Последний компромисс?

19 Ноября 2019 5

Многие владельцы легковушек с иностранной регистрацией (т. н. евробляхеры) до сих пор не хотят их растаможить, считая существующие правила драконовскими.

Вполне возможно, что ситуация для них изменится в лучшую сторону. В ВР зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно упрощения условий ввоза на таможенную территорию Украины транспортных средств и приведения условий налогообложения с общим режимом акцизных сборов Европейского Союза», разработанный народным депутатом Алексеем Ковалевым.

Формальное движение в Европу

Законопроект предлагает с 1 января 2021 г. полностью отменить акцизный налог. А до этого времени дать возможность евробляхерам растаможить авто по ставкам акциза, без учета коэффициента возраста.

Законопроект по сути снижает стоимость растаможивания подержанных авто от существующих 250-650% их стоимости до 35% (примерно столько стоит растаможка нового авто). Однако сделать это смогут лишь те, кто ввез автомобиль в страну до момента вступления в силу этого закона. Предполагается также отмена акциза при переоборудовании пассажирских автомобилей из грузовых фургонов. 

В проекте закона предусматривается упрощение ввоза автомобилей скорой помощи, передвижных медицинских клиник, пожарных автомобилей в случае, если их заказчиком является государство. Также депутат предлагает упростить ввоз автотранспорта возрастом более 30 лет, а также в тех случаях, когда он является предметом коллекционирования или антиквариата.

В пояснительной записке автор указал, что государственную политику последних лет в отношении владельцев автомобилей на еврономерах можно назвать карательной, непоследовательной и ущербной. Вначале государство сделало невозможным растаможку и регистрацию легковых транспортных средств, не соответствующих Евро-5, а затем ввело сверхвысокие акцизы на авто с пробегом.

А когда в Украине практика покупки и использования нерастаможенных автомобилей, которые имеют номерные знаки ряда государств ЕС (прежде всего Польши и Литвы) стала массовой, власть решала проблему поспешными директивными методами, фактически сделав тысячи граждан преступниками. Были введены штрафы 8,5–17 тыс. грн. или лишение права управления на год и изъятия авто в случае использования незарегистрированной машины. Их дополнили дискриминационные акцизы. Например, для транспортных средств, которые использовались свыше 8 лет, ставки акцизов применяются с коэффициентом 50, хотя завезенные иностранные авто значительно экологичнее, чем советские «Волги» и «Жигули», а также грузовики и маршрутки, колесящие по нашим дорогам.

Проблема с евробляхерами до сих пор не решена. В конце прошлого года принят закон, который предусматривал 180 дней для льготного ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины и отсрочку взыскания штрафных санкций за нарушение таможенных правил для транспортных средств, в отношении которых не соблюдены сроки и условия таможенных режимов временного ввоза или транзита. Этот срок истек 22 мая 2019 г. В мае его продлили до 22 августа, в сентябре – до 22 ноября.
 

Следует отметить, что ст. 1 директивы Совета ЕС № 2008/118 определяет перечень товаров, которые должны быть отнесены к подакцизным. Это продукты энергии и электрическая энергия, алкоголь и алкогольные напитки, а также табачные изделия. Учитывая изменения, внесенные в Налоговый кодекс Украины в 2014--2015 гг., перечни почти совпадают, за исключением категории «продукты энергии», которые имеют украинский аналог -- «горючее», что является аналогичным по сути, но имеет более узкое значение.

Согласно правительственному плану мероприятий по выполнению соглашения об ассоциации с ЕС, окончательное урегулирование украинского законодательства с европейским состоится 31 декабря 2021 года. А сегодня обязательства по приближению законодательства Украины к нормам директивы ЕС № 2008/118 выполнены лишь на формальном уровне, но не по сути.

Кунаку ничем не поможешь

А теперь поговорим о перспективах законопроекта Ковалева. Это же не продажа земли сельскохозяйственного назначения. У народных избранников новые иномарки, и их не слишком интересуют проблемы евробляхеров.

Между тем глава евробляхеров Олег Ярошевич считает, что народные депутаты, вероятно, проголосуют за данный законопроект в течение месяца. Вместе с тем он отметил, что документ, по всему, будут долго согласовывать в комитете налоговой и таможенной политики, где есть лоббисты, выступающие против дешевой растаможки.

По словам Ярошевича, евробляхеры не способны напрямую повлиять на законодательную инициативу, однако могут отстаивать свои права и интересы. Регистрация законопроекта – важный шаг, после его принятия и вступления в силу владельцы ввезенных авто смогут бюджетно перерегистрировать свои машины. В перспективе бюджетное растаможивание будет доступно всем гражданам Украины, но это произойдет не раньше, чем через полгода. Это якобы связано с тем, что изменения в налоговом кодексе вступают в силу только через шесть месяцев после принятия нового закона.

Между тем глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев уже заявил, что не будет инициировать вопрос пересмотра ставок акциза, этим вопросом занимается президент, ведущий переговоры с евробляхерами–активистами. По словам г–на Гетманцева, обозначенный ранее срок растаможки – до 22 ноября – «последний компромисс». При этом процедура возможна только по 100-процентным ставкам акцизного сбора.

По данным информационного управления аппарата ВР, при годовом плане в 1 млрд. грн. за 8 месяцев 2019-го от растаможки в госбюджет поступило 7,1 млрд. грн., то есть в 7 раз больше, чем было запланировано.

Глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко на своей страничке в Facebook написал, что на 100% поддержит законопроект Алексея Ковалева, если тот дополнит документ предложениями об отмене акциза, НДС и пошлины на все импортные авто, заменив их единым импортным налогом в привязке к кВт, лошадиным силам или объему двигателя (например, как в Грузии: 0,4-0,5 евро с 1 куб. см). Хочешь ездить на 6-литровом «Кади» -- уплати 3 тыс. евро, хочешь на «Смартике» 0,8 л -- 400 евро.

«В Грузии, как и у нас, сильно развито кумовство, поэтому зависимость растаможки от стоимости авто порождала коррупцию и занижение стоимости. Именно поэтому власти Грузии волевым решением отменили НДС и другие налоги от стоимости авто, а ввели налог, привязанный, к объему двигателя – 0,4-0,6 долл. за 1 куб см. И теперь таможенник никак не может помочь своему кунаку «порешать» вопрос, так как надо платить налог от объема, плюс налоговый сбор и т. д. Понимаю, что «решалы» в расчете на миллиардные прибыли будут критиковать отмену акциза, НДС с пошлиной и замену их на единый налог. Но если мы хотим убрать их и коррупцию, обеспечив прозрачную растаможку и доступные авто, то иного выхода не вижу», – считает г–н Назаренко.  

У главы Государственной таможенной службы Максима Нефедова собственное мнение. Он считает, что «для самых дешевых авто было бы логично сделать какую-то фиксированную сумму за растаможку, чтобы упростить этот процесс и уменьшить число скандалов и возможных коррупционных рисков».

К слову, на днях г–н Нефедов сообщил, что в тестовом режиме запущен калькулятор ориентировочной таможенной стоимости и платежей при оформлении автомобилей (https://calc.customs.gov.ru). Сервис подтягивает данные о минимальной, средней и максимальной стоимости авто за 2018--2019 гг. на основе реальной информации миллиона машин более 2300 моделей.

Пользователю нужно ввести по очереди характеристики транспортного средства – марку, модель, страну происхождения, год изготовления, объем и тип двигателя, период использования автомобиля. Если в выпадающем списке необходимого варианта нет – его нужно ввести вручную.

Далее необходимо ввести цену, за которую человек хотел бы приобрести транспортное средство (если не уверен в его стоимости, можно ввести среднюю взвешенную цену, которую предложит калькулятор). Здесь же доступна информация о транспортном средстве, код товара и график с историей цен на автомобиль с аналогичными характеристиками за прошлые годы. В итоге можно будет увидеть, сколько придется заплатить при растаможивании транспортного средства.

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Прогноз неочевидного ускорения

Вместо экономического роста реформаторы могут получить долгосрочное сокращение...

Реформенный зуд

Продолжающаяся деиндустриализация свидетельствует о неспособности МОН выполнять...

В испытательный полигон превратили гражданскую войну...

Восточная Украина — самый важный плацдарм транснационального движения «борьбы...

Земля как последний форпост

Создание президентом Зеленским рынка земли в условиях плачевного состояния экономики...

Не разжигать пожар

Хрупкий мир в Украине может быть нарушен даже непреднамеренным вмешательством извне

Украина на втором месте в мире по числу жертв...

Жить в современной Украине, во всяком случае, судя по данным SIPRI и GICHD, гораздо опаснее,...

Загрузка...

Страхи и тревоги демобилизации

Вы узнаете: какова подоплека высказываний Макрона и Путина относительно Донбасса; что...

Идеология, а не защита языка

Молдаване, считающие свой язык идентичным румынскому, получают «послабления», а...

Миссию ЕС в Украине усилят экс-главой криминальной...

Должность советника КМЕС в Украине займет Мярт Пало, эксперт по внутренней...

Джон Соломон о влиянии Сороса на госдеп и Украину

Недавно рассекреченные меморандумы госдепа позволяют оценить невероятный масштаб...

Одни надежды мир не установят

Давление на УПЦ на локальном уровне продолжается: перерегистрация общин,...

Доклад ООН «Дети и вооруженные конфликты»: в Украине...

Полное игнорирование судьбы юных украинцев – реальных и потенциальных жертв войны...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка