Севастополь на распутье: налево пойдешь — городом станешь, направо — регионом...

№22 (74) 1 - 7 июня 2001 г. 01 Июня 2001

В Севастополе побывала делегация депутатов Верховной Рады во главе с председателем Комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Юлием Иоффе. Посланцы высшего законодательного органа Украины попытались прояснить взгляды местных властей относительно проектов Законов «О статусе Севастополя» и по возможности сблизить их.

Прояснить-то прояснили, а вот сблизить — так и не удалось. Председатель Севастопольской городской государственной администрации (СГГА) Леонид Жунько по-прежнему считает, что Севастополь должен приобрести статус региона (таковым он фактически, но не юридически сегодня и является). А вот председатель Севрады Василий Пархоменко ратует за то, чтобы Севастополь стал полноценным украинским городом. У обоих достаточно аргументов.

Аргументы с каждым годом становятся все весомее, ибо уже десять лет местные руководители пытаются инициировать, а депутаты Верховной Рады — принять закон, которым бы регулировались отношения исполнительной и представительной властей Севастополя. Тем более, что согласно статье 133 Конституции Украины «города Киев и Севастополь имеют специальный статус, который определяется законами Украины».

Если закон о Киеве уже принят парламентом и регулирует жизнь столицы, то до Севастополя народные избранники все никак не доберутся. Точнее — с 1996 года они пытались рассматривать четыре проекта, но всякий раз — безуспешно. Наконец в 1999 году на финишную прямую законотворческого процесса вышли два документа, подготовленные соответственно депутатом-коммунистом Вадимом Зачесовым и депутатами Иоффе и Бессмертным. С тех пор эти два проекта и остаются главными конкурентами на первенство, отражая взгляды руководителей Севастополя на устройство власти в городе.

Проблема статуса Севастополя уходит своими корнями в историю. Основанный в 1783 году как военно-морской порт и крепость, город длительное время (вплоть до наших дней) оставался таковым. И в этом была его специфика.

Однако с распадом СССР и обретением Украиной независимости стало ясно, что Севастополь начал утрачивать значение главной базы Черноморского флота, несмотря на то, что руководители ЧФ, по сути, отказались признать юрисдикцию Украины и обратили свои взоры в сторону Москвы. В местных политических кругах нашлись их сторонники, которые и инициировали проблему статуса Севастополя. Но уже не как военно-морской базы, а города российского подчинения.

Дошло даже до того, что 23 августа 1994 года Севрада приняла скандальное решение о российском статусе города. Сначала Верховный Совет РСФСР, а затем и Государственная дума РФ приняли документы, в одностороннем порядке признавшие российскую принадлежность города.

И как в этой ситуации (чтобы сохранить территориальную целостность Украины) должен был поступить Киев? Закрепить принадлежность Севастополя в Конституции Украины. И для пущей крепости — с особым статусом, чтобы навсегда отбить охоту у всех желающих делить территорию нашей страны. Что и было сделано. Этот ход остудил местных сепаратистов, но проблему разделения властей города не решил.

Да и не мог решить. Власть Севастополя сегодня представляет собой странный симбиоз органа самоуправления в лице Севрады и администрации — структуры, более присущей областному центру. В любом случае реальные рычаги управления городом находятся в руках СГГА, а функции Севрады весьма ограничены. Депутатов такая ситуация не устраивает, как, впрочем, и чиновников госадминистрации, которым не хватает вполне законных оснований для своей деятельности. Словом, и те и другие хотят Закона «О статусе Севастополя». Правда, с разным содержанием.

Местные депутаты стремятся к полновесной власти, а потому ратуют за принятие Закона «О статусе города Севастополя» в редакции своего единомышленника депутата Зачесова. Чиновники госадминистрации отстаивают редакцию проекта закона господ Иоффе и Бессмертного, ибо она фактически сохраняет их верховенство в городе. И кто же из них прав? Попробуем разобраться.

Аргументы депутатов и администраторов

Председатель Севрады Василий Пархоменко через СМИ без устали рассказывает местным жителям о необходимости отдать всю полноту власти в городе народу, а реализовать ее через местное самоуправление, то есть советы всех уровней. Советы назначат администрации, и начнется, дескать, новая жизнь в соответствии с Законом Украины «О местном самоуправлении».

Пархоменко без устали критикует чиновников госадминистрации, которые не подотчетны никому, кроме, разумеется, своего председателя Леонида Жунько, который подчиняется лишь Президенту Украины.

Леонид Жунько не менее убедителен, когда ссылается на статью 118 Конституции Украины, согласно которой исполнительную власть в Севастополе осуществляют местные государственные администрации. А базовый уровень города (статья 133 Основного Закона) позволяет рассматривать его как мини-область.

— Мы просто обязаны сохранить наши областные привилегии, — делится с «2000» своими мыслями Леонид Михайлович, — однако Севрада в упорной борьбе за расширение местного самоуправления готова ими пожертвовать и превратить Севастополь в весьма заурядный город...

Действительно, сегодня Севастополь — это не только город с четырьмя районами, но и два небольших города-спутника — Балаклава и Инкерман, а также несколько десятков сел на обширной сельскохозяйственной территории. Чем Севастополь не область?

Но даже это обстоятельство не убеждает местных народных избранников, имеющих сторонников в Верховной Раде. Например, депутат украинского парламента от Макеевки Владимир Моисеенко, встречаясь с Леонидом Жунько и Василием Пархоменко, сказал, мол, нет у вас никакой специфики, достаточно вашу сельскохозяйственную зону передать Автономной Республике Крым, и проблема сама собой разрешится. Однако жертвовать территорией (кстати, приносящей большую прибыль в бюджет), похоже, пока не готовы и депутаты Севрады.

Однако специфика Севастополя заключается не только в территориальном устройстве, но и в функциях города. В отличие от Макеевки, Севастополь стоит на берегу «самого синего моря» и базируются в нем флоты Украины и России. Другими словами, у города есть военно-политическая и международная функции, которые в свое время имели острый политический резонанс, связанный с разделом ЧФ бывшего СССР.

Не следует забывать в этой связи и о том, что именно Севрада в не столь далеком прошлом неоднократно высказывалась за единство ЧФ в пользу РФ, так или иначе ослабляя позицию Киева на переговорах с Москвой по флоту. СГГА же, образованная по указу Президента Украины, наоборот, всегда занимала государственную позицию в проблеме раздела ЧФ.

Сегодня, когда статус ЧФ РФ в Севастополе определен, и острые политические коллизии в этой связи отошли на второй план, Василий Пархоменко хочет передать международную функцию Севастопольской ГГА и этим ограничить роль администрации в городе. Леонида Жунько такая перспектива не устраивает.

Леонид Михайлович между тем старается не конфронтировать, а наоборот — искать компромиссы с Василием Михайловичем. Кое-что даже получается. Например, СГГА и Севрада приняли совместные документы — временные положения, окрещенные «Малой Конституцией Севастополя». Власти договорились взаимодействовать в таком остром вопросе, как земельный. Однако документы носят рекомендательный характер и могут быть нарушены в любой момент и без каких бы то ни было юридических последствий.

Леонид Жунько считает, что судьба Закона Украины «О статусе города Севастополя» должна решаться прежде всего в Севастополе.

— Какой текст согласуют с авторами двух проектов (Зачесова и Иоффе—Бессмертного. — Авт.) руководители исполнительной и законодательной властей Севастополя, — говорит Жунько, — тот и будет принят. В противном случае — новый неуспех...

Василий Пархоменко тоже считает, что судьба закона должна решаться на месте. И в этой связи якобы уже проведен опрос общественного мнения, который показал, что 50 тысяч севастопольцев — за вариант законопроекта Зачесова, то есть поддерживают позицию руководства нынешней Севрады.

Постоянная апелляция Пархоменко к мнению севастопольцев вполне оправдана. Хотя бы потому, что именно Василий Михайлович вместе с другими 74 депутатами полностью легитимен, и это придает им мощный импульс. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что подавляющее большинство народных избранников — коммунисты, которые и сегодня не скрывают своих просоветских и пророссийских взглядов. И в этом — вся соль коллизий вокруг статуса Севастополя.

Берег левый, берег правый. Следует помнить, что Василий Пархоменко — не только председатель Севрады, но и руководитель городского комитета Компартии Украины. Он — противник Президента Кучмы и активный сторонник обновленного Союза.

Леонид Жунько — председатель Севастопольского отделения Всеукраинского объединения демократических сил «Злагода». Он — энергичный сторонник налаживания прямых экономических связей с регионами Украины и, что немаловажно, — России. На этом поприще Леонид Михайлович преуспел, подписав несколько соглашений, в том числе с Санкт-Петербургом и Москвой.

Оба руководителя в случае необходимости способны активизировать так называемый административный ресурс для выполнения конкретных задач. Пархоменко может собрать несколько сотен сторонников под красными знаменами на площади Нахимова, чтобы выразить недоверие Президенту Украины. А Жунько (заметим, как общественный деятель) в состоянии позвать под сине-желтые стяги уже несколько тысяч человек, чтобы, напротив — поддержать Леонида Кучму.

Таким образом, компромиссный Закон «О статусе города Севастополя» с подачи местных руководителей (даже если они договорятся обо всем) Верховная Рада Украины вряд ли примет уже в силу собственных внутренних политических противоречий.

Между тем принимать его следует. И как можно скорее. Слишком много накопилось проблем в Севастополе, которые необходимо разрешить. Скажем, не так давно приезжал в город высокопоставленный чиновник Кабмина и вполне серьезно зондировал вопрос передачи в собственность ЧФ РФ зданий, причалов и сооружений украинского города. В условиях отсутствия Закона «О статусе города Севастополя», согласитесь, такую задумку можно реализовать на практике. А потом в качестве статус-кво внести в Закон.

Севастополь — словно сказочный витязь — на распутье: налево пойдешь — городом станешь, направо — регионом. Но не все зависит от выбора витязя. Другие персонажи этой несколько затянувшейся сказки вполне могут сделать ее былью. Вот только кто и когда?

Не так давно приезжал в город высокопоставленный чиновник Кабмина и вполне серьезно зондировал вопрос передачи в собственность ЧФ РФ зданий, причалов и сооружений украинского города

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Форма сути не заменит

Меморандум законодательно закрепляет возможности иностранных граждан влиять на...

Черная метка Украины

Вместо того чтобы заниматься выполнением гособоронзаказа, приходится обороняться от...

Два взгляда на историю

В соответствии со школьными учебниками истории становление нашей страны как...

До развала Союза оставался один шаг

К 30-летию принятия Декларации о государственном            суверенитете...

Лікарняне харчування: проблеми і низькі стандарти

Реалії харчування в лікарнях України — це мізерне фінансування, застарілий підхід...

Портрет либерального фашизма

Масса людей, оказавшихся на разных руководящих должностях, представляет собой класс...

Рыбные дни в Чернобыле

Радиоактивное облако накрыло значительные территории Украины и Белоруссии. Но есть...

Уважаемые читатели!

Несколько дней назад несанкционированно, без ведома руководства издания на нашей ...

Последний компромисс?

При годовом плане в 1 млрд. грн за 8 месяцев 2019-го от растаможки в госбюджет поступило 7,1...

Прогноз неочевидного ускорения

Вместо экономического роста реформаторы могут получить долгосрочное сокращение...

Реформенный зуд

Продолжающаяся деиндустриализация свидетельствует о неспособности МОН выполнять...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка