Страхи и тревоги демобилизации

№34(918) 23— 29 августа 2019 г. 21 Августа 2019 4.3

Чем и кем готов пожертвовать Зеленский ради достижения мира

В последние дни произошло сразу несколько событий, демонстрирующих прогресс в переговорах вокруг конфликта на востоке Украины. Так, несколько резонансных заявлений сделали президенты России и Франции по итогам их встречи в Париже. Из украинского состава ТКГ в Минске был выведен «ястреб» Роман Бессмертный. А замглавы ОП Руслан Рябошапка сообщил о плане реинтеграции Донбасса и Крыма уже с 2020 г.

Впрочем, тут же возник вопрос: насколько готовы к миру на любых условиях украинские военные?

Визит президента России во Францию 19 августа изменил отношение Москвы к «нормандскому формату». Так, на брифинге перед началом переговоров во вступительном слове Эммануэль Макрон сказал: «Вместе с господином Зеленским, Владимиром Путиным и госпожой Меркель мы постараемся рассмотреть возможность созыва «нормандской четверки» через несколько недель». Путин, прямо не говоря о формате, сообщил, что «проинформирует господина президента о своих последних контактах с вновь избранным президентом Украины, здесь есть некоторые вещи, которые можно обсуждать, которые внушают такой осторожный оптимизм».

О новом формате старого саммита

Более подробно позиция президентов изложена в ответах на вопрос российского журналиста об условиях созыва саммита «нормандского формата»: «Вы, Владимир Владимирович, не раз говорили о том, что для проведения такого саммита нужны необходимые предпосылки и что встреча ради встречи никому не нужна. Вот созрели ли такие предпосылки, и каковы они?»

В частности, Макрон отметил: «Есть новый фактор, то есть избрание господина Зеленского президентом, и та позиция, которую он занимает с момента вступления в свою должность. Необходимо отметить, что со стороны Зеленского предпринят целый ряд мужественных шагов и поступков по вопросам разрешения конфликта, который длится уже пять лет... мы должны проводить саммит «нормандской четверки» при условии, если будут действительно достигнуты ощутимые результаты, а не встречу ради встречи».

В свою очередь Путин сказал: «Любая встреча, в том числе и встреча в «нормандском формате», должна приводить к конкретным результатам. Например, в 2016 г. мы пошли на значительный компромисс... закон об особом статусе Донбасса был имплементирован на временной основе в день голосования, а на постоянной основе — после подведения итогов и подтверждения результатов соответствующими структурами ОБСЕ. Ну так надо это, в конце концов... как-то оформить. То же самое касается некоторых других вопросов, например вопроса, связанного с амнистией».

Издание «Страна» посвятило этим высказываниям материал с характерным заголовком «Утром особый статус, вечером — встреча с Зеленским». Позиция Путина в нем расшифровывается так: «Без подвижек в Минском процессе Кремль на новую встречу в Нормандском формате не пойдет. По крайней мере — на высшем уровне. Впрочем, в Москве уже не раз об этом говорили, связывая будущие переговоры с прогрессом в политической части Минска (закрепление в Конституции особого статуса Донбасса, против чего пока выступает Зе)». (Имеются в виду известные слова из сообщения пресс-службы президента Украины от 7 августа о разговоре Зеленского и Путина. — С. Б.).

В последний год правления Порошенко в российском руководстве выкристаллизовалась позиция: будущему саммиту должно предшествовать выполнение решений предыдущего (кстати, не закрепленных на бумаге) относительно разведения сторон на всех трех согласованных участках и согласование «формулы Штайнмайера» об условиях вступления в силу особого статуса. Об этом неоднократно говорили и Путин, и глава МИД России Сергей Лавров. Сейчас российский президент высказался так же однозначно.

Но сегодня в ответе Путина на вопрос о предпосылках саммита не сказано, что для его проведения нужно что-то предварительно решить, хотя он и показывает, что Россию по-прежнему интересуют вопросы особого статуса и амнистии. Однако российский президент четко дает понять, что предпосылкой саммита является успешность его проведения, т. е. гарантия того, что на нем будут решены интересующие его вопросы, причем соответствующим образом.

Это с Порошенко Путину было все ясно, а относительно Зеленского он допускает, что важнейшим фактором может стать личное общение в ходе саммита. Сначала на переговорах в Минске на встрече (или встречах) советников лидеров «нормандского формата», а затем в ходе возможных новых телефонных разговоров самих лидеров шансы на успех саммита должны стать понятней.

Отметим, что Россия до сих пор на официальном уровне не критиковала высказывания Зеленского относительно невозможности изменения Конституции. Видимо, украинский президент сохраняет кредит доверия, и принципиально измениться отношение к нему может после формирования новой исполнительной власти.

А звучащая сейчас критика исходит от неполноты власти Зеленского. Так, 15 августа официальный представитель МИД РФ Мария Захарова охарактеризовала на брифинге ситуацию в Донбассе следующим образом: «За последнюю неделю количество обстрелов со стороны вооруженных сил Украины, несмотря на подписанное перемирие, значительно увеличилось, хотя все ожидали обратного... Не исключено, что возможной целью дестабилизации обстановки является попытка спровоцировать ответный огонь ополченцев и в очередной раз заявить о срыве перемирия по вине Донецка и Луганска».

При этом в попытке дестабилизации она не обвинила лично Зеленского, а критиковала его лишь за отсутствие должных, с ее точки зрения, действий: «Если президент Украины так обеспокоен ситуацией в Донбассе, как он об этом заявил на экстренном брифинге 7 августа, почему он до сих пор не потребовал разбирательства от своих силовиков? Не контролирует их? Есть публичная сфера, уровень заявлений. И даже если нет всей полноты власти для осуществления действенных шагов, то, возможно, нужно начать с того, что доступно, — с четкого формулирования позиции неприятия подобного поведения».

Тем временем ситуация с соблюдением перемирия, вступившего в силу 21 августа, заметно ухудшается. В оперативных сводках штаба ООС с 10-го по 21-е ежедневно фиксировалось в среднем около 11 обстрелов со стороны противника, тогда как в первые 12 дней после наступления перемирия их было 2,1. С другой стороны, т. н. «СЦКК ДНР» фиксировал за первые 12 дней перемирия в среднем 4,3 украинских обстрела в сутки, а сейчас 8,8.

При этом сами обстрелы изменились качественно: в первый из рассмотренных периодов было 7 случаев использования со стороны ВСУ минометов, выпустивших 22 мины, во второй — 26 таких обстрелов и 191 мина (в среднем 16 в сутки), а также по одному случаю использования 122 мм гаубицы (24 снаряда) и танка (6 снарядов). Украинская сторона зафиксировала за те же 12 дней лишь 3 случая применения противником минометов (количество снарядов в сводках ООС не фигурирует) и еще один — ударного беспилотника.

Нынешняя военная активность никак не ниже, чем в относительно спокойные периоды в конце правления Порошенко. Так, по данным «СЦКК ДНР», за период с 17-го по 29 января нынешнего года Украина выпустила 150 минометных мин (в среднем 11,5 в день), сейчас — 16 в день, при этом гаубицы и танки Украиной тогда не применялись вообще. А факт гибели 10 августа командира отделения снайперов «Азова» Романа Романенко, чье тело было передано украинской стороне 13 августа, — свидетельство того, что ВСУ прибегают к активным действиям вблизи позиций противника.

Вряд ли эти действия можно считать санкционированными военным руководством. Напротив, заявления главы Генштаба Руслана Хомчака в поддержку перемирия не имеют аналогов в период правления Порошенко. Свидетельством миролюбия нового руководства страны, бесспорно, является и увольнение Романа Бессмертного с поста представителя Украины в политической подгруппе ТКГ.

Так, сразу после павлопольского инцидента он фактически призвал к прекращению переговорного процесса: «Нужно заявить о прекращении Украиной работы в минском формате до встречи лидеров «нормандской четверки». Я согласен с теми, кто говорит, что с этого дня надо прекратить поставки воды, электроэнергии, грузов на оккупированные территории. А также приостановить все работы в районе Станицы Луганской».

Впрочем, власть не решилась критиковать позицию Бессмертного по сути. Вечером того же дня пресс-секретарь президента Юлия Мендель об увольнении Бессмертного сказала на «5-м канале»: «Минский переговорный процесс остается на сегодня единственной площадкой, где Украина имеет возможность вести переговоры по важным вопросам, которые касаются Донбасса... Президент делегировал организацию отстаивания позиции Украины в этом сложном процессе переговоров... Леониду Кучме». Т. о. она просто переложила ответственность за решения президента на главу украинской делегации в ТКГ.

Но сам Бессмертный в эфире телеканала «24» был куда более словоохотливым: «Причина — не секрет. Потому что я, работая в минской подгруппе, говорил, что нужно делать. Я говорил, что нельзя не проводить военный парад на День Независимости — его нужно проводить. Я говорил, что не нужно звонить Путину — нужно действовать. Я не понимаю, почему не отвечают на фронте, когда происходят обстрелы... На днях в Минске я должен был представить новую модель достижения мира. Нет, я не буду сейчас ее озвучивать, потому что ранее мои проекты дискредитировали».

О подготовке к реинтеграции Донбасса

Недавно в интервью «112 Украина» вероятный новый спикер ВР Дмитрий Разумков на вопрос об отношении к законопроектам, предусмотренным Минскими соглашениями, сказал: «О чем можно сегодня с уверенностью говорить, так это то, что мы должны двигаться в рамках Минских договоренностей. Мы от этого не можем отойти... это и прекращение огня, и отведение вооружения... надо стремиться эту практику распространять на всю линию разграничения. Это действительно позволит вернуть территории... Мы будем разрабатывать, внедрять, реализовывать информационную стратегию... и я уверен, что парламент будет поддерживать их в этих инициативах».

Будущий спикер в то же время отметил: «Если мы говорим об амнистии для военных преступников, то во всем мире это невозможно. Если мы говорим об амнистии для тех, кто вынужденно находится на оккупированных территориях и кто вынужден вести ту или иную деятельность, то, конечно, там надо будет подходить более тщательно к этим вопросам».

Тем не менее вероятный глава комитета по иностранным делам парламента, член партии «Слуга народа» Богдан Яременко, как известно, отрицает особый статус Донбасса. В этой связи Разумков сказал, что во фракции есть люди «с различными позициями», но он уверен, «что и во фракции, и в государстве надо находить (и мы найдем) точки соприкосновения, которые объединят всю фракцию и все государство вокруг тех позиций, которые позволят вернуть как временно оккупированные территории Донбасса, так и Крым».

На днях пресс-служба Нацполиции сообщила, что МВД Украины подготовило уже почти 800 полицейских, которые будут задействованы «в восстановлении государственного суверенитета на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей». В частности, эти правоохранители уже «изучили международные практики миротворческих миссий».

В четверг 15 августа замруководителя ОП Руслан Рябошапка написал на своей странице в Фейсбуке, что рабочая группа по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Комиссии по вопросам правовой реформы должна разработать до 2020 г. первый пакет инициатив президента относительно правовых основ реинтеграции части Донецкой и Луганской областей и Автономной Республики Крым. Также он анонсировал подготовку концепции переходного правосудия для этих территорий.

Тем временем, как отмечено выше, ситуация с соблюдением перемирия стремительно ухудшается. Хотя число взрывов, замеченных Специальной мониторинговой миссией ОБСЕ в Украине (СММ), не увеличилось, думается, надо ориентироваться не на этот показатель, а на данные сторон конфликта и также на гораздо большее число снарядов, замеченных видеокамерами миссии.

Взрывы регистрируются обычно патрулями СММ и гораздо реже — видеокамерами. Вместе с тем, похоже, масштабы патрулирования и вообще действий СММ на местности сократились, возможно, из-за летних отпусков. Свидетельством такого сокращения выглядят два обстоятельства, которые нашли отражение в отчетах за прошедшую неделю: значительное уменьшение посещения мест пересечения границы неподконтрольных территорий с Россией (впрочем, и на прошлой неделе их было меньше обычного) и отсутствие посещения мест хранения вооружения (нарушения отвода вооружений и наличие разрешенной договоренностями техники выявляются сейчас обычно беспилотниками). Т. е. сократились действия, предполагающие личное участие наблюдателей.

Любопытно, что с 22 июля из ежедневных сводок штаба ООС исчезли сообщения о потерях «ДНР»—«ЛНР» по данным украинской разведки, которые раньше появлялись практически всегда и неизменно объявлялись большими, чем украинские потери. При Порошенко о таких потерях объявлялось и в те дни, когда перемирие эффективно действовало. Т. о. Киев убрал важный момент военной пропаганды.

Вероятно, многие усилия власти по поддержанию перемирия не имеют огласки. Однако допускаю, что если украинская власть так сдержанна в публичном пространстве, она вряд ли прибегает к адекватным ситуации непубличным действиям.

Видимо, в сохранении конфликта на нынешнем уровне заинтересован широкий круг украинских военных — как солдат, так и офицеров. Так, с 1 мая министр обороны Степан Полторак своим приказом увеличил выплаты военнослужащим, которые находятся на линии боевого соприкосновения, на 5 тыс. грн., а находящимся в других районах проведения ООС — на 1 тыс. грн.

Жалованье контрактника на передовой возросло до 27 300 грн. (на 22,4%), а на других участках ООС — на 6,3%. Если раньше зарплата на передовой превышала довольствие остальных участников ООС в 1,41 раза, то сейчас — в 1,63. Но различие между этими категориями условно: украинские военные проводят ротации — те, кто сегодня на передовой, могут через несколько недель оказаться в ближнем тылу и наоборот.

А в случае даже начальной стадии реального урегулирования — прочного перемирия — такого числа солдат на передовой не потребуется. В перспективе не будет надобности и в нынешнем количестве контрактников, а это означает проблему с их дальнейшим трудоустройством.

Кстати, из поименных списков погибших и умерших на передовой, который обновляет украинская «Википедия», видно, что треть безвозвратных потерь ООС приходится на лиц старше 40 лет (немало погибших и предпенсионного возраста). Т. е. это люди, которые вряд ли нашли бы себе хорошую работу в мирной жизни. Конечно, поддержание войны в нынешнем состоянии влечет потери. Но прекращение боевых действий с отводом войск означает, что число выживших увеличится на пару сотен, а материально пострадавших возрастет на десятки тысяч.

О проигранной битве за Киев

Тем временем новая администрация потерпела поражение в одном важном для себя вопросе. 14 августа Кабмин не стал рассматривать вопрос об отставке Виталия Кличко с поста главы Киевской горгосадминистрации. Накануне члены КМ по квоте «Евросолидарности» Иванна Климпуш-Цинцадзе и Ирина Фриз заявили, что представители партии в правительстве не проголосуют за отставку. А в день заседания вице-премьер Павел Розенко заявил: «В этом правительстве голосов за отставку Кличко нет».

Журналист Соня Кошкина в тот же день сообщила в своем Телеграм-канале, что глава ОП Андрей Богдан не имел права писать в Кабмин письмо (оно было направлено еще 24 июля) с просьбой уволить Кличко с поста главы КГГА, поскольку глава ОП «по формальным признакам не чиновник — наемный менеджер, пусть и очень высокопоставленный». По ее словам, «на закрытой части Кабмина обсуждался в том числе (не единственный, но все же) и этот аргумент относительно невозможности отставки мэра».

В результате пресс-служба президента объявила, что вопрос об отставке Кличко рассмотрит уже новое правительство. А 15 августа народный депутат Наталья Новак (неформальная группа «УДАР» в составе БПП) сообщила, что киевский голова подготовил обращение в Конституционный Суд, чтобы тот в очередной раз дал свою трактовку закона, является ли киевский городской голова тем человеком, который возглавляет КГГА».

О намерении обращаться в КС Кличко заявлял и раньше, ссылаясь на решение КС 2003 г., согласно которому главой горадминистрации является только всенародно избранный мэр. Но шансы выиграть дело у него ничтожны. В настоящее время закон «О столице Украины» разделяет полномочия киевского мэра и главы КГГА. Это было сделано включением в сентябре 2010 г. в него статьи 101, что и позволило президенту Януковичу назначить Александра Попова главой КГГА при мэре Леониде Черновецком. Поэтому ссылки на решение КС, вынесенное при другой редакции закона, неуместны.

Согласно закону «О местных государственных администрациях» их главы назначаются на срок полномочий президента Украины (Кличко был назначен Порошенко сразу после победы последнего в 2014 г.). А согласно Конституции главы администраций увольняются президентом по представлению Кабмина. Однако в законодательстве должным образом не урегулирован вопрос о том, что делать, если президент сменился, а Кабмин не делает представлений на увольнение. Да, по закону «О местных госадминистрациях» президент может сместить ее главу и единолично. Но эта норма, возвращенная в закон сразу после отмены при Януковиче политреформы, противоречит Конституции.

А вот кто должен обращаться в КМ, если тот бездействует, не инициируя увольнение губернатора, закон молчит. Да, логичнее, чтобы это делал президент, но, похоже, Зеленский боялся в данном случае проиграть, и потому черная работа была передана Богдану.

Между тем только к правовой стороне вопрос не сводится. В целом в данной ситуации власть проигрывает в информационном плане, адекватно не обосновывая правомерность увольнения Кличко. А для низложенного выборами режима киевский мэр становится точкой, опираясь на которую можно будет пытаться контратаковать. Кличко же вряд ли последует примеру Черновецкого, который ушел в тень после назначения Попова и летом 2012 г. подал в отставку.

Поэтому фигура столичного мэра будет привлекательной для различных сил. Для них его защита также выгодна, поскольку сама идея руководства Киевом назначенцем президента не будет популярна в обществе, так как среди прочего не опирается на традицию (за исключением краткого периода при Януковиче). И популярность Зеленского здесь мало что меняет.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Шойгу рассказал о планах по Украине

Министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что не хочет думать о возможном столкновении...

Сергей КУДЕЛЯ: "Утечка информации о содержании...

«Зеленский окажется перед непростым выбором - подтвердить факт обсуждения дела...

Саша БОРОВИК: «Украину ожидают американские горки»

Лучший результат для украинского президента и его дипломатов — вернуть ситуацию в...

Украина вновь в центре громкого скандала с...

Похоже, новый скандал вполне способен сорвать так долго и тщательно готовившийся...

Истинные нормандцы

Вы узнаете: почему в течение суток кардинально изменилось отношение украинских...

О причинах полномасштабного рецидива популизма

Популизм пользуется растущим спросом по всему миру, что пробуждает страхи и сеет...

Загрузка...

Не разжигать пожар

Хрупкий мир в Украине может быть нарушен даже непреднамеренным вмешательством извне

Украина на втором месте в мире по числу жертв...

Жить в современной Украине, во всяком случае, судя по данным SIPRI и GICHD, гораздо опаснее,...

Идеология, а не защита языка

Молдаване, считающие свой язык идентичным румынскому, получают «послабления», а...

Миссию ЕС в Украине усилят экс-главой криминальной...

Должность советника КМЕС в Украине займет Мярт Пало, эксперт по внутренней...

Джон Соломон о влиянии Сороса на госдеп и Украину

Недавно рассекреченные меморандумы госдепа позволяют оценить невероятный масштаб...

Одни надежды мир не установят

Давление на УПЦ на локальном уровне продолжается: перерегистрация общин,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка