30 лет экономического реформирования

№40(962) 20 – 26 ноября 20 Ноября 2020

Правительство презентовало тридцатилетний план реформирования экономики Украины в объемном документе на 400 страниц под названием «Векторы экономического развития 2030».

«Векторы» — продолжение экономического «Аудита» (см. «Аудит тридцатилетнего саморазрушения», «2000», №39, 13—19.11.2020).

Попробуем разобраться, на каких общих целях, индикаторах успеха и стратегических направлениях базируются «Векторы экономического развития».

Единство партии, президента и стратегии

Во время совещания в Фонде госимущества 12 ноября премьер-министр Денис Шмыгаль подчеркнул приоритетность вопроса приватизации государственных предприятий в рамках реализации «Векторов развития 2030».

«Правительство поддерживает приватизацию государственных предприятий и продолжает держать курс на сокращение участия государства в экономике. Это одна из тридцати инициатив векторов развития, которые мы представили вместе с аудитом», — заявил премьер.

Шмыгаль также добавил, что реформа приватизации заключается в максимальной передаче управления государственными предприятиями, чтобы они работали в рыночной экономике без влияния государства. Это основа стратегического направления по сокращению участия государства в экономике. Реализация трансформационных реформ экономики в «Векторах развития» представлена в виде своеобразной триады «миссии», «визии» и «стратегии».

Миссия руководства государства: создание возможности для реализации имеющегося географического, ресурсного и человеческого потенциала страны для обеспечения благосостояния, самореализации, безопасности и свобод каждого гражданина Украины через инновационный опережающий экономический рост.

Визия Украины: свободная страна граждан с высоким уровнем благосостояния и эффективными сервисами цифрового государства, она является надежным экономическим партнером в мире и примером развития для всех стран Восточного партнерства. Привлекательная страна экономических возможностей для инвестиций, инноваций, ведения бизнеса; лучшее место для реализации творческого потенциала, воплощения идей и собственного развития.

Стратегия предусматривает реализацию следующих пунктов: сформировать конкурентоспособные условия для бизнеса и инвестиций и восстановить доверие к государству; выиграть конкуренцию за капитал на мировом рынке; стимулировать развитие инноваций и модернизации секторов экономики для обеспечения их конкурентоспособности на международном рынке; содействовать развитию человеческого потенциала и выиграть конкуренцию за таланты.

Любопытно, что общая рамка «триады» трансформационных преобразований в документе Кабмина соотносится с предвыборными программами президента Владимира Зеленского и партии «Слуга народа». В соответствии с обещаниями Зеленского и «слуг» правительственные стратегии формируют лозунг преображения Украины, которая должна стать «самой успешной страной экономических возможностей для инвестиций, инноваций, ведения бизнеса; лучшим местом для реализации творческого потенциала, воплощения идей и собственного развития».

Безусловно, упражняясь в технике натягивания совы на глобус, правительство могло бы подтянуть под логику описания «Векторов развития» все что угодно. Однако описание 30-летнего плана реформирования экономики государства рамками обещаний президента и партии СН выглядит как попытка придать стратегическому документу привкус политического пиара. Столь длительный и фундаментальный проект трансформаций едва ли совместим с текущим «политическим моментом».

Экономическое стратегирование априори выходит за рамки политического жизненного цикла действующего президента и правящей партии, даже если предположить, что они являются образцом элитарного мышления и движущим центром фундаментальных преобразований.

Коридор «красных линий»

Весьма показательны в документе перечни принципов реализации экономической стратегии и т. н. «красных линий», которые недопустимо пересекать в процессе долгосрочной трансформации экономики Украины.

Альфа и омега «Векторов развития» Украины определены в рамках «европейской и евроатлантической интеграции». В списке других принципов указаны следующие направления:

1. Право («неприкасаемая частная собственность»): верховенство права; защищенность (и приоритет) частной собственности; нетерпимость к коррупции.

2. Экономическая свобода («предприниматель — основа экономики»): свободная и честная конкуренция, равный доступ для бизнеса; развитие предпринимательства, инноваций и талантов; беспрепятственное движение капитала.

3. Институциональная способность («государство, которое способно обеспечить развитие»): прагматичность, субъектность в определении направлений экономического развития; интегральный экономический подход, способность эффективного объединения либеральных и институциональных подходов; эффективное цифровое сервисное государство и компактные государственные институты; национальная безопасность за счет партнерства и инвестиций.

В списке «красных линий», которые противоречат и недопустимы при реализации «Векторов развития», указаны следующие факторы:

— прекращение структурных реформ;

— увеличение зарегулированности бизнеса и рост налоговой нагрузки;

— невыполнение Соглашения об ассоциации с ЕС;

— потеря независимости Национального банка Украины; Антимонопольного комитета, Счетной палаты, Национального антикоррупционного бюро;

— монополизация секторов/олигархизация и недобросовестное использование экономических стимулов;

— отступление от реформирования недоразвитых рынков;

— увеличение случаев неправомерного использования бюджетных средств;

— потеря кредитоспособности и кредитного рейтинга;

— накопление критического объема долгов;

— уменьшение прозрачности управления государственной собственностью.

В целом правительство сводит базовые принципы реализации экономической стратегии в течение следующих десятилетий к логике безальтернативного курса на европейскую и евроатлантическую интеграцию. При такой постановке задачи в Кабмине могли бы не тратить время на создание объемного документа, а просто взять за основу последний текст меморандума с Международным валютным фондом и рамочное соглашение с ЕС о выделении 1,2 млрд. евро кредита.

В таком случае применение к экономической стратегии определения «национальная» теряет всякий смысл. Зачем имитировать деятельность по созданию «национальной концепции развития», если все ответы на вопросы есть у наших преисполненных мудрости «западных партнеров»!

Передовой колхоз либерализма

Правительственные стратеги напрямую указывают, что квинтэссенцией «Векторов развития» является курс на ЕС и НАТО: «Успешная реализация курса Украины на членство в ЕС и НАТО будет иметь ряд сопутствующих последствий для страны, а также на региональном и международном уровнях».

Европейский и евроатлантический «цивилизационный выбор», по мнению стратегов Кабмина, даст Украине шесть основных выгод:

1) приведет к увеличению инвестиционной привлекательности и цены активов на ее территории из-за снижения рисков для международного капитала;

2) изменит роль Украины в регионе как гаранта безопасности, а не источника потенциальных угроз;

3) Украина станет успешным примером для подражания среди всех стран «Восточного партнерства», усилит ее soft power;

4) откроется доступ к Структурным фондам ЕС, которые позволят модернизировать социальную инфраструктуру и ускорить темпы повышения уровня жизни в Украине;

5) ВПК и оборонный секторы Украины постепенно переориентируются на стандарты НАТО и будут включены в цепочки производства оружия и средств обороны государств-членов;

6) в стране улучшатся показатели гендерного равенства и в целом уважения к правам и свободам человека, изменится ее имидж на международной арене.

За ширмой безграничной наивности перечня «бонусов», которые Украине якобы гарантированы в рамках реализации курса на вступление в ЕС и НАТО, просматривается вполне очевидное желание власти. Стоическая верность заветам евроинтеграции — это упования на то, что обобщенный Запад решит превратить Украину в некий передовой колхоз либеральных реформ в Восточной Европе.

Т. е. планы долгосрочного реформирования экономики Кабмина основываются на банальном желании стать условной второй Польшей. Эти расчеты строятся на основе теории превращения Украины в «форпост западной цивилизации», которому, мол, по статусу полагается предоставлять средства и технологии для успешного развития.

На самом деле наивность, как и опасность столь фантастической теории для будущего развития Украины, сложно переоценить. «Евроинтеграционные мечтатели», которые наивно верят в истории о добрых инвесторах и бескорыстном «плане Маршалла» для Украины, являются либо людьми, абсолютно оторванными от реальности, либо открытыми врагами украинской государственности.

30 лет либерального одиночества

В «Векторах развития» правительства приводятся ключевые стратегические индикаторы, которые визуализируют цели по достижению определенных показателей.

Например, уровень реального ВВП к 2030 г. должен составить от 300 до 460 млрд. долл. при базовом показателе 2019 г. в размере 136 млрд. долл. Продуктивность труда в расчете на одного работника при показателе в 8,2 тыс. долл. в 2019 г. должна вырасти до 18—26 тыс. долл. к 2030 г. Показатель поступления прямых иностранных инвестиций с текущего объема в 5,8 млрд. долл. за тридцать лет планируется довести до 15—23 млрд. долл. Экспорт товаров и услуг с 67 млрд. должен подскочить к 120—160 млрд. долл., а расходы бюджетных и внебюджетных фондов, которые в 2019 г. составили 53 млрд. долл., в последующие 30 лет в Кабмине планируют нарастить до 90—140 млрд. долл.

Обеспечение устойчивого развития в «Векторах развития» описано на базе четырех временных этапов с горизонтом планирования уже не до 2030-го, а до 2050 г.

Первый этап (2021—2022 гг.) под названием «Повышение конкурентоспособности» предусматривает такие меры: обеспечение стимулов для развития бизнеса и привлечения инвестиций; модернизация производства; внедрение автоматизации и роботизации процессов; диджитализация экономики; удержание талантов, постепенное возвращение квалифицированных трудовых ресурсов; внедрение современного высшего и профессионально-технического образования.

Вторая часть первого этапа (2022—2025 гг.), продолжающая тему конкурентоспособности, описана такими мероприятиями: развитие цифровых, инновационных, креативных индустрий; повышение кредитного рейтинга; развитие экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью; реформа фундаментальной науки.

Второй этап (2026—2040 гг.) «Инновационный рост» визуализирован следующими «показателями-маячками»: привлечение талантов со всего мира; лучшее место для инвестирования в Европе; развитие современных производств, инновационных парков; страна — экспортер высокотехнологичной продукции и сервисов; развитие инновационной инфраструктуры.

Третий этап (2041—2050 гг.) «Устойчивое развитие» описан тремя факторами: европейский центр предпринимательства, науки и образования, креативных отраслей; страна-кредитор и инвестор; закрепление позиции страны процветания и благосостояния.

Примечательно, что чем дальше горизонты планируемых стратегических «достижений», тем фантастичнее и менее четко прописаны показатели этих этапов.

Позитивистский псевдофутуризм

В общем, подводя итоги вступительной части «Векторов экономического развития», которые очертило правительство Шмыгаля, можно сформулировать несколько ключевых выводов.

Во-первых, теоретическая база, на которой построена экономическая стратегия, представлена видением реализации безоблачного и чрезвычайно успешного курса на евроинтеграцию. Это представление сводится к классическому тезису великого комбинатора: «Заграница нам поможет, Запад с нами!».

Во-вторых, обобщенное и футуристическое описание более отдаленных периодов экономического реформирования свидетельствует о попытке Кабмина перекрыть пустоту смыслов красивой картинкой «прекрасного далеко».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Второй тур: вторая порция

В крупных городах первую роль играют местные элиты. А они не только неподконтрольны...

Второй тур: умение договориться

Поражение кандидатов от «Слуги» на мэрских выборах может обеспечить вхождение...

В Украине хотят оставить одну партию

Отдельные народные депутаты ради спасения одной партии готовы убрать с политической...

Первая жертва свидетелей провала

Зеленскому остается лишь массово увольнять «нерадивых бояр» Законопроект...

Маятник качнулся

боры в местные органы власти у нас в стране обозначили ряд характерных тенденций....

«Сильное предупреждение» Гончарука

В случае победы на президентских выборах Джо Байдена не исключено, что в Украине...

Ничто так не удивляет народ после выборов, как...

«Демократия предоставляет каждому свободу выбирать...» — отмечено Вильгельмом...

Без шанса на шанс

Новая избирательная система становится камнем преткновения как для партийных...

Тупик судьбоносной реформы

Новая система бюджетного распределения, фактически лишая стабильного финансирования...

Встревоженность, карантин, выборы

Верховная Рада — лидер антипатий: 73% негативных оценок

Неясная простота

Единственное «упрощение», которое поприветствовать никак нельзя, — это...

Сказал, но не ответил

Самый главный маркер компетенции правительства в экономической сфере — наличие...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка