Ежегодное послание Западу

№39 (876) 28 сентября – 4 октября 2018 г. 27 Сентября 2018 4

В выступлениях Петра Порошенко что в ООН, что в Верховной Раде доминирует одна тема

Ежегодное послание президента априори является важнейшим политическим событием, которому уже уделили должное внимание большинство наших коллег. Они единодушно признали выступление, которое сам президент охарактеризовал как подводящее итоги его первой каденции и последнее перед выборами, очередным шагом в его кампании, выдержанным в духе той же стратегии, которую Петр Порошенко решил использовать в избирательной гонке.

Я же хочу обратить ваше внимание на один аспект, оставшийся в тени анализа политологов. По моему мнению, послание Петра Порошенко было адресовано не только украинским избирателям, но и (может, в первую очередь) западным партнерам.

Он позиционирует себя как мегапрозападный политик, ключевая цель которого не только окончательный отрыв от России, но и максимальное вовлечение в сферу влияния Запада. Он демонстрирует готовность выполнять любые пожелания Запада, даже вопреки электоральным издержкам (например, в вопросе оборота сельхозземель). Что касается политических реформ и политического устройства — он против «узурпации» полномочий (в отличие от «главной соперницы»), за скорейшее внедрение европейских норм и правил всей политической жизни. Ну а предлагаемые меры по ограничению свободы слова (закон о регистрации агентов «страны-агрессора») обусловлены тем, что они «раздувают антиукраинские, антиевропейские и антиамериканские настроения» (выделено мной. — С. Б.). Слова об уважении к верующим РПЦ также, скорее всего, ответ на прозвучавшие где-то опасения.

Петр Алексеевич старается убедить Запад (или хотя бы часть западного мира) в необходимости поддержать именно его в президентской гонке. Ведь с этим действительно могут возникнуть проблемы. За прошедшие четыре с лишним года Порошенко дал немало поводов для раздражения как в Вашингтоне, так и в европейских столицах. Правда, до «оргвыводов» не доходило, поскольку имелось понимание, что «внеплановая» смена власти в Киеве, в каком бы формате она ни произошла, во-первых, чревата погружением Украины в хаос, из которого и Москва может извлечь немалую выгоду, а во-вторых — ударит по реноме «революции достоинства», косвенно зацепив и западные правительства, ее поддержавшие.

В частности, именно поэтому в свое время Петр Порошенко получил карт-бланш на аккуратную, но жесткую ликвидацию «михомайдана», хотя очевидно, что Саакашвили не мог бы его ни начать, ни в течение длительного времени портить кровь Петру Алексеевичу без поддержки влиятельных кругов на Западе. Ведь достаточно долго тот же Курт Волкер требовал от Порошенко решать возникшие проблемы, «уважая право на мирный протест», так же как ранее Джо Байден — от Виктора Януковича. А потом «линия партии» незаметно поменялась.

Собственно, и сам Порошенко отлично понимал свою значимость и незаменимость, точнее, заменимость только в самом крайнем случае и, нужно признать, умело ее использовал в рамках «искусства возможного», стараясь максимально близко подходить к границам этого самого «крайнего случая» (когда речь шла о его интересах), но ни в коем случае их не пересекать. Но на выборах такая конструкция работать не может. Они являются плановой и даже сакральной процедурой, проигрыш их действующим президентом — нормальная история, и Запад вполне может воспользоваться ими, чтобы избавиться от необходимости иметь дело с Петром Порошенко еще пять лет.

Правда, как раз на днях у Волкера нашлись добрые слова для украинского президента, но лишь в контексте его сравнения с Владимиром Путиным. По мнению американского спецпредставителя, Петр Порошенко «больше (чем Владимир Путин. — С.Б.) сосредоточен на том, что можно сделать для государства». По мне, так весьма сдержанный и не выходящий за рамки дипломатической корректности комплимент, широко растиражированный СМИ именно потому, что даже он прозвучал в значительной мере «аномально».

Тем паче что есть слова, а есть дела, и как раз на минувшей неделе «коллективный Запад» преподнес Киеву крайне неприятный сюрприз. Переговоры с миссией МВФ в столице не принесли ожидаемого и даже многократно анонсируемого результата. Меморандум о взаимопонимании на новом этапе программы кредитования не подписан, значит, транша в ближайшее время не будет.

Напомню, что переговоры о нем шли с весны 2017 г., но главным камнем преткновения стало требование МВФ о повышении цены на газ для населения. По понятным причинам власть всячески старалась избежать этого крайне непопулярного шага, но, нужно понимать, макроэкономическая ситуация складывается так, что «потерпеть» еще полгода без транша, до выборов, уже невозможно: электоральные последствия неполучения нового кредита от МВФ были бы куда тяжелее, чем от повышения цен на газ. Премьеру Гройсману пришлось признать: «Зачем сотрудничать с МВФ сейчас? Невыплата долгов угрожает Украине дефолтом. А это остановка производства, девальвация гривни, инфляция».

И вот когда решение о повышении цен на газ принято и обнародовано (и отыгрывать его назад уже бессмысленно, свой негатив в электоральную «карму» власти оно уже внесло), МВФ отказался выделять деньги до принятия Радой госбюджета на 2019 г. А этот процесс в Украине обычно завершается поближе к Новому году. Ускорить его вряд ли получится, тем более что в предвыборный период аппетиты отдельных депутатов и групп могут оказаться особенно большими.

С другой же стороны, требования МВФ наверняка не позволят принять «предвыборный» бюджет — очевидно, для получения транша он должен быть предельно жестким. Да и после его принятия ожидание транша может затянуться — рождественские каникулы на Западе, бюрократические процедуры в МВФ, которому нужен не просто факт бюджета, но необходимо изучить этот документ на соответствие его своим требованиям. В общем, до выборов транш вряд ли придет, а значит — с высокой долей вероятности будем иметь если и не дефолт, то падение курса гривни, ограничение бюджетных выплат и т. п.

В общем, говоря по-простому, Киев весьма цинично «пробросили», причем отлично понимая политические и экономические последствия такого решения. Пока сложно сказать, консолидированная ли это позиция Запада или дело рук отдельных групп влияния в МВФ. Но и этим неприятности для Киева не ограничились.

«США не собираются налагать санкции на западные компании, которые участвуют в строительстве «Северного потока-2», неожиданно заявил Дональд Трамп на совместной пресс-конференции с лидером Польши Анджеем Дудой. А нужно ли подробно останавливаться на геополитическом значении этого проекта, собственно, и заставлявшем США и их сателлитов чинить ему все мыслимые и немыслимые препятствия вплоть до самых последних дней!

К слову, за несколько дней до этого, будучи в Москве, министр энергетики Соединенных Штатов Рик Перри заявил в интервью «Коммерсанту»: «Я надеюсь, что всем ясно: санкции в отношении «Северного потока-2» связаны прежде всего с вопросом транзита через Украину». Перри также отметил, что «дальнейшие действия России по отношению к транзиту газа через территорию Украины очень важны».

И вот остались лишь вербальные возражения, а значит, реализацию проекта можно считать практически решенным делом. Пока можно строить только версии, с чем связано смягчение (по отношению к России) позиции США. Могли оказать влияние как решение об отказе от наступления в Идлибе (что могло быть предметом торга Москвы с западными державами, в частности, Идлиб, судя по последующим заявлениям, был главной темой переговоров Лаврова и Мааса в Берлине буквально накануне заключения соглашения Путина и Эрдогана), жесткая позиция Германии, отстаивающей газопровод, так и данные Москвой гарантии транзита.

Скорее же сработал весь комплекс этих факторов, но все же на данном этапе обязательства Москвы по транзиту не могли не быть расплывчатыми и неопределенными. Решающие детали обсуждаются на предметных переговорах по условиям новых контрактов, и тут всегда можно найти в условиях противоположной стороны неприемлемые пункты. А также найти в действиях западных стран за год, который пройдет до того, как такие переговоры обретут предметный характер, нечто, «обнуляющее» взятые на себя Россией обязательства. Но в любом случае речь идет о кардинальном снижении объемов транзита.

И наконец, весьма симптоматичным стало то внимание, которое Порошенко в своем послании уделил вопросу продления действия закона об особом статусе, а главное — его аргументация. «Мы будем последовательно противодействовать попыткам ослабить санкционное давление на Россию. Тактическая задача Кремля — снятие санкций в январе следующего года под предлогом якобы невыполнения Украиной Минских договоренностей — я думаю, что мы этот сценарий должны разрушить. Почти убежден, что снятия мы не допустим.

Однако знайте, что риск смягчения есть. То, что Россия так настойчиво борется с санкциями, свидетельствует только о том, что они эффективны, они действуют, потому что рубль падает даже при росте цен на нефть. Российская власть вынуждена повысить пенсионный возраст. Российская власть пошла на повышение НДС. Это и есть цена агрессии. В прошлом году неприятной неожиданностью для Кремля стал факт продления украинским парламентом закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Своим ответственным голосованием именно вы, уважаемые народные депутаты, выбили козырь из рук Путина. (Аплодисменты)

И хочу отметить, что россиянам тогда пришлось существенно корректировать свою тактику. Теперь они снова достали эту избитую карту. Кремль и его приспешники пытаются убедить европейское сообщество в неготовности украинской стороны продлить действие закона. Это, по мнению Российской Федерации, является якобы свидетельством несостоятельности Украины выполнять взятые на себя обязательства, следовательно, мол, санкции в связи с этим должны быть сняты.

Согласитесь, было бы преступной ошибкой дать Московии шанс обвинить Украину в невыполнении соглашений и добиться ослабления санкционного давления. Я абсолютно убежден, что это точно не украинский сценарий».

А как я отмечал две недели назад, заявленный на самом высоком уровне интерес Франции и Германии к сближению с Россией принимает глобально-геополитический характер в контексте ухудшающихся отношений с Трампом и провозглашенного курса на «автономизацию» (от США) Европы. Иными словами, на превращение ее в полностью самостоятельного глобального игрока, не следующего в фарватере Вашингтона. Причем, как обозначил Макрон, прогресс на востоке Украины — едва ли не решающее условие такого сближения.

«Поневоле возникает могущая показаться конспирологической версия, что Франция с Германией ищут веский повод, чтобы отмежеваться от почти безоговорочной поддержки Киева ввиду явно выраженной неконструктивной его позиции. Тем паче что роль Вашингтона в бескомпромиссной позиции украинской стороны в Берлине и Париже также отлично понимают.

В этом контексте и июльский публичный призыв Курта Волкера пролонгировать закон об особом статусе мог быть обусловлен не столько возможностью усиления переговорной позиции Москвы, сколько именно опасением, что отказ от этого может стать для Парижа и Берлина основанием для изменения позиции (понятно, что вслух этого Волкер произнести не мог)».

Затем последовал еще один призыв Волкера пролонгировать закон об особом статусе, а теперь фактически подтверждение моего предположения открытым текстом и на самом высоком уровне. Конечно, Петр Порошенко не указал, через кого именно Кремль рассчитывает реализовывать свои замыслы, но очевидно, что это ключевые европейские игроки. При этом он уверен, «что снятия мы не допустим», но только «почти». Но на языке публичных выступлений это как раз и означает, что риск достаточно высок.

В контексте предвыборной ситуации вполне вероятно, что в Париже, а особенно в Берлине сочли более приемлемым для себя замену Петра Порошенко другой фигурой. Показательно, что об отношениях с Францией и Германией Порошенко не упомянул ни разу, зато разразился сентенциями о том, что «глубоко ошибается тот, кто думает, будто российская агрессия автоматически обеспечивает нам автоматическую поддержку Запада», и о соглашательской позиции западных стран в отношении России.

В целом же общий контекст речи указывает на то, что призыв к поддержке со стороны Порошенко адресован не столько Западу в целом, сколько конкретно США и проатлантическим кругам в Европе, в т. ч. и в плане защиты от неких шагов Парижа и Берлина. Ведь в том, что относительно общей линии на выборах в Украине консультации между ведущими западными столицами ведутся, сомневаться не приходится.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Политики сбиваются в стаи

Президентская гонка идет своим чередом, проходя стадию, когда претендентам необходимо...

Охота потеряла всякий смысл

Вы узнаете: что заставило Тимошенко голосовать за «патриотические» решения ВР;...

Деконструктор

Выдвигая идеи сплочения вокруг армии по языковому и религиозному принципу, Петр...

Петр Порошенко абсолютно прав

В недавнем послании ВР президент совершенно справедливо говорил о политических...

Учение Ленина овладело Мураевым

То, что между основателями партии «За життя» Вадимом Рабиновичем и Евгением...

Предвыборный митинг в Верховной Раде

От президента ожидали отчета о проделанной за год работе, но он отдал предпочтение...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка