Сломанная указка, ставшая волшебной палочкой

№6(853) 9 — 15 февраля 2018 г. 07 Февраля 2018 0

Сила веры в волшебную возможность «стричь купоны» без труда, вложений и риска изумляет. Диву даешься, наблюдая за огромным количеством людей, пребывающих в нескончаемых поисках «безотказных» (читай, не требующих приложения ни малейших усилий) секретов предпринимательского успеха и мечтающих о баснословной прибыли здесь и сейчас.

При этом подлинный путь к успеху более чем очевиден и нагляден — это истории десятков тысяч предпринимателей, открывающих реальные предприятия с реальными рабочими местами, обеспечивающие реальных клиентов вполне осязаемой продукцией и услугами.

Да, упомянутый путь, несомненно, не устлан лепестками роз. Во всяком случае, придется потрудиться. Но так устроена жизнь. Впрочем, у предпринимательства есть безусловный позитив — вы будете заниматься именно тем, чем вам хочется, и делать это так, как пожелаете.

Главное — начать. Тут-то и возникают первые сложности, ведь идеи и возможности просто так из воздуха не материализуются. Советы экспертов и гуру, рекомендующих стартовать с освоения пользующегося спросом на рынке навыка и, не мешкая, приступать к делу, особой популярностью не пользуются. Тем не менее идеи, возможности, партнеры и оборотные средства приходят только к тем, кто не сидит на месте.

И доказательством этой аксиомы могут служить не слишком известные широкому кругу читателей истории частных предприятий, завоевавших мировую известность благодаря удачной бизнес-идее.

Рентабельное хобби

В 1995 г. молодой программист по имени Пьер (говорят, исключительно по просьбе подруги) прямо на скромном личном сайте открыл раздел, позволяющий всем желающим выставлять на продажу всяческие безделицы. Вначале проект под названием AuctionWeb функционировал бесплатно, но вскоре объем трафика возрос, и парню пришлось перейти на платный бизнес-хостинг. Программист оказался перед выбором — платить за хобби из своего кармана или начать взимать с продавцов/покупателей комиссионные, и, естественно, предпочел второй вариант. Кстати, первого работника он нанял исключительно для учета платежей, а теперь сайт Пьера Омидьяра известен всему миру — это популярнейший интернет-аукцион eBay: 12 600 сотрудников, 1 млрд. единиц товара, более 25 млн. продавцов, 170 млн. покупателей из 190 стран и годовой объем продаж $82 млрд.

А все началось в 1995 г. с продажи... неисправной лазерной указки за $14,83, причем имя покупателя (да и цель странной покупки) долгое время оставалось неизвестным. В сентябре 2015 г. — к 20-летнему юбилею компании — сотрудники eBay сумели отыскать человека, совершившего первое приобретение на портале, — им оказался американец Марк Фразер. Как выяснилось, он собирал неисправные лазерные указки, и легендарная покупка до сих пор хранится в его коллекции.

Марк Фразер с легендарной лазерной указкой

Думаете, у создателя интернет-сервиса, реализующего сегодня все, что только можно вообразить, дела всегда шли гладко? Ошибаетесь! Недавно Пьер Омидьяр рассказал о том, как впервые выставил на eBay коллекционный Rolls Royce 1952 г.

«Продавец отлично подготовился и прислал просто ошеломляющие фото. Великолепный был лот, но я смотрел на него и думал: никто и никогда не решится приобрести автомобиль через интернет», — со смехом вспоминает этот давний эпизод владелец eBay, ведь сегодня только через фирменное мобильное приложение каждые четыре минуты продается одно легковое или грузовое авто!

Точку за точкой, чашку за чашкой

В 1983 г. молодой маркетолог, трудившийся в одной из компаний Сиэтла, занимавшейся обжаркой кофейных зерен, отправился в командировку в Италию для участия в конференции. Уютные и романтичные кофейни Милана настолько запали Говарду Шульцу в душу, что он решил заняться открытием подобных точек общепита в США.

Говард Шульц — основатель Starbucks

Утонченная атмосфера кофейни в городе, жители которого привыкли к бюджетным закусочным, — это казалось всем бредовой, провальной и бесперспективной идеей. Компания-работодатель сразу же отказалась участвовать в заведомо проигрышном проекте, высмеяв главный постулат Шульца — «если что-то поразило ваше воображение, оно поразит и воображение другого человека».

Впрочем, упорный маркетолог добился не только начального финансирования, но даже выкупил права на использование названия фирмы. В 1985 г. Шульц учреждает Il Giornale — предприятие по продаже кофе из фирменных зерен, и открывает первые 6 точек. В 1987 г. — уже под новым брендом — в Сиэтле, Чикаго и Ванкувере появляется 17 романтичных кофейных заведений.

Первые три года Шульца преследуют убытки: в 1987 г. — $330 000, в 1988-м — свыше $760 000, в 1989-м — $1,2 млн., а первая прибыль приходит только в 1990 г. При этом с 1987-го компания открывала в среднем по две кофейни каждый день!

Так скромное предприятие стремительными темпами трансформировалось в известную всем и каждому кофейную империю Starbucks. Сегодня это 28 039 торговых точек в 75 странах мира, где трудится более 300 000 человек, реализующих свыше 2,3 млрд. чашек кофе в год и предлагающих клиентам 87 000 комбинаций самых разных напитков. Компания с рыночной капитализацией $82 млрд. стала первым в мире брендом, собравшим свыше 10 млн. подписчиков в Facebook.

Улучшая существующее

Один из разделов «Энциклопедии японского бизнеса и менеджмента» (Encyclopedia of Japanese Business and Management), вышедшей в свет в 2005 г., посвящен удивительному жителю Страны восходящего солнца, появившемуся на свет в 1894 г. в зажиточной крестьянской семье. Всего через четыре года глава этого семейства в ходе крайне неудачных биржевых спекуляций с рисом полностью разорился, и младшему сыну (наравне с остальными семью детьми) пришлось взвалить на себя бремя заботы о близких.

С 9 до 15 лет парень трудится подмастерьем в велосипедной мастерской Осаки, а в 16 устраивается на работу в Osaka Electric Light Company электриком-монтажником. В 19 лет он уже руководит коллективом из нескольких десятков человек, затем получает повышение — должность инспектора, но такая работа его не устраивает («слишком много безделья, слишком мало серьезной работы»). Его разработка — усовершенствованный патрон для электрической лампы — работодателя не заинтересовала.

В 1917 г. (ему только-только исполнилось 22) парень бросает непыльную работу и открывает собственное предприятие, вложив в него 100 иен (на тот момент примерно $51). С супругой и пятью работниками они трудятся не покладая рук в двух комнатах подвала съемного дома. Первая продукция спросом не пользуется, и «штат» компании приходится сократить до трех человек.

Успех приносит адаптер, позволяющий подключать к сети не только патрон лампы освещения, но и еще один электроприбор. Каждый месяц крошечная фирма выводит на рынок по 1—2 новинки: по сути все это усовершенствованные версии уже существующих устройств, реализуемые по ценам ниже, чем у конкурентов. Владелец вначале сам разрабатывает новые продукты, а затем начинает поручать эти хлопоты растущему штату подчиненных. В 1922 г. компания создает уникальный фонарь-фару для велосипеда — прочную, простую и способную светить дольше всех аналогов.

Японец оказался маркетологом от природы: его курьеры разносят партии фонарей по велосипедным магазинам, предлагая торговцам рассчитываться только по факту продажи всех изделий. При этом по их просьбе один постоянно включенный фонарь лежит на витрине, привлекая внимание. 50 часов беспрерывной работы впечатляют, и торговцы рекомендуют новинку всем покупателям — продажи бьют рекорды.

К 1931 г. в портфолио компании насчитывается 140 патентов и 200 товаров (в т. ч. радиоприемники, фонари, батареи и электрические утюги). В 1935 г. детище Коносуке Мацуситы — Matsushita Electric Appliance Factory — реорганизуется в солидное предприятие под названием Matsushita Electric Industrial Company, а в 2008-м официально трансформируется в Panasonic. Сегодня рыночная стоимость всемирно известного японского бренда оценивается в $66 млрд. По данным Statista, 257 533 сотрудника компании обеспечивают годовой объем продаж в $64,7 млрд., бренд занимает 75-е место в рейтинге самых ценных торговых марок мира, а о том, что Panasonic производит бытовую электронику, осведомлены 86% потребителей нашей планеты.

«Недовольство потребителя — это возможность, не воспользоваться которой непозволительно» — принцип выдающегося японца Коносуке Мацуситы, неустанно улучшавшего и совершенствовавшего уже существующее, актуален и сегодня.

Не разрушая, созидать

На дворе эпоха невероятной популярности «подрывных инноваций» (технологий, радикально изменяющих расстановку сил на глобальных рынках и моментально отправляющих традиционную продукцию и услуги на свалку истории): идеи «шеринга» (экономики совместного потребления товаров и сервисов — от бытовой техники и одежды до жилья и автомобилей) стремительно овладевают умами, беспилотный транспорт, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, альтернативная энергетика, интернет вещей и цифровые валюты — вот, казалось бы, самые очевидные и рентабельные сферы приложения усилий и вклада средств для современных предпринимателей! Так к чему нам традиционные (и в чем-то, возможно, даже замшелые) пути, уже пройденные кем-то до нас?

Нет никаких сомнений в том, что будущее за новыми технологиями, как и в том, что именно они способны обеспечить максимально возможную рентабельность на многие годы вперед. Вот только запускать проекты, рушащие все устои, по силам немногим: помимо солидного багажа специфических знаний, подобные стартапы требуют еще и неисчерпаемых источников финансирования — иными словами, то, чего у среднестатистического гражданина нашей страны нет по целому ряду причин.

И в этой ситуации наиболее целесообразной, жизнеспособной и перспективной выглядит бизнес-модель eBay, Starbucks и Panasonic — создавать, не разрушая, действуя постепенно и с оглядкой, продвигаясь вперед без откровенно неоправданного риска. Пример Пьера Омидьяра доказывает — хобби может стать бизнесом. Жизнь Говарда Шульца свидетельствует — и невозможное возможно, а путь Коносуке Мацуситы убеждает — любую идею всегда можно усовершенствовать.

Такой подход действительно работает, и вот лишь некоторые примеры.

Черный квадрат Боба Мэйдоника

В один прекрасный день поклонник йоги американец Боб Мэйдоник окончательно осознал — стандартный прямоугольный коврик не просто не удобен: он лишает возможности проводить тренировки эффективно, и решил исправить ситуацию.

Коврик Square 36 для занятий йогой

Так появилась концепция Square 36 — квадратного мата площадью 36 футов с длиной стороны 6 футов (183 см). Разработать привлекательный дизайн сайта помог сосед (за символическую плату), заботы об административной части работы взяла на себя супруга Боба, а дизайн «черного квадрата» с нанесенным на него логотипом Square 36 разрабатывали, что называется, всем миром.

Заказы на производство ковриков нестандартного размера Боб размещает в Китае — не все было гладко, но американцу в итоге удалось найти несколько надежных поставщиков. Поездка в КНР полностью окупилась, поскольку Мэйдоник, поднаторев в общении с местными бизнесменами, опубликовал брошюру о том, как следует вести дела с китайскими поставщиками. Весь тираж данного учебного пособия успешно продан через Amazon.

Оригинальное решение приносит семье неплохую выгоду: по словам Боба, ежемесячный доход от продажи ковриков (по $99,99) составляет от $10 000 до $25 000.

Яркий пример эффективности нестандартного мышления: казалось бы, идея лежала на поверхности и выглядела совершенно очевидной, но до Боба она просто никому не приходила в голову!

Бизнес на бородачах

Молодая британская компания Mo Bros — отрадный пример успешного семейного бизнеса, нашедшего и занявшего уникальную нишу. Трое братьев в ноябре 2014-го вложили 750 фунтов в открытие необычного предприятия, торгующего фирменными средствами по уходу за бородой и усами. Итоги трех лет существования впечатляют: 200 000 клиентов в 78 странах мира и годовой оборот свыше 3 млн. фунтов.

В чем секрет успеха? Во-первых, братья Даттани изначально расчитывали только на имевшуюся в их распоряжении небольшую сумму в 750 фунтов, а всю полученную прибыль инвестировали в развитие компании.

Братья Даттани, открывшие компанию Mo Bros, торгующую фирменными средствами по уходу за бородой и усами

Во-вторых, все административные расходы на ранних стадиях сводились к минимуму: парни пользовались собственной компьютерной техникой, не приобретая ничего нового, на протяжении первых шести месяцев работы предприятия обходясь практически без зарплаты и наемных работников.

В-третьих, они тщательно изучили ситуацию с конкуренцией на рынке и постоянно отслеживали изменения.

В-четвертых, активная работа в соцсетях по продвижению своей продукции научила братьев стремительно реагировать на запросы клиентов и своевременно предлагать им уникальные новинки.

На первом этапе молодая компания бесплатно выставляла свои товары на eBay, а вопрос о создании сайта встал на повестке дня только тогда, когда на продукцию Mo Bros сформировался устойчивый спрос. За складской учет отвечали члены семьи, а все необходимое оборудование изготавливал отец братьев в свободное от своей работы время.

Сегодня в компании трудятся 18 наемных работников — Mo Bros благодаря разумному подходу, проявленному на старте бизнеса, теперь может позволить себе такие расходы.

Доступная роскошь — из лучших лабораторий мира

Лоррейн Далингер и Стив Дворман около 10 лет посвятили работе в индустрии производства косметических препаратов по уходу за кожей. Они наблюдали за тем, как ведущие мировые бренды закупают продукцию лишь у нескольких престижных косметических лабораторий, расположенных в разных странах мира. Затем эти гиганты тратят в среднем 2,5 года на процесс вывода нового продукта на рынок — иными словами, на прилавки попадают уже откровенно устаревшие технологии, а покупатели платят не столько за формулу или ингредиенты, сколько за маркетинг и бренды.

Продукция компании From The Lab

В итоге Лоррейн и Стив открыли в Калифорнии собственную совершенно необычную косметическую компанию под названием From The Lab («Прямиком из лаборатории»). По сути это эксклюзивный клуб, объединяющий клиентов, желающих за относительно небольшие деньги пользоваться только самой лучшей и безопасной косметикой.

Компания закупает самые новые, дорогие и эффективные формулы и ингредиенты напрямую у европейских лабораторий, и итоговый продукт ее клиентам обходится примерно на 80% дешевле продукции ведущих брендов. From The Lab торгует только эксклюзивными, ограниченными сериями. Примерно раз в 1—2 месяца клиенты получают наборы средств по уходу за кожей и волосами, а также декоративную косметику в количестве, достаточном для месячного пользования. Как правило, эти препараты никогда не поступают в розницу.

Таким образом, From The Lab действует как клуб для избранных с ограниченным членством и солидным списком ожидания из потенциальных клиентов. Поразительно, но искусно выбранная стратегия эксклюзивности приносит свои плоды: клиенты довольны, компания процветает.

Возможно ли повторение подобных успехов в Украине? Безусловно. Украинцы хорошо образованны, креативны, настойчивы. Поэтому в ближайших номерах мы познакомим читателей (и продолжим эту программу до конца года) с новейшими и при этом наиболее успешными бизнес-идеями для тех, кто хотел бы посвятить себя предпринимательской деятельности. В первую очередь с теми идеями, реализация которых под силу большинству наших сограждан. Это будет в основном рассказ о зарубежном опыте, а также об интересных идеях, рожденных и в Украине, но еще мало известных обществу.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Когда выдворять: высылка дипломатов и шпионов — тогда...

Отравление бывшего российского шпиона и его дочери на британской земле —...

В Швеции откроют Музей неудач

В экспозиции нового музея будут собраны неудачные изделия различных компаний

Шульц будет бороться за пост канцлера Германии

В Германии социал-демократы выдвинули бывшего главу Европарламента на пост...

Загрузка...

Нищие щедроты

Если считать закупку газа у России «кабалой», то Украина в этой кабале так и...

Правильные идеи неправильного прошлого

«Нельзя быть гуманистом, если ты не ненавидишь фашизм, ростки которого вот уже...

Статус Донбасса разменяют на статус агента

Идеи об определении статуса иностранного агента и соответствующие законодательные...

Иллюзия гарантий

В ближайшем будущем Украину ждут мрачные времена усугубления междоусобиц и кризиса...

Санкции. Вид из Лондона. Откровение Дубилета

На минувшей неделе возмутителем спокойствия в украинском сегменте всемирной паутины...

День Государственного флага Украины

После провала ГКЧП в Москве 23 августа 1991 г. группа народных депутатов внесла...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка