Локализация от Кабмина

19 Сентября 2020 0

В дискуссию о критериях уровня локализации продукции, закупаемой за счет государственного и местных бюджетов, вступило правительство.

9 сентября Кабмин дал поручение Министерству развития экономики и Министерству по вопросам стратегических отраслей промышленности разработать механизм повышения степени локализации в госзакупках с применением этого критерия как обязательного для продукции машиностроения, а также примерную методику определения жизненного цикла товара для расширения эффективного участия украинских предприятий в госзакупках.

Данные инициативы можно рассматривать как продолжение дискуссии, разгоревшейся в правительстве и парламенте относительно принятого в первом чтении законопроекта №3739. В нем выписан перечень из 88 видов продукции, в основном машиностроения, закупать которые за бюджетные деньги уже со следующего года можно будет лишь с соблюдением степени локализации их производства в Украине.

В список попали коммунальная техника, промышленный и грузовой автомобильный и железнодорожный транспорт, гидравлическое и электрооборудование, для каждого вида которого законопроектом определена конкретная норма локализации — 25—45%. С 2024 г. она должна увеличиться до 40—60%.

По логике авторов, это заставит иностранных производителей активнее размещать в Украине свои производства, увеличивая закупки комплектующих внутри страны.

Однако перспектива этого законопроекта до сих пор остается туманной. В представительстве ЕС в Украине его встретили в штыки. Еще летом претензии на этот счет высказал глава этого органа в Украине Матти Маасикас, направивший письма премьер-министру Денису Шмыгалю и спикеру Верховной Рады Дмитрию Разумкову. В них он утверждал, что планы по введению локализации для продукции машиностроения при госзакупках противоречат соглашению об ассоциации с ЕС.

Вице-премьер-министр по вопросам европейской интеграции Дмитрий Кулеба также считает, что законопроект противоречит международным обязательствам Украины, и предложил, чтобы критерии локализации не затрагивали продукцию из ЕС и из стран — членов ВТО. Но это фактически сводит на нет все усилия лоббистов отечественного машиностроения.

Фракция «Голос» в парламенте развернула в отношении законопроекта о локализации натоящий правочный троллинг, зарегистрировав к нему около 2 тыс. поправок, что делает его принятие проблематичным.

Между тем зампредседателя комитета ВР по вопросам экономического развития и один из авторов законопроекта о локализации Дмитрий Кисилевский утверждает, что поручение Минэкономики и Минпромстратегии о разработке собственных неценовых критериев не связано с перипетиями законопроекта №3739.

По его словам, этими наработками Минэкономики занималось и раньше. И если в законопроекте о локализации этот критерий предлагается использовать как квалификационный, т.е. продукция, не достигающая определенной степени локализации, не может быть допущена к закупке, то правительство занимается смежными вопросами участия в тендерах продукции с разным уровнем локализации или вовсе без таковой — там, где будет использоваться критерий приведенной цены. При этом список продукции, где может применяться разработанная правительством методика, может быть более широким, нежели в законопроекте 3739.

«Методика определения жизненного цикла товара должна использоваться при закупках товаров длительной эксплуатации», — утверждает Киселевский. Он уверен: если бы такие критерии были прописаны в скандальном тендере на закупку вагонов для Харьковского метрополитена, в котором продукция Крюковского вагоностроительного конкурировала с вагонами CRRC Тangshan (КНР), то конфликта можно было бы избежать. Тем более что ничего нового для этого придумывать не надо. Фактически речь идет о широко применяемом в мире механизме TCO (Total Cost of Ownership).

Аудитор Михаил Крапивко утверждает, что неценовые критерии на украинских тендерах применяются крайне редко, а критерий локализации применятся лишь в ходе закупок по гособоронзаказу. Однако сомневается, что критерий локализации, выписанный чиновниками, будет отражать реальную стоимость для бюджета той или иной продукции.

«Может получиться так, что после введения понятия локализации участники тендеров столкнутся с массой формальных критериев, которые станут поводом для перепроверок и отмены результатов тендеров. Так что никто не захочет заниматься госзаказом», — считает аудитор.

Фактор неопределенности относительно готовящихся в Кабмине документов подтверждает и Дмитрий Кисилевский. «Мы не знаем, будет ли критерий локализации добровольным или обязательным и к каким именно товарам Минэкономики и Минстратегии разработают методику определения жизненного цикла, но важно, чтобы это была продукция машиностроения, городская техника, а не, условно, мебель или ручки. Тогда это будет иметь практический смысл и начнет работать эффективно», — подчеркивает один из авторов законопроекта о локализации.

Тем временем украинские промышленники утверждают, что им достаточно часто приходится сталкиваться с неценовыми критериями, такими как уровень локализации.

Так, советник генерального директора ООО «Татра-Юг» Николай Щербина рассказал «2000», что в Турции есть требование, чтобы местные комплектующие или сборочные работы составляли более половины трамваев. Иностранные компании допускаются к участию в тендерах. Однако их продукция должна стоить значительно дешевле турецкой.

Беларусь активно субсидирует своих производителей, поэтому их продукция на украинских тендерах оказывается дешевле нашей.

Достаточно часто в тендерных условиях прописываются критерии TCO. Тогда как в украинских закупках нередко фигурируют дискриминационные ограничения, связанные с необходимостью иметь опыт обслуживания конкретных марок техники, что является препятствием для проникновения на рынок новых производителей.

Если какое-то государство субсидирует экспорт, то и мы могли бы вводить зеркальные меры и повышающие коэффициенты для конкурентов.

Однако в любом случае тендерные процедуры необходимо совершенствовать.

Ничто так не удивляет народ после выборов, как...

«Демократия предоставляет каждому свободу выбирать...» — отмечено Вильгельмом...

Без шанса на шанс

Новая избирательная система становится камнем преткновения как для партийных...

Тупик судьбоносной реформы

Новая система бюджетного распределения, фактически лишая стабильного финансирования...

Встревоженность, карантин, выборы

Верховная Рада — лидер антипатий: 73% негативных оценок

Неясная простота

Единственное «упрощение», которое поприветствовать никак нельзя, — это...

Сказал, но не ответил

Самый главный маркер компетенции правительства в экономической сфере — наличие...

Политические партии — не декорации власти

Главная неожиданность в битве за кресло руководителя Киева нас ожидает во втором туре...

Без слуги в голове

На правительственном проекте Госбюджета-2021 попиарится не только оппозиция, но и...

Градостроение в Киеве — не «УДАРная» тема

Вопросы градостроения должны быть краеугольным камнем для любого мэра

Опрос — не референдум

За счет самого факта проведения опроса общественного мнения «Слуга народа»...

Местные выборы в «маленькой Украине»

«Железный занавес» власть готова проводить по границе всего Донбасса

Не каждый профит в строку

Реальное перемирие, если его удастся сохранить до 25 октября, будет сильным активом...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка