Шевченко — националист или интернационалист

№10 (898) 8 — 14 марта 2019 г. 05 Марта 2019 4.6

Копаться в этой проблеме меня, украинца с деда-прадеда, подтолкнули четыре обстоятельства.

«Свои» и «чужие»

Во-первых, стремление, воспользовавшись подходящим поводом (малой, но «круглой» датой), разобраться в одной из талантливейших и противоречивейших фигур не только отечественной, но и мировой литературы. Одними — возносимой до небес в качестве символа светлых устремлений человеческого духа, самосознания и национального возрождения. Другими — столь же категорично ниспровергаемой и ассоциируемой со знаменем мрачной ксенофобии, нетерпимости к иной мысли, вере, культуре.

Самое поразительное, что у каждой из взаимоисключающих оценок-антиподов имеются веские основания.

Причем на материале не только далекой от идеала личной жизни юбиляра, но и его пронзительно неприкаянных художественных откровений:

Тепер іду я без дороги,

Без шляху битого... а ви!

Дивуєтесь, що спотикаюсь,

Що вас і долю проклинаю,

І плачу тяжко, і, як ви...

Душі убогої цураюсь,

Своєї грішної душі!

Словом, идеальный объект для мифологизации как его сторонниками, так и оппонентами. Между тем стало печальной традицией отечественной историографии видеть в былом не реальность, а лишь отзвук собственного о ней суждения...

Во-вторых, написать о Шевченко на русском подсказало мне само творчество гениального украинского поэта («Кобзар»), драматурга («Назар Стодоля») и одновременно прекрасного русскоязычного прозаика (все девять повестей), а также мемуариста («Журнал»). Уж не говоря о «космополитизме» его изобразительного достояния. О чем и в школьных, и в вузовских программах упоминается стыдливой скороговоркой. Тем паче на фоне нарастающего вала политизации средств общения, жесткого разделения их носителей на «дружественных» и «враждебных»: мол, язык твой — брат либо враг мой.

Третье обстоятельство — показательный телесюжет, очевидно, призванный продемонстрировать «неразрывную связь наших современников с идеалами украинского пророка». Его полный тезка, молодой парень, гордясь паспортной «идентичностью» с великим соотечественником, тем не менее смог вспомнить из его поэзии лишь одну строку: «Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями». По всему видно, разумея под последними, в отличие от автора «Катерины», не пришлых царских военных-московитов безотносительно к национальности, а именно таких-сяких русских.

В-четвертых, использование морального авторитета для разжигания социального и национального экстремизма, нередко прорывающегося из митинговой стихии в радио- и телеэфиры. В том числе — о ирония! — посредством деятелей культуры, уже по своей природе призванных сглаживать, «сшивать» межэтнические, нравственные и духовные конфликты, раздуваемые недальновидными политиками по обе стороны баррикад. Запомнился призыв одного из братьев-писателей Капрановых — «виконати Шевченків заповіт: окропити ворожою злою кров'ю рідну землю».

А что думал по этому поводу сам автор?

«Возобновим наш тихий рай»

Вот одно из его программных произведений — «І мертвим, і живим, і ненарожденним землякам моїм в Украйні і не в Украйні моє дружнєє посланіє»:

Доборолась Україна

До самого краю.

Гірше ляха свої діти

Її розпинають.

Будто сегодня написано! Но откуда столь непримиримое «самоедство»?

Поэт любил и ненавидел не по этническому родству и землячеству, а по убеждениям, делам. Ведь истинная верность Отчизне тем и отличается, что не возносит до небес реальные или мнимые достоинства дорогих сердцу соплеменников, унижая и отрицая все чужеродное. Поиски корней собственных бед она начинает не с «происков» внешних и внутренних недругов, а с честной самооценки. Помните примирительные строки, обращенные, казалось бы, к извечным поработителям украинства?

...Отак-то, ляше, друже-брате!

Неситії ксьондзи, магнати

Нас порізнили, розвели,

А ми б і далі так жили.

Подай же руку козакові

І серце чистеє подай!

І знову іменем Христовим

Возобновим (дають

і як Ми оновим...) наш тихий рай.

Или другой пример: рискуя вновь оказаться забритым в рекруты после возвращения из десятилетней солдатчины, опальный Шевченко гневно выступает против антисемитской писанины черносотенного журнала «Иллюстрация». Цена же пресловутого Тарасова «антимоскальства» наглядно просматривается в его двуязычии. И что показательно — в ведении дневниковых записей «ворожою мовою». Согласитесь: уж тут-то никакой цензор не мог навязать свою волю!

Вот бы чему поучиться единокровной псевдокультурной мафии (сиречь — элите), разрывающей на себе народолюбные сорочки, перекрашенные из красного цвета в оранжевый, красно-белый, красно-черный либо бело-голубой. Где гарантии, что, окажись бразды правления нашим государством в руках, скажем, мусульманина, и «убежденнейший» ура-патриот опять не поменяет ориентацию? Соорудив из казацкого пояса чалму, перекроив вышиванку на бухарский халат и уже на полном серьезе затянув арию «запорожско-задунайского» Карася: «А я турок — не козак...»

Ідоли чи ідеали?

Насамкінець додам другою — вже рідною Шевченку (та й мені) — мовою. Вважаю, він був і не націоналістом, і не інтернаціоналістом у сучасному розумінні, а зболеної душі патріотом. Та й узагалі замислімося: як би відреагував сам ювіляр на конфронтаційне інтерпретування нащадками його ставлення до інородців — «від молдаванина до фіна»? Вони ж бо викупили його з кріпацтва, були серед найвірніших друзів у панській неволі та на засланні.

Повертаючись до винесеної у заголовок гризоти, висловлю припущення, малоприємне для всіх публічних шевченколюбів: ні до кого не пристав би Тарас Григорович! Бо не терпів ані ненависті, що маскується під любов, ані лицемірства, вирядженого в тогу рівності й братерства. Скоріш за все, уздрівши довкіл щільні лави своїх далеко не завжди щирих прихильників на тлі дружно понищеної ними неньки України, знову закам'янів би в пам'ятниковій зажурі.

Чого варте сенсаційне радіо-повідомлення: «Серед діячів культури всіх народів найбільшу кількість пам'ятників у світі — тисячу триста — споруджено Великому Кобзареві!» Попри гордість за цивілізаційне визнання непересічності символу свого роду, чесно кажучи, засумнівався. Однак інтернет-довідка підтвердила об'єктивність тріумфальної інформації, навіть із суттєвим «доважком» — 1384.

Щоправда, левова частка (1256) припадає на вітчизняні терени і вдесятеро менша (128) — на 35 країн. Тож світове монументальне лідерство отчого поетичного велета дещо тьмяніє, адже досягнуте воно переважно власними силами. Воістину, не сотвори собі кумира...

Мимоволі закрадається страшна підозра: а що, коли ми геть позбулися демократії душі, котрій органічно неприйнятне будь-яке ідолоуклінство? Хай і перед тричі достойним образом. Без такої ж бо розкутості марно розраховувати на реальну свободу та прогрес... Невже нас нічому не навчила попередня історія будівництва «світлого майбутнього», бездумно розтиражована у незліченне, вкінець девальвоване «бронзи многопуддя»?!

Безперечно, в надскладний час живемо — на розломі царства несвободи. Куди ж попрямуємо далі — в омріяну Шевченком «сім'ю вольну, нову» чи в сусіднє королівство кривих дзеркал, де все залишиться по-старому: замість правди — кривда, замість добра — зло, замість совісті — своєкорисливість, прикрита народолюбною патетикою? Дослухаймося ж його влучної оцінки нетерпимості всього чужинського: «Ви любите на братові шкуру, а не душу».

Та й узагалі, хто з доморощених керманичів міг би з такою щемкою переконаністю привселюдно заявити:

Я так її, я так люблю

Мою Україну убогу,

Що проклену святого бога,

За неї душу погублю!?

Тим паче — довести сказане ділами, кон'юнктурно не реінкарнуючись, подібно багатьом нинішнім духовним поводирям, із солов'їв комунізму в орлів демократії: «Караюсь, мучуся... але не каюсь!»

...Кому як, мені ж Тарас Григорович близький не захмарністю небожителя — батька нації, не велично постаментовою окрасою ледь не обов'язкового майданного інтер'єру, а чесністю, мудрістю щирого співбесідника, порадника. Як і його скромний автопортрет юначої доби, коли генію лише зорів лаврово-терновий вінець, не проміняв би на десяток бронзово-мармурових пишнот.

Юрий СКИБА

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

РУБАНули по хаосу

Зачем террористам везти оружие из оккупированных территорий, если на подконтрольной...

Адреналин на кончике пера

О поэзии журналиста «2000» в социальных сетях высказались и другие читатели. Один...

В Украине хотят ввести депозитную систему сбора тары

Покупателю придется доплачивать за тару, но деньги вернут, когда она будет сдана

Загрузка...

Экономика языка, понимаемая по-разному

Законопроект №5670-д «Об обеспечении функционирования украинского языка как...

Темные воды

Если прорвет дамбу Киевского моря, и столицу, и всю Украину ждут события похуже...

Операция «Серп и Молот»: Украина готовится...

Материал со столь неоднозначным заголовком опубликован 11 марта (буквально за три...

Украинское судостроение: конкуренция в неравных...

Судостроение исторически было одной из крупнейших и наиболее технологически...

Почему Порошенко не достоин второго срока

Дайан Фрэнсис: «Украина никогда не сможет стать частью Евросоюза до тех пор, пока не...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка