Стивен Пайфер "Революция на Майдане – пять лет спустя: перспективы Украины"

24 Февраля 2019 2 2.8

  

 Стивен Пайфер - американский дипломат, посол США в Украине (1998–2000), старший научный сотрудник Института Брукингса — директор Центра Инициативы по контролю над вооружениями.

Фрагменты из доклада Стивена Пайфера «К порядку от хаоса: Революция на Майдане, пять лет спустя -- перспективы Украины».

Пять лет назад революция на майдане привела к изгнанию авторитарного президента. За эти годы Украина добилась существенного прогресса в вопросе внутренних реформ. Согласована и цель – стать нормальным европейским государством. Тем не менее перед Украиной стоит еще масса задач. Стране приходится проводить реформы на фоне вялотекущей (но реальной) войны с Россией, незаконно захватившей Крым и поддерживающей неутихающий конфликт в восточном регионе Донбасса.

В ближайшие девять месяцев в Украине доминировать будет политика. 31 марта украинцы отправятся на выборы президента, 21 апреля состоится необходимый для определения победителя второй тур, а уже осенью в стране пройдут парламентские выборы.

Избирательный процесс и предшествующий ему период предвыборной гонки не способствуют проведению реформ. Да и реального прорыва в урегулировании конфликта на Донбассе в такой период ожидать не приходится.

Москва испытывает неприязнь к действующему президенту Петру Порошенко, и Кремль вначале дождется итогов президентских и парламентских выборов, а только после этого примет решение о том, стоит ли пересматривать выбранный курс.

В последние два годы темп реформ замедлился. А добиться необходимо большего, чем уже реализовано, – провести реформу судебной системы, укрепить принцип верховенства права и предпринять дополнительные меры в деле обуздания коррупции. Верховная Рада, к сожалению, продлила мораторий на свободную продажу земель сельскохозяйственного назначения, что препятствует формированию ипотечного рынка, способного обеспечить фермеров необходимым для повышения производительности труда капиталом. Олигархи все так же продолжают оказывать чрезмерное влияние на политику.

Непрекращающийся конфликт на Донбассе вполне объяснимо отвлекает внимание от реформ. В боевых действиях периодически наблюдаются обострения – в частности, в августе 2014 и феврале 2015 гг., когда для участия в боях в Украину вошли регулярные подразделения российской армии. Несмотря на соглашение, заключенное в феврале 2015 г. в Минске при посредничестве лидеров Германии и Франции, конфликт не прекращается. На текущий момент он унес свыше 12 000 жизней – и конца ему пока не видно.

Это год выборов

Заниматься практической реализацией новых реформ в 2019 г. будет сложно, поскольку акценты внимания в политике смещены на электоральный процесс. На дефицит кандидатов на выборах 31 марта жаловаться не приходится. ЦИК зарегистрировал 44 человека, но многие вполне могут сойти с дистанции. Наиболее реальны перспективы трех кандидатов: действующего президента Порошенко, экс-премьера Тимошенко и комедианта Зеленского. Судя по свежим соцопросам, Зеленский лидирует, а Порошенко и Тимошенко делят второе и третье места.

За пять недель до дня голосования измениться может многое. Порошенко позиционирует себя в качестве уже проверенного временем лидера пребывающей в состоянии войны страны, но его перспективы омрачены широко распространенным мнением о том, что Украина при нем движется в неверном направлении.

Тимошенко избрала популистскую платформу – она может показаться привлекательной избирателям, но убедить в ее целесообразности международных доноров будет очень непросто. Кроме того, у Тимошенко (как и у Порошенко) высок негативный рейтинг доверия.

Исполнивший роль президента Украины в телевизионном комедийном сериале Зеленский выглядит подобно чистому листу: ему еще только предстоит подробно и детально разъяснить – что может принести стране его президентство, а также, кто именно войдет в состав его команды.

Набрать необходимые для победы в первом туре более 50% голосов не удастся никому. Украинцы через две недели вновь отправятся на участки – выбирать из двух кандидатов, показавших максимальный результат. Выборы могут проходить грязно, но они, несомненно, будут ожесточенно конкурентными, и никто не способен с уверенностью и заранее назвать имя победителя. Этим и отличается украинская демократия от демократии большинства государств постсоветского пространства.

После второго тура голосования все внимание будет приковано к выборам в Раду – они состоятся осенью, скорее всего в октябре. Победитель апрельского голосования будет пытаться заручиться мощной парламентской поддержкой на осенних выборах.

Двойственная суть системы исполнительной власти Украины наделяет президента правом назначать министра иностранных дел и министра обороны, а также глав силовых ведомств. При этом остальных министров назначает премьер-министр, избираемый Верховной Радой. Вот почему процесс согласования любого важного политического решения требует тесного сотрудничества президента с премьер-министром и парламентом.

Кто бы ни занял кресло на Банковой, ему (или ей) следует ожидать мощного давления со стороны гражданского общества (и западных друзей Украины) ради продолжения все еще необходимых реформ. Жесткие реформы, предусматривающие непопулярные решения, как правило, лучше всего проводить в самом начале срока действия полномочий президента и парламента.

Москва в ожидании

Озвученные осенью 2017 г. планы, предусматривавшие введение миротворческих сил в качестве политического прикрытия процесса вывода из Донбасса российских (или марионеточных) сил, в жизнь так и не воплотились. Практически с полной уверенностью можно предположить – российское правительство вначале дождется результатов выборов в Украине. Только после этого в Москве займутся обдумыванием вопроса о том, стоит ли пересматривать нынешнюю политику сохранения тлеющего на Донбассе конфликта в качестве инструмента оказания давления на Киев.

Высокопоставленные российские чиновники четко дают понять – им хочется, чтобы президентство Порошенко одним сроком и закончилось. На этих выборах Москва никого не поддерживает прямо – грамотный шаг, поскольку российская поддержка для любого украинского кандидата означала бы своеобразный «поцелуй смерти». Кроме того, в Москве намерены дожидаться результатов выборов в Верховную Раду, но при этом вполне могут применить скрытые методы оказания влияния на итог голосования.

В Кремле, похоже, надеются на повышение степени сговорчивости украинского президента и парламента после выборов. Это ложный оптимизм. Одним из непреднамеренных последствий аннексии Крыма и оккупации части Донбасса Россией стало лишение большинства дружелюбно настроенных по отношению к РФ украинских избирателей возможности принимать участие в выборах-2019.

Более того, российское руководство не осознает, насколько сильно пять лет российской агрессии восстановили украинцев против Москвы. Преодоление их гнева потребует многих лет (если не десятилетий), а начать этот процесс можно будет только после восстановления мира.

На самом деле политика президента Путина, стремившегося удержать Украину на орбите России, в не меньшей степени, чем все остальное, способствовала отдалению Киева от Москвы и сближению Украины с Западом. В начале февраля Рада 334 голосами против 17 голосов приняла решение о закреплении в Конституции страны вступление в НАТО и ЕС как стратегических целей Украины. Подобный результат голосования до 2014 г. был бы невозможен.

Как ни печально это констатировать, но избранная Москвой политика выжидания результатов осенних выборов в Раду знаменует продолжение столкновений вдоль линии соприкосновения на Донбассе и рост числа погибших. Но Кремль это, судя по всему, не беспокоит.

Кое-кто в Киеве опасается масштабного российского наступления, поскольку московские «ястребы» на телеканалах регулярно призывают задействовать военную силу для решения того, что они именуют «украинской проблемой». Но такое наступление выглядит маловероятным. 

Для его организации потребуется задействовать регулярные подразделения российской армии, а их участие в конфликте скрыть не удастся. Кроме того, боевые потери негативно скажутся на настроениях в российском обществе. Да и Запад наверняка нанесет по уже переживающей стагнацию экономике ответный удар карательными санкциями.

И в чем смысл наступления? Заинтересованности в аннексии Донбасса Москва не проявляет. Готова ли она оккупировать новые территории ради столкновения с ситуацией, в которой враждебно настроенное население берется за оружие и переходит к тактике партизанской борьбы?

У Путина нет необходимости совершать масштабные шаги, сопряженные с немалым риском, ведь его «тактика салями» работает эффективно. Ноябрьское нападение россиян на украинские корабли, совершавшие мирный переход через Керченский пролив, не вызвало серьезной ответной реакции США или Европы. И сегодня Россия существенно приблизилась к установлению одностороннего контроля над Азовским морем.

Куда более интересный вопрос появится на повестке дня к концу 2019 или в начале 2020 гг. Со временем Путин осознает, что украинский президент не станет (а с учетом общественных настроений просто не сможет) проявлять больше дружелюбия по отношению к РФ, а болезненные удары санкций при этом не прекратятся.

Примет ли он в этой ситуации решение о поиске путей выхода из Донбасса? Если это произойдет, то создать пути отхода для россиян и обеспечить переход к восстановлению суверенитета Украины смогут миротворческие силы ООН с широкими полномочиями в сочетании с временной международной администрацией.

Но даже после этого на повестке дня будет стоять вопрос Крыма – спорный статус полуострова надолго останется бременем, отягощающим украинско-российские отношения. Однако в такой ситуации, как минимум, будет прекращена бойня на Донбассе, а местное население получит возможность вернуться к нормальной жизни.

Но все упомянутое выше зависит от принятия Кремлем решения о выходе. А для этого шага Путину необходимо будет смириться с утратой Украины или, по крайней мере, избрать иную тактику возвращения Киева в орбиту влияния Москвы.

Политика Запада

На протяжении всего 2019 г. Западу следует терпеливо продолжать политику оказания поддержки Украине. Руководству американских, европейских и международных финансовых институтов следует готовиться к проведению переговоров о будущем курсе реформ с президентом Украины уже весной, а с новым составом парламента и новым премьер-министром – уже осенью.

Западным донорам необходимо удержаться от соблазна позволить Украине остановиться на уже достигнутом: надо оказывать на Киев давление ради реализации реформ в максимально полном объеме, обеспечивающем устойчивый и значительный рост экономики страны. Все требуемые для этого рычаги (кредиты под низкие процентные ставки и фонды оказания помощи) в распоряжении доноров уже имеются.

Одним из важных компонентов экономического будущего Украины остаются реформы, направленные на расширение притока инвестиций. Несмотря на то, что в прошлом году темпы роста экономики достигли 3%, этот показатель должен составлять 5%-6%. Судя по недавнему комментарию министра финансов, при сохранении текущих темпов роста Украина будет догонять соседнюю Польшу еще 50 лет. Эту ситуацию необходимо переломить ради успешности Украины.

Что касается России – США и Европе следует сохранять (и ужесточать) режим визовых и экономических санкций, четко давая при этом понять, что сигналом к их отмене (за исключением санкций, связанных с Крымом) может стать только подлинное урегулирование конфликта на Донбассе. Упомянутое урегулирование одновременно снимет и самое большое препятствие на пути к переводу отношений между Западом и Россией в более нормальное русло.

Канцлеру Германии Ангеле Меркель придется задействовать все свои выдающиеся политические таланты ради сохранения нынешнего курса Европейского Союза. Конгрессу США необходимо предотвращать попытки президента Трампа, направленные на смягчение существующей политики. Жесткий подход Запада обеспечит максимальную вероятность учета Кремлем всех возможных издержек и готовность Москвы к выбору иной политики.

Итак, 2019 г. вряд ли суждено стать годом прорыва для Украины. Тем не менее, если все пойдет по плану, если Киев и далее сможет рассчитывать на непрерывную поддержку Запада, то все основы для осуществления значимых перемен в 2020 г. могут (не обязательно будут, а именно могут) быть заложены уже в этом году.

ИСТОЧНИК - https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2019/02/22/ukraine-looking-forward-five-years-after-the-maidan-revolution/

Справка «2000»:

Брукингский институт – американская исследовательская организация, основанная в 1916 г. Помимо штаб-квартиры в Вашингтоне, у института есть три международных центра – в Дохе, Пекине и Нью-Дели. Журнал The Economist называет институт «одним из самых престижных аналитических центров Америки». Президент института Джон Аллен – генерал-полковник корпуса морской пехоты США, бывший командующий международными силами содействия безопасности в Афганистане.


Загрузка...
Загрузка...

Экономика языка, понимаемая по-разному

Законопроект №5670-д «Об обеспечении функционирования украинского языка как...

Темные воды

Если прорвет дамбу Киевского моря, и столицу, и всю Украину ждут события похуже...

Операция «Серп и Молот»: Украина готовится...

Материал со столь неоднозначным заголовком опубликован 11 марта (буквально за три...

Украинское судостроение: конкуренция в неравных...

Судостроение исторически было одной из крупнейших и наиболее технологически...

Шевченко — националист или интернационалист

Цена пресловутого Тарасова «антимоскальства» наглядно просматривается в его...

Почему Порошенко не достоин второго срока

Дайан Фрэнсис: «Украина никогда не сможет стать частью Евросоюза до тех пор, пока не...

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
Виктор
25 Февраля 2019, Виктор

Это конечно не прорыв, но это подготовка к прорыву, вечная подготовка , даже еще не к прорыву , а к реформам пока,главное чтобы вымирали и разбегались быстрее

- 15 +
Лёхин

Итак, 2019 г. вряд ли суждено стать годом прорыва для Украины. - да и предыдущие годы как-то прорывом не увенчались. Пикирование - это не взлет по вертикали. Из пике можно и не выйти.

- 19 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка