Ястребы сжимают круг

№49(799) 9 – 15 декабря 2016 г. 08 Декабря 2016 4.4

Трагедия в селе Княжичи с особой остротой поставила вопрос о необходимости формировать руководство Нацполиции в строгом соответствии с законом.

Позволю себе привести мнение главы Закарпатской ОГА Геннадия Москаля, который считает, что шестеро правоохранителей погибли из-за «дремучего непрофессионализма своего руководства». Профессионал старой милицейской школы убежден: причиной ЧП, какого еще не было в Украине, стало отсутствие координации между разными правоохранительными структурами.

Вот что Москаль написал на своем сайте: «Эта разбалансировка служб произошла в ходе «реформы полиции». Единый руководящий центр МВД разрушен, профессионалов, имевших огромный опыт оперативной работы, выгнали, потому что они не прошли т. н. аттестацию, а на их место набрали неопытных людей, которые не могут профессионально спланировать спецоперацию и бросают под пули своих подчиненных».

О секретарско-министерском бунте

Три недели назад я подробно писал о том, что закон «О государственной службе» однозначно требует проведения конкурса на должность главы Нацполиции. За это время ситуация не только не прояснилась, но и еще больше запуталась.

17 ноября глава МВД Арсен Аваков написал в Фейсбуке:

«Назначение на должность руководителя Национальной полиции Украины согласно законодательству не предполагает проведения конкурса. Однако, учитывая тот факт, что к человеку, который займет должность председателя Национальной полиции Украины, должно быть безоговорочное доверие — как украинского общества, так и международного политикума, я принял решение о проведении консультативного конкурса для действующих полицейских на замещение этой должности...

После финального собеседования консультативная комиссия будет рекомендовать мне кандидатов, наиболее достойных занять должность главы Национальной полиции по своим профессиональным, деловым и человеческим качествам. После этого лучший из отобранных кандидатов будет предложен мной на рассмотрение Кабмина. Условия конкурса будут объявлены в ближайшее время».

Все это явно противоречит закону о госслужбе. Так, согласно ст. 23 решение об объявлении конкурса на занятие вакантной должности категории «А» (сюда относится и глава Нацполиции как руководитель центрального органа исполнительной власти) принимает субъект назначения. А раз начальника полиции назначает правительство, объявлять конкурс должно именно оно, а не министр внутренних дел. И поскольку согласно ст. 15 этого же закона такие конкурсы проводит комиссия по вопросам высшего корпуса госслужбы, то и к организации отбора МВД формально не должно иметь отношения.

И главное — ч. 1 ст. 31 закона однозначно устанавливает, что на должности госслужащих назначаются победители конкурса. А из анонса Авакова следует, что конкурс призван выявить нескольких лучших кандидатов, из которых министр выберет одного. Поэтому он и называет это действо консультативным (хотя ничего подобного законодательством не предусмотрено) — причем выдает это за проявление неслыханного демократизма.

Очевидно, Аваков опасается, что если конкурс пройдет по закону, в нем не победит нужный ему кандидат. И такие опасения имеют под собой почву.

5 декабря министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил на пресс-конференции, что отказывается работать с назначенным по конкурсу госсекретарем Андреем Галущаком. Его поддержала и. о. министра здравоохранения Ульяна Супрун (хотя госсекретарь в ее ведомство еще не утвержден, она ясно дала понять, что кандидаты ее не устраивают). По их словам, посредством конкурса госсекретарями назначаются люди, которые якобы идут в министерства заниматься бизнесом.

Обратим внимание на то, что с демаршем выступили представители «Народного фронта». А до сих пор из всех утечек информации о конкурсах следовало, что на них всегда побеждают люди, нужные президенту. В пользу этого предположения — победа на конкурсе на пост главы Николаевской ОГА Алексея Савченко, допустившего массу грамматических ошибок в своей презентации. А также тот факт, что представители АП и близкие к главе государства нардепы претензий к подобным отборам никогда не высказывали.

Впрочем, в случае с Арсеном Аваковым при назначении госсекретаря МВД обошлось без конфликта — в конце ноября им стал замминистра Алексей Тахтай (который, кстати, работал в администрации Януковича под руководством Левочкина).

Как бы то ни было, за последние три недели никакой новой информации о конкурсе в Нацполиции не поступало. Судя по всему, Аваков не решается проводить его в обход закона, но и отыграть назад не желает. А правительство не осмеливается действовать по закону и объявлять конкурс — что бесспорно свидетельствует о прочности позиций главы МВД. Очевидно, здесь ведутся какие-то закулисные торги.

Укрепляет положение Арсена Авакова и скандал, вызванный Александром Онищенко, утверждающим, будто против Кабмина Арсения Яценюка велась проплаченная кампания. «Народный фронт» активно использует данную ситуацию, чтобы муссировать тему дискредитации своего лидера и его правительственной команды, и хотя заказчики не упоминаются, подтекст заявлений указывает на Банковую.

Неопределенность с конкурсом в Нацполиции теоретически ухудшает перспективы утвердиться в должности главного полицейского страны близкого к Арсену Авакову еще с харьковских времен и. о. главы этой структуры Вадима Трояна.

С 1 января вступают в силу нормы закона о Нацполиции, которые предъявляют ряд требований к ее руководителю, в частности семилетний стаж работы в области права (которого, судя по сведениям из открытых источников, у Трояна нет).

А провести всю конкурсную процедуру до конца года уже невозможно. По закону «О государственной службе» срок подачи документов для участия в конкурсе — не менее 15 дней с даты официального объявления о его проведении. Допустим, при желании с проверкой документов и собеседованиями можно уложиться в один день — и тогда же объявить победителя. Однако назначить его все равно можно минимум через десять дней после обнародования результатов (этот период отводится на принятие решения об обжаловании итогов отбора).

Т. е. процесс можно ужать в самом лучшем случае до 26 дней. Понятно, что даже при таком варианте назначить главу Нацполиции по закону до Нового года нельзя. Впрочем, не все в Украине сейчас, увы, делается по закону.

Об увольнении в рассрочку

6 декабря ВР приняла решение, по которому косвенно можно судить, когда власть планирует урегулировать ситуацию на Донбассе.

Парламент одобрил в целом изменения к закону «О воинской обязанности и воинской службе», которые должны наконец дать возможность контрактникам уволиться из армии. Ведь согласно остающейся пока в силе норме, которая распространяется на добровольцев, уходивших в армию в 2014 г., контракт действует до окончания «особого периода».

Минувшим летом парламент уже пытался решить эту проблему, предоставив основной массе контрактников право уволиться из армии. Президент соответствующий законопроект ветировал на том основании, что с его вступлением в силу из ВСУ могут уволиться 57 тыс. человек, и заменить их без мобилизации будет некем.

Сейчас выход вроде бы найден. По крайней мере глава парламентского комитета по обороне Сергей Пашинский утверждает, что изменения согласованы с Генштабом и Минобороны.

Данный закон предполагает, что покинуть армию смогут, во-первых, те, кто заключил контракт еще в мирное время, если они прослужили полтора года после истечения его срока; во-вторых, те, кто подписывал контракт «до окончания особого периода», но при этом отслужил уже два года.

Правда, вернуться на гражданку желающие смогут не сразу — численность увольняющихся в конкретные сроки будет определять Минобороны. Однако предполагается, что процесс должен завершиться в течение года после принятия закона.

Именно здесь загвоздка. Ведь изначально предполагалось, что увольнение контрактников растянется на два года (видимо, данный момент был в числе самых принципиальных для военного руководства), но ВР решила по-своему. И не исключено, что президент наложит на документ вето и предложит сделать срок двухлетним.

Из парламентских дебатов понятно, что руководство страны (а Генштаб и Минобороны, безусловно, согласовывали свою позицию с Порошенко) предусматривает, что 57 тыс. контрактников смогут уволиться из армии к началу 2019 г. Из этого может следовать, что к тому времени власть планирует уладить конфликт на Донбассе — и это позволит сократить армию.

Хотя все может быть проще — ни о каком урегулировании речь не идет, и руководство страны рассчитывает, что к этому сроку армия сможет пополниться новыми контрактниками.

Но в любом случае к началу 2019 г. власть будет вынуждена всерьез решать проблему десятков тысяч вооруженных людей, недовольных фактическим закрепощением в армии (а также членов их семей). Ведь именно тогда фактически должна стартовать очередная президентская кампания.

О предохранителе от дружбы с Москвой

Заявления беглого депутата Александра Онищенко о махинациях, которые он проворачивал в интересах президента, о скупке голосов депутатов ВР поневоле вызывают сравнение с «делом Мельниченко». Правда, в наши дни общественный резонанс подобных разоблачений несоизмеримо слабее — власть приучила нас, что без злоупотреблений она не может.

Посему ключевой вопрос — существуют ли вообще «пленки Онищенко»? Ведь, как показывает практика, если очередной разоблачитель сообщает об имеющемся у него убойном компромате, но обещает обнародовать его позднее, то в 99% случаев никакого продолжения не следует. Т. е. это блеф.

Правда, первая запись из предполагаемого «досье Онищенко» уже появилась — но вовсе не с президентом, а с Олесем Довгим. И что же? Разговор, конечно, не совсем благопристойный с формальной точки зрения (в части невмешательства исполнительной власти в работу правоохранителей и суда и т. п.) — но в целом это наша обычная «политическая жизнь».

Еще один важный вопрос: мог ли быть Онищенко настолько близким к президенту, чтобы ему поручали задачи столь деликатного свойства, как заявил бывший «регионал», член депутатской группы «Воля народа»?

Более логичным представляется, что функция Онищенко сводилась к коммуникации между Банковой и Тимошенко, и его собственные проблемы начались именно после того, как отношения между президентом и лидером «Батькивщины» окончательно разладились.

Примечательно, что практически одновременно с заявлениями Онищенко «УП» опубликовала пространный материал «Война и бизнес. Как друзья Порошенко контролируют миллиардные заказы Укроборонпрома. Часть 1» (т. е., следует понимать, будет продолжение).

А Сергей Лещенко заявил, что недавно к нему обратился «один из представителей ныне правящей элиты и окружения Порошенко» и попросил помочь вступить в контакт с правоохранительными органами США, дабы предоставить им информацию о коррупции в Украине, в т. ч. об использовании для политического взяточничества американских корреспондентских счетов.

«Этот человек такие контакты от меня получил, — признался Лещенко. — И когда это стало известно Порошенко, он лично дал указание расправиться со мной».

А ведь и Онищенко сообщил, что передал все имеющиеся у него материалы, касающиеся Порошенко, американским правоохранителям.

Похоже, украинцев готовят к своеобразной легализации компромата на Порошенко. Т. е. к тому, что соответствующие материалы могут быть в нужный момент не просто обнародованы — при этом будет объявлено, что их аутентичность подтверждается компетентными органами США. Дескать, американцам передали, те проверили — и никаких претензий к заокеанским партнерам относительно недружественных методов добывания информации.

Но как мне представляется, время для старта антипрезидентской кампании выбрано неудачно. Ведь в новогодние каникулы политическая жизнь традиционно замирает, а в подобных делах крайне важна непрерывность процесса — не допустить потери темпа, не дать обществу переключить внимание на обыденные вещи. Впрочем, возможно, у организаторов есть основания поторопиться до 20 января, когда вступит в должность новый президент США.

Самым любопытным может оказаться еще один аспект «дела Онищенко», о котором я упоминал. В интервью британской газете «Индепендент» беглый депутат рассказал, будто некий высокопоставленный чиновник попросил его организовать и профинансировать пропагандистскую кампанию против тогдашнего главы Кабмина. Дескать, «Яценюк — наш враг, и уничтожит все, что мы хотим сделать. Вы должны помочь мне вышвырнуть его, потому что с этим парнем мы никогда ничего не достигнем».

Онищенко согласился, и, по его словам, организовал «отдел пропаганды» против премьера. Длилась кампания почти десять месяцев, каждый обходился примерно в $3 млн. За эти деньги, в частности, устраивались антиправительственные акции протеста с участием ультраправых, а также проплачивались публикации в СМИ.

«Я убил Яценюка за один год», — похвастался Онищенко британской газете, подчеркнув, что рейтинг премьера упал с 30% до 1%.

Получается, что причина обвала рейтинга Яценюка не в проводимой его правительством политике, а исключительно в кознях президентского окружения (заметим, как легко Онищенко берет на себя все грехи). На фоне внимания, которое экс-премьеру уделяли в последнее время на Западе, этот посыл представляется весьма знаковым.

Возможная цель всей комбинации — вынудить Порошенко вернуть во власть Яценюка, наиболее проамериканского политика верхнего эшелона. Вполне вероятно, что речь идет даже не столько о «проамериканизме» вообще, а о близости к тем кругам на Западе, которых не устраивают итоги президентских выборов в США. И которым в нашей стране нужен лидер (фактический), способный жестко держать оборону, если Трамп решит «разменять» Украину на улучшение отношений с РФ.

Похоже, речь идет о возвращении Яценюка в кресло главы Кабмина. При этом Парубий, Турчинов и Аваков наверняка сохранят свои должности (напомню, избрание Парубия председателем ВР взамен ушедшего в премьеры Гройсмана являлось основным условием, при котором «Народный фронт» соглашался остаться в коалиции). Т. е. НФ обеспечит себе все ключевые посты в государстве, кроме наивысшего.

В итоге Порошенко (вдобавок ко всему ослабленный коррупционными скандалами) окажется в окружении «ястребов». И можно только предполагать, кто в этой конфигурации, оставаясь в относительной тени, будет реальной фигурой №1 в государстве.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Коллективный депутатский разум

Низкую законодательную активность депутаты Верховной Рады компенсируют социальным...

Новизна существеннее идей

Вы узнаете: о соблазне, который слишком велик, чтобы Западу не воспользоваться им; о...

В стране, где нет «вчера»

Вы узнаете: про попытку слить в имидже Порошенко образы радикала и миротворца; почему...

Мыслепреступления как неизбежное зло и борьба с ним

Почему депутаты голосовали за арест Савченко, и ЕСПЧ в данном случае ей не помощник,...

Чужая — среди своих и чужих

Эпопея с арестом Героя Украины Надежды Савченко развивалась практически полностью в...

Настоящих буйных много

Вы узнаете: почему Савченко не станет новым политическим лидером, что такое...

Загрузка...

Идея роспуска ВР — распад системы или ее...

Вы узнаете: есть ли вероятность назначения досрочных парламентских выборов, что может...

Великое изгнание

Вы узнаете: почему ни одно из западных посольств не осудило депортацию Саакашвили, что...

Трамп «запустил дурочку»

Администрация США ясно дала понять, что она заинтересована в «сдерживании»...

Очередной шаг к коллапсу

Bыборы будут проходить в неслыханной доселе атмосфере, когда еще важнее не то, как...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка