Последний компромисс?

19 Ноября 2019 5

Многие владельцы легковушек с иностранной регистрацией (т. н. евробляхеры) до сих пор не хотят их растаможить, считая существующие правила драконовскими.

Вполне возможно, что ситуация для них изменится в лучшую сторону. В ВР зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно упрощения условий ввоза на таможенную территорию Украины транспортных средств и приведения условий налогообложения с общим режимом акцизных сборов Европейского Союза», разработанный народным депутатом Алексеем Ковалевым.

Формальное движение в Европу

Законопроект предлагает с 1 января 2021 г. полностью отменить акцизный налог. А до этого времени дать возможность евробляхерам растаможить авто по ставкам акциза, без учета коэффициента возраста.

Законопроект по сути снижает стоимость растаможивания подержанных авто от существующих 250-650% их стоимости до 35% (примерно столько стоит растаможка нового авто). Однако сделать это смогут лишь те, кто ввез автомобиль в страну до момента вступления в силу этого закона. Предполагается также отмена акциза при переоборудовании пассажирских автомобилей из грузовых фургонов. 

В проекте закона предусматривается упрощение ввоза автомобилей скорой помощи, передвижных медицинских клиник, пожарных автомобилей в случае, если их заказчиком является государство. Также депутат предлагает упростить ввоз автотранспорта возрастом более 30 лет, а также в тех случаях, когда он является предметом коллекционирования или антиквариата.

В пояснительной записке автор указал, что государственную политику последних лет в отношении владельцев автомобилей на еврономерах можно назвать карательной, непоследовательной и ущербной. Вначале государство сделало невозможным растаможку и регистрацию легковых транспортных средств, не соответствующих Евро-5, а затем ввело сверхвысокие акцизы на авто с пробегом.

А когда в Украине практика покупки и использования нерастаможенных автомобилей, которые имеют номерные знаки ряда государств ЕС (прежде всего Польши и Литвы) стала массовой, власть решала проблему поспешными директивными методами, фактически сделав тысячи граждан преступниками. Были введены штрафы 8,5–17 тыс. грн. или лишение права управления на год и изъятия авто в случае использования незарегистрированной машины. Их дополнили дискриминационные акцизы. Например, для транспортных средств, которые использовались свыше 8 лет, ставки акцизов применяются с коэффициентом 50, хотя завезенные иностранные авто значительно экологичнее, чем советские «Волги» и «Жигули», а также грузовики и маршрутки, колесящие по нашим дорогам.

Проблема с евробляхерами до сих пор не решена. В конце прошлого года принят закон, который предусматривал 180 дней для льготного ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины и отсрочку взыскания штрафных санкций за нарушение таможенных правил для транспортных средств, в отношении которых не соблюдены сроки и условия таможенных режимов временного ввоза или транзита. Этот срок истек 22 мая 2019 г. В мае его продлили до 22 августа, в сентябре – до 22 ноября.
 

Следует отметить, что ст. 1 директивы Совета ЕС № 2008/118 определяет перечень товаров, которые должны быть отнесены к подакцизным. Это продукты энергии и электрическая энергия, алкоголь и алкогольные напитки, а также табачные изделия. Учитывая изменения, внесенные в Налоговый кодекс Украины в 2014--2015 гг., перечни почти совпадают, за исключением категории «продукты энергии», которые имеют украинский аналог -- «горючее», что является аналогичным по сути, но имеет более узкое значение.

Согласно правительственному плану мероприятий по выполнению соглашения об ассоциации с ЕС, окончательное урегулирование украинского законодательства с европейским состоится 31 декабря 2021 года. А сегодня обязательства по приближению законодательства Украины к нормам директивы ЕС № 2008/118 выполнены лишь на формальном уровне, но не по сути.

Кунаку ничем не поможешь

А теперь поговорим о перспективах законопроекта Ковалева. Это же не продажа земли сельскохозяйственного назначения. У народных избранников новые иномарки, и их не слишком интересуют проблемы евробляхеров.

Между тем глава евробляхеров Олег Ярошевич считает, что народные депутаты, вероятно, проголосуют за данный законопроект в течение месяца. Вместе с тем он отметил, что документ, по всему, будут долго согласовывать в комитете налоговой и таможенной политики, где есть лоббисты, выступающие против дешевой растаможки.

По словам Ярошевича, евробляхеры не способны напрямую повлиять на законодательную инициативу, однако могут отстаивать свои права и интересы. Регистрация законопроекта – важный шаг, после его принятия и вступления в силу владельцы ввезенных авто смогут бюджетно перерегистрировать свои машины. В перспективе бюджетное растаможивание будет доступно всем гражданам Украины, но это произойдет не раньше, чем через полгода. Это якобы связано с тем, что изменения в налоговом кодексе вступают в силу только через шесть месяцев после принятия нового закона.

Между тем глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев уже заявил, что не будет инициировать вопрос пересмотра ставок акциза, этим вопросом занимается президент, ведущий переговоры с евробляхерами–активистами. По словам г–на Гетманцева, обозначенный ранее срок растаможки – до 22 ноября – «последний компромисс». При этом процедура возможна только по 100-процентным ставкам акцизного сбора.

По данным информационного управления аппарата ВР, при годовом плане в 1 млрд. грн. за 8 месяцев 2019-го от растаможки в госбюджет поступило 7,1 млрд. грн., то есть в 7 раз больше, чем было запланировано.

Глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко на своей страничке в Facebook написал, что на 100% поддержит законопроект Алексея Ковалева, если тот дополнит документ предложениями об отмене акциза, НДС и пошлины на все импортные авто, заменив их единым импортным налогом в привязке к кВт, лошадиным силам или объему двигателя (например, как в Грузии: 0,4-0,5 евро с 1 куб. см). Хочешь ездить на 6-литровом «Кади» -- уплати 3 тыс. евро, хочешь на «Смартике» 0,8 л -- 400 евро.

«В Грузии, как и у нас, сильно развито кумовство, поэтому зависимость растаможки от стоимости авто порождала коррупцию и занижение стоимости. Именно поэтому власти Грузии волевым решением отменили НДС и другие налоги от стоимости авто, а ввели налог, привязанный, к объему двигателя – 0,4-0,6 долл. за 1 куб см. И теперь таможенник никак не может помочь своему кунаку «порешать» вопрос, так как надо платить налог от объема, плюс налоговый сбор и т. д. Понимаю, что «решалы» в расчете на миллиардные прибыли будут критиковать отмену акциза, НДС с пошлиной и замену их на единый налог. Но если мы хотим убрать их и коррупцию, обеспечив прозрачную растаможку и доступные авто, то иного выхода не вижу», – считает г–н Назаренко.  

У главы Государственной таможенной службы Максима Нефедова собственное мнение. Он считает, что «для самых дешевых авто было бы логично сделать какую-то фиксированную сумму за растаможку, чтобы упростить этот процесс и уменьшить число скандалов и возможных коррупционных рисков».

К слову, на днях г–н Нефедов сообщил, что в тестовом режиме запущен калькулятор ориентировочной таможенной стоимости и платежей при оформлении автомобилей (https://calc.customs.gov.ru). Сервис подтягивает данные о минимальной, средней и максимальной стоимости авто за 2018--2019 гг. на основе реальной информации миллиона машин более 2300 моделей.

Пользователю нужно ввести по очереди характеристики транспортного средства – марку, модель, страну происхождения, год изготовления, объем и тип двигателя, период использования автомобиля. Если в выпадающем списке необходимого варианта нет – его нужно ввести вручную.

Далее необходимо ввести цену, за которую человек хотел бы приобрести транспортное средство (если не уверен в его стоимости, можно ввести среднюю взвешенную цену, которую предложит калькулятор). Здесь же доступна информация о транспортном средстве, код товара и график с историей цен на автомобиль с аналогичными характеристиками за прошлые годы. В итоге можно будет увидеть, сколько придется заплатить при растаможивании транспортного средства.

Форма сути не заменит

Меморандум законодательно закрепляет возможности иностранных граждан влиять на...

Черная метка Украины

Вместо того чтобы заниматься выполнением гособоронзаказа, приходится обороняться от...

Два взгляда на историю

В соответствии со школьными учебниками истории становление нашей страны как...

До развала Союза оставался один шаг

К 30-летию принятия Декларации о государственном            суверенитете...

Лікарняне харчування: проблеми і низькі стандарти

Реалії харчування в лікарнях України — це мізерне фінансування, застарілий підхід...

Портрет либерального фашизма

Масса людей, оказавшихся на разных руководящих должностях, представляет собой класс...

Рыбные дни в Чернобыле

Радиоактивное облако накрыло значительные территории Украины и Белоруссии. Но есть...

Уважаемые читатели!

Несколько дней назад несанкционированно, без ведома руководства издания на нашей ...

Прогноз неочевидного ускорения

Вместо экономического роста реформаторы могут получить долгосрочное сокращение...

Реформенный зуд

Продолжающаяся деиндустриализация свидетельствует о неспособности МОН выполнять...

В испытательный полигон превратили гражданскую войну...

Восточная Украина — самый важный плацдарм транснационального движения «борьбы...

Земля как последний форпост

Создание президентом Зеленским рынка земли в условиях плачевного состояния экономики...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка