Карусель для Донбасса

№1v(729) 16 – 22 января 2015 г. 15 Января 2015 4.5

В интересах ли народа Украины эта бессмысленная кровавая карусель -- вопрос риторический

Главный итог уходящей недели -- отмена встречи на высшем уровне в нормандском формате, которая была намечена на 15 января в Астане. Об этом сообщили министры иностранных дел Украины, РФ, ФРГ и Франции по завершении переговоров, состоявшихся в Берлине 12 января.

Совершенно очевидно, что о столь серьезном мероприятии, как встреча глав государств, объявляют только тогда, когда вопрос практически решен. При этом подразумевается наличие серьезных наработок, которые лидерам предстоит лишь отшлифовать и оформить официально. Увы, не сложилось.

О двух победных неделях Порошенко

Первым звоночком стало заявление Ангелы Меркель, сделанное 10 января: «Встреча на высшем уровне в Астане или в другом месте в настоящее время не может быть подтверждена». И далее: «Все стороны призваны внести вклад в быстрое достижение прогресса на базе минских договоренностей»

В тот же день Ангела Меркель провела телефонный разговор с Петром Порошенко, в котором подчеркнула свою готовность ко встрече в нормандском формате. Но отметила, что все зависит от прогресса в сближении позиций по вопросам перемирия и демаркационной линии.  Любопытно, что госпожа канцлер выделила те проблемы, которые, казалось бы, и так наиболее близки к разрешению, -- перемирие соблюдалось, а размежеваться стороны, по всем признакам, были согласны по фактически сложившейся линии фронта.

И именно на этом фоне стали поступать сообщения о нарушениях перемирия, вылившихся к вечеру 11 января в бои по всей линии соприкосновения. Впрочем, они носили характер артиллерийских дуэлей, в решительное наступление стороны не шли. Что вполне понятно -- захват того или иного пункта, ранее контролировавшегося противоположной стороной, четко укажет на инициатора срыва мирного процесса.

Петр Порошенко в интервью телеканалу France 24 озвучил позицию Киева в отношении неподконтрольных районов Донбасса: «Мы готовы предложить им специальный статус свободной экономической зоны со специальным режимом отношений с Россией и ЕС». При этом в регионе должны состояться свободные выборы в местные органы власти по украинским законам.

Президент Украины подчеркнул: чтобы остановить войну, необходимо просто выполнить минские договоренности. Ключевой элемент этих соглашений -- «прекращение огня, закрытие границы, отвод всех иностранных войск». По утверждению Порошенко, после выполнения этих пунктов конфликт будет полностью исчерпан в течение двух недель.

Очевидно, что в такой ситуации переговоры министров иностранных дел в Берлине стали формальностью. Это дал понять глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер еще до начала встречи: «Не уверен, что прогресс будет достигнут -- но будет неправильно, если мы не попытаемся его достичь».

Параллельно (т. е. до встречи министров) прозвучало высказывание председателя комитета Европарламента по вопросам иностранных дел Эльмара Брока, что встреча в нормандском формате, которая планировалась на 15 января в Астане, перенесена на несколько недель.

О широкой узости протокола

В Берлине главы МИД Украины, РФ, ФРГ и Франции в совместном заявлении призвали контактную группу собраться как можно быстрее, чтобы договориться об условиях прекращения огня, доставке гуманитарной помощи и освобождении пленных. И когда по этим вопросам будет достигнут прогресс, станет возможной встреча глав государств в Астане.

Таким образом, министры согласились, что нормандский формат будет подчинен минскому -- который предполагает участие во встречах трехсторонней контактной группы (Украина, РФ, ОБСЕ) представителей «ДНР» и «ЛНР». И уже после берлинских переговоров о таком варианте ясно сказал спикер немецкого МИД Мартин Шефер.

Признание приоритетности минского формата можно считать победой России, которая постоянно настаивала на диалоге Киева с «республиканцами».

Сразу после встречи в Берлине глава МИД РФ Сергей Лавров, выйдя к журналистам, призвал Киев к переговорам не с абстрактными лидерами юго-востока (как было раньше), а с представителями «ДНР» и «ЛНР», которые «должны полноценно ощущать себя вовлеченными в этот политический процесс в качестве равноправных партнеров». Подчеркнул он и необходимость обеспечения «особого статуса Донецкой и Луганской провозглашенных народных республик», причем, как видно из его слов, минские договоренности такой статус предполагают.

До сих пор в России «республиками» донбасские новообразования называли депутаты Госдумы и чиновники низового уровня. А согласно международному праву лишь три лица могут официально говорить от имени страны -- глава государства, глава правительства и министр иностранных дел. Таким образом, высказывание Лаврова -- это де-факто признание Россией «ДНР» и «ЛНР». Правда, не как отдельных государств, а как образований, имеющих право на особый статус в составе Украины.

Речи Лаврова ясно говорят об ужесточении позиции Кремля. При этом информация о его выступлении перед журналистами вдруг исчезла с сайта российского МИД (хотя на множестве солидных ресурсов она осталась). Однако «республиканские» формулировки глава российской дипломатии озвучил еще до подведения итогов переговоров. Что видно из стенограммы его совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Латвии Эдгаром Ринкевичем от 12 января на том же сайте МИД РФ:

«Самое главное, все сходятся в том, что нам важно поддержать усилия по восстановлению территориальной целостности Украины, включая регионы, находящиеся сейчас в Луганской и Донецкой областях (провозглашенные ДНР и ЛНР). Но для этого необходимо обеспечить решение системных проблем, наиболее серьезной из которых является отсутствие какого-либо прогресса или даже начала движения в проведении конституционной реформы с участием всех регионов и политических сил Украины -- того, о чем договаривались еще в апреле 2014 г. Пока такой процесс не будет начат, у «партии войны» будет сохраняться искушение решить проблему восстановления и обеспечения территориальной целостности Украины не на основе выстраивания общенационального согласия и обеспечения консенсуса в обществе, а путем очередного силового сценария. Это неприемлемо, и будет разрушительно для наших украинских соседей.

В минских договоренностях было многое записано: необходимость прекращения и недопущения преследования участников событий на юго-востоке Украины, разработки программы экономического восстановления Донбасса (вместо этого мы видим попытки экономически и логистически изолировать эти территории), разработки закона об особом статусе провозглашенных республик. Ничего из этого пока не делается. Хорошо, что ЕС не наказывает Украину за невыполнение минских договоренностей -- украинская экономика и так находится в плачевном состоянии».

Напомню, однако, что в Минском протоколе трудно увидеть и намек на согласие с признанием субъектности «ДНР» и «ЛНР». Пункт 3 этого документа гласит: «Провести децентрализацию власти, в т. ч. путем принятия Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе)».

Конечно, Украина вправе возражать против такой трактовки минских договоренностей. Но зададимся вопросом: что они собой представляют? Это только комплекс условий и действий, прямо прописанных в протоколах от 5 сентября и от 19 сентября, -- или же нечто большее?

Поясняю. Минские соглашения не предполагали выборы ни глав «ДНР» и «ЛНР», ни парламентов этих образований. Речь шла лишь о формировании органов местного самоуправления по законам Украины -- и в то же время не указывалось, что структуры, претендующие на власть на неподконтрольной Украине территории, должны самораспуститься. Таким образом, с точки зрения буквы минских договоренностей или понимания их в узком смысле можно спорить о легитимности этих выборов.

Но вот с точки зрения понимания этих договоренностей в широком смысле, выборы 2 ноября противоречили этому документу -- если не букве, так духу. Что такое «широкий смысл» или «дух» Минского протокола? На мой взгляд, с одной стороны, это все то, что написано в нем непосредственно, а с другой -- все существовавшие на момент подписания официальные отношения между его субъектами, которые носили законный и мирный характер и, очевидно, по этой причине были обойдены в документе.

Поэтому, если, скажем, на Донбассе станут национализировать хоть государственное имущество Украины, хоть частную собственность Ахметова -- это, очевидно, будет нарушением Минского протокола в широком смысле. Однако при таком понимании безусловное нарушение -- и отказ от выплаты пенсий и социальных пособий жителям неподконтрольных Украине территорий. А также прочие меры по блокаде Донбасса, включая недавно введенные ограничения транспортного сообщения и особый режим въезда и выезда.

С такой трактовкой Минского протокола можно не соглашаться. Но факт остается фактом: отношения Киева с конфликтными территориями обрастают все большими проблемами, которые не упомянуты в тексте. А значит, призывы, сводящиеся только к выполнению протокола в узком, буквальном смысле, несут на себе печать ущербности. Для шагов на пути к миру надо либо трактовать документ широко, либо готовить новый -- разумеется, с учетом прежних договоренностей.

Между тем, субъектами мировой политики минские соглашения трактуются в основном в узком смысле. Доказательством этого является и то, что о выборах в «ДНР» и «ЛНР» как нарушении этого документа сейчас не говорят ни на Западе, ни в Киеве. Широко рассматривает договоренности только Россия -- впрочем (как и все участники конфликта), выбирая в документе прежде всего то, что выгодно ей.

Об английском в украинском по немецкому…  

Надо отметить что в Минском протоколе закон об особом статусе является лишь одной из составляющих децентрализации власти в Украине, которая невозможна без конституционной реформы. По этому поводу там же в Берлине Сергей Лавров заявил: «У министров растет понимание того, что без начала конституционной реформы на Украине с участием всех регионов и политических сил договариваться по остальным вопросам будет трудно».

Похоже, российский министр выдает желаемое за действительное, ибо публичных высказываний такого рода со стороны его коллег не слышно. Правда, глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер говорил о необходимости таких реформ и в начале мая, и выступая в бундестаге в сентябре сразу после заключения минских договоренностей. Хотя по нынешним меркам это уже довольно давно.

В последнее время казалось, что инициативу в достижении компромисса со стороны Запада возьмет на себя Франция. А Германия вынуждена будет подстраиваться под нее, ибо не сможет игнорировать мнение Парижа о необходимости ослабить санкции против Москвы (как игнорирует мнение Афин или Будапешта). Однако этим предположениям, похоже, не суждено оправдаться.

После расстрела редакции Charlie Hebdo Франция, видимо, на некоторое время сосредоточится на внутренних проблемах -- и ничто, кроме «нормандского происхождения» формата переговоров по Украине, не будет говорить о ее реальном участии в этих дискуссиях. Да, Лоран Фабиус присутствовал на встрече в Берлине, но показательно, что ни сайт МИД Франции, ни страницы министра в Фейсбуке и Твиттере не сообщили о ней.

Стало быть, главную роль от Европы в нормандском формате будет играть Германия. При этом очевидны разные акценты в подходе к кризису у канцлера и министра иностранных дел. Так, Меркель постоянно подчеркивала, что Россия должна оказать свое влияние на донбасских боевиков, а Украине канцлер не предъявляет никаких требований. А Штайнмайер, напротив, настаивал, что вклад в дело мира должны внести все стороны. В сходном ключе высказывался и однопартиец министра, лидер социал-демократов вице-канцлер Зигмар Габриэль, говоривший о необходимости ослабить антироссийские санкции.

Правда, незадолго до берлинской встречи наметилось сближение риторики по украинскому вопросу между канцлером и МИД -- причем обоюдное.

О позиции ФРГ можно судить и по тому, что Арсения Яценюка в Берлине принимали с такими почестями, каких ранее не оказывали ни одному премьер-министру Украины.

Визит носил официальный характер. Обычно в Германии так принимают премьеров парламентских республик или монархий, в которых функция главы государства носит сугубо представительский характер. А в остальных случаях чести официального визита, как правило, удостаивается президент. Т. е. руководство ФРГ демонстративно проявило симпатии к Арсению Яценюку (занимающему по Донбассу весьма жесткую позицию) -- притом что Петр Порошенко эту страну с визитом пока не посещал.

Впрочем, оказалось, что немцев беспокоят самые разные аспекты деятельности украинской власти. Так, в ходе выступления Арсения Яценюка в Немецком обществе внешней политики был поднят вопрос о выплатах пенсий жителям Донбасса.

В подробном отчете об этом мероприятии, в частности, указывается: «Яценюк утверждал, что Киев не отрезал этой зимой пенсии и зарплаты жителям Донецкой и Луганской областей. «Неправда, что мы прекратили пенсионные выплаты, -- сказал он. -- …Центральное правительство продолжает выплачивать миллионы, в том числе пенсий, зарплат, социальных пособий, хотя из-за сепаратистов в регион практически невозможно доставлять наличные деньги и гуманитарную помощь».

Поверили ему слушатели или нет, это другой вопрос.

А самое нашумевшее откровение Яценюка прозвучало в программе «Темы дня» канала ARD: «Мы все с вами хорошо помним советскую invasion (в переводе с английского -- «вторжение». -- С. Б.) как в Украину, так в том числе и в Германию. И этого нужно избежать. Мы никому не позволим переписывать результаты Второй мировой войны».

Употребление главой украинского правительства английского слова в ключевой позиции показывает, что он тщательно выбирал выражение. В связи с этим вспомнился роман «Волшебная гора» немецкого классика Томаса Манна. Герой этого произведения тоже переходит на английский язык, когда произносит длинное и хорошо продуманное признание в любви -- дабы подавить волнение.

Некоторые немецкие издания (в частности «Шпигель» -- один из ведущих журналов) зло посмеялись над Яценюком. Отдельные журналисты затрагивали эту тему на брифингах правительственных чиновников. Но в целом для страны, которая официально подчеркивает, что преодолела тяжкие ошибки прошлого, реакция была весьма сдержанной.

В целом, как видится, близкие позиции Киева и Берлина сводятся к тому, чтобы не форсировать процесс мирного урегулирования. Определенную роль здесь играет надежда на то, что экономические проблемы и гнет санкций сделают Россию более сговорчивой. Видимо, есть расчет и на «военно-экономическое» удушение самопровозглашенных республик.

 О тоннельных мечтаниях фаната Сороса

 Косвенное тому подтверждение -- запись в Фейсбуке советника министра внутренних дел Антона Геращенко: «Моя мечта, это чтоб через три, максимум пять лет жители оккупированного Крыма и Донбасса строили тоннели, ломились через стены и заграждения из колючей проволоки, через Чонгар или Счастье на территорию Свободной Украины в поисках работы, социальной защиты, высокого качества жизни в противовес тому Мордору в который к тому времени окончательно превратится Российская Федерация, ведомая Путлером к полной катастрофе. Исключением может стать только тот вариант, что Путин к тому времени вернет и Крым, и Донбасс».   Из этих пассажей персоны, отнюдь не относящейся к «голубям», можно сделать вывод, что на скорое освобождение Донбасса в киевских верхах не рассчитывают.

Скорее избрана тактика вялотекущей войны, в которой события идут по определенному кругу: обострение вдоль практически неизменной линии противостояния, затем очередное перемирие, попытки международного урегулирования, срыв перемирия -- и так далее.

В интересах ли народа Украины эта бессмысленная кровавая карусель -- вопрос риторический. Но у власти свои резоны -- тут и очевидный интерес некоторых зарубежных партнеров, и расчет на то, что война спишет все экономические беды. И, вполне вероятно, надежда на то, что «на войну» денег дадут скорей и больше. Впрочем, надежда эта пока не оправдывается, свидетельством чему еще один фрагмент из откровений Антона Геращенко:

 «Джордж Сорос в свои 84 года видит дальше многих молодых политиков Европы и США. Он парит в своих размышлениях над мелочностью Обамы и прочих политических карликов… Джордж совершенно правильно говорит о том, что Европа и США, прогнозируемо не делающие (так в оригинале; очевидно, имелось в виду -- «не желающие». -- С. Б.) воевать с Россией, должны делать все возможное для экономического укрепления Украины. Также как США это сделали планом Маршалла для Западной Германии в противовес Восточной. И также как сделали с Японией и Южной Кореей в противовес Китаю, Северной Корее и СССР».

Вполне предсказуемо осталось голословным сделанное в середине декабря заявление президента Евросоюза Дональда Туска, что «ситуация в Украине требует немедленной реакции, а не в следующем году, потому что в следующем году уже может быть поздно».

Сразу после новогодних каникул стало известно о решении ЕС выделить Украине 1,8 млрд. евро. Еще 500 млн. должна предоставить Германия по итогам визита Яценюка.

Впрочем, в Берлине Арсений Петрович подписал лишь протокол о намерениях, да и деньги выделяются на восстановление Донбасса.

Решение о кредите ЕС также должно пройти через бюрократические процедуры, включая утверждение в Европарламенте. И в обоих случаях речь идет о «программе», т. е. средства разделены на несколько траншей, на срок до полутора лет.

А нужны они уже сейчас -- и в куда больших размерах. Ведь только за декабрь золотовалютные резервы НБУ сократились на 24,4%, составив на 1 января всего $7 млрд. 533 млн. Еще несколько месяцев в таком темпе -- и Украина, к сожалению, станет банкротом.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Зоны и фрагменты

Тенденция ухудшения качества каждого нового состава ВР неотвратимо будет продолжена

Старый порядок и «перманентная революция»

Даже задорные идеи о свободах, творчестве, новом патриотизме и гражданском...

Выход партии войны

Вы узнаете: как Конституционный Суд объяснил свое решение подтвердить правомерность...

Государство в смартфоне

Игра в загадочность все больше походит на то, что за этой ширмой кроется абсолютный...

Неудачная пародия

Мы — свидетели еще одного украинского цикла очарования-разочарования, когда на...

Месяц президентства

Отличие команды Зеленского от администрации предшественника может оказаться...

Загрузка...

Тень Порошенко может еще долго довлеть над страной

Зеленский постепенно загоняет себя в старые политические рамки, из которых будет все...

Кто все эти люди

Вы узнаете: почему Зеленский не устоял под натиском Авакова и Коломойского; как должен...

Медленные танцы с соблюдением дистанции

Вы узнаете: зачем ситуативный союзник президента Арсен Аваков натравил на главу...

Открытая закрытость и другие возможности

Закрытые списки, упорядоченные и доступные для изучения, дают шанс оценить примерный...

Зеленский — второй Порошенко?

Вы узнаете: о смысле новых кадровых назначений Зеленского; каковы причины резко...

Президент замахнулся булавой на парламент

Вы узнаете: почему парламент решил безропотно самораспуститься; зачем подал в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка