжает оказывать социальные услуги десяткам тысяч заводчан, а также жителям Запорожья, касающиеся лечения, отдыха, оздоровления, культурного досуга, спорта.

Только в 2017 г. на благотворительные цели было израсходовано 32,2 млн. грн. За счет прибыли предприятием оказывалась помощь учебным, медицинским, культурным, правоохранительным учреждениям и общественным организациям, направлялись средства на возрождение центров национально-культурного наследия Украины. Асфальтировались дороги, облагораживались парковые зоны. И, наверное, уникальный факт — за счет «Мотор Сич» в Запорожье модернизировали 26 трамваев.

В ходе разбирательства вокруг приватизации завода, начатого в прошлом году, власть подняла вопрос о неуплате налогов в 1992 г., т. е. более четверти века назад. Мировая практика фискальной службы подобного прецедента не знает. Но эти претензии меркнут на фоне олигархических «договорняков» 2004 г., продажи в бытность президента Януковича «Укртелекома», пакетов акций облэнерго и т. д.

Стараниями Богуслаева ПАО «Мотор Сич» не попало в ряды российской «Объединенной двигателестроительной корпорации»

С другой стороны, по причине конфликта на Донбассе «Мотор Сич» просто вынуждена была оперативно пересматривать планы развития. И предприятие вышло с честью из непростой проблемы.

Достаточно сказать, что когда ПАО «Мотор Сич» нашло в Поднебесной влиятельного партнера, российские СМИ не без зависти отметили, что лишь на первом этапе сотрудничества украинское моторостроительное объединение получило $100 млн. инвестиций, которые будут направлены на модернизацию производства в Запорожье и создание филиала в Чунцине. Общая же стоимость проекта оценивалась в $1 млрд.

Хотя украинские медиа традиционно записывают Вячеслава Богуслаева в «русофилы», следует заметить, что во многом именно его стараниями ПАО «Мотор Сич» не попало в ряды российской «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК). А предложения об этом поступали неоднократно.

В результате российские предприятия были вынуждены самостоятельно осваивать серийное производство вертолетных и авиационных двигателей ТВ7-117В для вертолетов Ми-38, самолетов Ил-114 и Ил-112В. При этом кооперация из российских предприятий под руководством АО «Климов» до 2020 г. должна в разы увеличить производство по сравнению с нынешним объемом. И некоторые эксперты называют эти планы излишне амбициозными.

Китай же имеет громадные потребности в собственных вертолетах и авиадвигателях. Еще в прошлом десятилетии они оценивались в 1—2 тыс. винтокрылых машин. Парк эксплуатируемой техники на 90% и более был представлен импортом. При этом по численности вертолетного парка Китай в сотни раз отставал от США и других ведущих держав мира. Поэтому наша страна не только имеет полное право, но и должна использовать перспективы, открывающиеся перед теми, кто участвует в инвестировании в промышленность Поднебесной, зарабатывая на этом деньги и давая новый толчок модернизации собственных — украинских! — предприятий.

В КНР с уважением относятся к нашим специалистам в авиа-, двигателе-, ракетостроении, отмечая их большой вклад в разработку новых образцов техники. Поэтому участие «Мотор Сич» в китайских проектах развития вертолето- и авиастроения может принести и предприятию, и Украине в целом хорошие материальные и моральные дивиденды. Хотя пока что этот проект, по-видимому, стопорится по вине спецслужб.

Так, прошлой осенью во время посещения Чунцина — самого динамично развивающегося региона Поднебесной, где якобы и должен строиться китайский филиал «Мотор Сич», руководитель международного департамента правительства Чунцина не смог дать внятный ответ на мой вопрос о проекте. Вместе с тем представители местной власти не скрывали, что хотели бы разместить у себя подобное предприятие, справедливо считая двигателе- и авиастроение престижными и перспективными направлениями.

Строительство филиала завода в другой стране — весьма перспективный и выгодный проект

Строительство филиала завода в другой стране — с учетом масштабов потребления его продукции, получения роялти и регулярных поставок комплектующих для двигателей из Украины в Китай — видится не просто нормальным процессом, но весьма перспективным и выгодным проектом.

Ведь при наличии собственных авиастроительных заводов украинскую власть не возмущают планы строительства в Саудовской Аравии мощностей для строительства самолетов Ан-132!

Обвинение же ПАО «Мотор Сич» в подготовке диверсии выглядит еще более абсурдно, если учесть, что за годы независимости Украины государство, за малым исключением, не оказывало никакой помощи отечественным высокотехнологичным предприятиям, в т. ч. «Мотор Сич». Ну а то, что отдельные наши заводы до сих пор на плаву и остаются предметом национальной гордости, представляют интерес для зарубежных инвесторов, — исключительно заслуга их трудовых коллективов и топ-менеджмента.

Вячеслав Богуслаев, проработавший на предприятии более полувека, начавший трудовой путь инженером в 1966 г. и поднявшийся по карьерной лестнице до директора одного из подразделений, а затем и всего объединения, вовсе не похож на человека, который собственными руками готов развалить дело всей своей жизни.

Зато происходящее сегодня вокруг ПАО «Мотор Сич» вполне определенно можно назвать попыткой устранения с рынка крупнейшего производителя авиадвигателей в угоду американским, европейским или же российским конкурентам. К примеру, в РФ имеется парк техники, которая нуждается в ремоторизации. Европейцы заинтересованы в украинском авиарынке с целью сбыта собственной продукции и т. д. (см., пожалуйста, «Винты Авакова», «2000», №14, 6—12.04.2018).

За годы независимости по различным причинам Украина потеряла сотни высокотехнологичных предприятий. В таком случае можно ли назвать диверсией против государства разрушение производственного объединения «Приднепровский химический завод» в Каменском, который еще в первые годы независимости давал до 40% мирового производства редких и редкоземельных металлов, имеющих применение от атомной и химической промышленности до электроники и металлургии. Объединение было разделено на части и обанкрочено.

Следовало бы расследовать и банкротство ПО «Днепропресс» (от него осталось только название), выпускавшего в т. ч. прессы для производства орудийных стволов.

Не так давно было ликвидировано опытное производство «Института трубной промышленности имени Осады» в Днепре, которое выпускало стволы для ГРАДов.

И это лишь малая часть примеров, которые должны были бы заинтересовать СБУ. Противодействовать подобным событиям надо было на стадии их реализации. Но вместо этого имеем нападки на успешно работающие предприятия, выемку документов. Последнее в отношении ПАО «Мотор Сич» вообще лишено смысла, поскольку к документам имеется доступ через депозитарий Национального банка Украины.

Не так давно на страницах «2000» была высказана мысль, что кампании по дискредитации различных производств, обвиняемых в связях со «страной-агрессором», сдаче государственных интересов, подготовке «диверсий», могут проводиться с целью «пошагового» рейдерства. Сначала «в условиях военного времени» эти предприятия, их ценные бумаги и т. п. могут быть реквизированы «в интересах национальной обороны». А затем, когда история забудется, проданы по радующей душу цене «своим» или просто переданы им. Не ту ли схему пытаются задействовать сейчас в Запорожье?

Зачем приезжали «гости» на «Мотор Сич», и кто стоит за этой «акцией», станет известно позже. Однако, подчеркивает Вячеслав Богуслаев, это не помешает запорожскому предприятию успешно конкурировать на мировом рынке авиационных технологий.

P.S. Когда верстался номер, стало известно, что общее собрание ПАО «Мотор Сич», назначенное на 25 апреля, не состоялось.

По законодательству регистрация участников собрания проводится на основании перечня акционеров, который Центральный депозитарий составляет за 3 дня до проведения собрания.

Наблюдательным советом ПАО «Мотор Сич» была определена дата составления перечня акционеров, которые имеют право участвовать в общем собрании, — 19 апреля 2018 г. Информация об этом была разослана всем акционерам, а также опубликована на сайте Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и на сайте самого предприятия.

Однако 23 апреля представитель ПАО «Мотор Сич» так и не смог получить в Центральном депозитарии перечень акционеров и передать его регистрационной комиссии.

Законные требования представителя предприятия Центральным депозитарием не были выполнены. В связи с этим общее собрание акционеров ПАО «Мотор Сич» не было проведено.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Правильные идеи неправильного прошлого

«Нельзя быть гуманистом, если ты не ненавидишь фашизм, ростки которого вот уже...

Статус Донбасса разменяют на статус агента

Идеи об определении статуса иностранного агента и соответствующие законодательные...

Иллюзия гарантий

В ближайшем будущем Украину ждут мрачные времена усугубления междоусобиц и кризиса...

Санкции. Вид из Лондона. Откровение Дубилета

На минувшей неделе возмутителем спокойствия в украинском сегменте всемирной паутины...

День Государственного флага Украины

После провала ГКЧП в Москве 23 августа 1991 г. группа народных депутатов внесла...

Суперсозвездие

В мире отечественной музыки зафиксировано уникальное достижение

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
pgrm

В свете вышеприведенного возникает вопрос: а так ли уж не прав Онищенко в отношении пана Порошенко, обрисовавший именно такую схему устранения конкурентов в сфере крупного бизнеса в нашей стране? И это продолжает происходить прямо сейчас.

- 5 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка