Новый аспект «нормандского формата»

№18-19(818) 12 -- 18 мая 2017 г. 11 Мая 2017 1 3.5

Пауза в мирном урегулировании на Донбассе связана не только с майскими праздниками. Оно неизбежно замедлится в ближайшие месяцы из-за политических процессов в ведущих западных странах: прежде всего формирования нового правительства во Франции и выборов в ФРГ.

Об этом, в частности, 4 мая написала в Фейсбуке первый вице-спикер ВР и представитель Украины в гуманитарной подгруппе контактной группы Ирина Геращенко: «Нормандский формат фактически поставлен на определенную паузу, и это напрямую влияет на минский формат, производный от нормандского». А значит, «вопросы, которые мы долго стараемся решать в Минске и которые заблокированы, похоже, пока останутся в том же состоянии».

О ликбезе для трудного партнера

Собственно, подобные выводы лежат на поверхности. Некоторая новизна заявления Геращенко лишь в том, что Украина собирается решить в Минске некие вопросы, а они заблокированы. Ведь до последнего времени казалось, что сложившаяся ситуация вполне устраивает Киев — те самые бесконечные переговоры без фиксации результатов, в которых видел оптимальный вариант бывший представитель нашей страны в политической подгруппе Владимир Горбулин.

При этом Геращенко не упоминает каких-либо конкретных вопросов. Это наводит на мысль, что Киев просто решил воспользоваться моментом, дабы задекларировать приверженность минскому процессу. Вариант беспроигрышный — все равно никакой активизации переговоров не последует.

Но и о полном застое говорить нельзя: хоть решений и нет, определенные переговоры ведутся.

Впервые за два года Россию посетила Ангела Меркель, встретившись в Сочи с Владимиром Путиным. И здесь наметилась было сенсация. Согласно тексту пресс-конференции обоих лидеров, выложенному на сайте Кремля, канцлер впервые откровенно трактовала Минские соглашения так, как это делает Киев. Вот как изложил одно из высказываний Меркель ее синхронный переводчик: «Мы, конечно, хотим обеспечить, чтобы Украина получила доступ к своей государственной границе — это тоже часть Минских договоренностей, — и затем уже обеспечить политические решения, которые направлены на проведение местных выборов. Мы этого еще не добились».

Но на официальном сайте канцлера ФРГ этот же пассаж звучит так: «Нашей целью однозначно является возобновление Украиной доступа к своей государственной границе. Но в соответствии с Минскими соглашениями этому предшествуют сначала прекращение огня, а затем политические решения, которые сделают возможными там местные выборы. Мы этого, к сожалению пока не добились».

На мой взгляд, этому расхождению не следует придавать особого значения — ведь объективно никак не складывается версия, будто Берлин намерен давить на Киев.

Да, Меркель близко к тексту воспроизвела пункт 9 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений. Однако близко — не значит точно. Ведь в том же пункте говорится, что передача Украине контроля над границей происходит не только после выборов, но и после конституционной реформы, предусматривающей особый статус «отдельных районов».

И именно вопрос о порядке вступления в силу этого статуса по т. н. формуле Штайнмайера остается камнем преткновения в политической подгруппе. Уже и автор формулы, возглавлявший МИД ФРГ, пересел в кресло президента, и лидеры США и Франции сменились, а на данном направлении — никаких подвижек.

А ведь Меркель на упомянутой пресс-конференции вовсе не говорила ни о статусе, ни о конституционной реформе. Более того, эту тему она публично не затрагивает и на других площадках. И тут уместно вспомнить, что еще два месяца назад представитель Украины в политической подгруппе Ольга Айвазовская заявила: «С повестки дня, в т. ч. благодаря переговорам и позиции украинской стороны, сняты вопросы выборов, снят вопрос конституционных изменений».

Так что ошибка немецкого переводчика очевидным образом вытекает из того, что он в принципе верно понимает позицию канцлера в вопросе урегулирования конфликта. Между Берлином и Киевом могут быть тактические разногласия (в частности, относительно степени уступок, на которые может пойти наша страна). Но главная цель одна — чтобы Украина получила контроль над границей, а РФ лишилась влияния на Донбассе. Все прочее европейцам не нужно.

Вот и 28 апреля, анонсируя поездку Меркель в Сочи, глава пресс-службы правительства ФРГ Штефан Зайберт сказал на пресс-конференции: «Есть две особые темы: противоправная аннексия Крыма Россией и дестабилизация Восточной Украины, в которой РФ играет ведущую роль. Это отягчающие обстоятельства, которые невозможно отбросить в дискуссиях». Т. е. «голос» канцлера подчеркнул: проблема Донбасса — это проблема российского вмешательства, которое необходимо устранить.

Естественно, в Москве с таким подходом не согласны. Для чего же тогда нужно было встречаться? Ответ на этот вопрос дает влиятельный немецкий еженедельник «Цайт» (Die Zeit): «В Сочи Меркель открыто заявила, что в разговоре с трудными партнерами приходится постоянно повторять одно и то же. Однако там, где говорят, меньше стреляют. Поэтому Меркель приветливо улыбнулась и в очередной раз перечислила то, что является неприемлемым».

Добавлю: Путину такая встреча нужна хотя бы потому, что именно в ФРГ (в Гамбурге) в июле состоится саммит G20. А главное — после осенних выборов в Германии Меркель вполне может остаться канцлером (и в любом случае сохранится преемственность политического курса). Значит, диалог необходимо хотя бы периодически поддерживать.

О рычаге Украины в двухскоростной федерации

Во Франции лидер уже сменился. Приход в Елисейский дворец Эммануэля Макрона многие считают наиболее благоприятным для Киева вариантом. И в качестве доказательства приводят его критические высказывания о России, подчеркивая, что он агитировал против Марин Ле Пен как против «приятеля и союзника Путина».

Однако эксперты призывают не обращать внимания на предвыборные заявления и напоминают, что Макрон — ученик видного экономиста и политика Жака Аттали, которого порой именуют «серым кардиналом».

Аттали интересен тем, что, будучи убежденным глобалистом, не просто относится с симпатией к РФ. Он по сути поддержал аннексию Крыма и высказывался за более тесное взаимодействие между Россией и Западом. «2000» публиковали его статьи: «Карательная изоляция России сыграет ту же роль, что Версальский договор в отношении Германии», (№36(712), 5—11.2014) «Запад обязан объединиться с врагами своего врага» (№41—42(749), 20—26.11.2015).

На этом основании делается вывод, что Макрон может стать едва ли не пророссийским президентом Франции.

Однако, полагаю, для оценки позиции нового участника «нормандского формата» следует прежде всего заглянуть в его предвыборную программу. В этой брошюре на 30 страницах об Украине — ни слова. Безусловно, наша страна для Франции — дело второстепенное. Но при этом важно учитывать, как такие дела вписываются в контекст решения главных проблем. Поэтому обратим внимание на планы Макрона относительно ЕС.

А это отнюдь не продолжение политики Олланда. Макрон настроен на масштабную реформу:

«Мы дадим слово народу. Мы предложим провести к концу 2017 г. гражданские конвенты по всей Европе, чтобы вернуть смысл европейскому проекту. Итогом этих конвентов станет проект, который в итоге примут все страны, поддержавшие его. Ни одно государство—член не вправе блокировать этот новый этап».

Речь идет о т. н. Европе двух скоростей, когда страны, желающие углубленно интегрироваться, смогут делать это без оглядки на остальных.

Углубленность, о которой говорится в программе Макрона, фактически предполагает создание федеративного государства. Имеется в виду «общий бюджет еврозоны, который утверждается голосованием парламента еврозоны и исполняется министерством экономики и финансов еврозоны», а также оборонная интеграция с общим генеральным штабом.

Кстати, еще в начале марта, сразу после того как Эммануэль Макрон представил свою программу, депутат бундестага Родерик Кизеветтер заявил о планах Берлина развернуть над Европой ядерный зонтик, альтернативный натовскому. А это можно сделать, лишь передав французское ядерное оружие (не входящее сейчас в состав стратегических ядерных сил НАТО) под контроль европейского генштаба. Так что, очевидно, идея Макрона предварительно согласована с Берлином.

Какое же отношение это имеет к Украине? На мой взгляд, непосредственное.

В необходимости намеченных преобразований предстоит убедить европейское общество, где и к существующему формату ЕС отношение неоднозначное. Вот как Макрон в своей программе возражает евроскептикам: «Некоторые хотят сделать Францию более свободной, выйдя из Европы. Как будто у нас было бы больше шансов не вместе с 500 миллионами европейцев, а оставшись в одиночку лицом к лицу с Китаем, РФ, США».

Т. е. евроинтеграция необходима, чтобы быть сильными перед лицом упомянутых держав. Но ведь не о китайских и американских хакерах говорят на Западе. Не китайцев и американцев обвиняют во вмешательстве в выборы во Франции. К тому же во внешнеполитическом разделе программы Макрона есть пункты, показывающие его намерение противодействовать экспансии «Газпрома».

Фактически одним из главных аргументов в пользу создания европейской федерации объявлена российская угроза. Конечно, против нее уже есть НАТО. Но избрание Трампа породило страхи перед непредсказуемостью США — отсюда желание больше опереться на собственные силы. А посему переговоры в «нормандском формате» интересны для Макрона прежде всего тем, как они могут помочь проекту европейской федерации.

Конечно, в одиночку Макрону этот проект не сдвинуть — Париж и Берлин будут заниматься им параллельно. Поэтому «нормандский формат» в условиях задуманной реформы ЕС станет для ФРГ и Франции прежде всего иллюстрацией тезиса о необходимости совместно противостоять России. И в такой ситуации Киев наверняка сможет рассчитывать на еще более благосклонное отношение к своим инициативам.

Здесь уместно обратить внимание на интервью экс-посла США в РФ и бывшего замгенсека НАТО Александра Вершбоу радио «Эхо Москвы» от 29 апреля. По его мнению, главное для российско-американских отношений — решение проблемы Донбасса.

Вершбоу, в частности, сказал: «Миротворческие силы ООН тоже могли бы быть задействованы вдоль линии соприкосновения. Наверное, нужна международная администрация на переходный период на Донбассе. Т. е. охладить напряженность, провести переходный период, вернуть беженцев, запустить заново экономику разрушенную и вывести все тысячи единиц вооружений, которые были переданы сепаратистам».

И ничего — о статусе и конституционной реформе. После таких слов понятно, что отдельные идеи украинской власти, несовместимые с Минскими соглашениями, опираются на куда более серьезную поддержку, чем кажется на первый взгляд. Ведь Вершбоу по сути говорит о демонтаже структур «ЛДНР». И пусть сейчас он лицо неофициальное, невозможно представить, чтобы столь видный деятель озвучивал идеи, которые кулуарно не обсуждали бы западные политики рангом выше.

О прецеденте парламентских лишенцев

Из того немногого, что за неделю произошло во внутриполитической жизни, остановлюсь на ситуации, связанной с лишением украинского гражданства нардепа Андрея Артеменко и Саши Боровика — соратника Михеила Саакашвили.

Закон «О гражданстве Украины» предусматривает «прекращение гражданства» (ст. 17) и «утрату гражданства» (ст. 19). Прекращение осуществляется указом президента в отношении лиц, утративших украинское гражданство. А основанием для его утраты является, в частности, добровольное приобретение совершеннолетним гражданином Украины гражданства иностранного государства.

Что же касается иностранцев, вступивших в гражданство Украины, здесь закон прописан не совсем четко.

Предполагается, что иностранец, получая наше гражданство, обязуется прекратить другое гражданство. На это отводится два года. Ст. 9 указывает:

«Иностранцы, которые подали обязательство прекратить иностранное гражданство, должны подать документ об этом, выданный уполномоченным органом соответствующего государства, в уполномоченный орган Украины в течение двух лет с момента принятия их в гражданство Украины. Если иностранцы, имея все предусмотренные законодательством этого государства основания для получения такого документа, по не зависящим от них причинам не могут получить его, они подают декларацию об отказе от иностранного гражданства».

Но что делать, если лицо не подало ни соответствующего документа, ни декларации? По логике оно должно украинское гражданство утрачивать — однако прямо такое основание не прописано.

По данным АП, с момента вступления в должность Петр Порошенко прекратил гражданство 18 тыс. 676 украинцев. В отношении 15 тыс. 603 лиц — вследствие выхода из украинского гражданства, 2901 — по предусмотренным международными договорами основаниям, 172 — в результате утраты украинского гражданства.

Как бы то ни было, в случае с иностранцами официальные основания для утраты гражданства найти проще, чем в отношении украинцев, которые получили другое гражданство, не отказавшись от нашего паспорта. Они ведь не афишируют на родине второе гражданство, а другие страны делиться соответствующей информацией не собираются (например, конвенция Совета Европы, которая предполагает обмен информацией по этому поводу, не ратифицирована ни одним влиятельным государством).

Однако в случае с Артеменко, похоже, сам депутат облегчил властям задачу. Еще 15 марта генпрокурор Луценко заявил, что тот пришел на допрос с канадским паспортом и предъявил ксерокопию этого документа. Правда, через неделю нардеп заявил: «У меня нет паспортов других стран. У меня есть паспорт Украины. Был паспорт Канады, который в 2014 году, согласно требованию существующего законодательства, я должен был приостановить. Я это сделал».

У отдельных наблюдателей может появиться искушение предположить, что после Боровика и Артеменко на очереди — Саакашвили, который, кстати, недавно, как и Порошенко, присутствовал на конгрессе Европейской народной партии на Мальте (но в качестве представителя грузинского «Единого национального движения»). Однако официально он лишен гражданства Грузии указом президента этой страны №378 от 4 декабря 2015 г., о чем в свое время широко сообщали украинские СМИ.

Более интересной представляется следующая интрига. Понятно, что, утратив гражданство, парламентарий должен автоматически лишиться и депутатских полномочий. Но закон о ВР такого не предусматривает — независимо от подоплеки постановление о сложении полномочий принимается большинством от конституционного состава депутатского корпуса.

И как же проголосуют депутаты? Возможно, именно Артеменко выбрали первым в расчете на то, что за «изменника», предложившего отказаться от Крыма, никто не станет заступаться. Но в то же время парламентарии не могут не осознавать, чем для них обернется создание такого прецедента. Что перевесит — узнаем в скором времени.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Украинский газ — в квартире не у нас

Мечта фантастов сбылась в режиме трагифарса — наши энергоносители идут на восток....

Прямая любовь к власти

Новый «Прямой» канал и старые телевизионные «мэтры»

Очень по-французски

Вход на все мероприятия  — свободный

Бон-вояж в землі мертвих

Україна має унікальний шанс одним рішенням і подолати бідність, і мінімізувати...

Украина в ожидании «большой сделки»

Украина уже никогда не сможет усилить Россию

Загрузка...

Зачем власть повторяет «страшилки» от «2000»

Экологические проблемы могут заложить основу для устойчивого прекращения огня на...

Цифровое оскудение

Развитие нового «дела Тимошенко» покажет, какой степенью свободы от Запада...

Большая, но предварительная радость

Решение Стокгольмского арбитража дает надежду на возобновление отношений с...

Погребинский: «Если здесь что-то и может случиться, то...

Для Запада власть Порошенко легитимна до тех пор, пока она играет роль антироссийского...

У них — панический страх

Первомай и День Победы в этом году были, так сказать, обычными, не юбилейными. Тем не...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Старый Ворчун
12 Мая 2017, Старый Ворчун

Итак, вынужден продолжить сериал "О чём ЛЖЁТ Бурлаченко". Или в чём принимает желаемое за реальное.

"...Согласно тексту пресс-конференции обоих лидеров, выложенному на сайте Кремля" написано в статье. А реально? "Г-жа Меркель (КАК ПЕРЕВЕДЕНО) (прописные - мои):" и далее - фраза, приведшая в восторг весь укрополитикум вкупе с "журналистами". По смыслу ПЕРЕВОДА звучит так: "Сначала - граница, потом - ... а ни хрена потом не требуется!"... Не правда ли, г-н пропагандист, несмотря на приведённый им самим перевод с немецкого сайта, тщательно подтасовывает остальную фактуру? И ВСЯ первая часть статьи, включая выделенное жирным шрифтом, просто теряет смысл. Публиковать то, что и так написано на ОФИЦИАЛЬНЫХ сайтах Президента и Канцлерин смысла не имеет. Если только нет задачи ОПРАВДАТЬ действия-бездействие киевского режима. И его заигрывания с неонацистами. Впрочем, "новый" "2000" грешит этим не первый раз. Про "мысли" Иришки Геращенко и маразматика Горбулина - молчу. Не раз пойманы на лжи, подтасровках и "измышлизмах". Что "академик", что "политназначенка". Грош цена их высказываниям. Факт. признанный не только прессой, но и вполне серьёзными учреждениями. От академических институтов до вполне конкретных Госдепа, ЦРУ, РУМО и прочих структур США (кроме байдено-маккейно-пенсов с их "бешеными псами"). Что при Клинтоне, что при обоих Бушах, Обаме... Про российские даже комментировать не буду: и так очевидно,

Неужто всё ради того, чтобы привести мнение Зайберта и "Цайт" и в очередной раз повторить свою ложь про "аннексию" и т.д. да потешить собственное "я"? Вот только почему-то большая часть мировой прессы сходится во мнении, что Путин "послал" Меркель в известный эротический маршрут" (естественно, словами совсем другими, дипломатичными). А так же в том, что "фрау канцлерин" выглядела как-будто её накормили лимонами плюс снова позвали Конни и умчалась с госдачи "впереди собственного визга". Ибо про Крым ей объяснили всё, про гражданскую войну на Украине, нацистских карателей, посланных "усмирять Донбасс" - тоже плюс потребовали унять подкрамливаемый киевский режим. Вот и умчалась. Да и пресс-конференция не зря была после коротких официальных переговоров и ДО долгого разговора "с глазу на глаз". После которого уже никаких пресс-конференций не было: "подайте карету" только. И чего напрашивалась в Сочи бывшая комсомолка? Коль уж самолюбива, труслива и зависима от США до безобразия. Неужто ей Трамп с Тиллерсоном объяснили, что Украина, госпереворот в которой она лично "мутила" с Обамой, теперь ЕЁ проблема и решать её придётся самой? И "кормить" - тоже. Тогда не удиветельно всё остальное: от срочного вылета до попыток "сохранить лицо" уже дома. Включая карманную прессу.

Вторая часть статьи тоже критики не выдерживает. Искать цитаты "бывших" и "будущих" деятелей особого искусства не требует.

Г-н Бурлаченко пытается сослаться на "программу" Макрона. Ничего. что таковой официально не существовало НИКОГДА? 30-тистраничный текст на сайте изменился даже за двое суток до второго тура выборов. И менялся чуть ли не ежедневно после первого тура выборов. А до первого - не существовал в принципе. Не так ли, Сергей? Более того, "программой" никогда не являлся, да и не назывался. Ибо теперь уже Президент Макрон - пешка. Сороса ли, Ротшильдов, ещё кого - не важно. Во Франции кое-что станет на свои места только после выборов в Национальное собрание Франции, не раньше. Ибо даже "глобалист" Макрон не раз говорил, что "конфликт на Украине должен решаться демократическим путём. То есть путём переговоров между Киевом и т.н. "сепаратистами"", во-первых. И, во-вторых, "санкции против РФ не только вредят экономикам ЕС, но и очевидно не приводят к желаемому результату. Экономика России особого ущерба не несёт, а вот ЕС - да." Не было такого? И про НАТО у него куча нюансов. Не считая того, что в отличие от Ле Пен, он выходить из него не собирается. Естественно, не дословно цитирую его интервью да дебаты. :-)

Более того, Ваши "мысли" про НАТО (не позицию Макрона, а про сам блок, "российскую угрозу" и "перспективы" Киева) и вовсе смешно читать: посмотрим на РЕЗУЛЬТАТЫ переговоров Трампа с Лавровым и июльские Путина и Трампа. Хотя, сдаётся мне, всё станет ясно в ближайший месяц по действиям "коалиции" (НАТОвской) в Сирии. Плюс Трамп почувствовал себя Президентом: директора ФБР Коми - убрал, МакМастерс, похоже, на очереди. Что будет с "бешеным псом" - министром обороны увидим... Ведь именно Пентагон сорвал предыдущую договорённость Лаврова-Керри по Сирии авиаподдержкой наступления ДАЕШ под Дейр-аз-Зором. Теперь, когда "суперточные" "Томагавки" летят куда угодно, кроме цели, да к тому же имеют 60-типроцентную вероятность "возвращения в точку запуска" только потому, что кто-то из офицеров ВС России бросил кроссовок на пульт управления системами РЭБ... Страшно подумать о последствиях. Да, Сергей?

Со второй частью тоже разобрались, кажется. :-))

Ну а третью и комментировать не буду: пауки в банке сами сдохнут. Если не подкармливать.

Дорогая Редакция, прошу прощения, но, думаю, не только мне, но и другим читателям, интересно одно: когда Вы прекратите выдавать "хотелки" и "измышлизмы" своих штатных сотрудников за "объективный анализ"? Ладно бы хоть вставляли в текст "по моему мнению", "как сообщают"... блин, любимое "по мнению высокопоставленных сотрудников, предпочитающих сохранить инкогнито"... даже "по не подлежащим огласке секретным данным спецслужб Украины" :-)) (знакомо?)... Или хотя бы кратко излагали и точку зрения второй (третьей и т.д.) стороны. Но не откровенной же пропагандой "кормить" Ваших читателей! И не откровенным лизанием властных задниц одновременно с попыткой оправдать русофобскую истерику! Извините, но всё это только МОЁ ЛИЧНОЕ мнение. Могу и ошибаться. Удачи!

- 20 +

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка