Импортные технологии с отечественной начинкой

№12 (900) 22 — 28 марта 2019 г. 20 Марта 2019 0

Культурная экспансия не обязательно подразумевает прямое навязывание «чужих» песен, фильмов, ценностных установок, сопровождаемое неумеренным восхвалением «более высокой» культуры. Не менее эффективной формой экспансии в политической культуре становится внедрение самих по себе нейтральных форм ведения политической борьбы и технологий выборов (политического процесса).

Вот только в одних государствах они развиты гораздо лучше (применяются дольше), чем в других. Как следствие — более «продвинутые» субъекты (это может касаться и внутренней политики) стремятся продвигать технологии, в которых они обладают явным преимуществом. И способны с большей эффективностью влиять на тех, кто в этом деле пытается за ними угнаться.

Украинские элиты достаточно падки на красивые западные «формы» — это и способ лишний раз подчеркнуть свою лояльность к зарубежным центрам влияния, и возможность просто повысить самооценку. Однако все это часто упирается в бытовой консерватизм. От субъектов, ориентированных на быструю выгоду (а не на стратегическое развитие) в экономике, не стоит ожидать склонности к красивой политике.

Но это в общем. А бывают исключения — и просто исключения, и подтверждающие правило.

Выбор первых

Наиболее популярной «импортной» технологией этих выборов следует признать праймериз — внутрипартийные «выборы», ставящие своей задачей выдвижение единого наиболее популярного кандидата. Декларации о праймериз — не диковинка и для Украины. Впрочем, реальным содержанием они практически никогда не наполнялись. Или наполнялись — но совершенно не тем, которое подразумевает форма.

Так, праймериз «Основы» явно ставили своей задачей дополнительную мобилизацию партийцев, усиление их ассоциации с молодой партией. Массовый телефонный опрос, в общем-то, дал заранее прогнозируемые результаты. В кампании по узнаваемости партийный лидер Сергей Тарута не нуждался — однако созданное ощущение личной причастности к выдвижению кандидата сыграло в плюс для внутренней лояльности членов «Основы».

Другое дело — праймериз «УКРОПа». Здесь также был очевидный лидер в лице Александра Шевченко, при этом выбор в его пользу явно поощрялся дизайном плакатов, где Шевченко визуально выделялся среди всех остальных. По всей вероятности, именно для повышения его узнаваемости и планировались праймериз. Ведь, несмотря на опыт руководства «Буковелем» и громкую драку с Олегом Ляшко, до узнаваемости топ-кандидатов Александр Шевченко не дотягивал. Впрочем, гладкой кампании у Шевченко не получилось — ряд областных организаций его не поддержали.

А вот его однофамилец (и, по убеждению многих политобозревателей, «спойлер») Игорь Шевченко стал участником самых бескомпромиссных праймериз этой кампании — от «Силы людей». Вступив в борьбу с Дмитром Гнапом, он нарушил правила проведения праймериз большим количеством личных бордов, был снят с дистанции и в итоге самовыдвинулся. Сам же Дмитро Гнап победил, набрав чуть больше 50% голосов, в то время как его ближайший конкурент Ярослав Федоришин — около 30%.

Ну а самыми своебразными и рейтингово значимыми праймериз стали соревнования кандидатов от «бело-синего» спектра. Впрочем, хороший медийный эффект от объединения Александра Вилкула и Евгения Мураева заметно снизил частоту употребления тезиса про «праймериз».

Добровольно и с YouTube

К идейным сторонникам украинские политики склонны относиться с опаской. По столь же меркантильным соображениям, как западные штабы стремятся привлекать волонтеров — ведь те позволяют заметно уменьшить бюджет кампании и при этом улучшить результат. Но в Украине распил предвыборных бюджетов (явление, понятно, не уникальное) слишком часто обретал такие масштабы, что без задающих лишние вопросы «идейных» было как-то спокойней.

Но даже если убрать в сторону сарказм, следует отметить, что культура политического (в отличие от социального и военного) волонтерства в Украине практически не развита. «Добровольность» агитаторов на фоне сообщений о «сетках» (чьи рядовые участники позиционируют себя именно в качестве волонтеров, а то и общественников-социологов) уже не воспринимается всерьез. А выборы уже традиционно рассматриваются как способ заработка (кому получить продпаек, кому «подсесть» на штабной бюджет). За исключением нескольких кампаний локального уровня, примеров классического политического волонтерства и не вспомнить.

Своеобразным исключением на этих выборах стала кампания Владимира Зеленского. Впрочем, исключением, подтвердившим правило. На массовый призыв «присоединяться к команде Зе» откликнулись сотни тысяч пользователей интернета — однако дальнейших инструкций к действию, позволивших бы перенести этот порыв «на улицу», организовано для них не было. Есть информация, что местные штабы Зеленского выдают желающим раздаточный материал — но делается это не слишком организованно.

С другой стороны, такое поведение вполне оправдано виртуальным характером кампании. А это весьма эффективный в нынешних условиях способ ведения выборов. Поэтому просмотр и распространение видеороликов (достаточно, кстати, качественно выполненных) Владимира Зеленского в соцсетях вполне можно записать в графу «информационное волонтерство».

Стратегия в частностях

Зеленский предлагал своим сторонникам коллективно формировать его программу. Идея вызвала неоднозначную реакцию, а оппоненты и вовсе кивали в сторону Виктора Януковича с его кампанией «Услышу каждого». Впрочем, свою роль вовлечения стихийных сторонников это предложение сыграло.

А вот Юлия Тимошенко и Сергей Тарута пошли другим путем — подготовили масштабные программы стратегического развития с привлечением широкого круга экспертов. В значительной степени именно вокруг «Доктрины сбалансированного развития «Украина 2030» и «Нового курса Украины» строилась кампания Сергея Таруты и (на начальном этапе) Юлии Тимошенко. А схожесть программ стала хорошим публичным обоснованием поддержки Тарутой Тимошенко.

К сожалению, превратить кампанию в массовое обсуждение программных положений не удалось. Безотносительно к программам, само стремление представить на суд общественности разработанные при экспертном участии программы развития стоит одобрить. Но избирательная кампания оказалась не временем для экспериментов — и Сергей Тарута сошел с дистанции, а Юлия Тимошенко вернулась к более привычным для своей аудитории лозунгам.

В этой связи стоит вспомнить о получивших популярность в соцсетях тестах по определению наиболее близкого себе по программным положениям кандидата. Наиболее известные — «iVote» и «Вибори-2019». При этом, по моим личным наблюдениям, результаты этих тестов по одним и тем же программам кандидатов могут заметно отличаться. Просто составители одних сосредотачиваются на идеологических маркерах. А другие предлагают из множества вариантов выбрать достаточно частные способы решения проблем (безопасность, медицина, образование). Каждый из этих вариантов может иметь идеологический оттенок — а может и не иметь. И даже если имеет — то не всегда это осознают сами кандидаты.

То, что Украина не перешла к западной культуре обсуждения частностей, само по себе неплохо. Ведь на частности дискуссия переходит чаще всего тогда, когда нет возможности (или необходимости) спорить об общем, о главном. Но есть ли среди кандидатов в президенты настоящая принципиальная дискуссия о стратегических путях развития страны?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Выборы в Украине: канал Зеленского на YouTube...

Команда кандидата утверждает, что у нее иммунитет на такие вещи

А поговорить? В YouТube вводят обмен сообщениями

Чтобы делиться видеороликами, не надо переходить в соцсеть или почтовик

Миллионы украинских телезрителей могут остаться без...

В зоне риска — населенные пункты, удаленные от больших городов, а также приграничные...

Загрузка...

Ватерлоо или Рубикон?

Вы узнаете: каковы результаты поездок кандидатов в президенты на переговоры в Европу;...

Выбрать будущее, остаться в прошлом

Без искренней политической воли никакие объективные условия и соображения...

Шум трибун или помехи эфира

То, что сетевые сторонники действующего президента посчитали остроумным запустить...

«Зеленый пояс» у Черного моря

Рейтинг Зеленского — на треть рейтинг бывших избирателей ПР, которые голосовали за...

Накладной пафос, бутафорские слезы

В лице генерала Смешко избиратель уже ищет сверхновую «третью силу» — на смену...

Жалобы на фальсификации никто не услышит

Вы узнаете: почему глава Конституционного Cуда Станислав Шевчук отказался войти в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка