Кризис распада

№36(920) 6 – 12 сентября 2019 г. 04 Сентября 2019 5

Нет перспективы конца

Как говорил Гоголь, грустно оттого, что в добре не видишь добра. Примерно так. В пятницу состоялось первое заседание новой ВР. Партия «Слуга народа» имеет уверенное большинство и потому готова начать обустраивать нашу заждавшуюся страну.

Она и начала. Уже можно говорить об образовании в Раде как бы коалиции СН с проектом «Голос» и депутатской группой «За будущее» Коломойского-Авакова. 

В первый день работы сессии нового парламента появилась группа в составе 23 депутатов. В основном это люди Игоря Валерьевича и Арсена Борисовича. Пока глава фракции СН рассказывает нам о «временном пребывании Авакова в правительстве», тот устраивается поудобнее. Какой тут «переходной министр» сроком на шесть месяцев! Скорее временное правительство Гончарука в полном составе уйдет в отставку.

Хочется сказать что-нибудь позитивное. И оно есть у нас. За шестнадцать часов, пока длилось первое заседание ВР, не было у депутатов СН и назначенных министров той квази патриотичной одержимости, которой был охвачен предыдущий состав. Разве что глава МИД слегка порадовал. Пока вместо «парламента воюющей страны» мы увидели Раду «переходного периода»: распродажа всего должна проходить в относительной тишине. Потом уже можно будет обвинить какую-нибудь колонну и ясно какого Владимира Владимировича.  В т.ч., как было обещано, президент, его партия и его парламент будут останавливать войну.

Произнося это, как-то неловко себя чувствуешь и от двусмысленного названия партии, и от безвкусицы, которой наполнено все это большинство, и от самого большинства, наличие которого не устают подчеркивать.

Янукович, впрочем, тоже имел уверенное большинство в парламенте, однако мы знаем, что оно ему в трудную минуту ничем не помогло. А может, в двусмысленности новой власти весь как бы глубокий смысл?

Буквально сумел президент в очередной раз нокаутировать своих слушателей своим знанием своей истории – отличной от истории обычной. Мы думали, что история парубиев-порошенков –  это уже предел падения, но нет – есть еще куда двигаться. Если нельзя  вниз, то можно еще в какую-нибудь сторону от истории. Мы все-таки думаем, что уровня культуры и широты кругозора не хватает не у президента, а у его спичрайтеров. А вдруг он сам пишет свои речи? И потом, спичрайтеров тоже мог бы взять немного более высокого уровня -- культура у нас товар теперь недорогой.

Но, чтобы понять все-таки происходящее, нужно учесть количество игроков. У нас в стране действуют и борются за власть не три политические силы (как считают некоторые аналитики), а четыре. Суть в том, что на Украине действуют две конкурирующие американские политические силы: условные республиканцы Трампа и условные демократы клана Клинтон-Буша. Условные потому, что партии эти трудно различимы, и в обеих есть сторонники обоих кланов. Причем кланы эти пребывают в состоянии жесткого конфликта.

Именно острый конфликт двух американских политсил (в которых наши американские друзья сами разобраться до конца не могут, поскольку не все они такие уж тонкие политики) позволяет действовать и бороться за власть на Украине еще двум (или трем) украинским политическим центрам.

Если бы американская политика в отношении Украины (да и всех других мировых субъектов) велась из единого центра, то и внутренняя политика имела бы в этих субъектах совсем иной вид. На Украине, например, противоречия между олигархическими кланами были бы быстро устранены, и за власть боролись бы (при поощрении наших американских друзей) максимум два политических центра.

Т.о. именно внутриамериканские разногласия делают нашу внутреннюю политику столь интересной и малопредсказуемой. Подчас даже веселой, а иногда просто трагической. Действительно, два клана ведут как бы «холодную» гражданскую войну, и каждая из сторон внутри американского конфликта решает собственные проблемы.

Быть ареной чужой политической борьбы – дело гораздо более беспокойное, чем быть просто спокойной глобальной периферией. Но, может, в будущем нам этот трагикомический опыт пригодится?

Подведя некоторый промежуточный итог, скажем, что эти четыре силы на паях контролируют и самого Зеленского, и его как бы парламентское большинство, и новое правительство. Именно эти силы принимают (в борьбе) стратегические решения, которые затем парламент послушно легитимизирует, подчас не совсем пока понимая, о чем там идет речь. Но как только научатся понимать – сразу появится в политическом пространстве еще одна политсила. Потом они озвучат решения в качестве президентских инициатив, постановлений правительства или законопроектов, инициируемых депутатами.

Результаты по захвату полноты власти подвел украинский премьер Алексей Гончарук. По его словам, курс прежнего президента Петра Порошенко и его премьера Владимира Гройсмана был совершенно правильный, просто проводился медленно. За вторую «пятилетку майдана» Украина лишилась почти 10 миллионов граждан, ставших жертвами социального геноцида в результате «100 успешных реформ». Теперь двигаться они намерены быстрее.

Зеленский на встрече с представителями бизнеса в Польше призвал предпринимателей инвестировать в Украину, пообещав лично защищать эти инвестиции, сообщает его пресс-служба. Зеленский: «Я лично готов защищать все инвестиции. Мы уже подготовили более 70 законопроектов». Основные проекты касаются реформ в правоохранительной и судебной системах Украины, а также улучшения инвестиционного климата для бизнеса. Лидер Украины также рассказал о проекте «Страна в смартфоне».

Живи и радуйся. Кто бы еще рассказал, куда именно Польша собирается инвестировать! И сколько. И где возьмет. Ну, а об инвестициях, которые президент собирается защищать в Украине, – что же ему еще делать с инвестициями? Вот только незадача: в страну, которая открыта настежь (а мы именно такая страна завлекательная), придут (если придут) инвестиции только на покупку земли и металлолома, что еще остался. Никакие другие инвестиции приходить не будут, как они не приходили и раньше, хотя Порошенко тоже был готов их защищать.

Т.е. это будут инвестиции, уничтожающие страну. С металлоломом все понятно. С продажей земли еще понятнее: это целенаправленное уничтожение украинского села, поскольку крупные современные агрохолдинги, которые купят землю (поскольку больше некому), в рабочих руках не нуждаются – там все предельно автоматизировано. А немногие рабочие места достанутся отнюдь не украинцам, а пакистанцам, бангладешцам, поскольку они более дисциплинированные и, что главное, более дешевые. Иных вариантов нет. И этот процесс уже идет. Пока нелегально, но либертарианцы готовы, как мы понимаем, все быстро легализовать.

Инвестиции же в производство, которое создает рабочие места, в такие распахнутые страны никогда не заходят. Зачем? Рабочие места нужно создавать у себя дома. Это на самом деле очень трудная работа, особенно в кризис. Вот Трамп этим пытается активно заниматься. А сами по себе рабочие места создаваться не будут. Либертарианское государство (которое в телефоне) на это заведомо не способно. Инвестиции, которые создают рабочие места (и вкладываются в высокие технологии), делаются фирмами вынужденно для завоевания рынка в страны, которые свой рынок ценят и защищают.

Для Украины, чей рынок открыт настежь евроассоциацией, условий для создания иностранными фирмами производств с высокой добавленной стоимостью нет в принципе. Подобные инвестиции не то что защищать государству не нужно – государству самому от таких инвестиций защищаться необходимо. А представлять инвестиции, однозначно уничтожающие страну, как некое достижение – это или непонимание простой в сущности проблемы, или намеренное освобождение территории от украинского населения. Под громкие патриотические как бы штампы.

Вариант с непониманием этой простой проблемы – он все-таки лучше. Ну не понимают как бы патриоты, почему трудоспособный народ убегает из страны, и все тут. А если здесь намеренное либертарианское освобождение территории, то с этим уже как-то бороться нужно. Притом бороться срочно. Или не нужно? Либертарианцам в принципе какая разница, кто на этой территории жить будет!

У нас в последние годы нет процессов развития, нет становления чего бы то ни было. Вместо этого продолжается процесс распада институций и инфраструктуры, доставшихся нам в результате распада СССР. Иными словами – это отнюдь не кризис роста, а очевидный кризис распада. Нет точек роста. Нет взаимодействия, нет обратной связи между властью и обществом. Власть сама по себе – общество само по себе. Никакой компромат уже не находит отклика в социуме.

Оживление Верховной Рады – это же, безусловно, положительное явление, дающее нам надежду на воплощение в жизнь прекрасного лозунга: закон один для всех. Однако на этом пути нас ожидает много опасностей, поскольку политический кризис произрастает не из какого-то политико-психологического состояния общества (хотя общество не просто расколото, но фрагментировано). Кризис произрастает из отсутствия целостного сознания в обществе. По большому счету, кризис распада может прекратиться тогда, когда будет найдена хоть какая-то точка роста. То ли в сфере экономики, то ли в сфере идеологии. То ли еще где-то.

И вместо поиска собственного, единственно возможного в наших условиях и в наших ландшафтах того кристалла роста, политикум (оказавшийся таковым волею несчастного случая) в лучшем случае пытается копировать иностранные образцы, не понимая, что они явились миру и произрастали в совершенно иных природных и исторических условиях. В худшем варианте политики наперегонки бегут отворять ворота для варягов, наивно надеясь, что они нам построят жизнеспособное государство. А интересы государства находятся вне поля зрения политиков не потому, что политики такие плохие, а потому что они не могут их правильно сформулировать.

Как когда-то процесс развала страны по имени СССР нам выдавали за перестройку, так и сегодня реальный развал остатков страны по имени Украина, анархию, произвол и коррупцию нам выдают за демократию и евроинтеграцию. В обоих случаях – это циничная ложь.

Если же рассматривать распад как развитие, то понять что-нибудь в происходящем действительно сложно. А если смотреть на распад как на распад, без розовых (или оранжевых) окуляров, то все происходит примерно так, как и должно происходить. Умеренно истерично. Среди общей массы мнений и комментариев по оценке текущего момента преобладают те, согласно которым якобы мы еще не сделали окончательного судьбоносного выбора и не отбросили ни один из возможных вариантов. На самом же деле выбор сделан, но мы о нем еще не знаем.

В этом смысле нынешнее наше состояние вполне естественное (не скажу нормальное), поскольку ничего иного в подобных исходных условиях и быть не может. При непонимании природы общественных и культурных (в широком смысле слова) связей любое действие власти, каждая попытка даже революции, каждая попытка начать что-то с чистого листа вызывает все большее разрушение информационно-энергетических связей в обществе, разрушение хоть какого-то реликтового по природе постсоветского порядка.

И поскольку мы ничего своего взамен разрушенного не строим (и даже не знаем, что же нам, собственно, нужно построить), то возрастает энтропия власти. Причем разрушение информационно-энергетических связей происходит абсолютно во всех сферах жизнедеятельности: общественного сознания, экономики, инфраструктуры, государственного строительства и пр. Мы бездумно дорабатываем остаточный постсоветский ресурс. И нас неизбежно ожидает увеличение частоты и масштаба природных и техногенных катастроф. Поскольку все в этом мире взаимосвязано.

«Парадокс в том, что если нет перспективы конца, то все делается конечным». Слова Бердяева, сказанные им в подтверждение одной из своих философских концепций, вполне укладываются в логику обострившегося сегодня в Украине конфликта интересов политических элит. Если нет перспективы конца конфликта, то все в стране делается конечным. Конечной делается сама страна.

Мы в определенном смысле живем по инерции – продолжаем сохранять форму при отсутствии самой формы. Ни одно самое умное изменение закона не способно вывести нас из этого кризиса, поскольку природа его отнюдь не в несовершенстве закона, а в продолжающемся процессе разрушении общественных связей. Это не означает, что не нужно устранять фрагментированность власти и вводить власть и общество в правовое поле – конечно же, нужно. Но по плечу ли такая задача новой власти? Все же пожелаем им удачи на этом нелегком и еще неизведанном пути.

И наконец, использование государственных институций в неправовой борьбе с политическими противниками (тем более с оппозицией) никогда не дает положительных результатов на продолжительный срок, поскольку неизбежно приводит к потере контроля над институциями вообще. Последние, вместо того чтобы безропотно выполнять волю президента и обслуживать его интересы, неизбежно начинают работать на себя и обслуживать собственные интересы. Кроме того, политические противники тоже начинают подобным образом использовать те государственные органы, которые оказались в данный момент под их контролем, в политической борьбе. В итоге государство превращается как бы в конгломерат феодальных вотчин, где окопалась та или иная союзническая политическая сила. Какая уже здесь демократия!

В результате происходит замыкание государственного аппарата на клановые и корпоративные разборки. Стране впору обзаводиться тогда еще одним параллельным правительством, которое бы занималось тем, чем и должно заниматься правительство: управлением экономики и обеспечением жизнедеятельности страны. Ведь нет договоров по поставкам газа, а зима у нас приходит неожиданно и незаметно. Однако нет никакой гарантии, что конфликтующие стороны не втянут в свои разборки и второе (или какое там уже?) правительство.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Кабмин выбрал нового замглавы Госгеокадастра

Кабинет министров назначил Марину Смирнову заместителем главы Государственной...

В Польше создали мурал впитывающий вредные выбросы

На юге Польши в центре города Бельско-Бяла на стене одного из домов появился мурал с...

Правительство приняло кадровые изменения в органах...

Кабинет министров Украины на внеочередном заседании 22 октября принял кадровые...

Полтавский городской совет будет судиться с Кабмином...

На 37 сессии Полтавского городского совета депутаты поддержали инициативу и.о....

Доля украинского пищепрома достигла 20%

Украинские продукты пищевой промышленности ценятся во всем мире, в Украине они...

В Польше взорвали бомбу времен Второй мировой войны

В Польше вчера, 13 октября, во время обезвреживания взорвалась пятитонная бомба времен...

«Сильное предупреждение» Гончарука

В случае победы на президентских выборах Джо Байдена не исключено, что в Украине...

Ничто так не удивляет народ после выборов, как...

«Демократия предоставляет каждому свободу выбирать...» — отмечено Вильгельмом...

Без шанса на шанс

Новая избирательная система становится камнем преткновения как для партийных...

Тупик судьбоносной реформы

Новая система бюджетного распределения, фактически лишая стабильного финансирования...

Встревоженность, карантин, выборы

Верховная Рада — лидер антипатий: 73% негативных оценок

Неясная простота

Единственное «упрощение», которое поприветствовать никак нельзя, — это...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка