Выше штрека, ниже трамвая

№22 (74) 1 - 7 июня 2001 г. 01 Июня 2001

Шахтерская столица Донецк — город, стоящий на десятках угольных шахт — упорно стремится обзавестись еще и собственной подземкой.

Недавно в Донецке торжественно объявили, что первая линия будущего городского метрополитена пройдена на треть, что открывает не в таком уж отдаленном будущем перспективы пассажирских перевозок с рабочей окраины Красный Городок до крупнейшего местного вуза, Технического университета. Результат, может быть, и не впечатляющий по масштабам, скажем, столицы. Но если учесть, что донецкая подземка строится почти «нелегально» — практически без централизованного финансирования и благословения, то...

А вообще-то история донецкого метрополитена достаточно долгая. И, как водится, далеко не все страницы в ней веселые. Право завести свой подземный транспорт Донецк оспаривал еще в семидесятые, соревнуясь сразу с несколькими украинскими городами, население которых приближалось к миллиону человек. Главным претендентом тогда считалась курортная Одесса. Донецк же напирал на свое пролетарское происхождение и мощные потоки работающих: их необходимо ежедневно доставлять к заводским проходным, а затем вечером обратно в спальные районы.

Правда, были и аргументы против: старые шахтные выработки, пронизавшие недра под городскими кварталами хаотичной паутиной, несли серьезную угрозу будущим коммуникациям подземки. И не столько даже неожиданными провалами, осадком грунта и т. п., сколько выделением подземного метана, неизбежно скапливающегося в заброшенных пустотах.

Впрочем, из этого затруднения проектировщики с честью вышли, предложив закладывать перегонные тоннели метро в Донецке на минимальных глубинах. Городу даже рекомендовали наряду с Одессой составить технико-экономические обоснования для первого этапа стройки, чтобы Москва могла выбрать наиболее перспективное. Но в СССР эпохи Брежнева из двух претендующих на метрополитен городов повезло... Днепропетровску.

Мало-помалу

Однако шахтерская столица не теряла надежды. Пользуясь тем, что в области имеются индустриальные предприятия практически любой специализации, региональные власти еще в начале перестройки заказали на Ясиноватском машзаводе мощный проходческий щит общим весом 680 тонн. А Новокраматорский завод-гигант легко освоил в порядке шефской помощи» производство чугунных тюбингов, необходимых для сплошного бронирования наиболее рискованных участков будущих тоннелей.

И все бы хорошо, да общая стагнация экономики, последовавшая за развалом Союза, надолго отодвинула мечты о собственном подземном общественном транспорте. Варианты появились, как ни странно, лишь в пору массового закрытия старых, отработавших свое шахт. Под данную акцию обещал выделить значительные суммы в валюте Всемирный банк. Здесь инициативу проявил донецкий мэр Владимир Рыбак. «Зачем, — доказывал он в многочисленных киевских кабинетах и миссии Всемирного банка в Украине, — распылять денежные суммы, предназначенные для ликвидации социальной напряженности, на бесчисленные микрокредиты под открытие уволенными шахтерами пивоварен и автомастерских? Пива в городе и так хватает! Отдайте эти средства Донецку, и вчерашние проходчики, горнорабочие, взрывники охотно переквалифицируются в метростроевцев!»

Два года назад долгожданные деньги «от мирового капитализма» у Донецкого метростроя появились, и стройку века областного масштаба, лишь слегка обозначенную разведывательными шурфами, расконсервировали. Разыскали и отремонтировали уникальный ясиноватский проходческий щит. На сегодня его уже загнали под землю (что было отдельной операцией с учетом габаритов этого механического монстра) и с его помощью сумели пройти несколько километров так называемого правого тоннеля. К сожалению, другую, параллельную нитку коммуникаций приходится тянуть дедовским буро-взрывным способом — на оснащении работающих здесь проходчиков имеется лишь старенький, отреставрированный тюбингоукладчик, подаренный им столичными коллегами. Хорошо, что специалисты подобрались здесь действительно уникальные, многие годы работавшие на крупных шахтах города — с места их смогла снять только лишь т. наз. реструктуризация, то есть основательная чистка рядов угольных предприятий.

В текущем году донецкие метростроевцы рассчитывают раздобыть в столице с помощью депутатов ВР от региона ну хоть пятнадцать миллионов гривен из суммы, заложенной в бюджет на все украинские метрополитены. При таком благоприятном раскладе они обязуются сдать в эксплуатацию первую очередь донецкой подземки из 10 станций в 2005 году. Правда, при этом подчеркивают, что нынешний проект претерпел несколько стадий удешевления, так что на мраморные, бронзовые и прочие излишества в оформлении подземных вестибюлей станций надеяться не приходится.

Неумолимое время

Однако сегодня мечте о донецкой подземке грозит иная опасность. Социологи в последнее время указывают на обозначившуюся тенденцию к большей оседлости донецкого населения. Люди стали подыскивать работу вблизи жилья. Сказались здесь и многократное повышение цен на проезд в городском общественном транспорте, и то, что каждый научился просчитывать конкретную стоимость своего личного времени.

А донецкий метрополитен все еще ориентирован на массовые, многотысячные потоки пассажиров. Так, первая из предложенных некогда линий должна была пролечь от аэропорта до новой железнодорожной станции — туда планировалось подтянуть железнодорожную магистраль «Москва— Кавказ». Идея заложена благая: дескать, наши земляки, работающие на нефтяных месторождениях и шахтах Севера, в отпуск станут прилетать в родной город, а отсюда прямиком — на черноморские пляжи. Нетрудно заметить, как все это далеко от реалий сегодняшнего дня.

И все же донецкий метрополитен живет, упорно ведет счет пройденным подземным метрам. Жизненная логика подсказывает, что победитель в итоге оказывается прав. На то и ставят строители шахтерской подземки.

Нынешний проект претерпел несколько стадий удешевления, так что на мраморные, бронзовые и прочие излишества в оформлении подземных вестибюлей станций надеяться не приходится

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Форма сути не заменит

Меморандум законодательно закрепляет возможности иностранных граждан влиять на...

Черная метка Украины

Вместо того чтобы заниматься выполнением гособоронзаказа, приходится обороняться от...

Два взгляда на историю

В соответствии со школьными учебниками истории становление нашей страны как...

До развала Союза оставался один шаг

К 30-летию принятия Декларации о государственном            суверенитете...

Лікарняне харчування: проблеми і низькі стандарти

Реалії харчування в лікарнях України — це мізерне фінансування, застарілий підхід...

Портрет либерального фашизма

Масса людей, оказавшихся на разных руководящих должностях, представляет собой класс...

Рыбные дни в Чернобыле

Радиоактивное облако накрыло значительные территории Украины и Белоруссии. Но есть...

Уважаемые читатели!

Несколько дней назад несанкционированно, без ведома руководства издания на нашей ...

Последний компромисс?

При годовом плане в 1 млрд. грн за 8 месяцев 2019-го от растаможки в госбюджет поступило 7,1...

Прогноз неочевидного ускорения

Вместо экономического роста реформаторы могут получить долгосрочное сокращение...

Реформенный зуд

Продолжающаяся деиндустриализация свидетельствует о неспособности МОН выполнять...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка