Размазать ровным слоем нищету — это не значит построить социально ориентированное государство

№50(800) 16 – 22 декабря 2016 г. 15 Декабря 2016 3 3.4

, //Катерина ЛАЩИКОВА

Уже два года государство урезает расходы. Тем не менее из казны все равно выделяют огромные суммы на выплату пенсий, здравоохранение, образование и т. д., которые используются крайне неэффективно. Результат — трети пенсионеров не хватает денег даже на питание, у нас в 11 раз выше смертность от туберкулеза по сравнению с ЕС, а каждый седьмой выпускник средней школы в этом году не смог сдать тест по математике.

Эксперты признают, что сокращение государственных расходов в 2014—2016 гг. не было подчинено какому-либо плану — это было исключительно политическое решение. Да, выплаты из госбюджета в Украине слишком высокие. Но у Кабмина не хватило ни желания, ни времени (надо же выкроить минутку для участия в какой-нибудь красивой тусовке) принять стратегические решения. При этом ни одна сфера, которой правительство урезало финансирование, не провела полноценных реформ.

Что необходимо предпринять? Изучить зарубежный опыт и внедрить лучшие модели у нас. На примере развитых стран можно увидеть, как целевые программы приводили к плановому снижению государственных расходов без потери в качестве социальной защиты граждан той или иной страны.

К примеру, в Канаде в 1993—2000 гг. расходы госбюджета сократили с 52,5% до 41,3% ВВП. В Норвегии (2003—2006) — с 47,9% до 40%, в Нидерландах (1995—1997) — с 57% до 46,7%. И даже Швеция (1995—2000) — страна победившего социализма — урезала выплаты с 63,5% до 52,7%.

Заметьте, речь идет о государствах, гораздо более богатых, чем нынешняя Украина.

Масштабы разрушений

, //Катерина ЛАЩИКОВА

Исполнительный директор «Центра экономической стратегии» Глеб ВЫШИНСКИЙ на конференции «Государственные расходы в Украине: как добиться большего, затрачивая меньше?», которая состоялась в Киеве, представил результаты исследования «Эффективность государственных расходов и как ее увеличить».

По расчетам экспертов центра, оптимальный уровень расходов украинского госбюджета составляет 37% ВВП. Сейчас эта цифра равна 43%, в 2010—2014 гг. — 47%.

Если проанализировать динамику экономического роста в 2010—2014 гг., то именно попытки тянуть непосильную бюджетную ношу привели к тому, что мы имеем сейчас. Ведь экономика начала падать еще со второго квартала 2012 г. Причина — накопление государственных отчислений, которые начались с первых серьезных трат на т. н. социальные стандарты накануне парламентских выборов 2012 г.

Почему важно тратить меньше, но гораздо эффективней?

Во-первых, государственные кредитные обязательства Украины растут с космической скоростью. Сейчас долг составляет 80% ВВП. При этом 4,5% ВВП в год уходит только на обслуживание долга. Это сумма, равная нынешним расходам на оборону и большая, чем затраты на здравоохранение.

При президенте Ющенко в 2008—2010 гг. долг вырос с 10% до 35% ВВП. При Януковиче — вопреки распространенному мифу о том, что правительство Николая Азарова в долг не жило, — кредитные обязательства страны в 2010—2013 гг. выросли почти до 50% ВВП.

И этот дефицит необходимо снижать. В противном случае страна получит очередную реструктуризацию долгов и мы никогда не выйдем из круговорота программ МВФ.

Во-вторых, в стране существует огромное количество т. н. «агентов захвата государства». То есть бюджетные деньги уходят на нецелевые программы, которые лоббируют группы влияния, ориентированные на извлечение неправомерной ренты и другую незаконную деятельность.

Поэтому каждый раз, когда правительство выделяет средства, оно должно помнить, что сегодня Украина занимает одно из первых мест (130-е) по индексу восприятия коррупции.

Третье. Низкий и неэффективный уровень капитальных вложений (только 2% в 2015 г.). При этом мы еще и умудряемся не использовать в полном объеме финансовую помощь международных финансовых организаций.

Каковы результаты такой неэффективности? Например, высшее образование, общественный порядок, безопасность и судебную власть — перефинансировали, а среднее образование и покупку медицинских товаров и оборудования — недофинансировали.

Образование получает 13% общих расходов госбюджета, но среднему образованию перепадает явно недостаточно. Хотя как раз школы — учреждения, которые посещают практически 100%. В то время как в садики и в вузы ходят не все. В итоге имеем низкий уровень учителей по причине нищенских зарплат в общеобразовательных школах, а 15% их выпускников в 2016 г. не смогли сдать тест по математике.

Социальная защита и пенсионное обеспечение получают 40% государственных отчислений. Но 90% соцвыплат не проверяют на бедность, поэтому на 42 млн. граждан — 48 млн. получателей различных видов социальной помощи. Из 10 млн. пенсионеров — 4,5% младше пенсионного возраста. Результат — пенсии в 2—3 раза ниже средней зарплаты, а трети пенсионеров не хватает денег даже на еду.

Подробнее см., пожалуйста, инфографику...

  • Размазать ровным слоем нищету — это не значит построить социально ориентированное государство, фото №1

    Размазать ровным слоем нищету — это не значит построить социально ориентированное государство, фото №1, фото №1
  • Размазать ровным слоем нищету — это не значит построить социально ориентированное государство, фото №2

    Размазать ровным слоем нищету — это не значит построить социально ориентированное государство, фото №2, фото №2
  • Размазать ровным слоем нищету — это не значит построить социально ориентированное государство, фото №3

    Размазать ровным слоем нищету — это не значит построить социально ориентированное государство, фото №3, фото №3
  • Размазать ровным слоем нищету — это не значит построить социально ориентированное государство, фото №4

    Размазать ровным слоем нищету — это не значит построить социально ориентированное государство, фото №4, фото №4
Фото 1 из 4

Скорость ремонта

В 2014 г. госрасходы съели более 50% ВВП. Дефицит бюджета составил 10%, половину из которого сформировал собственно дефицит госбюджета, вторую половину обеспечил НАК «Нафтогаз Украины» в связи с субсидированием госкомпанией цены газа для населения.

, //Катерина ЛАЩИКОВА

«В этом году проблема дефицита «Нафтогаза» уже полностью ликвидирована, так как цены для населения равны показателям импортного паритета на углеводороды, — рассказывает зампредседателя Стратегической группы советников по поддержке реформ (SAGSUR) Павел Кухта.

— Субсидии отсутствуют, и технически они уже невозможны. Сегодня дефицит госбюджета не превышает показателей согласно требованиям программы МВФ (3—8%), и он продолжает сокращаться. При этом расходы государственного сектора находятся на уровне примерно 42% ВВП».

То есть в плане фискальной оптимизации правительство продвинулось очень далеко, считает эксперт. Пенсионные расходы в конце 2013 г. составляли 18% ВВП — это первое место в мире. Сейчас (по данным Мирового банка) — 11,3%.

Государство действительно существенно снизило фискальную нагрузку, но сделано это было частично за счет структурных реформ, например, преобразований «Нафтогаза». В основном процесс сдвинулся лишь благодаря высокой инфляции и неиндексации пенсий и зарплат в госсекторе.

Чиновники просто сжали пружину, снизив оплату труда и социальные стандарты. Не провели медицинскую реформу, очень слабо меняли структуру образования, не переформатировали пенсионную систему.

Сейчас пружина разжимается, началось сильное политическое давление на предмет увеличения госрасходов. В результате тенденция снижения фискальной нагрузки на следующий год уже нарушена, и в 2017 г. расходы госбюджета увеличатся до 43,5% ВВП.

Только сейчас частично стали проводить структурные реформы. Наконец-то начались преобразования в медицине, самой архаичной на сегодня сфере.

Стали внедрять большую стратегию реформирования управления государственными финансами. Ведь сегодня действуют мягкие бюджетные ограничения. Если кому-то жестко обрезают финансирование, начинаются протесты, политическое давление. В результате, как правило, средства все-таки выделяются.

Проходит уже третья за последние три года налоговая реформа. Хотя на самом деле это части одного процесса, который нужно было провести единовременно, что по разным причинам не удавалось. При этом со стороны олигархов не исчезла привычка уклонения от уплаты налогов при помощи офшоров.

В 2014 г. — внедрили систему электронного администрирования НДС и провели налоговую децентрализацию. В прошлом году — вдвое уменьшили единый социальный взнос, внедрили два открытых списка на возмещение НДС и снизили потолок финансового оборота в упрощенной системе для малого бизнеса (с 20 млн. до 5 млн. грн.) и тем самым частично урезали возможности уклонений от оплаты налогов. Недавно принят за основу большой законопроект, касающийся налогового администрирования, который закроет много коррупционных лазеек.

«При этом остается огромный валютный госдолг, — говорит Павел Кухта. — И если вдруг гривня опять существенно упадет, то мы снова пойдем в никуда — возникнут дефициты, возрастет фискальная нагрузка».

Многие говорят, что рост отчислений из госбюджета спровоцирует потребительский спрос, что в свою очередь будет стимулировать внутренний рынок.

«Отчисления, которые финансируются государством, не создают абсолютно никакого дополнительного спроса на рынке, — полагает эксперт. — С данным вредным заблуждением следует бороться».

Дело в том, что это ведь арифметически невозможно. «Деньги, прежде чем кому-то отдать, необходимо у кого-то забрать, — поясняет советник. — У кого эти средства изъяли — для них спрос уменьшился, там, куда их направили, — увеличился. И совокупно говорить о каком-то росте спроса невозможно».

Бизнес мог эти средства направить в инвестиции, но вы изъяли у него часть средств, тем самым урезав инвестиционный спрос. Передали эти деньги через социальные отчисления кому-то, кто купил на них, к примеру, овощи — таким образом вы увеличили потребление. И в лучшем случае на рынке получится паритет.

А если перечислим деньги бизнеса человеку, который купит даже не овощи, а валюту и положит ее под матрас, то мы таким способом просто на неопределенный срок выведем эти средства из экономического оборота. А в еще худшем случае эти же деньги могут уйти в офшор навсегда.

«В условиях крайне коррумпированного государства со всех перераспределительных потоков деньги постоянно исчезают. Пока от бизнеса они дойдут до социальной сферы, их становится меньше благодаря нечистоплотным чиновникам», — заключает Кухта.

Справка «2000»

Центр экономической стратегии: 01033. Киев, ул. Саксаганского, 36д, 3-й подъезд, 3-й этаж, тел. (044) 492-7970, www.ces.org.ua, office@ces.org.ua

Стратегическая группа советников по поддержке реформ (SAGSUR) — сообщество десяти специалистов (иностранных и украинских). Председательствуют в группе бывший министр финансов и вице-премьер Польши Лешек Бальцерович и экс-министр финансов Словакии Иван Миклоша. SAGUR создана в середине апреля прошлого года.

Мнение

, //Катерина ЛАЩИКОВА

Дмитрий МАРУНИЧ, соучредитель Фонда энергетических инициатив:

— Какие меры позволили исправить ситуацию в НАК «Нафтогаз Украины». Кратное повышение тарифов на газ для населения и теплокоммунэнерго. Также на улучшение экономики «Нафтогаза» повлияло снижение стоимости импортного газа в валюте на протяжении тех периодов, когда цена реализации отдельным категориям потребителей не отвечала импортному паритету.

Но резкое повышение тарифов на газ и тепло привело к необходимости предусмотреть в госбюджете многомиллиардные объемы средств на выплату субсидий. Поэтому реальным решением проблемы безубыточности сектора станет исключительно рост реальных доходов населения, которое тогда перестанет нуждаться в поддержке государства на оплату коммунальных услуг.

Фактически в настоящее время Украина идет по пути реализации либеральных реформ, предполагающих шоковую терапию в отдельных отраслях народного хозяйства, в которых государство сохранило регулирующие функции.

Сомневаюсь, что описанный выше механизм в полной мере эффективен для иных госпредприятий. На фоне продолжающегося экономического кризиса и неясных перспектив поддержки действующего режима Западом я не исключаю провала ряда реформ в топливно-энергетическом секторе. Также необходимо отметить, что шоковая терапия способна вызвать протесты населения, и это может повлиять на дальнейшую их реализацию.

Оптимальной моделью выведения убыточных контролируемых государством предприятий является постепенное повышение тарифов для пользователей товаров и услуг, которое сопровождается ростом доходов населения. Кроме того, опыт отдельных западных стран показывает целесообразность сохранения дотируемых предприятий даже в условиях либеральной рыночной модели экономики. Например, речь идет о городском транспорте в Испании, пассажирских железнодорожных перевозках в Италии и ФРГ.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

В Раде признали: украинцы беднее всех в Европе

Средняя зарплата в Украине почти равна минимальной оплате труда в Болгарии

Безработица — мать бедности

Украина в гетто бедности и под плетью безработицы

Пенсионное накопительство: плакали ваши денежки

Те, кто поверит в накопительную систему, просто потеряют свои деньги, которые исчезнут...

Самое время вспомнить ГУЛАГ

В бурные постперестроечные годы на Украине не найти было человека, который не знал бы...

В Закарпатье Порошенко благодарили за бедность

Изображение Порошенко в виде арестанта запустили в небо на черных шариках

Захарова обвинила Порошенко во лжи

Представитель МИД РФ прокомментировала слова Порошенко о вине России в бедности...

Загрузка...

Последний компромисс?

При годовом плане в 1 млрд. грн за 8 месяцев 2019-го от растаможки в госбюджет поступило 7,1...

Прогноз неочевидного ускорения

Вместо экономического роста реформаторы могут получить долгосрочное сокращение...

Реформенный зуд

Продолжающаяся деиндустриализация свидетельствует о неспособности МОН выполнять...

Земля как последний форпост

Создание президентом Зеленским рынка земли в условиях плачевного состояния экономики...

В испытательный полигон превратили гражданскую войну...

Восточная Украина — самый важный плацдарм транснационального движения «борьбы...

Не разжигать пожар

Хрупкий мир в Украине может быть нарушен даже непреднамеренным вмешательством извне

Комментарии 3
Войдите, чтобы оставить комментарий
Аналитик
03 Января 2017, Аналитик

Экономика всегда зависела и будет зависеть от ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ лиц, в руках которых сосредоточена власть в стране. Вариантов возрождения экономики в стране всегда множество.
Но во все времена во всех государствах реализуются только те цели, решение которых первые лица берут на себя и только в тех случаях, когда они обладают способностями к управлению государством.
Потому не статьи с замечательными предложениями по улучшению экономики нашей стране нужны сегодня, а личности с государственным мышлением. Их надо искать и помогать подняться над той плесенью, которая нас накрыла.
Без них с тем же успехом можно мечтать о победе на скачках запрягая очередную хромую клячу.
Нет у государства сегодня ни курса, ни цели. Те хаотические движения, которые выдаются за реформы, не способны привести никуда, поскольку за ними нет ни стратегии ни ответственных за свои решения лиц. Если бы они были - давно повесились от тех перспектив, которые вырисовываются после массового охвата субсидиями населения страны.

- 3 +
Всеволод
15 Декабря 2016, Всеволод

На редкость толковый материал.
Я не понимаю, почему у статьи такой низкий рейтинг?
И где вообще бурное обсуждение? Где ломка копий на форуме? Никому не интересно?
А ведь это важно. Это гораздо важнее безвиза, споров о том, является ли Майдан революцией или переворотом и гораздо важнее разговоров о том, кому при СССР было жить хорошо.

- -7 +
Старый Ворчун
17 Декабря 2016, Старый Ворчун

Вы о чём, уважаемый?

Те, кто МОГУТ спорить АРГУМЕНТИРОВАННО... все "парятся в бане". Вместе с Авторами.
Не заметили, что цензура в "2000" почище, чем в "ЗН", "Украинской правде", российских "Новой газете", "Эхе Москвы", "Дожде"?..

А Авторы (пока ещё оставшиеся. Местами) предпочитают больше не обсуждать что-либо с Читателями, а просто публиковаться. Споры закончились вместе с ТЕМ "2000". К несчастью!

- 8 +
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка