Одни надежды мир не установят

№31-32 (916) 9 – 15 августа 2019 г. 07 Августа 2019 5

В Киеве Православная церковь Украины провела крестный ход по случаю 1031-летия крещения Руси

Еще каких-то полгода назад религиозный вопрос был одним из ключевых в политической повестке дня Украины. И хотя «томос-тур» тогдашнего президента был достаточно быстро свернут, тема звучала активно, иногда вынуждая говорить о ней даже тех, кому из электоральных побуждений стоило бы помолчать.

И даже Владимир Зеленский, старательно избегавший высказываний по религиозному вопросу, счел необходимым одним из первых после вступления в должность своих публичных шагов сделать встречу с лидерами основных конфессий. В общем, демонстрация равноудаленности власти от религиозных организаций возымела положительный эффект. Оказалось, что отделение религии от политики вполне возможно. Как это и было до недавнего времени.

Стало ясно, что «создание поместной церкви к дате» в том виде, как мы наблюдали это целый год (с апреля 2018-го по март 2019-го) — лишь частный политический проект. И что имеющие хотя бы видимость добровольности переходы общин из Украинской православной церкви в Православную церковь Украины (ПЦУ) немедленно прекращаются после смены власти. Прошло несколько месяцев — и оказалось, что и парламентские выборы вполне можно проводить без апелляции к теме «национальной церкви».

Однако то, что на каком-то этапе украинские политики попытались (причем безуспешно) воспользоваться политико-религиозной проблематикой в своих целях, никак не говорит, что этих проблем нет объективно. Есть попытки использовать эту тему со стороны глобальных центров влияния, есть определенные настроения в самом мировом православии. И они будут проявляться в Украине, даже если государство и религия не будут сращены.

Мировое и мирное

И это уже проявляется. Ведь говорить, что решающая фаза предвыборной кампании обошлась без громких религиозных новостей, нельзя. Просто хотя они и касались Украины, местные политики на нее никак не влияли.

В середине июля в информационном пространстве широко освещались сразу две новости. Во-первых, заявления константинопольского патриарха Варфоломея о том, что Элладская церковь обязательно признает ПЦУ. Во-вторых, пояснения Черногорского митрополита Амфилохия Сербской православной церкви о своей встрече с представителем ПЦУ Евстратием Зорей в конце июня.

Митрополит Амфилохий рассказал, что встреча с Евстратием Зорей произошла после жалобы константинопольскому патриарху со стороны Сербской церкви, давно страдающей от македонского и черногорского расколов. Дело в том, что УПЦ Киевского патриархата в свое время установила общение с такой же непризнанной мировым православием Черногорской православной церковью (ЧПЦ). И хотя сейчас ПЦУ и Киевский патриархат ведут бескомпромиссную борьбу, личные связи выходцев из УПЦ КП с черногорскими собратьями остались.

25 мая представитель ЧПЦ прибыл в Киев и сослужил с представителями ПЦУ. В Сербской церкви забили тревогу: этот факт мог быть использован властями Черногории, поддерживающими ЧПЦ в противовес Черногорской митрополии СПЦ (знакомая по украинским реалиям картина!). Ведь хотя ЧПЦ по-прежнему не признается ни одной поместной церковью, включая Константинопольскую, это могло быть подано как ее признание со стороны ПЦУ, которая Константинополем признается. Существовала вероятность, что представители ПЦУ приедут на обряд возведения в сан одного из клириков ЧПЦ. Поэтому Сербская церковь обратилась к Константинополю с просьбами о разъяснении ситуации.

Константинопольский патриархат, согласно с томосом для ПЦУ фактически взявший на себя ее внешние отношения, порекомендовал представителям ПЦУ извиниться за ошибку и организовал встречу с Евстратием Зорей. Он привез разъяснения митрополита ПЦУ Епифания относительно общения с ЧПЦ. Сербский же иерарх на встрече подтвердил, что «украинский вопрос» может быть решен лишь всеправославным собором, с обязательным участием там представителей канонической Украинской православной церкви, для которой церковью-матерью является Русская православная церковь (РПЦ).

Заявления же константинопольского патриарха о том, что Элладская церковь обязательно признает ПЦУ, можно было бы воспринять просто как попытку лишний раз подкрепить негласные переговоры публичным действием. Ведь до октября, когда должен состояться синод Элладской церкви, какие-либо официальные подвижки в вопросе ПЦУ вряд ли возможны.

Однако 28 июля на торжествах ПЦУ, посвященных 1031-й годовщине крещения Руси, присутствует представитель Элладской церкви митрополит Лагадский Иоанн. Разумеется, это было широко подано как «де-факто признание ПЦУ» со стороны Элладской церкви. Впрочем, спустя несколько дней последовало официальное заявление со стороны ЭПЦ: приезд митрополита Иоанна был его частной инициативой и о признании ПЦУ со стороны ЭПЦ не свидетельствует.

«Украинский вопрос» еще раз проявил достаточно специфические отношения между двумя равноправными автокефальными церквями — Константинопольской и Элладской, в которых, однако, у ЭПЦ перед КПЦ в каких-то моментах прав меньше, чем у Украинской православной церкви перед РПЦ. Вот и сейчас Элладской церкви в вопросе ПЦУ придется выдерживать весьма непростой баланс. По сообщениям некоторых источников, решение октябрьского синода может быть компромиссным: с одной стороны, признания ПЦУ не произойдет, с другой — будет дана положительная оценка отдельным аргументам Константинополя.

Однако до октября уверенно заявлять о чем-либо в отношении ЭПЦ — минимум непрофессионально. Кроме того, что элладские иерархи постараются в максимальной степени сохранить сестринские отношения между различными поместными церквями.

«Осень патриарха»

Кто точно не стремится сохранять братские отношения, так это ПЦУ и УПЦ КП. Полгода назад ПЦУ захватывала храмы УПЦ, а теперь захватывает храмы УПЦ КП. Конфликт между двумя структурами развивается по нарастающей, и на данный момент оптимистичней перспективы выглядят для ПЦУ.

Какую ошибку допустил опытный патриарх УПЦ КП/почетный патриарх ПЦУ Филарет?

В момент принятия решения о выходе из ПЦУ и о возобновлении деятельности Киевского патриархата все, казалось, свидетельствовало в пользу этого решения. Желанного признания автокефалии и каноничности ПЦУ со стороны мирового православия не произошло. Одновременно с этим была утрачена — пусть и неканоничная — независимость: томос от Константинопольского патриархата поставил ПЦУ в подчиненное положение. Крайнее недовольство выражали зарубежные приходы УПЦ КП, не желавшие переходить под Константинополь.

Благоприятно для такого решения, казалось, складывалась и внутренняя политическая конъюнктура. Президентом стал Владимир Зеленский, которого нещадно атаковали представители ПЦУ (но не Филарет!). Говорить о государственной политике, направленной на поддержку ПЦУ, больше явно не приходилось. Т. о. ПЦУ лишалась не только своей привлекательности для верующих, но и государственной поддержки, во многом лежащей в самой ее основе.

Вызревал логичный план: объявить о восстановлении альтернативного центра притяжения, нанести по ПЦУ максимально сильный информационный и организационный удар — и выжидать, пока она, лишенная государственной поддержки, станет разваливаться. К сожалению для Филарета, данный план не сработал так же, как в свое время не удалась попытка массового увода верующих канонической УПЦ в Киевский патриархат.

Ключевые ошибки Филарета в этот раз связаны с оценкой логики действий нового президента. В отличие от Порошенко, для Зеленского тема религии не является приоритетной даже психологически. Ведь Порошенко не на ровном месте инициировал тему «политического томоса» — до этого он часто обращался к различным религиозным организациям (и УПЦ, и УПЦ КП, и УГКЦ). Зеленскому это никогда свойственно не было.

Не стал Зеленский и слишком припоминать старые обиды. По свойству характера или по настоятельным рекомендациям советников и советчиков — пока не столь важно. Ответных мер против ПЦУ, на которые, возможно, рассчитывал Филарет, не последовало. Сохранил Зеленский и многих чиновников, кто непосредственно участвовал в создании ПЦУ.

Между тем у участников создания ПЦУ, остающихся на своих постах, достаточно высокая мотивация для ликвидации ее конкурентов. Поэтому несмотря на то что государство в целом ПЦУ не поддерживает, у отдельных чиновников есть весьма болезненные для Филарета инструменты. В первую очередь (если мы говорим о законных способах) — это снятие/постановка на регистрацию религиозных общин, от чего так много потерпела УПЦ. Но в случае с восстановленным УПЦ КП «решили проблему» еще радикальней — юридической ликвидацией Киевского патриархата как такового.

31 июля вышло специальное сообщение Министерства культуры о том, что УПЦ КП прекратила деятельность на основании решения о самороспуске от 15 декабря 2018 г. и вошла в состав Православной церкви Украины (ПЦУ). Как уже не раз заявлял Филарет и его сторонники, то решение не было принято в соответствии с уставом УПЦ КП — а поместный собор в июне 2019 г. подтвердил продолжение деятельности Киевского патриархата. Но чиновникам оказалось виднее.

Не брезговавший пользоваться государственной силой Филарет теперь сам ощутил ее на себе.

Великий ход

Закончить статью все-таки хотелось бы чем-то оптимистичным. Вспомним еще раз о большом Крестном ходе ко дню крещения Руси, организованном канонической Украинской православной церковью. По числу участников (по заявлению УПЦ — 300 тысяч) он превзошел прошлогодний юбилейный ход. Но главное — он прошел спокойно, без провокаций и давления: автоперевозчики не отменяли рейсы, автобусы не останавливали на трассе.

Ход, который в УПЦ уже называют Великим, посетили иерархи, священники и верующие других поместных церквей. Приехала делегация с далекой Камчатки (где, напомним, проживает немалая украинская диаспора) — и это не стало поводом для задержаний и расследований «российского следа». Не стоит даже говорить и о том, что ход имел исключительно духовную основу, а не политическую подоплеку.

А напоминанием, что раны, нанесенные церкви и обществу за последние годы, не исцелены, послужил информационный стенд о захваченных храмах Украинской православной церкви. Продолжается давление на УПЦ на локальном уровне: перерегистрация общин, преследование отдельных священников (как, например, протоиерея Виктора Земляного из Ровенской области).

Процесс восстановления мира в обществе простым не будет. В особенности если им не станут заниматься целенаправленно.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...

Загрузка...

Зреет очередная революция в Украине?

Западу следует отказаться от использования откровенно недемократичной практики --...

Десять поводов для приезда Трампа в Украину

Имя человека, которому удастся обеспечить мир, войдет в историю

Линия безответственности

Провоцирование дискуссии об особых заслугах национальностей, поощрение претензий на...

В поисках мира

Бывшие европейские империи превратились в сателлитов, зависимых от товарных кредитов...

Приготовиться на 12 августа: Порошенко вызван на...

Допрос назначен на утро и будет касаться вопроса о покупке ООО «Телеканал...

Верующие УПЦ пикетировали Управление СБУ в Ровенской...

Вчера, 5 августа, духовенство и верующие УПЦ около 15.00 собрались у здания Управления СБУ...

Загрузка...

Идеология, а не защита языка

Молдаване, считающие свой язык идентичным румынскому, получают «послабления», а...

Миссию ЕС в Украине усилят экс-главой криминальной...

Должность советника КМЕС в Украине займет Мярт Пало, эксперт по внутренней...

Джон Соломон о влиянии Сороса на госдеп и Украину

Недавно рассекреченные меморандумы госдепа позволяют оценить невероятный масштаб...

Доклад ООН «Дети и вооруженные конфликты»: в Украине...

Полное игнорирование судьбы юных украинцев – реальных и потенциальных жертв войны...

Дети восточной Украины раны войны залечивают боксом

Постоянная угроза, исходящая от контролируемой сепаратистами соседней Горловки, а...

Лингвистические фронты дипломатических баталий: как...

«Мы оставляем самое популярное написание – Kiev... Корректно произнести Kyiv в Кении...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка