Месяц президентства

№25(911) 21 — 27 июня 2019 г. 20 Июня 2019 5

На президентские выборы Зеленский шел в качестве кандидата с буквально никому не известными политическими взглядами и планами. На мой взгляд, у него было сразу два преимущества. Первое — политическая незрелость и отсутствие связей с политиками, доминировавшими в общественной жизни Украины с 90-х годов. Второе — декларирование планов искоренения коррупции и завершения конфликта в восточных районах Донецкой и Луганской областей, т. е. ликвидация тяжелой и изматывающей страну вот уже пять лет проблемы.

При этом он озвучивал интересы всех граждан Украины, а не одних лишь этнических украинцев. Такой подход способствовал росту привлекательности в глазах избирателей и позволил ему дистанцироваться от ряда непопулярных решений, принятых предшественником, который сделал ставку на «армию, язык, веру». Не менее важно и то, что Зеленский пообещал гражданам Украины повышение уровня жизни.

На посту президента он всего месяц, и составить четкое представление о новом главе государства пока очень непросто. Его команда (уже вошедшие в ее состав люди) частично представлена новыми, а частично хорошо — знакомыми лицами.

Олигарх Игорь Коломойский вернулся в Украину сразу после выборов, и на сегодняшний день Зеленский так и не дистанцировался полностью от владельца телеканала, транслирующего его комедийное шоу. Назначение Андрея Богдана главой президентской администрации вызвало тревогу, поскольку этот человек считается адвокатом Коломойского. С другой стороны, выдвижение Вадима Пристайко на пост министра иностранных дел для западных лидеров послужило сигналом о сохранении прозападной политики и готовности к интеграции в НАТО (как минимум потому, что Пристайко руководил постоянным представительством Украины в альянсе).

Недавние визиты во Францию и Германию, судя по отзывам, хорошо восприняты в этих странах. Если говорить о России, то Москва провокационным решением о выдаче российских паспортов жителям контролируемых сепаратистами районов Донбасса задекларировала политику выжидания в отношении нового украинского президента.

Зеленский пытается избавиться от ключевых фигур Кабинета Порошенко — в т. ч. генерального прокурора, министра обороны и главы СБУ. Внеочередные парламентские выборы он назначил на середину июля (сегодня его указ оспаривается в Конституционном Суде), а его партия — «Слуга народа» — с впечатляющим отрывом лидирует в соцопросах. Шансы «Слуги народа» на единоличное парламентское большинство по итогам грядущих выборов достаточно велики, однако многое зависит от результатов СН в очень непростых одномандатных округах, где победу традиционно одерживают кандидаты — ставленники олигархов.

Судя по перечню партий, способных сегодня преодолеть 5%-ный барьер, вероятность создания коалиции против СН выглядит относительно маловероятной. «Оппозиционная платформа — За жизнь» (Юрий Бойко), «Европейская солидарность» (Петр Порошенко) и «Батькивщина» (Юлия Тимошенко) находятся в жесткой оппозиции по отношению друг к другу.

Очередной неофит в политике — партия «Голос» под руководством рок-звезды Святослава Вакарчука — вряд ли окажется реальной альтернативой по причине избыточной близости к Петру Порошенко.

Существующие расклады могут претерпеть существенные изменения уже в июле (буквально на днях на политическую сцену вышел Саакашвили с его новой партией), но результат «Слуги народа» на парламентских выборах все же может оказаться выше результата, полученного Владимиром Зеленским в первом туре президентских выборов. Зеленский обещает, что в списках СН не будет ни одного действующего депутата, и нас может ожидать принципиально новый состав парламента.

Вплоть до сегодняшнего дня президент не предпринял решительных шагов, направленных на завершение войны на востоке страны. Мы слышали лишь расплывчатые рассуждения о «референдуме по вопросу мира» и об отмене торговой блокады в отношении оккупированных регионов.

В ближайшее время можно ожидать встречи подписантов Минских соглашений образца 2015 г. (Франции, Германии, Украины, России), и у Зеленского появится первая возможность встречи с Путиным в режиме тет-а-тет.

Впрочем, прогнозировать планы и действия нового украинского лидера все еще сложно. Более того, есть ощущение, что в вопросе размытости его политики окончательного прояснения не наступит даже после завершения парламентских выборов.

Его выступления в поддержку сохранения режима санкций в отношении РФ за оккупацию Крыма и высказывания о членстве в НАТО свидетельствуют (хотя пока и не полностью убеждают в этом), что отличие команды Зеленского от администрации предшественника может оказаться исключительно символическим.

Тем не менее месяц — слишком короткий период в мире политики, и бывшая звезда телеэкрана, собственно, пока лишь изучает новую и сложную науку. На этом пути его ожидает масса препятствий (не в последнюю очередь от нынешних членов парламента и представителей потерпевшей поражение команды Порошенко).

Судя по активности в социальных сетях, многие представители украинской диаспоры на Западе (в свое время обеспечившие предыдущую президентскую администрацию мощным фундаментом поддержки) все еще ожидают — отчасти с явственным удовольствием — от Зеленского промахов и грубых ошибок.

Однако новый лидер — это бесспорный выбор самой Украины, и ему следует дать время и обеспечить стимулами для достижения успеха. Мерилом успеха Зеленского станет уровень прогресса в борьбе с коррупцией и усилия по завершению конфликта на востоке. Но для этого потребуется частичный пересмотр отношения к России.

С учетом ожиданий электората можно прогнозировать принятие президентом ряда значимых решений по этим вопросам еще до конца текущего года.

Дэвид МАРПЛС


Один месяц — это действительно очень короткий промежуток времени. Обычно новоизбранному президенту даже самые лютые оппоненты дают сто дней, в которые у него есть возможность собрать команду и обозначить первые направления действий.

Пока очевидно, что Зеленский не собирался работать со старым парламентом, и сейчас это тормозит его назначения — а для страны это может означать политическую неопределенность в связи с выборами.

Сам Зеленский не давал много обещаний во время предвыборной кампании, и его трудно считать ответственным за их выполнение. Он только предлагал новый стиль главы государства. И здесь, я думаю, он придерживается этой линии: он неформален, порой даже кажется, что он слишком старается и переусердствует в этом. Он шумный, и таким будет его стиль.

Поездки президента в Европу были успешными, но это не определяющие встречи. В Европе высоко желание помочь Украине и новому руководству. Основные вызовы Зеленского не в Европе, а в Украине и на ее восточных границах. Я также выскажу предположение, что если Зеленский будет дальше практиковать «квартальные» шутки в европейских столицах, людей там это начнет раздражать.

Но если отбросить весь этот шум и позерство, есть две вещи, которые избиратели ожидают от него: экономические реформы и прекращение военных действий на востоке. Они, конечно же, взаимосвязаны. Пока у Зеленского в окружении нет ни тех, кто кажется способным продвигать радикальные экономические реформы, ни тех, кто способен договариваться о мире.

Также пока не было слышно каких-то новых идей или предложений ни о реформах, ни о мире. Наоборот, и в экономической команде, и в разговорах фигурируют люди, которые в той или иной мере уже были в украинском истеблишменте, и их идеи также уже там циркулировали.

Можно сослаться на то, что пока не закончатся выборы, Зеленский будет осторожничать. Что принесут выборы? Cказать сложно. Он явно пытается несколько поменять украинские элиты — и ему, судя по спискам, это в какой-то степени удастся.

Мне кажется, для страны было бы лучше, если бы Зеленский не получил на выборах большинство, и ему пришлось бы работать и договариваться с другими силами. Это создало бы определенный баланс власти.

В конечном счете успех Зеленского будет зависеть от его способности брать на себя политическую ответственность за порой даже непопулярные экономические реформы и находить компромисс с самыми различными (и даже противоположными) политическими группами. За первый месяц он эти способности пока не проявил.

Саша БОРОВИК

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Господин Зеленский, нужны стране деньги: да или нет?

26 марта состоялся экстренный саммит лидеров G20 в формате видеоконференции.

Перенос местных выборов: кому выгодно

Отмена местных выборов если и будет спровоцирована, то лишь серьезным ухудшением...

СН областного масштаба

Результат выборов в Киевской области, как и местных выборов в целом по Украине, - вот...

Кризис как возможность

Закон о земле может быть проголосован только при получении твердых гарантий транша от...

Аттракцион неслыханной смелости

Просматривается определенное совпадение стратегических интересов нынешней...

У Зеленского падает или не падает?

Вопрос удачи важен, но он не может заменить собой потенциал, внутреннюю возможность...

Загрузка...

Правительство невозможного

Меняя правительство, Зеленский стремился убрать из Кабмина как можно больше людей,...

Мюнхенский будильник

После расследования программы «Схемы» любые уступки Зеленского России будут...

На стороне больших батальонов

Судебными исками не изменить политическую систему, в которой массовые партии с...

Вера власти

Быстро бежит время. Скоро год, как состоялись президентские выборы в Украине и на...

Государство как способ жизни народа и бенефициары...

Лондон должен письменно гарантировать отсутствие недобросовестной конкуренции на...

Сколько дивизий миротворцев у Ватикана

Более активное вовлечение Римской церкви в решение гуманитарных проблем Донбасса, о...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка