Идея роспуска ВР — распад системы или ее перезагрузка?

№9—10 (856) 2—8 марта 2018 г. 01 Марта 2018 4.3

По непреложному закону жанра заявление Андрея Парубия: «У меня нет сомнений, что сценарий досрочных выборов — это внешний сценарий. И хочу вам сообщить, что выборы в Верховную Раду состоятся согласно Конституции — в последнее воскресенье октября 2019 г.», — только добавило «градус» к действительно значительно активизировавшимся разговорам о возможном их проведении.

Тем более что и реплика спикера прозвучала на согласительном совете в ответ на заявления некоторых депутатов. Особо же стоит обратить внимание на контрреплику депутата от БПП Александра Третьякова: «Простите, это не ваша компетенция. Это исключительная компетенция президента — распускать или не распускать парламент».

О мажоритарке как балласте, готовом к сбросу

Конечно, депутата можно обвинить в правовом нигилизме: право на роспуск парламента возникает у президента только при определенных условиях. Но по существу Третьяков прав — выход президентской политсилы из действующей коалиции либо отставка премьера даст президенту все правовые основания для роспуска парламента, поскольку вероятность формирования в нынешнем составе Рады новой коалиции без БПП можно смело признать равной нулю.

На серьезность планов роспуска ВР указывает и то, что Александр Третьяков — политический ветеран, депутат уже четвертого созыва ВР, одна из самых влиятельных фигур в БПП. Т. е. тема досрочных выборов там обсуждается весьма обстоятельно. На один из мотивов неделю назад указал Александр Прохоров — «успеть» провести выборы до того, как в электоральное поле вернутся несколько миллионов избирателей с неподконтрольных территорий, вероятность чего к октябрю 2019 г. — в свете активизировавшихся переговоров об урегулировании кризиса — достаточно велика.

Еще более веская причина заключается в том, что провластные кандидаты всегда имеют определенное преимущество на мажоритарных округах, и это еще один повод «поторопиться», поскольку западные партнеры категорически настаивают на отказе от мажоритарной системы. Более того, закон, предусматривающий возврат к пропорциональной системе, уже принят ВР в первом чтении в октябре минувшего года.

Сейчас давление по этому пункту несколько ослабло, основной акцент в требованиях Запада делается на скорейшем создании Антикоррупционного суда, но поскольку в этом вопросе все «резервы» затяжек практически исчерпаны, то следующим «балластом для выброса за борт теряющей высоту президентской гондолы» наверняка станет отмена мажоритарки.

Но в любом случае остается вопрос о политическом оформлении этого решения. Выход БПП из парламентской коалиции или отставка премьера (думаю, при желании голоса под нее в Раде можно найти) будет означать жестокий политический кризис, распад сложной, но худо-бедно функционирующей системы нынешней власти. При этом оказавшиеся в фактической оппозиции к президенту премьер и министр внутренних дел (с его известными влиянием и возможностями) останутся на своих постах, только с приставкой «и. о.».

В общем, риски зашкаливают, а выгоды от такого решения более чем сомнительные. И если такой проект действительно будет реализовываться, то без привлечения к нему «Народного фронта» не обойтись. Т. е., учитывая нулевые рейтинги последнего, должно все-таки состояться объединение, при котором БПП придется в значительной степени поделиться местами в проходной части списка и перспективными мажоритарными округами.

Заявление же Парубия вполне может быть его личной позицией, не отображающей мнение большинства однопартийцев. Ведь нынешний пост для него — потолок политической карьеры, и вполне понятно его желание пробыть на нем максимально возможное время.

Впрочем, абсолютно точно можно сказать, что в случае проведения досрочных выборов «партия власти» в любом формате не наберет того количества мест, которым располагает сегодня. Так зачем огород городить? Очевидно и то, что если Петру Порошенко удастся переизбраться, несмотря на нынешние низкие рейтинги (а такие случаи нетрудно вспомнить), то на последующих парламентских выборах его политсила наверняка наберет больше голосов, чем в случае, когда парламентские выборы про-йдут до президентских. Неудача же на парламентских выборах значительно усложнит для действующего президента и саму президентскую гонку.

Поэтому главная причина, которую подтверждают и наши источники, кроется в неблагоприятной для власти текущей ситуации в стране и в желании части окружения Порошенко заранее обеспечить запасной аэродром в ВР в случае неудачного для него исхода президентских выборов. Ведь статус президентской партии должен дать результат хотя бы в несколько десятков депутатских кресел, а вот в случае поражения Порошенко на президентских выборах в марте будущего года БПП (как и «Народный фронт» в нынешнем формате) в октябре не имеет хоть каких бы то ни было перспектив. И внутренняя мотивировка для первого лица в том и состоит, что «решительный» разгон непопулярного парламента добавит несколько процентов ему на президентских выборах, а его партии — на парламентских.

В современной украинской истории это не первая попытка провернуть подобную комбинацию. Подобное имело место, например, когда Виктор Балога, будучи главой Секретариата Президента при Викторе Ющенко и пользуясь неограниченным доверием не имевшего никаких шансов на переизбрание шефа, неожиданно вышел из президентской партии «Наша Украина» и создал новую — «Единый центр», все руководящие посты в которой заняли его родственники.

Подлинная идея Балоги была следующей: убедить Ющенко разогнать парламент и назначить новые выборы, хотя всем было очевидно, что по их итогам позиции действующего президента в Раде могут только ухудшиться. Но остатков рейтинга незабываемого «мессии» Балоге должно было хватить, чтобы «Единый центр» — в статусе президентской партии — смог преодолеть пятипроцентный барьер, обеспечив достойное политическое будущее в постющенковскую эпоху. С момента создания ЕЦ Балога говорил о необходимости новых выборов парламента почаще, чем Катон свое знаменитое: «Карфаген должен быть разрушен», но в итоге Ющенко осенью-2008 не смог разогнать Раду. Последняя не стала выполнять его указ о роспуске (абсолютно легитимный по причине отсутствия парламентской коалиции), а юридической команде премьера Тимошенко удалось заблокировать этот документ через суды. Кончилась история увольнением самого Балоги.

Балоге не удалось убедить Ющенко. И не думаю, что Петр Алексеевич наивнее своего кума. Но проблема нынешнего президента в том, что он имеет дело с «коллективным Балогой», когда достаточно широкий круг его якобы преданных соратников и, казалось бы, верных политических союзников уже четко разделяет интересы действующего президента и свои собственные. И этот «коллективный Балога», очевидно, не усматривая у Порошенко более-менее реальных шансов на успех, в первую очередь озабочен обеспечением своих интересов уже после Порошенко.

О несколько выросшем «просвете» и «отрыве», о котором речь пока не идет

А ведь полностью игнорировать мнение окружения, тем паче — политических союзников, не может ни один лидер. К тому же президенту, как и всей власти, неизбежно придется входить в предвыборный режим, и в случае внеочередных парламентских выборов они станут преамбулой президентских. Если провластные силы получат на них приличный результат — это действительно добавит шансов Порошенко. В противном же случае — может стать основанием для отказа действующего президента от участия в президентской гонке. Вполне допускаю, что когда в Давосе Петр Алексеевич говорил, что решение об участии в выборах он примет осенью в зависимости от «успехов реформ» (читай — шансов на победу), он не сильно кривил душой.

Наконец, чем больше будет в новом парламенте соратников экс-президента, тем больше гарантий спокойной «политической пенсии» для оного. И дело даже не просто в человеческих чувствах, а в том, что любые расследования в отношении экс-президента — и тем более преследования по результатам этих расследований — неизбежно затронули бы лиц, входящих в его нынешнее окружение. Так что по сумме факторов вероятность назначения досрочных парламентских выборов я бы оценил достаточно высоко.

Впрочем, досрочные парламентские выборы пока можно отнести к области «теории», а вот кампания по выборам президента (до которых остается чуть более года) уже фактически стартовала. На минувшей неделе большое внимание привлекло опубликованное исследование социологической группы «Рейтинг», которое, судя по заголовкам в СМИ, «показало, что украинцы готовы избрать президентом Тимошенко». Причем социологи в период с 12-го по 28 декабря прошлого года опросили 30 тыс. респондентов (свыше тысячи в каждом регионе), тогда как обычно электоральные рейтинги формируются на основании 1,5—2 тыс. опрошенных. Это наиболее масштабный в последние годы соцопрос (если, конечно, верить в заявленную статистику опросов).

Однако я бы не стал их интер-претировать столь однозначно. Скорее, используя терминологию завершившейся днями Олимпиады, можно говорить о том, что «просвет» между Юлией Тимошенко и Петром Порошенко несколько вырос, но об «отрыве» речь пока не идет. Среди всех, кто принял участие в опросе, лидера «Батькивщины» готовы поддержать 11,2%, а действующего президента — 9,4%. Два месяца назад опрос той же соцслужбы показал 9,8% и 8,4% соответственно.

Как видим, в абсолютных цифрах рейтинг подрос не только у Тимошенко, но и у Порошенко (что можно было бы считать сенсацией). Резко рванул вперед и Юрий Бойко — с 4,5% до 7,6%, но его по понятным причинам сложно считать реальным претендентом на «золото». Возможно, это следует считать началом процесса консолидации электоральных предпочтений, когда поближе к выборам избиратели все больше начинают ориентироваться не на тех, кто больше нравится, а на кандидатов, которые имеют реальные шансы на победу. Выбирая уже исключительно среди них.

На этом фоне результаты остальных фигурантов рейтинга существенных изменений не претерпели, за одним интересным исключением. Святослав Вакарчук, еще два месяца назад прочно державший в исследованиях «Рейтинга» третью позицию с 6,3%, на этот раз вообще не попал в «итоговую таблицу». Руководитель группы «Рейтинг» Алексей Антипович пояснил, что рейтинги Святослава Вакарчука, Владимира Зеленского, Юрия Луценко, Владимира Гройсмана и Виталия Кличко в данном исследовании не изучались. «Эти фамилии фигурируют в наших предыдущих исследованиях. В целом можно сказать, что у Кличко и Луценко около 1% поддержки, у Зеленского и Гройсмана поддержка на уровне 3—4%. У Вакарчука рейтинг по предварительным исследованиям около 5%. Но это рейтинг певца».

А ведь именно «Рейтинг» был в числе социологических служб, которые несколько месяцев назад «вдруг» ввели рок-певца в число основных претендентов на булаву и демонстрировали его постоянно растущую поддержку. Отсутствие Вакарчука в списке часто интерпретируется как доказательство того, что опрос был проведен по заказу штаба Юлии Тимошенко — чтобы узнать точный расклад по каждому региону. И, по нашим источникам, это действительно так, хотя те же источники подчеркивают, что о манипуляциях в ходе исследования речь не идет. Просто результаты показались заказчикам хорошими, и их основной массив решили обнародовать.

«Рейтинг» промониторил и возможные варианты второго тура. В паре Тимошенко и Порошенко получены следующие результаты: за лидера «Батькивщины» готовы проголосовать 30% тех, кто заявил, что примет участие в основных выборах. Главу государства готовы поддержать в этом случае 23%. При этом 19% затруднились ответить, за кого они бы проголосовали, а 28% сказали, что не приняли бы участия в голосовании при таком выборе.

Алексей Антипович же подчеркнул, что Юлия Тимошенко выиграет у любого кандидата, который выходит во второй тур президентских выборов. Зато Петр Порошенко проигрывает Андрею Садовому, Анатолию Гриценко и Юлии Тимошенко. И даже Святославу Вакарчуку. Последнее означает, что и по певцу приводились исследования.

О Тимошенко на роль «проходной шашки»

Авторы исследования дали цифры только по паре Порошенко—Тимошенко, и они однозначно показывают наличие значительного антирейтинга у обоих кандидатов. Цифры отрыва Тимошенко от соперников в других парах не опубликованы, Антипович лишь устно назвал итоговый результат. И это выглядит самым большим доказательством того, что опрос проводился по заказу лидера «Батькивщины». И было бы интересно ознакомиться с этой цифирью, ведь там разрыв может быть на уровне статистической погрешности. Однако понятно, что полученный результат во многом основан на недостаточной узнаваемости потенциальных соперников Юлии Владимировны т. н. самым широким — т. е. в повседневной жизни слабо следящим за политикой — избирателем.

Но в условиях реальной выборной гонки с узнаваемостью кандидата, вышедшего во второй тур, проблем не будет. И тут статус относительно нового лица, прежде не занимавшего высших государственных постов, может сыграть не в пользу Тимошенко. Так что для нее сохранение Порошенко в президентской гонке в качестве главного противника крайне важно. Тем паче что именно в таком случае роль «обличительницы» будет для нее наиболее органичной.

Именно к этой роли она вернулась после определенной паузы, сделав ряд резких заявлений, направленных против Порошенко в начале пленарной недели в парламенте, из которых я бы выделил два.

Во-первых, она обрушилась с резкой критикой на законопроекты, открывающие дорогу к приватизации украинской ГТС:

«Нужно немедленно проголосовать в зале законопроект, запрещающий любые манипуляции с газотранспортной системой. Она стоит 300 млрд. евро. Запомните эту цифру! ГТС, которой владеет народ, а не продажные политики, является частью важного ресурсного фонда для восстановления экономики государства».

Политик напомнила, что несколько созывов назад по инициативе «Батькивщины» был принят закон о запрете «приватизации, корпоратизации и любых манипуляций с ГТС», а этим составом парламента мошенническим путем были внесены антигосударственные изменения в соответствующий закон.

«Сейчас глава НАК «Нафтогаз Украины» Коболев начал процесс по сути передачи ГТС без каких-либо денег. 49% передается в концессию, и они рассматривают способы передачи газотранспортной системы практически в собственность зарубежной компании. Кто Коболеву дал право распоряжаться имуществом народа? Кто дал право за закрытыми дверями сегодня лишать Украину самого ценного актива, который у нас есть?». А ведь вряд ли для кого секрет, из какой страны эта «зарубежная кампания», как и то, что Андрей Коболев у этой страны числится отнюдь не в коррупционерах, а наоборот, в фаворитах.

И второе резонансное заявление Юлии Тимошенко: «Сейчас в крупных аналитических кругах обсуждается дополнительный стратегический план возвращения в Украину мира».

Председатель фракции сообщила, что представители «Батькивщины» принимают активное участие в разработке нового мирного плана: «Мы верим, что мир в Украине будет установлен, если высшее руководство государства перестанет зарабатывать на крови и захочет реально установить мир. Я вам ответственно заявляю, что путь к миру существует». Т. о. получается, что причина отсутствия мира не в «российской агрессии», а в том, что «руководство государства зарабатывает на крови»?! Это куда же занесло еще вчера несгибаемую героиню сопротивления, изгнавшую из рядов своей политсилы даже саму Надежду Савченко за недостаточный патриотизм последней!

Но не будем спешить записывать Юлию Тимошенко в «агенты Кремля». Куда логичней предположить, и наши источники это подтверждают, что в ходе вояжей в Вашингтон и Мюнхен она получила определенный карт-бланш на подобные демарши. Она в целом успешно прошла кастинг на роль нового украинского лидера, для достижения чего ей и позволены вольности, вроде обвинений нынешней власти в зарабатывании на крови или критики приватизации ГТС (благо — как предполагается — к моменту президентских выборов вопрос о «трубе» будет решен).

Ставка на Тимошенко обусловлена не столько ее лидирующими позициями в рейтингах (которые, впрочем, редко кто на Западе принимает всерьез), сколько тем, что она выглядит как «проходная шашка» — наиболее приемлемый кандидат в президенты и для Москвы (Юрий Бойко и прочие «антимайданные» фигуры не в счет). В контексте возможной «достижимости мира» это имеет принципиальное значение, ведь с Гриценко или Садовым (которых, судя по всему, начинают «притормаживать») России будет сложно наладить рабочие отношения. Приемлемая для Кремля кандидатура будущего президента — один из аргументов, дабы убедить РФ принять план Запада.

Действующий же президент будет играть для Тимошенко роль спарринг-партнера, одновременно стараясь выполнять все пожелания Запада в надежде получить его благорасположение. И ввиду дипломатических навыков эти надежды могут быть не беспочвенны.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Тяга к променаду и воздержанию

На прошлой неделе Киев мог услышать ободряющий сигнал в выступлении представителя...

«У нас с Украиной общая история и общее завтра»

О том, что в Украине ситуация с правами человека оставляет желать лучшего, не говорит...

Коллективный депутатский разум

Низкую законодательную активность депутаты Верховной Рады компенсируют социальным...

Новизна существеннее идей

Вы узнаете: о соблазне, который слишком велик, чтобы Западу не воспользоваться им; о...

В стране, где нет «вчера»

Вы узнаете: про попытку слить в имидже Порошенко образы радикала и миротворца; почему...

Мыслепреступления как неизбежное зло и борьба с ним

Почему депутаты голосовали за арест Савченко, и ЕСПЧ в данном случае ей не помощник,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка