Статус Донбасса разменяют на статус агента

№41 (878) 12 — 18 октября 2018 г. 11 Октября 2018 3.7

4 октября резко выделилось из череды рутинных пленарных дней Верховной Рады, обычно проходящих без особого внимания прессы, поскольку в этот день парламент принял сразу три резонансных решения — внес поправки в военные уставы (относительно приветствия «Слава Украине — Героям слава»), продлил (отдельным законом) срок действия закона об особом статусе «отдельных районов», принял в первом чтении закон об обеспечении госстатуса украинского языка и постановление о прекращении вещания каналов «112» и NewsOne.

Понятно, что это не совпадение, и есть определенные основания говорить и о классическом парламентском «размене», когда голосование за один, отстаиваемый одной или группой фракций законопроект обеспечивается поддержкой законопроекта, нужного оппонентам (о чем будет сказано далее). Однако в данном случае недостаток голосов у правящей коалиции в случае с законом об особом статусе восполнил Оппоблок, а в остальных трех — «Батькивщина», «Самопоміч» и Радикальная партия.

Можно уверенно говорить, что ни с кем из них никаких закулисных договоренностей не достигалось — сугубо из «идейных» (декларируемых) соображений, каждая из оппозиционных фракций могла голосовать только так и никак иначе, хотя некоторые фракции рассчитывали на определенный гешефт за занятую ими позицию и этот гешефт получили. Что же касается обеспечения нужного уровня поддержки закона об особом статусе внутри фракций правящей коалиции, то четко и однозначно выраженная позиция западных партнеров, как мы и предсказывали, оказалась вполне убедительной для большинства их депутатов, а отдельные «диссиденты» погоды сделать не могли.

Совмещение же понадобилось для «компенсации» в глазах националистического электората принятия «капитулянтского» закона об особом статусе, отвлечения внимания не просто сверхрадикальными, а скандальными законами, ведь закон о государственном языке в принятой редакции был подан в парламент еще полтора года назад и все ждал своего часа. Впрочем, и принят он пока только в первом чтении, решение же о втором наверняка будет приниматься, исходя из тактических соображений избирательной гонки, где могут сложиться самые разные расклады.

А пока подчеркну, что, как и следовало ожидать, срок действия закона «Об особом порядке местного самоуправления» был продлен в соответствии с инициативой президента. Причем — а этого уже было не обязательно ожидать — на самом пленарном заседании интрига спала, обсуждение в сравнении с прошлым годом прошло на редкость спокойно, и, вопреки моим предположениям, в отличие от прошлого года, продление не сопровождалось ужесточением текста документа.

Приведу фрагмент стенограммы Рады с выступлением с трибуны секретаря комитета по обороне и безопасности от БПП Ивана Винника, чью критику идеи продления статуса я не раз цитировал.

«Коллеги, чтобы понять, что сейчас происходит, надо объяснить и понять, осознать одну большую вещь: любая страна будет сильной, когда она будет сильной по крайней мере в четырех составляющих. Это военная составляющая, это дипломатическая политическая составляющая, информационная и экономическая.

Законопроект, который мы сейчас рассматриваем, касается предоставления украинской дипломатии соответствующего оружия, чтобы наше государство было сильным в дипломатично-политическом плане. Потому что, когда с Украиной воюет Российская Федерация — самая агрессивная армия мира и, по некоторым исследованиям, вторая по силе армия мира, безусловно, паритет военный Вооруженных сил Украины недостаточен для того, чтобы мы освободили наши территории.

Российская Федерация оккупировала Донбасс под лозунгами необходимости защитить якобы русскоязычное население, допустить русскоязычное население в политический процесс. Мы понимаем, что это всё фейк, это пропаганда, ведь на освобожденных территориях — в Мариуполе, Краматорске, Славянске, Северодонецке — состоялись выборы в органы местного самоуправления, граждане выбрали того, кого они считают нужным.

В то же время хотел бы напомнить трагические события сентября 14-го года (так в тексте, наверное, имелся в виду август. — С. Б.), после вероломного вторжения российской армии регулярной на территорию Украины мы потеряли сотни наших воинов, наших братьев, сестер, мужей. Иловайский подвиг украинской армии мы будем всегда вспоминать.

В то же время мы вынуждены были согласиться на Минские договоренности, на Минские протоколы, учитывая, в частности, абсолютно отсутствующую военную позицию подписантов Будапештского меморандума, которые уверяли Украину в неприкосновенности, территориальной целостности. В то же время один из подписантов — Российская Федерация осуществила акт вооруженной агрессии. Поэтому в гибридной войне можно победить только гибридными способами. Что мы сейчас делаем?

Председательствующий (спикер А. Парубий. — С. Б.): 30 секунд.

Винник И. Ю.: Что мы сейчас с вами делаем? Мы продолжаем срок действия Закона об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Наличие действующего законодательного акта с таким названием — это маркер нашим западным партнерам, что Украина привержена дипломатически политическому процессу мирного урегулирования с целью освобождения территорий от российских агрессоров. Закон не действующий и он не начнет...»

Председательствующий: Ну, Иван, я дам вам еще продолжить. Следующий Бурбак от «Народного фронта».

Не стоит думать, что спикер прервал Винника, поскольку боялся, что тот скажет нечто неподобающее, например, начнет излагать свой прежний тезис о несовместимости закона о реинтеграции Донбасса с законом о статусе его отдельных районов. Ведь, судя по содержанию выступления, депутат просто хотел призвать к голосованию за закон без каких-либо оговорок, а если бы вопрос совместимости по-прежнему волновал Винника, он вполне мог начать речь именно с этой темы, а не ожидать, пока истечет отведенное регламентом время для выступления.

Впрочем, следующим взял слово лидер фракции «Народного фронта», который за два дня до этого говорил по сути то же самое, что ранее утверждал секретарь комитета по обороне: закон о статусе должен «четко соответствовать» закону о реинтеграции, «который четко определяет факт агрессии России».

Из этого можно было предположить что НФ, как и раньше, согласился на продление статуса на условиях изменения закона о нем. Однако в своей нынешней речи Бурбак лишь говорил, что существует закон о реинтеграции, «которым четко было определено, что имеет место вооруженная агрессия России против Украины в Донбассе и в Крыму. Соответственно Донбасс и Крым оккупированы. Россия — агрессор, несет полную и безусловную ответственность за вооруженную агрессию и оккупацию части украинских территорий. И это также должно быть четким и последовательным посланием Украины к международному сообществу!» В таком контексте два этих закона выглядели уже не несовместимыми, а взаимно дополняющими.

В общем, первый вице-спикер Ирина Геращенко недаром благодарила депутатов за то, что «дискуссия, несмотря на всю тяжесть этой темы, происходит в рамках парламентских правил». Ведь, похоже, под соблюдением правил она имела в виду не только отсутствие блокирования трибуны и президиума, и тем более отсутствие дымовых шашек в зале. Вероятно, речь шла о неиспользовании противниками закона всей полноты словесных аргументов, которые могли поднять напряжение в зале и затруднить принятие закона.

Ведь противники продления статуса ограничились исключительно политической стороной дела. А когда Волкер в июле заговорил о продлении статуса, Винник возражал ему именно с правовой стороны, говоря о несовместимости законов. «Нам Конституция запрещает разбалансировать действующие правовые нормы», сказал он тогда на канале «112».

А тот факт, что и Винник, и фракция «Народного фронта» решили сейчас не прибегать к этому аргументу, конечно, не означал запрета возможности прибегнуть к нему другим парламентариям, в частности противникам документа из «Самопомочі», «Батькивщины», «Свободы» и «УКРОПа». Но они не воспользовались таким козырем. А ведь у представителей этих четырех политических сил свыше полусотни мандатов в Раде. Этого вполне достаточно, чтобы заблаговременно попросить КС разобраться, конституционно ли сосуществование закона о статусе и закона о реинтеграции. Но они этого также не сделали.

Эти факты подтверждают сказанные мной в прошлом номере слова о заблаговременном смирении противников продления статуса с новым продлением. Похоже, они в сессионном зале просто исполняли давно заученные роли, но окончательно убедились (вероятно, во многом благодаря американскому спецпредставителю Курту Волкеру) в том, что ничего документ не изменит, кроме того, что поможет продлить санкции против России.

Но почему же «Народный фронт» отказался от прошлогоднего сценария ужесточения закона, хотя именно он еще накануне явно проглядывал в выступлении Бурбака? Правда, год назад это ужесточение было имитацией — просто второй раз была повторена ранее записанная в законе норма о необходимости вывода иностранных войск и разоружения боевиков. Но приведение закона о статусе к совместимости с законом о реинтеграции — это куда более серьезная вещь, она потребовала бы изменения многих формулировок и, очевидно, полноценных двух чтений документа. Задача, решить которую было практически невозможно за два оставшихся до окончания срока действия закона сессионных дня. К тому же текст, полученный на выходе, вполне мог дать поводы для обвинений Киева в отходе от Минских договоренностей. И, вероятно, из американского и европейских посольств просигнализировали и «Народному фронту», и всем остальным потенциально недовольным, что не стоит заигрываться, пытаясь совершенствовать документ.

В итоге более спокойное и быстрое обсуждение, чем в прошлом году, привело и к более убедительному результату: 245 голосов, а не 229, как было год назад. Такой результат был достигнут прежде всего благодаря тому, что на этот раз фракция Оппоблока всеми присутствующими в зале 37 депутатами поддержала закон, а не дала, как в минувшем октябре, лишь 9 голосов (правда, как оказалось, крайне необходимых). О таком ее голосовании, вероятно, кому необходимо было известно заблаговременно. Радикальная партия на вечернем заседании 2 октября вместе с НФ попросила перерыв, который можно заменить выступлением с трибуны. Благодаря этому Бурбак и получил возможность заявить о поддержке фракцией НФ президентской инициативы, и фракция смогла на этот раз не подставлять Порошенко плечо, оставшись в оппозиции к продлению статуса. А президентской фракции не потребовалось тотальной мобилизации своих членов: за продление голосовали 107 депутатов, а не 122, но отнюдь не потому, что противников закона стало больше, а потому, что сразу было ясно: голоса есть.

Практические результаты голосования в виде заявлений западноевропейских стран — участниц нормандского формата не заставили себя долго ждать. Через несколько часов после голосования на сайте МИД Франции появилось заявление о том, что Париж приветствовал продление Украиной срока действия «закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».

Кстати, на французском языке в данном сообщении этот закон именовался «la loi relative au statut spе'cial d'autonomie locale de certaines localitе's des oblasts de Donetsk et de Louhansk». Говорю это, потому что понятие «autonomie locale», которым нередко пользуются французские официальные лица применительно к нашей ситуации, зачастую переводится на русский как «локальная (или местная) автономия», и в таком виде оно становится поводом для рассуждений: вот, дескать, Франция идет дальше текста Минских соглашений, употребляя слово «автономия». Нет, на самом деле  во французском языке «автономия» и «самоуправление» — синонимы, и поэтому Париж убежден, что Киев уже предоставил Донбассу такой статус в соответствии с Минскими договоренностями.

Далее же в сообщении говорилось: «Это решение вновь демонстрирует, что Украина выполняет свои политические обязательства в рамках Минских соглашений. Мы призываем стороны соблюдать все свои обязательства по Минским соглашениям, включая соблюдение режима прекращения огня и вывод тяжелых вооружений. Они также должны вывести свои войска из районов, определенных в 2016 году, поскольку они взяли на себя такие обязательства в рамках трехсторонней контактной группы».

Таким образом, стороны призывают завершить разведение войск в Станице-Луганской, где оно так и не осуществилось, а также ликвидировать возобновление военного присутствия в районах Петровского и Золотого, о котором регулярно сообщают отчеты СММ ОБСЕ. Но я бы не видел в этих фразах завуалированной критики Киева, поскольку публично Украина никогда не обвиняется в том, что в основном сама виновата в сложившейся ситуации. Главное же, что финал заявления — это именно то, что нужно и Порошенко, и парламентскому большинству:

«Минские соглашения предусматривают проведение местных выборов в соответствии с украинским законодательством. Все другие формы голосования, в том числе объявленные властями де-факто, противоречат букве и духу этих соглашений и будут считаться недействительными. Мы призываем Россию воспользоваться своим влиянием на фактические власти с тем, чтобы они отказались от так называемых выборов, намеченных на 11 ноября 2018».

Обнародованное практически одновременно заявление МИД Германии было, как и обычно, почти идентично французскому. В нем только говорилось о выборах, проводимых не «фактическими властями» неподконтрольных территорий, а «сепаратистами», и после слов о нелегитимности этой процедуры звучал не призыв к России, а более обтекаемая, но однозначная фраза: «Мы поэтому призываем все стороны работать над тем, чтобы запланированные на 11 ноября «выборы» не состоялись».

Но нюансам этих различий не надо придавать особых значений. Ясно, что и Германия, особенно на фоне скандала о российских кибератаках, конечно, также возложит вину за выборы в Донбассе на Россию. Ну а поскольку эти выборы, разумеется, отменены не будут (там уже дело дошло до регистрации кандидатов), а статус Донбасса продлен, то предопределено заявление Берлина и Парижа на следующем саммите глав ЕС в декабре о невыполнении Россией Минских соглашений, что должно предопределить и появление санкций.

В прошлом номере я писал, что необходимым условием прохождения закона о статусе «для Порошенко является и создание соответствующего политического контекста, при котором эта пролонгация будет выглядеть чисто формальным актом, а не сдачей позиций. В прошлом году такой контекст создавался законом о реинтеграции Донбасса».

Ну а в минувший четверг такой контекст создавали обращение Рады в СНБО об отключении каналов NewsOne и «112» и обсуждение законопроектов о государственном языке. Да, в первом случае последнее слово будет не за Радой, а языковой законопроект принят лишь в первом чтении, тогда как закон о Донбассе уже принят в целом и подписан президентом. Однако вероятность того, что реально особый статус сможет заработать до нового срока его истечения, равна нулю, а вот два других решения вполне могут реализоваться. Таким образом, Рада обменяла принятие пугающего национал-патриотов, но практически не действующего решения на шаги к реальному принятию необходимых национал-патриотам решений.

Закон о языках, конечно, заслуживает отдельного подробного разговора. Что же касается телевидения, то инициатива Рады по отключению двух телеканалов беспрецедентна и для четвертьвековой истории независимой Украины, и для практики стран Европы. Однако не надо видеть в ней сугубо плод разгоряченных предстоящими выборами эмоций.

Во многих публикациях западных СМИ и аналитических центров уже более полугода с тревогой говорится о той роли, которую «112» и NewsOne могут сыграть на выборах. Особо надо выделить появившуюся еще 11 июня на сайте Атлантического совета статью нынешнего старшего научного сотрудника этого американского учреждения и бывшего советника президента Кучмы Андерса Ослунда: «Как не допустить Кремль и олигархов к украинскому Белому дому».

В ней автор рассказывает о том, как недавно встречался в Киеве с «одним из лучших украинских экспертов», который опасался, что Россия и олигархи могут купить украинские выборы, тем более что Запад не хочет тратиться на своего кандидата. Но в число олигархов автор, видимо, не включает Виктора Пинчука, коему принадлежит банк «Кредит Днепр», в наблюдательный совет которого входит Ослунд.

Зато в статье пишется, что автор и упомянутый эксперт «обсудили Виктора Медведчука, украинского олигарха, которого считают основным агентом Путина в Украине. Он был одним из первых, против которого ввели санкции из-за российской оккупации Крыма 17 марта 2014 г., однако он процветает в Украине, пользуясь полной свободой. Он, как говорят, только что приобрел три телевизионных канала в Украине — «112», NewsOne и Zik, очевидно, готовясь к президентским выборам. Эти каналы отвечают на запросы электората популистов. Нет нужды говорить, что всем ясно — Медведчук купил эти каналы не за свои деньги, а финансировался Кремлем. Украинский олигарх Дмитрий Фирташ все еще владеет телеканалом «Интер», а мы знаем, что он получил свои деньги от «Газпрома» и «Газпромбанка».

Завершает же статью призыв: «Наконец украинские правоохранительные агентства должны применить законы страны в отношении крупных российских агентов и санкционированных лиц. Им нельзя позволять владеть телеканалами и финансировать президентские кампании. Как можно допустить Медведчука и Фирташа в эту игру? Любое получение денег от Кремля или его марионеток должно вести к немедленной дисквалификации кандидата».

Вообще-то украинское законодательство не определяет, кто является российским или каким-либо другим агентом, и не распространяет автоматически санкции, введенные США и Евросоюзом, на собственных граждан. Но идеи об определении статуса иностранного агента и соответствующие законодательные инициативы уже появились к началу этой сессии и, вполне возможно, по рекомендациям из-за рубежа.

В любом случае к статье Ослунда нельзя подходить как к частному мнению одного из многих экспертов. Он считается на Западе едва ли не главным спецом по Украине, и при публикациях научных книг о политической ситуации или недавнем прошлом нашей страны отсутствие ссылок на Ослунда является обстоятельством, которое может помешать публикации в престижном издательстве. И его статья вполне может озвучивать то, что предлагали Киеву западные дипломаты и советники. А значит, это предложение, явно совпадающее с планами Банковой, вполне может быть поддержано Киевом и на законодательном уровне.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Михаил Погребинский: «Сдержанная позиция Кремля,...

Чтобы «инициатива» была поддержана ВР, нужна какая-то супер провокация, например,...

Праздник для спекулянтов

Многие налогоплательщики, активные инвесторы и вкладчики украинских банков еще не...

Треть Донбасса — минное поле

В сегодняшнем обзоре региональных СМИ — актуальные темы, пребывающие в фокусе...

В серой зоне: обыденная жизнь в регионе украинского...

В «Записках из мертвого дома» — повествовании Достоевского о впечатлениях от...

Загрузка...

Нищие щедроты

Если считать закупку газа у России «кабалой», то Украина в этой кабале так и...

Правильные идеи неправильного прошлого

«Нельзя быть гуманистом, если ты не ненавидишь фашизм, ростки которого вот уже...

Иллюзия гарантий

В ближайшем будущем Украину ждут мрачные времена усугубления междоусобиц и кризиса...

Санкции. Вид из Лондона. Откровение Дубилета

На минувшей неделе возмутителем спокойствия в украинском сегменте всемирной паутины...

День Государственного флага Украины

После провала ГКЧП в Москве 23 августа 1991 г. группа народных депутатов внесла...

Суперсозвездие

В мире отечественной музыки зафиксировано уникальное достижение

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка