Импортные технологии с отечественной начинкой

№12 (900) 22 — 28 марта 2019 г. 20 Марта 2019

Культурная экспансия не обязательно подразумевает прямое навязывание «чужих» песен, фильмов, ценностных установок, сопровождаемое неумеренным восхвалением «более высокой» культуры. Не менее эффективной формой экспансии в политической культуре становится внедрение самих по себе нейтральных форм ведения политической борьбы и технологий выборов (политического процесса).

Вот только в одних государствах они развиты гораздо лучше (применяются дольше), чем в других. Как следствие — более «продвинутые» субъекты (это может касаться и внутренней политики) стремятся продвигать технологии, в которых они обладают явным преимуществом. И способны с большей эффективностью влиять на тех, кто в этом деле пытается за ними угнаться.

Украинские элиты достаточно падки на красивые западные «формы» — это и способ лишний раз подчеркнуть свою лояльность к зарубежным центрам влияния, и возможность просто повысить самооценку. Однако все это часто упирается в бытовой консерватизм. От субъектов, ориентированных на быструю выгоду (а не на стратегическое развитие) в экономике, не стоит ожидать склонности к красивой политике.

Но это в общем. А бывают исключения — и просто исключения, и подтверждающие правило.

Выбор первых

Наиболее популярной «импортной» технологией этих выборов следует признать праймериз — внутрипартийные «выборы», ставящие своей задачей выдвижение единого наиболее популярного кандидата. Декларации о праймериз — не диковинка и для Украины. Впрочем, реальным содержанием они практически никогда не наполнялись. Или наполнялись — но совершенно не тем, которое подразумевает форма.

Так, праймериз «Основы» явно ставили своей задачей дополнительную мобилизацию партийцев, усиление их ассоциации с молодой партией. Массовый телефонный опрос, в общем-то, дал заранее прогнозируемые результаты. В кампании по узнаваемости партийный лидер Сергей Тарута не нуждался — однако созданное ощущение личной причастности к выдвижению кандидата сыграло в плюс для внутренней лояльности членов «Основы».

Другое дело — праймериз «УКРОПа». Здесь также был очевидный лидер в лице Александра Шевченко, при этом выбор в его пользу явно поощрялся дизайном плакатов, где Шевченко визуально выделялся среди всех остальных. По всей вероятности, именно для повышения его узнаваемости и планировались праймериз. Ведь, несмотря на опыт руководства «Буковелем» и громкую драку с Олегом Ляшко, до узнаваемости топ-кандидатов Александр Шевченко не дотягивал. Впрочем, гладкой кампании у Шевченко не получилось — ряд областных организаций его не поддержали.

А вот его однофамилец (и, по убеждению многих политобозревателей, «спойлер») Игорь Шевченко стал участником самых бескомпромиссных праймериз этой кампании — от «Силы людей». Вступив в борьбу с Дмитром Гнапом, он нарушил правила проведения праймериз большим количеством личных бордов, был снят с дистанции и в итоге самовыдвинулся. Сам же Дмитро Гнап победил, набрав чуть больше 50% голосов, в то время как его ближайший конкурент Ярослав Федоришин — около 30%.

Ну а самыми своебразными и рейтингово значимыми праймериз стали соревнования кандидатов от «бело-синего» спектра. Впрочем, хороший медийный эффект от объединения Александра Вилкула и Евгения Мураева заметно снизил частоту употребления тезиса про «праймериз».

Добровольно и с YouTube

К идейным сторонникам украинские политики склонны относиться с опаской. По столь же меркантильным соображениям, как западные штабы стремятся привлекать волонтеров — ведь те позволяют заметно уменьшить бюджет кампании и при этом улучшить результат. Но в Украине распил предвыборных бюджетов (явление, понятно, не уникальное) слишком часто обретал такие масштабы, что без задающих лишние вопросы «идейных» было как-то спокойней.

Но даже если убрать в сторону сарказм, следует отметить, что культура политического (в отличие от социального и военного) волонтерства в Украине практически не развита. «Добровольность» агитаторов на фоне сообщений о «сетках» (чьи рядовые участники позиционируют себя именно в качестве волонтеров, а то и общественников-социологов) уже не воспринимается всерьез. А выборы уже традиционно рассматриваются как способ заработка (кому получить продпаек, кому «подсесть» на штабной бюджет). За исключением нескольких кампаний локального уровня, примеров классического политического волонтерства и не вспомнить.

Своеобразным исключением на этих выборах стала кампания Владимира Зеленского. Впрочем, исключением, подтвердившим правило. На массовый призыв «присоединяться к команде Зе» откликнулись сотни тысяч пользователей интернета — однако дальнейших инструкций к действию, позволивших бы перенести этот порыв «на улицу», организовано для них не было. Есть информация, что местные штабы Зеленского выдают желающим раздаточный материал — но делается это не слишком организованно.

С другой стороны, такое поведение вполне оправдано виртуальным характером кампании. А это весьма эффективный в нынешних условиях способ ведения выборов. Поэтому просмотр и распространение видеороликов (достаточно, кстати, качественно выполненных) Владимира Зеленского в соцсетях вполне можно записать в графу «информационное волонтерство».

Стратегия в частностях

Зеленский предлагал своим сторонникам коллективно формировать его программу. Идея вызвала неоднозначную реакцию, а оппоненты и вовсе кивали в сторону Виктора Януковича с его кампанией «Услышу каждого». Впрочем, свою роль вовлечения стихийных сторонников это предложение сыграло.

А вот Юлия Тимошенко и Сергей Тарута пошли другим путем — подготовили масштабные программы стратегического развития с привлечением широкого круга экспертов. В значительной степени именно вокруг «Доктрины сбалансированного развития «Украина 2030» и «Нового курса Украины» строилась кампания Сергея Таруты и (на начальном этапе) Юлии Тимошенко. А схожесть программ стала хорошим публичным обоснованием поддержки Тарутой Тимошенко.

К сожалению, превратить кампанию в массовое обсуждение программных положений не удалось. Безотносительно к программам, само стремление представить на суд общественности разработанные при экспертном участии программы развития стоит одобрить. Но избирательная кампания оказалась не временем для экспериментов — и Сергей Тарута сошел с дистанции, а Юлия Тимошенко вернулась к более привычным для своей аудитории лозунгам.

В этой связи стоит вспомнить о получивших популярность в соцсетях тестах по определению наиболее близкого себе по программным положениям кандидата. Наиболее известные — «iVote» и «Вибори-2019». При этом, по моим личным наблюдениям, результаты этих тестов по одним и тем же программам кандидатов могут заметно отличаться. Просто составители одних сосредотачиваются на идеологических маркерах. А другие предлагают из множества вариантов выбрать достаточно частные способы решения проблем (безопасность, медицина, образование). Каждый из этих вариантов может иметь идеологический оттенок — а может и не иметь. И даже если имеет — то не всегда это осознают сами кандидаты.

То, что Украина не перешла к западной культуре обсуждения частностей, само по себе неплохо. Ведь на частности дискуссия переходит чаще всего тогда, когда нет возможности (или необходимости) спорить об общем, о главном. Но есть ли среди кандидатов в президенты настоящая принципиальная дискуссия о стратегических путях развития страны?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

YouTube временно заблокировал канал Трампа

Видеохостинг YouTube временно заморозил канал президента США Дональда Трампа. Он не...

YouTube создал "бесконечный" клип на песню Билли Айлиш

Недавно песня Билли Айлиш "Bad Guy" набрала миллиард просмотров на YouTube. По этому случаю...

Google запустил аудиорекламу на YouTube

Корпорация Google представила "Аудиообъявления" — первый формат рекламы,...

YouTube не будет выпускать свой традиционный ролик с...

YouTube вревые за десять лет не будет выпускать ежегодный ролик Rewind, посвященного главным...

Детская песенка Baby Shark побила рекорд Despacito по...

Видеоклип на детскую песню Baby Shark (Маленькая акула) стал самым просматриваемым...

YouTube будет удалять неправдивую информацию о...

С февраля сервис удалил более 200 000 видео связанных с дезинформацией о коронавирусе.

В фарватере государственных интересов

Даже в компромиссном варианте протекционистский закон №3739 — важный шаг к...

Срочно позовите взрослых!

Управленческое бессилие «новых лиц» Зеленского после полутора лет правления...

О проблемах и особенностях украинской оппозиции

Если руководству США и Евросоюза разделение Украины покажется целесообразным, они не...

Может ли быть по-другому?

Если благими намерениями может быть вымощена дорога в ад, то справедливо и обратное

Цена союзов

Только успешные договоренности с местными элитами, представляющими иные партии, могут...

Быстрый шах Гройсману

Ситуация в высших эшелонах власти все больше напоминает хоть и смешной, но скверный...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка