Без слуги в голове

№31(953) 18 — 24 cентября 18 Сентября 2020 0

Кабинет Министров 14 сентября утвердил проект Государственного бюджета на 2021 год. В тот же день вечером документ был опубликован на сайте Верховной Рады. Учитывая, что парламент ранее провалил обе программы работы правительства Шмыгаля, никто не надеялся, что в здании на Грушевского на этот раз состряпают нечто удобоваримое.

Обратите внимание, что это первый проект главного годового финансового документа страны за все время работы новой власти, который полностью был сверстан правительством самостоятельно. Ранее Кабмин, хоть и не был обязан, но консультировался в процессе подготовки документа с профильным комитетом парламента.

Сейчас министры решили взять всю ответственность за законопроект на себя.

Правда, народные депутаты уже на следующий день после публикации законопроекта пообещали внести в документ огромное количество правок.

Антиправительственный консенсус

Недовольны были практически все основные представленные в Раде политические силы. Но главное — вариант бюджета не устроил не чужое для правительства монобольшинство. Так, свои претензии уже успели высказать депутаты от «Слуги народа» — глава партийной фракции Давид Арахамия и руководитель финкомитета парламента Даниил Гетманцев.

В частности, Гетманцев, комментируя деятельность правительства, сказал, что у депутатов после ознакомления с проектом вопросов к министру финансов Сергею Марченко только прибавилось. И хоть «слуги» не собираются валить законопроект только потому, что он не был согласован с комитетами ВР, тем не менее изменения в документ спрогнозировал весьма масштабные.

При этом Арахамия заявил, что нынешний состав Кабмина до окончательного принятия депутатами проекта Госбюджета никто трогать не станет. По словам нардепа, «кто-то должен нести ответственность, а не перекладывать ее на предшественников». Тем не менее, по нашей информации, сразу по окончании бюджетного процесса в Раде если не все правительство, то по крайней мере руководители финансово-экономического блока будут уволены. В частности, речь идет о главе Минэкономики Игоре Петрашко и уже упомянутом министре финансов Сергее Марченко.

Проесть нельзя сэкономить

Депутат из фракции «Голос» Ярослав Железняк назвал проект «бюджетом проедания» из-за популистских намерений правительства увеличить расходную часть, при этом же заложить дефицит на уровне 6% ВВП (или 270 млрд. грн.).

Действительно, среди приоритетов бюджета названы: повышенная минимальная зарплата (+ 41,4 млрд. грн. по сравнению с предыдущим госбюджетом); образование (+34 млрд. грн.); медицина (+27,6 млрд. грн.); культура (+2,8 млрд. грн.); помощь пенсионерам в возрасте 75 лет и старше (+2,4 млрд. грн.); безопасность и оборона (+267,2 млрд. грн.); строительство дорог (+20,7 млрд. грн.); помощь местным общинам (+3 млрд. грн.); цифровизация экономики (+1,4 млрд. грн.).

Впрочем, ряд депутатов не исключают, что даже если народные избранники не тронут социальную часть бюджета сейчас, то обязательно пересмотрят ее позднее. Оно и понятно: власть должна идти с чем-то на местные выборы 25 октября. И если с сегодняшними достижениями у правительства складывается не очень, то хотя бы пообещать увеличение выплат в следующем году прямо сейчас можно.

«Пересмотр бюджета обязательно случится, — сказал нардеп Алексей Гончаренко («Европейская солидарность»). — Расходы проекта не подтверждены доходами. Где правительство собирается брать деньги, ума не приложу. Но даже если их фантазии с доходной частью подтвердятся, остается огромная дыра дефицита бюджета. А кто из финансовых доноров даст им необходимую сумму, остается загадкой».

Отметим, что в 2021 г. планируются доходы на уровне 1 трлн. 71,1 млрд. грн. Расходы будут несколько выше — 1 трлн. 350 млрд. грн. То есть граничные объемы дефицита госбюджета составят примерно 270 млрд. грн. При этом, разумеется, прожиточный минимум с декабря 2021 г. вырастет до 2393 грн., а минимальная зарплата с 1 июля следующего года — до 6500 грн.

По расчетам нардепа Железняка, которые он выложил в Facebook, такой рост официальной зарплаты означает повышение налогов для второй группы ФЛП на 536 грн. в месяц. Для третьей группы ФЛП единый социальный взнос вырастет на 390 грн. ежемесячно. Для компаний содержание одного рабочего места с минимальной зарплатой увеличится на 2168 грн. в месяц. Вырастут налоги с заработной платы одного работника на 350 грн. ежемесячно. В результате, считает нардеп, людей или переведут на полставки, или вообще сократят.

Экономические эксперты детализируют еще более мрачную картину. Так, с повышением минималки все предприятия будут вынуждены увеличить расходы на заработные платы. И им придется параллельно искать пути сокращения издержек. Что же произойдет дальше?

В первую очередь исчезнут надбавки и премии. Затем начнется сокращение персонала на предприятиях (а значит — вырастет нагрузка на Фонд страхования на случай безработицы). Наконец, опять наступит повсеместный переход сотрудников в тень и выплата зарплат в конвертах.

Далее предприятия увеличат конечную цену своей продукции, ибо доля зарплаты в себестоимости производства очевидно вырастет. После чего начнется новый виток инфляции, а рост зарплат будет просто нивелирован увеличением расходов на товары и услуги.

Во всяком случае, Даниил Гетманцев сообщил, что у него «вызывает беспокойство повышение зарплаты до 6,5 тыс. грн.». По словам нардепа от монобольшинства, это приведет к инфляции, которая по проекту бюджета-2021 составит 7,3% в год. Гетманцев опасается, что это в том числе повлечет за собой повышение учетной ставки НБУ. А затем подорожают и банковские кредиты для бизнеса со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Деньги дадут не всем

«Это один из самых несправедливых бюджетов, — говорит Железняк. — Судите сами, они лишние 5% не могут добавить медицине. А на содержание господина президента планируют увеличить сумму на 39%, на СБУ — на 23%, на Государственное управление делами — на 33%. Это фактически — на дачи, санатории и прочие приятные вещи, которые так любят наши чиновники. Вероятно, именно так выглядит конец «эпохи бедности», который они обещали избирателям».

Дополнительно комментировать распределение средств Госбюджета-2021 нет никакой необходимости. Добавим только, что при стремительном падении рейтинга как партии власти, так и лично Зеленского увеличивать финансирование силовикам вполне логично, если речь идет о сохранении власти любой ценой. В любом случае тенденция налицо: ранее МВД уже щедро добавили денег из фонда борьбы с коронавирусом (в июне — 2,6 млрд. грн.).

Но вернемся к здравоохранению. Даниил Гетманцев считает, что финансирование медицины следует все же пересмотреть. «Учитывая ориентировочную цену вакцины от коронавируса, расходы на ее приобретение закладываются в бюджете примерно всего лишь в расчете на два миллиона граждан. Что делать всем остальным украинцам?» — спросил он.

Жизнь в долг

Чтобы покрыть жизнь страны и ее граждан в соответствии с проектом бюджета, однозначно будет необходимо привлекать внешние заимствования. Так как Запад нам сейчас дает деньги исключительно под условия, с которыми мы соглашаемся, но все равно не выполним (и кредиторы это прекрасно понимают), то ждать валютного дождя в обозримом будущем не стоит. Иных финансовых альтруистов рядом нет, и они не предвидятся. Какие-то копейки Украине выделять будут, но не более того.

А попытки изыскать немалые внутренние резервы пока заканчиваются полным провалом. «Министр финансов Сергей Марченко говорил, что убытки от контрабанды достигают в среднем 5—10 млрд. грн. в месяц. Тогда почему мы увеличиваем доходы от таможни только на 20%. Мы не планируем побороть контрабанду?» — задается вопросом Гетманцев.

Впрочем, глава финансового комитета парламента не видит ничего плохого в кредитах, другое дело — как они будут использованы в дальнейшем.

«Долги как раз нужно брать в период кризиса, чтобы удержать экономику Украины от еще большего падения. Поэтому увеличение дефицита оправдано, если понимать его цели. Я нашел в презентации проекта госбюджета только одну программу поддержки промышленности — план «Укрзалізниці» приобрести 100 новых пассажирских вагонов. Но заимствования как раз и нужно тратить на развитие собственной промышленности. Т.к. деньги, вложенные в индустрию, вернутся потом в бюджет в виде новых рабочих мест, налогов и т.д. И это будет правильная государственническая политика. Только в этом случае мы можем согласиться на высокий дефицит бюджета».

Впрочем, однопартиец Гетманцева Арахамия не видит трагедии в дефиците бюджета. Со свойственной большинству «слуг» непосредственностью он вдруг вспомнил результаты работы предыдущих властей. «Все бюджеты, начиная с 2013 года, имели дефицит, — сказал он. — Этот процент от ВВП обсуждается и утверждается на переговорах с МВФ. Поэтому ничего страшного тут нет».

Имели дефицит, Давид Георгиевич, имели. Только ни разу с 2008 г. дефицит бюджета не составлял настолько огромную сумму, как при нынешней власти (более 7% ВВП в 2020-м и 6% ВВП только планируемого в 2021 г.). По итогам мирового финансово-экономического кризиса в 2009 г. он достиг цифры 3,89% ВВП. Огромный (во всяком случае, нам тогда так казалось) разрыв бюджета случился в 2014 г. во время пика войны и потери части территорий государства — 4,98% ВВП. Уже в 2015-м, не менее кризисном году, он составил 2,28% ВВП. Возможно, причины все-таки следует искать в других источниках?

Напомним, 4 марта 2020 г. за назначение нового состава правительства премьера Дениса Шмыгаля проголосовало 353 нардепа. Из них 228 депутатов дала фракция «Слуга народа» (только один был против). Поддержку оказали также группа «За будущее», которую связывают с олигархом Игорем Коломойским, группа «Доверие» и внефракционные депутаты. Фракция «Батькивщины» дипломатично воздержалась. Против выступили фракции «Голос» (их народные избранники вообще не голосовали, покинув зал), «Европейская солидарность» и ОПЗЖ.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Ничто так не удивляет народ после выборов, как...

«Демократия предоставляет каждому свободу выбирать...» — отмечено Вильгельмом...

Без шанса на шанс

Новая избирательная система становится камнем преткновения как для партийных...

Тупик судьбоносной реформы

Новая система бюджетного распределения, фактически лишая стабильного финансирования...

Встревоженность, карантин, выборы

Верховная Рада — лидер антипатий: 73% негативных оценок

Неясная простота

Единственное «упрощение», которое поприветствовать никак нельзя, — это...

Сказал, но не ответил

Самый главный маркер компетенции правительства в экономической сфере — наличие...

Локализация от Кабмина

Неценовых критериев в государственных закупках станет больше

Политические партии — не декорации власти

Главная неожиданность в битве за кресло руководителя Киева нас ожидает во втором туре...

Градостроение в Киеве — не «УДАРная» тема

Вопросы градостроения должны быть краеугольным камнем для любого мэра

Опрос — не референдум

За счет самого факта проведения опроса общественного мнения «Слуга народа»...

Местные выборы в «маленькой Украине»

«Железный занавес» власть готова проводить по границе всего Донбасса

Не каждый профит в строку

Реальное перемирие, если его удастся сохранить до 25 октября, будет сильным активом...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка